Понедельник, 26.06.2017, 01:35 | Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость

Современность

Главная » Статьи » Святыни

Святой родник в урочище Сапина
 

Так выглядел родник пару лет назад

Обычаи почитать и обустраивать особые священных места (рощи, родники, урочища) на территории центральной России, как и везде, где исторически проживали финно-угры, имеет очень древние корни. На территории Егорьевского района Московской области находится несколько культовых природно-исторических комплексов, почитание которых генетически связано с дохристианскими и дославянскими традициями финно-угорских народов Мери и Мещёры, которые в свою очередь также имеют ещё более древние корни.

Существование особых священных рощ, жертвенных мест, «кереметей», отмечалось и у соседней и родственной древнему населению Егорьевского района Эрзи. Культурная славянизация и ассимиляция Мещёры на территории района была особенно затяжной.

Под влиянием христианизации края 11-16 веков возник новый взгляд на священные уголки Мещёрской природы. Камни-жертвенники, родники и священные рощи становятся местом возведения часовен, деревянных церквей и монашеских скитов. Этот процесс интенсивнее всего протекает на юго- западе района и основная его волна, по-видимому связана с потоком переселенцев, связанным с первым разорением Рязани и Коломны Батыем в середине 13 века. К памятникам этого рода можно отнести остров-курган на озере Святое (комплекс Николо-Радовицкого монастыря, с. Радовицы), достоверное место первых монастырских строений 15 века (кстати это же место является неолитическим археологическим памятником).

Характерной особенностью этого периода для территории нынешнего Егорьевского района, является то, что славянское расселение практически совпадало по времени с крещением местного Мещёрского и Мерянского населения.

Следующий пласт духовной истории Егорьевского района тесно связан с историей церковного раскола. Западная часть района входила в историческую Гуслицкую волость и традиционно являлась областью старообрядческого расселения. Преследуемые властью старообрядцы создавали небольшие сельские молельни, лесные часовни и прибегали к церковному служению в уединённых пустынных местах, которые избирались в соответствии с уже имеющейся языческой традицией. Типичным памятником подобного рода является частично сохранившаяся и доселе почитаемая роща «Обитель мира» близ д. Чёлохово, возникшая на месте старинного погоста Гвоздна, известного по меньшей мере с 14 века.

Последнее место также показывает то, что почитаемыми в Егорьевском районе стали несколько урочищ, бывших в прошлом деревнями или сёлами, но затем обезлюдившими. Как правило, народная память не хранит точных данных о самом населённом пункте (эту информацию скорее можно получить из архивных источников), а сводит их к расхожим фольклорным сюжетам об исчезнувшей (провалившейся «в землю», «в болото» или «в озеро») церкви или часовни.

 

К таким местам также можно отнести и расположенные ныне вдалеке от жилья  урочище и родник «Сапина», на котором 22 мая побывала команда проекта "Меряния".

Этот прекрасный и безлюдный лесной уголок в долине реки Семиславки в 2 км к западу от деревни Тимшино уже много веков известен местным жителям. Некогда здесь располагалась загадочная Сапинская часовня, по преданию построенная у ключа на месте явления иконы Божией Матери. И хотя ни в одном из церковных канонов "Сапинскую" Божью Матерь найти нельзя, в местной сельской округе это предание передаётся из поколения в поколение. Ещё живы люди, помнящие как саму часовню, так и рубленые монашеские скиты неподалёку в лесу. Вполне возможно, что первые христианские культовые постройки в этих местах были связаны с существовавшим здесь языческим культом.


Общий вид поляны сейчас

Позднее для паломников на Сапине был вырыт пруд со святой водой. Неподалёку от источника, в лесу, жили монахи (их заброшенные бревенчатые полуземлянки ещё можно было видеть в 50-х годах 20 века). Место было настолько популярным, что рассматривалось для строительства большого монастыря (который в конце 19 столетия был построен в 5 км к юго-востоку, в с. Колычёво).


Бетонный колодец со святой водой

В 2001 году на почитаемом в народе источнике был установлен новый сруб, колодец вновь освящён, а рядом установлен часовенный знак с иконой Св. Иоанна Предтечи, покровителя монашествующих. К незамерзающему источнику можно добраться по лесной дороге, свернув направо от отметки "16 км" автодороги Егорьевск - Коломна и проехав около 800 метров.


Жертвенник

В прошлом году в урочище Сапино начаты работы по облагораживанию территории, поставлены бетонный колодец для набора воды, зона отдыха, и своеобразный алтарь перед иконой для пожертвований. Работы продолжаются и в наступившем 2010 году.

Категория: Святыни | Добавил: merja (02.11.2010)
Просмотров: 2588 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
avatar
СТАНЬ МЕРЯ!
ИНТЕРЕСНОЕ
ТЭГИ
мерянский Павел Травкин чашечник меря финно-угры чудь весь Merjamaa финно-угорский субстрат Меряния вепсы История Руси суздаль владимир меряне история марийцы Ростов Великий ростов Русь новгород экология славяне топонимика кострома КРИВИЧИ русские Язычество камень следовик камень чашечник синий камень этнофутуризм археология мурома Владимиро-Суздальская земля мерянский язык ономастика Ростовская земля балты городище финны Векса краеведение православие священные камни этнография общество Плёс дьяковцы Ивановская область регионализм культура идентитет искусство мещёра народное православие антропология россия Чухлома москва ярославль мифология вологда лингвистика Кологрив Ефим Честняков будущее Унжа вятичи Залесье волга Идентичность футуризм Унорож деревня север мерянский этнофутуризм Древняя Русь латвия русский север сакрум Галич Мерьский Верхнее Поволжье иваново капище новгородцы Ярославская область Московия скандинавы Северо-Восточная Русь Белоозеро мордва Залесская земля мерянский мир Европа Андрей Боголюбский великороссы Вологодская область Костромская область христианство
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 2301
На основании какой письменности восстанавливать язык Муромы?
Всего ответов: 866
Статистика
Яндекс.Метрика