Среда, 28.06.2017, 19:01 | Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость

Современность

Главная » Статьи » Святыни

Мерянские боги Ростовской земли

Знаменитый Синий камень озера Неро (Трясловский валун)

В последние годы у наших людей появился повышенный интерес к сакральной истории родины. Предметами интереса и поиска становятся культурные и природные объекты, зачастую не имеющие официального статуса "исторического памятника" (например в отличие от Синь-Камня в Переславле). Как правило, все эти места и объекты почитаемы жителями окрестных деревень и городков и считаются священными.


Почитание «священных» мест и объектов до сих пор играет в традиционной культуре русского народа весьма важную роль.  В Ростовской земле было известно немало языческих требищ у священных камней, называемых в народе Синими. На северо-восточном берегу Плещеева озера в 0,5 км к северо-западу от Александровой горы лежит всем известный, легендарный Синий камень. Местное население почитало его божеством и поклонялось ему, что возмущало служителей церкви как идолопоклонство и богоотступничество: «В нем же вселися демон, мечты творя и привлачая к себе ис Переаславля людей: мужей и жен и детей их и разсевая сердца их в праздник великих верховных апостол Петра и Павла. И они слушаху и к нему стекахуся из году в год и творяху ему почесть». Одним из подобных мест в современной Ярославщине можно считать район бывшей Угодичской волости Ростовского уезда, расположенный близ мерянского озера Неро. В нём расположено несколько крупных камней, локально почитаемых местным населением по сию пору. 


Мерянские древности в Ростовском музее

Меряне оставили по себе в Ярославской земле много лингвистических памятников. В округе озера Неро есть много мерянских названий  деревень: Бикань, Ченцы, Карашь, Инеры, Деболы (Деболовская), Ваулиха, Мерековницы, Вёксицы, Шурсколо, Воробылово, Пужболо, Шулец, Шугорь, Кустерь, Чуфарово, Воржа, Сулость, Угожь (Угодичи), Рельцы, Чухолза, Пура, Согила, Воэхта, Кетошь, Пукесово и многие другие.

О широком заселении Ростовской округи мерей говорит и тот факт, что повсеместно распространённое в народе навзание местных курганов — паны, панки, пановы могилки, имеет явно мерянское происхождение. Ибо по-вепсски-чудски, панен значит класть, а пангед — это могила, по-карельски панап — хоронить, по-эрзянски пандо — гора, могила. 

Наш поход к камням начался с села Угодичи, лежащего на берегу Неро. Считается, что место нынешней деревни служило одним из поселений мерян. На его земле были найдены многочисленные предметы мерянской эпохи, в том числе древнейшая в округе монета эпохи римского императора Домициана I века н.э, найденная во время постройки каменной Богоявленской церкви.


Берег Неро

Ростовские князья любили приезжать сюда на охоту. Сын Владимира Мономаха Мстислав построил в Угодичах дубовый дворец Мономахов, дом и деревянную Богоявленскую церковь. При Юрии Долгоруком здесь была построена первая на ростовской земле школа. В разное время Угодичи посещали Иван Грозный, Василий Шуйский, Петр I... 

Основными занятиями жителей села испокон веку были рыболовство и огородничество. В середине XIX века в Угодичах было 2 каменных храма, 6 улиц с 320 домами, из которых 9 каменные и 8 с каменным первым этажом. Но сегодня только высокая полуразрушенная колокольня Богоявленского Храма напоминает о былом богатстве этого села.


Каменная дорога к Неро

Это одно из редких мест на восточном берегу озера НЕРО, когда можно подойти прямо к воде (т.к. там почти нигде невозможно подойти прямо к воде). В начале 20 века между Ростовом и Угодичами ходил пароходик. Это было самое крупное судно на озере. Местные жители до сих пор любят вспоминать этот факт. Для пароходика понадобилась пристань. А к пристани — подъезд. Соорудили насыпь, замостили дорогу. Пароходик исчез, а мощеная дорога цела до сих пор. Рыбаки из близлежащих деревень добираются по ней к воде на рыбалку. А мы подъехали, чтобы посмотреть на озеро.

В старину Угодичи прославились своими соляными варницами, находившимися на берегу озера, между Богоявленкой и Николаевской церквями. Добываемая здесь соль была одним из главных продуктов торговли древнего Ростова с Новгородом.


Колокольня, всё что осталось от Никольской церкви


Великая Мать на наличниках


Драконы, распространённый сюжет на мерьской территории


Наличник второй половины 20-го века. По бокам солнца изображены птицы. 
Подсознательная память о мифе сотворения Мира жива в памяти потомков мерян.

Быстро осмотрев Угодичи мы двинулись на поиски камней.

Чуть в стороне от Угодичей по дороге на Масейцево находятся две деревни - Воробылово (явный мерянизм - окончание на "бол", "был" означает поселение, деревню) и Тряслово. Стоят они рядом с речушкой Воробыловкой. Неподалеку от Тряслово, находятся несколько крупных валунов, называемых в народе Синими. 


Карта Угодичской волости 19-го века. Все обозначенные на ней дороги существуют и ныне. Одни покрыты асфальтом, другие так и остались грунтовыми.
 Наш путь указан красным пунктиром.


Старая дорога идет вдоль ирригационного канала выкопанного до войны с целью осушения обширного болота, обозначенного на карте 19 века, слева от камней. 


По берегам канала встречаются яблони с вполне приличными морозоустойчивыми яблочками).

Свернув с дороги на Гологузово налево, и проехав по грунтовой дороге около километра, мы пошли далее пешком. Пройдя еще около пятисот метров, обнаружили первый валун, называемый "Трясловским"


Вот он, трясловский синий камень. Его длинна в основании  250 см, высота 137 см.
На деревьях висят ленточки, что говорит о его сегодняшнем почитании.

Обычай вешать ленты и тряпицы на деревья у священных камней и источников общефинский. Так в житии  муромского князя Константина читаем о Муроме следующее: "Очныя ради немощи въ кладезяхъ умывающеся и сребреницы на ня поверзающе... дуплинамъ деревянным ветви убрусцемъ обвешивающе и симъ покланяющеся." На Ярославщине до сих пор сохраняются описанные в житии Константина обычаи бросать в родниковые колодези монеты и повязывать на близ лежащие деревья ленты и тряпицы. Сравнивая слова летописца и современные традиции, нельзя не заметить общих языческих порядков.


У подножия валуна лежит камень поменьше.

Трясловский валун в старину так же назывался Велесовым, потому что, согласно преданию, на нём стоял идол Велеса (Керемета), перенесённый позднее в Чудской конец Ростова. Поклонение Синим камням — это одно из древнейших освящаемых традицией обрядовых молений, обращенных к многообразным природным силам и стихиям, уходящее корнями в древнюю мерянскую историю.

Осмотрев камень и возложив ему дары, мы двинулись ко второму валуну, находящемуся вблизи  деревни Тряслово. Его местные жители так же называют синим.


Второй валун раза в три меньше первого и лежит в метрах пятистах от Тряслово, в метрах 60-ти от канавы.

Местные информаторы, краеведы Юлия и Евгений Ковансковы рассказали, что жители Угодичей называют синим первый камень и ничего не знают о втором, а жители Тряслово называют синим и почитают второй валун. Доказательство его почитания — найденные вокруг него медяки XVIII-XIX веков, в свое время возложенные на него в дар.


Рядом с ним лежит еще один крупный валун.

Помедитировав у камней мы двинулись в Ростовский исторический музей, осматривать мерянские артефакты, откопанные археологами. Каменные исполины остались в ожидании новых встреч с людьми, нуждающимися в них.....

Выражаю особую благодарность семье  Юлии и Евгения Ковансковых за рассказ, показ и трансфер! На таких как Вы стояла и стоит наша древняя Земля. Земной поклон!

Литература: "Ростовский уезд Ярославской губернии. Историко-археологическое описание" А.А.Титов. Москва 1885.  "Вокруг Ростова Великого". Нефёдова Т.П. Москва 1987"
Категория: Святыни | Добавил: merja (02.11.2010)
Просмотров: 2120 | Рейтинг: 5.0/2
Всего комментариев: 0
avatar
СТАНЬ МЕРЯ!
ИНТЕРЕСНОЕ
ТЭГИ
мерянский Павел Травкин чашечник меря финно-угры чудь весь Merjamaa финно-угорский субстрат Меряния вепсы История Руси суздаль меряне владимир история марийцы Ростов Великий ростов Русь новгород экология славяне топонимика кострома КРИВИЧИ русские Язычество камень следовик камень чашечник синий камень этнофутуризм археология мурома Владимиро-Суздальская земля мерянский язык ономастика Ростовская земля балты городище финны Векса краеведение православие священные камни этнография общество Плёс дьяковцы Ивановская область регионализм культура идентитет искусство мещёра народное православие антропология россия Чухлома москва ярославль мифология вологда лингвистика Кологрив Ефим Честняков будущее Унжа вятичи Залесье волга Идентичность футуризм Унорож деревня север мерянский этнофутуризм Древняя Русь латвия русский север сакрум Галич Мерьский Верхнее Поволжье иваново реэтнизация капище новгородцы Ярославская область Московия скандинавы Северо-Восточная Русь Белоозеро мордва Залесская земля мерянский мир Европа великороссы Вологодская область Костромская область христианство
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 2301
На основании какой письменности восстанавливать язык Муромы?
Всего ответов: 868
Статистика
Яндекс.Метрика