Пятница, 23.06.2017, 11:38 | Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость

Современность

Главная » Статьи » Святыни

Святой Камень в деревне Чёлохово (Западная Мещёра)

 

Когда путешествуешь по Мещёрской земле, возникает ощущение что христианство так до конца и не утвердилось здесь. Слишком уж много почитаемых в народе Камней, Священных Рощ и источников. Велика тяга местного населения к дышащей язычеством глуши здешних болот и лесов. Много архаики сохранили местные старообрядцы. После Никановской церковной реформы именно старообрядцы сохранили остатки языческих культов, и пронесли их через века.  Именно в старообрядческой среде до сих пор живут языческие обычаи почитания Камней, Источников и Рощ.  

Об одном из таких святых мест, где я побывал 12 июня, мой сегодняшний рассказ.

В пяти километрах к западу от города Егорьевска сохранился удивительный историко – природный артефакт Мещёрско-Мерянской эпохи. У деревни с не этимологизирующимся от славянских языков названием Челохово в лесу на кургане стоит деревянная часовня Святого Никиты, неподалеку лежит огромный гранитовый Камень. По локальным поверьям, сам Бог говорит из валуна, но услышать его голос может только чистый душой человек. Поклонение камням характерно для финно-угров, на это указывает в своих работах финская исследовательница дославянского наследия Центральной России Арья Альквист. Она указывает на широкое почитание  камней как на этногенетическую особенность локальных Русских культур, вобравших в себя мощный финно – угорский субстрат. Геологи говорят, что камень принесен в край болот и топей последним ледником из Карелии, что по своему весьма символично для этого древнего финно – угорского края.

Предания гласят, что первые христианские миссионеры пришли к Камню, бывшему тогда финно-славянской святыней с иконой Святого Никиты и с тех пор этот святой считается небесным покровителем всей всей округи.

Рядом выросло сельцо Гвоздна известное по письменным источникам с 14 века. До 18 века в Гвоздне стояла деревянная церковь Святаго Никиты, затем разобранная и перевезенная в село Высокое (современный Егорьевск) которая до сего дня не сохранилась. Ныне это сельцо не найти на картах. Опустело оно в 18 веке, когда его владелец Демидов вывез своих крестьян на уральские заводы. Но даже опустев это место продолжало притягивать к себе насельников одноименной волости Гвоздна, находившейся между Усть-Мерской (!) волостью и волостью Мещерка, (границы Западной Мещёры) Места эти являлись областью традиционного старообрядческого расселения. Преследуемые властями старообрядцы создавали небольшие сельские молельни, лесные часовни и прибегали к служению в уединённых пустынных местах, которые избирались в соответствии с уже имеющейся древней языческой традицией. 

Одним из таких мест стал старый языческий Камень, ставший популярным местом лесных молений старообрядцев.  Место получило прозвание "Обитель мира". Здесь была построена часовня, расчищена поляна для молящихся. Но думаю, не часовня и поляна притягивали сюда людей... Место было издавна почитаемо из-за Источника и Камня находившихся тут. В начале 20 века, в короткий век «Старообрядческого ренессанса», около Камня была выстроена часовня, у источника оборудованы купальни для паломников. После революции коммунисты сломали все постройки, а в 70-е годы и сам родник был уничтожен подступившей фосфоритной выработкой. Однако Камень чудом уцелел.

Ныне у  Камня, воздвигнут столбец с иконой Святого Никиты, и деревянная часовня ,построенная по образу и подобию старой.

Теперь немного о самом месте. Добирался я туда по трассе от Егорьевска до деревни Чёлохово. Свернув на проселочную дорогу на западной окраине деревни, проехал по грунтовке вдоль леса пару сотен метров, слева  обнаружил уходящую вглубь леса тропинку, предваряемую деревянным мостиком через ручей. Путь к святилищу отмечен лоскутами ткани развешанными на деревьях. 

Через сотню метров, заросших мохнатыми елями, выступает старообрядческая часовня.  

Край крыши крытой лемехом украшен традиционными "утиными лапками". Необычными для часовни кажутся монеты, оставленные в проеме маленького рубленного окошка. Некая жертва то ли святому и церкви, то ли Месту, и Духам его оберегающим... Как бы там ни было, тоже добавил пару монет в общую жертву.

К Камню от часовни ведет тропинка. 

Несколько десятков метров и открывается поляна. Деревья  сплошь увешаны лентами и тряпицами - знаками почтения и уважения к Духам Места. 

Посреди всего этого стихийного великолепия - большой красный Камень.  Высота камня - чуть больше полуметра при такой же ширине, длина - около двух. Сверху камня насыпаны монеты. Удивительно, но столь большой валун совершенно не врос в почву, будто что-то держит его на поверхности земли. Энергетика у камня сильная. Несмотря на жару и сухой воздух, камень источал влагу, такое ощущение что вода просто сочится из него. Над Камнем висит рой из несметного количества комаров и мошки. Стоит отойти метров на 10, насекомых становится раза в 3 меньше...

За камнем, в ельнике - резной столбец с иконой Святого Никиты (того самого, который считается покровителем здешних мест), покрытый крышей.. Такие часто устанавливали старообрядцы в своих молельнях. Еще в начале 20 в. среди старообрядцев был широко распространен обычай ставить такие столбцы с иконами или кресты покрытые крышей, возле своего дома. Возможно это как то связано с обычаем угро-финнов и их потомков располагать рядом со своими домами валуны, игравшие в древности немаловажную роль в домашней обрядности. (Например такие камни, зовущиеся Кардо-Сярко есть у Терюшан и Эрзян.


Камень Кардо-Сярко из Музея Эрзянской Культуры в Мордовии.

Домашние моления и жертвоприношения совершались ими или на шестке печи, или на этом камне. Среди каждого двора была положена вровень с землей камень, большей или меньшей величины, а под ним вырыта яма. Обычай ставить у избы крупный валун был распространён и среди жителей Ивановской области, на территории которой проживали Меря.)

Любопытно, что у старообрядцев был в хождении вид надгробного креста, называемого крест-голубец, который по большому счёту крестом не является. Как видно на представленном снимке, по сути, эти "кресты" повторяют женскую фигуру. Фигуру Богини Матери?..

Вообще камень сразу притягивает к себе не только внимание, но и мысли, чувства. Он - действительно центр (композиционный и энергетический) всего окружения.


К огромному сожалению, некогда бывший неподалеку святой источник уничтожен. Виной тому - расположенные рядом фосфоритные разработки, буквально срывшие большую часть бывшей "Обители Мира".

Но надеюсь, что не навсегда. Здесь еще забьет новый родник чистой Святой воды, приносящей исцеление телу и духу тех, кто не забыл о своих корнях и чтит силу нашей древней Земли...

Категория: Святыни | Добавил: merja (02.11.2010)
Просмотров: 2857 | Рейтинг: 5.0/3
Всего комментариев: 0
avatar
СТАНЬ МЕРЯ!
ИНТЕРЕСНОЕ
ТЭГИ
мерянский Павел Травкин чашечник меря финно-угры чудь весь Merjamaa финно-угорский субстрат Меряния вепсы История Руси суздаль владимир меряне история марийцы Ростов Великий ростов Русь новгород экология славяне топонимика кострома КРИВИЧИ русские Язычество камень следовик камень чашечник синий камень этнофутуризм археология мурома Владимиро-Суздальская земля мерянский язык ономастика Ростовская земля балты городище финны Векса краеведение православие священные камни этнография общество Плёс дьяковцы Ивановская область регионализм культура идентитет искусство мещёра народное православие антропология россия Чухлома москва ярославль мифология вологда лингвистика Кологрив Ефим Честняков будущее Унжа вятичи Залесье волга Идентичность футуризм Унорож деревня север мерянский этнофутуризм Древняя Русь латвия русский север сакрум Галич Мерьский Верхнее Поволжье иваново капище новгородцы Ярославская область Московия скандинавы Северо-Восточная Русь Белоозеро мордва Залесская земля мерянский мир Европа Андрей Боголюбский великороссы Вологодская область Костромская область христианство
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 2301
На основании какой письменности восстанавливать язык Муромы?
Всего ответов: 865
Статистика
Яндекс.Метрика