HTML clipboard
Ростов
– один из
древнейших
русских
городов,
потому что он,
по
свидетельству
летописей,
существовал
уже слишком
тысячу лет
тому назад и
впервые был
основан
жителями
Новгорода; до
пришествия
же
новгородцев
вся
Ростовская
земля была
заселена
народом
финским. Этот
народ
назывался
Меря,
поклонялся
идолам,
занимался
звероловством,
рыболовством
и, частию,
скотоводством;
имел
развитое
производство
металлов,
изделиями из
него,
добытыми
звериными
шкурами,
рыбой, медом и
воском он вел
торговлю с
различными
народами.
Впоследствии,
когда среди
Мери
поселились
выходцы из
Руси, этот
народ к 18 веку
забыл свои
древние
обычаи, язык,и
наконец
образовалось
то русское
племя,
которое
теперь живет
не только в
Ярославской,
но и в смежных
областях.
Как известно,
языки мира
делятся на
языковые
семьи.
Крупнейшими
из них
являются
индоевропейская,
алтайская,
уральская
семьи. В
индоевропейскую
семью входят
славянские,
германские,
кельтские,
романские,
иранские,
индийские
языки.
Алтайская
семья
включает в
себя
тюркские и
монгольские
языки.
Наконец, в
уральскую
семью входят
финно-угорские
языки, на
которых
говорили
племена,
населявшие в
древности
Восточную
Европу: Чудь,
Весь, Меря.
Знаменательно,
что на
древней
Ростовской
земле
встретились
все три
основных
языковых
семьи: помимо
мерянских и
русских
названий в
местной
топонимике
отразилось и
ордынское
влияние, хотя
и не в такой
степени, как
мерянское.
Кто же такие
Меря?
Из «Повести
временных
лет», где Меря
упоминается
в числе
других
неславянских
племен,
следует, что
Меряне жили
на берегах
озера Неро и
Плещеева
озера;
платили дань
Варягам,
затем вместе
с союзниками
изгнали их из
своих земель;
участвовали
в походах
князя Олега
на Смоленск,
Киев и
Константинополь,
а Ростов, где
жили Меряне,
получал
часть
византийской
дани. Сразу же
возникает
вопрос:
почему
археологические
раскопки не
подтверждают
высокий
уровень
социально-экономического
развития
Меря?
Наиболее
древнее
упоминание
меря
находится в
книге
византийского
писателя
Иордана «О
происхождении
и деяниях
Готов»,
написанной в
VI веке, но
говорится в
ней о
событиях IV
века, когда
Германарих
покорил
несколько
северных
племен, в том
числе и Меря.
А последнее
упоминание
племени меря
в «Повести
временных
лет»
приходится
на 907 год (до
этого оно
фигурировало
в записях за 882,
862, 859 годы и в
недатированной
части
летописи).
Получается,
что Меря
активно
действовало
на
исторической
арене не
менее пяти
столетий.
Почему же оно
прекратило
свое
существование?
В результате
мирной
ассимиляции
со славянами
или из-за
военных
поражений в
битвах с теми
же славянами?
Исследователи
склоняются к
первому
варианту. Но
все-таки –
почему Меря
исчезло так
неожиданно
быстро? Не
было ли это
связано с
христианизацией
края?
Еще одна
загадка –
почему
Мерянский
племенной
центр носил
славянское
название
Ростов? А
может, это
название
тоже
мерянского
происхождения?
Выше уже
приведены
возможные
славянские
версии
образования
названия «Ростов»,
но
существует и
иная,
мерянская
версия. Суть
ее была
изложена в
заметке И.Морозова
«Новое в
забытом и
старом»,
опубликованной
2 апреля 1976 года
в ростовской
районной
газете «Путь
к коммунизму».
Упомянув
известную
версию о
происхождении
названия
города от
имени
легендарного
князя Роста,
автор пишет:
«Материалы,
поступившие
в Ростовский
музей от
краеведа и
большого
знатока
мордовских
языков
Бориса
Евгеньевича
Смирнова, позволяют
дать о
происхождении
названия «Ростов»
иной ответ. А
именно, не
измененное
ли это
название
древнего
языческого
праздника
зимнего
солнцестояния
«Роштува» В
жизни
древних
большую роль
играли
солнечный
цикл и
звездное
небо.
Тысячелетия
назад люди
заметили, что
разному
времени
суток и года
строго
соответствует
повторяющееся
положение
светила. По
нему люди
научились
определять
начало и
конец месяца,
года. Это был
их календарь.
Из названий
языческих
праздников,
связанных с
солнечным
циклом,
которые
позднее
приурочивались
к ближайшим
православным,
сохранилось
у Мокшан
только одно – «Роштува»
–
празднование
зимнего
солнцестояния.
В это время (21–22
декабря)
созвездие
Близнецов
находится в
зените. А две
его звезды
Альфа и Бета
известны на
мокшанском
языке как «Рош»
и «Тува», что
соответствует
понятию «главное»,
«большое», «основное»
(событие, веха).
Этим же
словом у
мокшан
называется
православное
рождество.
Имя свое
Ростов мог
унаследовать
от названия
этого
традиционного
и
многолюдного
празднования
дня зимнего
солнцестояния,
который
исстари
отмечала
языческая
Меря».
Здесь
следует
пояснить, что
мордовский
язык
принадлежит
к семье финно-угорских
языков, к
которым
принадлежал
и
исчезнувший
язык Меря. В
исторической
топонимике
есть такое
понятие «субстрат»,
что в
переводе
обозначает «подслой»
– название,
происходящее
из языка
народа, ранее
жившего на
данной
территории.
Таким
образом,
версия о
происхождении
названия «Ростов»
от субстрата
«Роштува»
имеет все
права на
существование.
Другое дело –
насколько
она
достоверна.
Существует
множество
топонимических
легенд,
которые
лишены каких-либо
исторических
оснований,
хотя
выглядят
порой весьма
убедительно
и имеют
широкое
распространение
в народе.
Топонимы
объясняют по
созвучию, по
совпадению
имен и т.д.
Излишнее
доверие к
легендам о
происхождении
географических
названий –
одна из
главных
опасностей
для всех, кто
занимается
исторической
топонимикой.
http://sudar-mb.narod.ru/page/book1/page4.htm |