Вторник, 23.01.2018, 20:52 | Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость

Современность

Главная » Статьи » Топонимика » Топонимика

"Воскресенский летописец"

Деревня Федотово ныне вошла в черту города, и сейчас на ее месте улицы Старо- и Новофедотовская. Большой поселок частных домов, что вырос еще в 50-е годы за больницей, также называют Федотовом.

Селение это возникло накануне прихода в наши места славян, когда коренные жители округи еще разговаривали на своем наречии – языке финно-угорского племени меря, ближайшими родственниками которого являются нынешние марийцы и мордва. Небольшой мерянский хутор, появившийся на лужайке рядом с Кудринским болотом, назвали Нармадь, то есть дословно "лежащий, расположенный на лугу"*. Затем наимевание селения было несколько русифицировано и стало звучать как Нармадево. Именно так оно впервые упоминается в писцовой книге 1577-78 годов, когда вместе с другими селениями (Лопатино, Усадище, Ратмирово и Катунино) деревня Нармадево числилась в поместье Улана Епанчина. Служилый татарин Улан Уланович Епанчин, судя по величине поместного оклада, занимал довольно высокое место в тогдашней иерархии. Его отец мурза Улан Епанча во главе отряда соплеменников неоднократно участвовал в составе русской армии в различных походах и упомянут в Разрядной книге – своего рода списке генералитета Вооруженных сил России XVI века.

Новое, более полное описание Коломенского уезда, проведенное уже после окончания Смуты в 1627-28 годах, зафиксировало, что "деревня Нармадево, Федотово тож" находится в составе вотчины дьяка Максима Григорьева сына Матюшкина. Селение состояло всего из двух дворов. По писцовой книге 1677-78 гг. в составе Усмерского стана значится уже "сельцо Ромодановское-Федотово", в котором числилось 5 крестьянских дворов и 25 душ мужского пола. Владельцем селения на тот момент был князь Петр Семенович Прозоровский.

Таким образом, за время своего существования селение в разные времена носило целых три названия. Самое древнее из них – Нармадево – мы уже разобрали. Название Ромодановское указывает, что в какой-то момент владельцами селения могли быть либо князья Ромодановские, либо коломенский витязь Ромодан Зиновьев, сложивший свою удалую голову в 1450 г. в битве с татарами на реке Битюг, далеко на юге в степях. Третье название – Федотово – сохранилось до наших дней как официальное. На мой взгляд, оно связано с одним из жителей деревни, который был в ней старостой и с которым имели дело сборщики податей и другие царевы слуги. Именно они, для памяти, в своих бумагах записали деревню как "Нармадево, Федотово тож". Интересно, что в данном конкретном случае официальное письменное название все-таки смогло вытеснить из употребления даже у местных жителей старое имя их родного селения – Нармадево. Чаще случалось наоборот, когда исконное имя продолжало бытовать среди старожилов и в конце концов снова становилось официальным. В русской классической литературе описаны забавные казусы двухименности селений, при которой приезжие люди тщетно пытались найти обозначенную на карте деревню, причем встречные, у которых спрашивали дорогу и которые сами были из этой местности, недоуменно пожимали плечами, говоря: "Слыхом о такой деревне не слыхивали”.

*Наиболее близок к языку мерян язык нынешней мордвы. По словарю А.П. Феоктистова, который опубликован в 1971 г. и отражает лексику XVIII века, находим: "нар" – луг и "медезь" – лежащий, расположенный.

http://www.mosoblpress.ru/voskr/show.shtml?d_id=7519

Категория: Топонимика | Добавил: merja (18.04.2010)
Просмотров: 1169 | Рейтинг: 1.0/1
Всего комментариев: 0
avatar
СТАНЬ МЕРЯ!

ИНТЕРЕСНОЕ
ТЭГИ
мерянский Павел Травкин чашечник меря финно-угры чудь весь Merjamaa Меряния финно-угорский субстрат вепсы История Руси суздаль владимир меряне история марийцы Ростов Великий ростов Русь новгород экология славяне топонимика кострома КРИВИЧИ русские Язычество камень следовик камень чашечник синий камень сакральные камни этнофутуризм археология мурома Владимиро-Суздальская земля мерянский язык ономастика Ростовская земля балты городище финны Векса краеведение православие священные камни этнография святой источник общество Плёс дьяковцы Ивановская область регионализм культура идентитет искусство плес Арья Альквист мещёра священный камень народное православие антропология Чухлома россия москва Солнцеворот ярославль мифология вологда лингвистика Кологрив Ефим Честняков будущее Унжа вятичи Залесье волга нея Идентичность футуризм экономика деревня туризм север мерянский этнофутуризм Древняя Русь шаманизм латвия русский север Галич Мерьский иваново капище Ярославская область Московия Языкознание скандинавы Европа коми Костромская область христианство
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 2362
На основании какой письменности восстанавливать язык Муромы?
Всего ответов: 920
Статистика
Яндекс.Метрика