Пятница, 16.11.2018, 11:12 | Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость

Современность

Главная » Статьи » Топонимика » Топонимика

Неизвестная Кокуиха

ИЗ ИСТОРИИ РОДНОГО КРАЯ

Кто из современных жителей города Александрова может дать безошибочный ответ на вопрос, что такое КОКУИХА и где ее искать. Пожалуй, только коренные старожилы да еще музейщики знают ответ, и взмахом руки укажут ее место. Какие дремучие названия: Свистуша, Ликоуша, Кокуиха! Кем и когда так названы эти уголки нашего древнего города? Даже старожилы скажут. "Не знаю. Давно это было!". А как давно, стоит попытаться выяснить.

Еще со школьных лет 50-х годов на экскурсиях в местный краеведческий музей и на лекциях местных краеведов нам объяснялось, что название улицы Кокуиха связано с иностранцами, проживавшими здесь во времена грозного царя. То же писал в своих очерках Н.А. Глазунов: "Улицы с названием Кокуиха были также в Москве, Загорске (Сергиевом Посаде), Киржаче; так они назывались, потому что там жили иностранцы. И русские люди, не зная иностранных языков, называли их "кокуи", а улицы, где они проживали, назывались "кокуиха". Н.А. Глазунов - коренной житель города, жил рядом с Кокуихой, сведения об ее истории и происхождении названия наверняка получил от учителей истории в гимназии и от своего отца - земского учителя и коренного горожанина. Вероятно, то же объяснение получают на экскурсиях и в школе современные школьники.
Если Кокуиха - место, заселенное в старину иностранцами, то почему же возникло тоже с давних времен название "Поднемецкая круча", буквально в следующем за Кокуихой квартале? Как писал Н.А. Глазунов: "...там жили иностранные послы, чуть западнее обрыва". Название "Поднемецкая" конкретно указывает место проживания иностранцев. Два разных названия, но оба связаны с иностранцами.

Спасибо старожилам, благодаря их сведениям стало возможно покопаться в истории происхождения топонима Кокуиха. Коренная жительница Кокуихи, известная журналистка А.С. Атабекова в своем очерке "Рожденные для прекрасного" в главе "Моя Первомайская" привела новую информацию о Кокуихе: "...Заканчивалась (ул. Миллионная - Первомайская, В.Б.) горой Кокуихой... ...Кокуиха! Это название всегда волновало мое воображение... ...старые названия: Стрелиха, Садовня, Конопляники, Староконюшенная улица и др. Отражали древний дух Слободы. Вполне понятно, что на Стрелихе жили стрельцы, на Садовне - садовники и т.д. Но кто жил на Кокуихе? Откуда это название?". Журналистка обратилась к книгам. В энциклопедическом словаре Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона прочла: "Кукуй ("кокуй" и "кокуева") - историческое урочище в Москве, бывшая немецкая слобода между Яузой и ручьем Кукуем, названная так вероятнее всего от ручья. Немцы, как гости, т.е. иноземные купцы, поселились тут при Иване Грозном". Далее А.С. Атабекова допускает (как и предыдущие местные краеведы), что от немцев-купцов, пришедших с царем в Александрову Слободу, произошло название Кокуиха. А как же в других городах, где не было иноземных гостей, это название бытовало издревле? Автор обращалась и к словарю В.И. Даля, но подходящего толкования не нашла. Но зато названа гора Кокуиха! Со мной могут поспорить, что гора названа в честь улицы. Ан, нет! О существовании горы с таким названием еще в первой половине XIX века в книге "Свод памятников архитектуры..." Владимирской области написано следующее: "Застройка города уплотнялась и часть его рельефа приходилось выравнивать. Так в 1849 г. по заказу Думы была срыта возвышавшаяся над рекой между ул. Миллионной (современной Первомайской) и ул. Березки (современной Революции) гора Кокуиха".

http://img0.liveinternet.ru/images/attach/c/1/54/172/54172252_48214552_1216831591374514066629.jpg

Эта уникальная информация приближает к новому толкованию происхождения загадочного топонима. Обращаюсь к волшебнику русского языка В.И. Далю и в его словаре ищу подходящее толкование. Оно есть! Словом кокуй в старину называли девичий убор кокошник, а еще кокуй - день, праздник Купалы, игрища. Если принять последнее толкование - игрища на Купалу, то они происходили на Кокуихе уж точно не во времена Ивана Грозного, и не иностранцы праздновали на Кокуихе Купалу! А кто же? Если слово Купала славянского происхождения, то слово кокуй - из угрофинского языка. Со школьных лет известно, что до славян в наших местах проживали меряне (меря - угрофинские племена). В одной из телевизионных передач из Финляндии, посвященной празднованию там дня рулады, было сказано о восжигании на горах и лугах огромных костров из березовых бревен. Костер носил название - кокуй. Интересно, что в одном из угрофинских наречий береза называлась "куй". Вспомним, что в старину накануне Ивановой ночи девушки плели венки, а потом в день Купалы бросали их в реку и гадали о своей участи. Вполне допустимо, что венок из молодых береговых веточек уже назывался кокуй, а уж потом, во времена славян, головной убор кокуй стал называться кокошником.

http://img-fotki.yandex.ru/get/51/irinakitivasya.1/0_11214_e9a3db94_XL
Вид на Александровскую слободу с берегов Серой.

Таким образом, в очень отдаленные времена, более тысячи лет тому назад, на месте теперешних кварталов улиц Первомайской и Революции на возвышавшейся над рекой Шерой (Серой) горе Кокуй в ночь на Купалу зажигались огромные костры, устраивались подобающие купальскому празднику игрища с хороводами, купаньями, перепрыгиваниями через очищающий огонь, с гаданьями на венки в водах реки. Кстати, название нашей реки Шера, Сера, тоже угрофинское и означает - река.
Вероятно, возле горы было сначала мерянское, а затем славянское поселение, ставшее ко времени приезда к царю Ивану IV иностранцев слободкой Кокуихой, одноименной с Московской. Вполне можно допустить, что гора Кокуиха была когда-то курганом. А потом ее снесли, оставив нам на память о ней только имя.

В закрепление своей версии привожу выдержку из книги "Русский народ": "В Москве исстари славится вода на трех горах, и эта местность (Кокуева слобода) была не менее славна своим гуляньем в Иванов день... ...здесь разводили огни и пировали". Автор пишет, что название ручья Кокуй напоминает финский Кокуй. Есть еще одно название бывшей горы, сейчас практически неизвестное, - Крестовка. Рассказала мне об этом Е.А. Гаранина, а ей дедушка - земский учитель А.П. Глазунов, оба коренные жители старой слободки. Можно предположить, что при крещении местного населения на горе Кокуй был установлен православный крест, может быть, и деревянная церковка, как бы уничтожавшие и очищавшие все бывшее языческое. Но вот как-то название Крестовка менее памятно, чем Кокуиха.

Очень красив вид с Поднемецкой кручи, с Кокуихи. Просматриваются все северо-восточные, восточные и юго-восточные окраины современного города. Хорошее место для древнего поселения. Как же называли его наши предки? Эту тайну знают река Серая да старая круча бывшей слободки.

В. БОРАВСКАЯ

http://www.aleksandrov.ru/news.php?id=2178

Категория: Топонимика | Добавил: merja (18.04.2010)
Просмотров: 1751 | Рейтинг: 0.0/0
СТАНЬ МЕРЯ!

ИНТЕРЕСНОЕ
ТЭГИ
мерянский Павел Травкин чашечник меря финно-угры чудь весь Merjamaa Меряния финно-угорский субстрат вепсы История Руси меряне суздаль владимир история марийцы мари Ростов Великий ростов Русь новгород экология славяне топонимика кострома КРИВИЧИ русские Язычество камень следовик камень чашечник синий камень этнофутуризм археология мурома Владимиро-Суздальская земля мерянский язык ономастика Ростовская земля балты городище финны Векса озеро Неро краеведение православие священные камни этнография общество Плёс дьяковцы Ивановская область регионализм культура идентитет искусство плес Дьяковская культура мещёра народное православие антропология Чухлома россия москва ярославль мифология вологда лингвистика Кологрив Ефим Честняков будущее Унжа вятичи Залесье волга нея Идентичность футуризм деревня туризм север мерянский этнофутуризм Древняя Русь шаманизм латвия русский север Галич Мерьский иваново капище Ярославская область Московия Языкознание скандинавы Европа магия Этногенез коми Кром Костромская область христианство
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 2477
На основании какой письменности восстанавливать язык Муромы?
Всего ответов: 1019
Статистика
Яндекс.Метрика