Четверг, 28.03.2024, 17:08 | Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость

Современность

Главная » Статьи » Топонимика » Топонимика

Ростов и племя Меря
HTML clipboard

Картинка 2 из 21546

Ростов – один из древнейших русских городов, потому что он, по свидетельству летописей, существовал уже слишком тысячу лет тому назад и впервые был основан жителями Новгорода; до пришествия же новгородцев вся Ростовская земля была заселена народом финским. Этот народ назывался Меря, поклонялся идолам, занимался звероловством, рыболовством и, частию, скотоводством; имел развитое производство металлов, изделиями из него, добытыми звериными шкурами, рыбой, медом и воском он вел торговлю с различными народами. Впоследствии, когда среди Мери поселились выходцы из Руси, этот народ к 18 веку забыл свои древние обычаи, язык,и  наконец образовалось то русское племя, которое теперь живет не только в Ярославской, но и в смежных областях.

Как известно, языки мира делятся на языковые семьи. Крупнейшими из них являются индоевропейская, алтайская, уральская семьи. В индоевропейскую семью входят славянские, германские, кельтские, романские, иранские, индийские языки. Алтайская семья включает в себя тюркские и монгольские языки. Наконец, в уральскую семью входят финно-угорские языки, на которых говорили племена, населявшие в древности Восточную Европу: Чудь, Весь, Меря. Знаменательно, что на древней Ростовской земле встретились все три основных языковых семьи: помимо мерянских и русских названий в местной топонимике отразилось и ордынское влияние, хотя и не в такой степени, как мерянское. Кто же такие Меря?

Из «Повести временных лет», где Меря упоминается в числе других неславянских племен, следует, что Меряне жили на берегах озера Неро и Плещеева озера; платили дань Варягам, затем вместе с союзниками изгнали их из своих земель; участвовали в походах князя Олега на Смоленск, Киев и Константинополь, а Ростов, где жили Меряне, получал часть византийской дани. Сразу же возникает вопрос: почему археологические раскопки не подтверждают высокий уровень социально-экономического развития Меря?

Наиболее древнее упоминание меря находится в книге византийского писателя Иордана «О происхождении и деяниях Готов», написанной в VI веке, но говорится в ней о событиях IV века, когда Германарих покорил несколько северных племен, в том числе и Меря. А последнее упоминание племени меря в «Повести временных лет» приходится на 907 год (до этого оно фигурировало в записях за 882, 862, 859 годы и в недатированной части летописи). Получается, что Меря активно действовало на исторической арене не менее пяти столетий. Почему же оно прекратило свое существование? В результате мирной ассимиляции со славянами или из-за военных поражений в битвах с теми же славянами? Исследователи склоняются к первому варианту. Но все-таки – почему Меря исчезло так неожиданно быстро? Не было ли это связано с христианизацией края?

Еще одна загадка – почему Мерянский племенной центр носил славянское название Ростов? А может, это название тоже мерянского происхождения? Выше уже приведены возможные славянские версии образования названия «Ростов», но существует и иная, мерянская версия. Суть ее была изложена в заметке И.Морозова «Новое в забытом и старом», опубликованной 2 апреля 1976 года в ростовской районной газете «Путь к коммунизму». Упомянув известную версию о происхождении названия города от имени легендарного князя Роста, автор пишет:

«Материалы, поступившие в Ростовский музей от краеведа и большого знатока мордовских языков Бориса Евгеньевича Смирнова, позволяют дать о происхождении названия «Ростов» иной ответ. А именно, не измененное ли это название древнего языческого праздника зимнего солнцестояния «Роштува» В жизни древних большую роль играли солнечный цикл и звездное небо. Тысячелетия назад люди заметили, что разному времени суток и года строго соответствует повторяющееся положение светила. По нему люди научились определять начало и конец месяца, года. Это был их календарь. Из названий языческих праздников, связанных с солнечным циклом, которые позднее приурочивались к ближайшим православным, сохранилось у Мокшан только одно – «Роштува» – празднование зимнего солнцестояния. В это время (21–22 декабря) созвездие Близнецов находится в зените. А две его звезды Альфа и Бета известны на мокшанском языке как «Рош» и «Тува», что соответствует понятию «главное», «большое», «основное» (событие, веха). Этим же словом у мокшан называется православное рождество. Имя свое Ростов мог унаследовать от названия этого традиционного и многолюдного празднования дня зимнего солнцестояния, который исстари отмечала языческая Меря».

Здесь следует пояснить, что мордовский язык принадлежит к семье финно-угорских языков, к которым принадлежал и исчезнувший язык Меря. В исторической топонимике есть такое понятие «субстрат», что в переводе обозначает «подслой» – название, происходящее из языка народа, ранее жившего на данной территории. Таким образом, версия о происхождении названия «Ростов» от субстрата «Роштува» имеет все права на существование. Другое дело – насколько она достоверна.

Существует множество топонимических легенд, которые лишены каких-либо исторических оснований, хотя выглядят порой весьма убедительно и имеют широкое распространение в народе. Топонимы объясняют по созвучию, по совпадению имен и т.д. Излишнее доверие к легендам о происхождении географических названий – одна из главных опасностей для всех, кто занимается исторической топонимикой.

http://sudar-mb.narod.ru/page/book1/page4.htm

Категория: Топонимика | Добавил: merja (18.04.2010)
Просмотров: 3878 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 3.0/2
СТАНЬ МЕРЯ!

ИНТЕРЕСНОЕ
ТЭГИ
мерянский Павел Травкин чашечник меря финно-угры чудь весь Merjamaa Меряния финно-угорский субстрат вепсы История Руси меряне суздаль владимир история марийцы мари Ветлуга Ростов Великий ростов новгород Русь экология славяне топонимика кострома КРИВИЧИ русские Язычество камень следовик синий камень камень чашечник сакральные камни этнофутуризм археология мурома Владимиро-Суздальская земля мерянский язык ономастика Ростовская земля балты финны городище Векса озеро Неро краеведение православие священные камни этнография святой источник общество Плёс дьяковцы Ивановская область регионализм культура идентитет искусство плес ингрия антропология россия москва ярославль мифология вологда лингвистика Марий Эл будущее Унжа вятичи Залесье волга поэзия нея галич деревня туризм север мерянский этнофутуризм Древняя Русь шаманизм латвия русский север иваново буй капище Ярославская область Языкознание реконструкция скандинавы средневековье Европа магия Этногенез коми старообрядцы Костромская область христианство
Статистика
Яндекс.Метрика