Четверг, 28.03.2024, 12:07 | Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость

Современность

Главная » Статьи » Топонимика » Топонимика

Вокруг Твери
 HTML clipboard

Картинка 6 из 133

Само название Твери говорит за то, что она была основана неугомонными новгородцами, в 8-9 веках освоившими течения рек Мсты и Тверцы. Новгородцы - ильменские словены продвигались в эти края через земли, занятые пришельцами с востока - весью и мерей. На мой взгляд, прав краевед Н.М. Бодашков, доказывающий, что древнюю Тверь нужно искать на Тверце. Новгородцы не имели обыкновения чтить своих великих, присваивая их имена поселениям. Им было привычно название реки (Тверь, Тферь, Тихверь) и поселение они назвали так же. Не случайно затем река стала Тверцой. Та же самая история случилась и с Кашином, названным по речке Каше, которая затем стала Кашинкой. Но этим она была обязана, вероятно, другому мощному славянскому народу - кривичам. За новгородскую Тверь говорит и то, что рядом по течению Тверцы был постоянно принадлежавший новгородцам пригород Новгорода - Новый Торг - Торжок, а дальше на юг существовал странный анклав Новгорода - Волок Ламский, явно нацеливавшийся по системе речных путей на реки Москву и Оку. Конечно, когда-то он не был анклавом, а был соединен с другими новгородскими владениями - Тверью и Новым Торгом. И лишь в более поздние времена новгородцы были вытеснены с тверской земли. Об этом периоде письменных источников не сохранилось.


Попытка приписать поселению Твери первоначальное наименование "Твердь" - это попытка с негодными средствами. Ведь тогда Твердью следовало сначала наименовать реку Тверь.


Однако первопоселение на месте нынешней Твери, конечно, существовало и раньше, до прихода новгородцев. И оно, видимо, было мерянским. Не зря и само название Твери пока наиболее надежно расшифровывается на основе финно-угорских языков. По одной версии оно значит - Лесная дорога, Лесной путь, а по другой - Конец пути - нечто вроде замыкающего какой-то маршрут объекта. Здесь уместно вспомнить, что эти названия тогда относились к реке. А мерянское поселение могло возникнуть на правом берегу Волги за сотни лет до прихода сюда новгородцев в некотором отдалении от Волги, например, на Тьмаке. Волга была слишком опасна для постоянного жительства и новгородцы и меряне должны были благоразумно несколько отступить от этой большой дороги. Но и за мерянами в глубине тысячелетий маячат другие народы. Ими в наших краях (по сути дела, первопоселенцами) известный археолог Д.А. Крайнов считает индоевропейцев, связывая их с индоевропейскими общностями волосовцев и фатьяновцев. Эта гипотеза, частично подтвержденная Д.А. Крайновым археологическими исследованиями, согласуется с топонимическими данными. А индоевропейцы - наши пращуры, давшие начало многим группам языков и в том числе - славянской. Да и языки литовцев, латышей и исчезнувших ятвягов, пруссов, голяди тоже относятся к индоевропейцам, а в древности, по мнению многих лингвистов, составляли единую группу со славянскими. Не зря известный историк Б.А. Рыбаков, говоря о кривичах, зачастую называет их "полуславянами-полулитовцами".


Таким образом, первые поселения на месте Твери должны быть значительно древнее первого письменного упоминания о Твери, относящегося к 1135 году и думаю, их следы будут открыты и на Тверце и на Тьмаке.


Окрестности Твери, входящие в нынешний Калининский район, буквально насыщены древними названиями. Черкассы (раньше Черкасы, Черкасово) получили название от черкаса, черкасов. Москали, литвины, черкасы - в давние времена русские, белорусы, украинцы так именовали друг друга. Шайки черкасов-казаков-гультяев немало зла натворили на Руси в смутное время в начале 17 века. Не от них ли пошло это название. Неподалеку - поселок Дмитрово-Черкасский. На берегу Волги - деревня Дмитровское. Строители торфобрикетного завода из двух названий сочинили название поселка. Пожалуй, получившееся имя не хуже названия в честь очередного стоявшего у власти. Вверх по Волге - Щербово, Дуденево, Луганово, Мухино Городище, Борки, Избрижье. Набор названий древний, идущий явно от кривичей. Неподалеку у речки Тьмы - Отмичи, Бор, подальше от берегов Тьмы и Волги - Сухой Ручей (раньше Сухоручье), Гильнево, Змиево (Змеево), еще одни Борки - Малые, Заборовье. Первопоселенцы называли свои села и деревни по борам, которые и сейчас кое-где сохранились. Но ряд названий произошел от слов, значение которых почти забыто. Например, Избрижье. Рядом с ним курганный могильник. Здесь обнаружены семейные захоронения - муж с женой, причем муж - славянин, а жена - мерянка. Поселение это древнее, а название его от старого слова "избрести" - выпутаться из беды. Видно, нелегко пришлось здесь кривичам, но сумели выжить, да еще в жены взять девушек из мерянского племени. Да и похоронить на склоне дней попросили вместе. Знать, не в рабынях были у пришельцев мерянки. А Отмичи дословно значат "заметное место". Действительно, место здесь очень заметное. А Щербово, как и Щербинино, на юго-востоке от Твери, конечно, название прозвищное: щербатым называли и беззубого, и рябого, и хапугу, и даже скандалиста. Кстати, Щербинино в прошлом веке [19 веке] славилось своими теплицами, а жители его вывозили огурцы, салат, фасоль и и в Тверь, и в основном - в Москву. Жили, наверное, здесь прижимистые мужички, вот и прозвали кого-то из них Щербиной. Иногда считают, что название Дуденево пошло от лютого, известного из истории татарина, но, пожалуй, нет. Дудень, дударь - песенное слово, но было еще и дудок - пьяница. В наше время сохранился глагол "дудить", означающий отнюдь не музыкальное действо. Городище всегда означает место старого поселения. А Луганово, оказывается, было Лагуновым. И тут много вариантов - кадь, бочонок, кадушка. А еще был такой чин на свадьбе - "лагун". Что касается Гильнева, то слово "гиль" в древней Руси означало смуту, а потом изменило значение на "вздор, чепуху". Как-то в воспоминаниях о В.И. Ленине было, что он пользовался этим словом в последнем значении. Змией именовали злобного человека и не случайно по бежецкой дороге есть еще одно Змиево.


Тьма впадает в Волгу слева, а справа - Тьмака. Названия Тьме и Тьмаке даны одним народом, причем суффикс "ка", конечно, означал малую речку по сравнению с Тьмой. Название реки Тьмы упомянуто в летописи очень давно - в 1015 году. Оно вроде бы звучит по-нашему, как Черная, но Тьмака никак таким вариантом не объясняется. Еще В.И. Колосов писал: "Названия Волги, Тверцы, Тьмаки, Орши, Цны, Мсты, даже самого города Твери, озер Селигер, Мстино, Скобро, Волго, Пено, Овселук, городов Весьегонска, Корчевы, села Кимры и многие другие не имеют никакого значения на нашем языке". С этим утверждением можно согласиться почти полностью. Примерно полторы тысячи лет назад в этих местах жили меряне - потомки племенной общности, называемой археологами дьяковцами. Дьяковцы пришли сюда с северо-востока, возможно, из-за Урала, а их отдаленными родственниками можно считать современных хантов и манси, да и другие финно-угорские народы. Слово "ма" на языках этих народов означает "земля". Не следует ли предположить, что словом "тьма, тема" назывались не только реки, но и земля, лежащая между ними, то есть весь этот край, когда-то плотно заселенный мерянами. Из некоторых марийских слов (а марийцы тоже дальние родственники мерян) можно воссоздать такое слово. Оно будет звучать как "тема" и означать примерно "наполненная водой земля". Действительно, две реки, впадающую в третью - огромную реку Волгу (да еще и воды тогда в наших краях стояли на 1...2 метра выше, чем теперь), позволяли назвать весь этот край таким названием. Но может быть и другой вариант - "тюма" - "лесная". На мой взгляд, и Волга в верхнем ее течении получила название от от этих же народов и оно значило - Великая река. Надо сказать, что дьяковцы были агрессивны и живших здесь раньше людей (фатьяновской культуры), вероятно, истребили. Названий рек и озер, данных фатьяновцами, в этих местах не осталось, а это всегда считается тревожным признаком. Уничтожив прежних жителей, дьяковцы не сохранили и прежних названий, дав свои собственные. Вполне возможно, например, что до их прихода Волга называлась так же, как в нижнем и в средних течениях - Ра, Рха, Ранха, что было самым первым ее названием, а в переводе означало просто "вода, река".


Затем тысячу или более лет назад сюда пришли кривичи. Следов кровавых битв в связи с их приходом не осталось, скорее наоборот - следы мирной и даже семейной жизни. Поселяясь здесь, кривичи сами называли свои селения, а их язык был уже похож на наш современный (конечно, отдаленно). И в какой-то мере на языки древних балтийских народов - ятвягов, пруссов, голядь, летто-литовцев (последних в те времена было несколько племен, частично сохранившихся до нашего времени). Этот язык - один из источников современных русского и белорусского языков, поэтому названия Избрижье, Отмичи, Дуденево для нас звучат как наши собственные, хотя истинные значения слов уже частично забыты, ушли в прошлое.

Картинка 49 из 906
Исток Волги

Благодаря кривичам и мерянское имя Волги - Вол-йога стало звучать по-славянски, как Волга, Волога, Влга (с полугласным "е" после "В") и более привычным и близким кривичам, часть которых, а может быть, и все пришли со славянского запада, из Поморья, с Вислы, где до сих пор существуют похожие названия, а в чешском языке - и слово "влга" - влага, сырость. По мере распространения Руси на юг вся река стала называться Волгой.




Между реками Тьмой и Шосткой в давние времена была волость Шостка. Она упомянута в конце 15 века - в период присоединения Твери к Москве. От тех времен осталось название села Князева. А речка Шостка, видимо, сохранила древнее название. У хантов есть слово "шош" - ручей. Не от подобного ли ему мерянского слова пошло название речки? Ниже по Тьме - Кумордино, Тухинь, Тутань, Доньшино, Волынцево, Савино. За лесными массивами - Иванцево, Перехожее, Глиницы, Спирково. Савино известно издавна, в конце 15 века на Тьме была Савинская волость. Название - от Савы, Саввы. Доня, донюшка - дочка, доченька; волынец - выходец из Прикарпатской Руси, например, из Владимира-Волынского. Остальные названия мало понятны. Относить их к чужым языкам не следует - названия населенных пунктов рождались в славяно-русской среде. Возможно, Тутань связана со словом "Тутемь" - "пар, паровое поле". Тухинь в 19 веке была Тухиным. Наверное, постепенно название стало созвучным с соседней Тутанью. Кумордино - пока загадка. Может быть, у деревни были владельцы с подобной фамилией. Но в 1859 году деревня крепостной не была, считалась "казенной". В это время в ней было около 300 жителей, а на Тьме трудилось несколько мельниц - Саввинская, Горловская, Нектарьевская, Тутанская, Голыхинская.

Картинка 22 из 22
Николо-Малица

Под Тверью - Николо-Малица. Здесь был мужской монастырь, основанный в 1584 году. Название его позволяет предположить, что монастырь поначалу был женским. Ведь "малица" - девочка, девушка в возрасте 12...15 лет. Но, скорее всего, к монастырю пристало имя соседнего ручейка - Малицы. Неподалеку - Никольское, получившее название по другому монастырю. Мигалово, Мамулино появилось от прозвищ. Мигала, мигун постоянно мигал, то ли по привычке, то ли от болезни, а Мамуля был растяпой, ротозеем. Вот и прилипли их имена к местам жительства. Платформе Дорошиха досталось имя Дорофея, Дороха, Дороша. Имя это внесено в святцы и не было редким. От него пошли фамилии Дороховых, Дорофеевых. Вокруг Твери много сел и деревень с понятными названиями - Никулино, Андрейково, Даниловское, Володино, Алексеевское, Игнатово, Марьино, Симоново, Чуприяново, Федосово, Никифорово, Савватьево, Лукино, Аввакумово, Терехово. Эти поселения названы по когда-то жившим в них людям, а в ряде случаев по первопоселенцам. Вокруг Твери несколько названий восточного происхождения - Беклемишево, Садыково, Бакшеево, Ахматово. Возможно, эти названия пошли от переселенцев более позднего времени, чем время татарского ига. У великих московских князей было обыкновение переселять татарских мурз после присоединения к Москве татарских княжеств (кстати, и новгородских бояр - тоже). Татарам на Руси давались земли. История свидетельствует об их честной службе новым владыкам. Видимо, названия деревень и пошли от имен переселенных знатных татар - Беклемиша, Садыка, Ахмата. Имя Беклемиш означает - долгожданный, а Садык - верный. Ахмат - часто встречающееся и сейчас имя (достаточно вспомнить Ахматову, имеющую татарское сродство). А вот "бакшей" означает "садовый". Правда, вроде бы в нынешнем Бакшееве на сады особого внимания не обращают. Есть в окрестностях Твери и Вишенки. Что касается Брусилова, Мичурина, Бирюлина, Бортникова, Белавина, Кривцова - эти названия в основном прозвищные или идущие от вторых, нецерковных имен. Брусила - лжец, враль, мичур, мишур - угрюмец, бирюля - дудка, а бирюльки - пустяки (вспомним - "играть в бирюльки"). Бортник, бортень жил сбором в лесу меда, белявой называли корову светлой масти, беловатого оттенка. Возможно, прозвище перешло и на хозяйку. В известное всем по Бобаческой роще Бобачево, видимо, вложен исторический смысл. На Руси бабичем называли мелкого удельного князя, на княжество обычно не претендовавшего, но владения имевшего. Надо думать, Бобачево и было одним из таких владений. Хотя известно, что у него было и другое название - Лушниково. Правда, было и ещ е одно значение слова - невысокий коренастый мужик, скорее даже - плотный коротышка. Из примера видно, как много потеряно в нашем языке. Зато появились ваучеры, дилеры, брокеры и киллеры. Соминка получила название от речки Соминки. А "соминка" - древнерусское слово, означавшее лодку, передвигаемую с шестом. Лет 500...600 назад, видно, речка была полноводнее, чем ныне, но веслами работать все же не позволяла.


На Московском шоссе - Пасынково, Эммаус, Городище. Название Эммаус звучит неожиданно, но в прошлом веке село звали Ямщиково - по основному занятию жителей. В селе была крупная церковная община, а рядом с ним находился Яминский монастырь. Под влиянием служителей церкви село переименовали в Эммаус - по имени поселения в Палестине, связанного с Иисусом Христом. Ошурково и Прибытково когда-то были казенными, но крепостными деревнями. В Прибыткове даже работал завод, а рядом находилось барское сельцо Белаутовка. Похоже, что жители этих деревень пошли от каких-то сравнительно недавних переселенцев. Ведь прибыток как раз и означало переселенца, а ошурок - некий излишек, остаток, поскребыш. У станции Кузьминка - деревня Полукарпово. Церковь назвала ребенка по святцам Поликарпом, а деревня тут же обратила его в Полукарпа. Здесь многие села и деревни принадлежали монастырям. Полукарпово, Межево, Кузьминское - Троице-Сергиеву, Меньшие Перемеры (Малые Перемерки) числились за Егорьевским, а Борихино и Губино - за Желтиковым монастырями. Старый Погост в смутное время был практически уничтожен. В писцовой книге указано - "запустел от литовского разорения". Мигаловом когда-то владел сам князь Михаил Ярославич Тверской. Позже владельческий уровень был понижен - одним из владельцев стал некий Степан Коняев.


Рядом с Тургиновским трактом - Бурашево. Название это в Тверской области давно стало нарицательным. Когда-то земство на средства, завещанные помещиком Воробьевым, смогло создать и содержать Бурашевскую психическую колонию. До этого Бурашево было маленьким сельцом с пятью дворами. Само слово произошло от одного из нескольких прозвищ. Но из уважения к благородным людям не будем их анализировать.


По тракту далее - Губино, Цветково, Езвино, Покровское, Ильинское, Калистово, Тургиново. Губы - это грибы. Неподалеку от Губина - Грибова начинается речка Инюха, впадает в Азарниковское водохранилище, вытекает из него и, наконец, попадает в Иваньковское водохранилище. Название речки вроде бы простое, а от чего оно пошло - неведомо. То ли от слов "иной, инакий, инка, инька", причем два последних обозначали нерусскую женщину. То ли от угорского слова "ине, иню" - большой. но большой эту речку не назовешь. Иньки, конечно, в этих местах жили - археологи на реке Шоше нашли несколько поселений дьяковской культуры. Но вполне возможно, что название речки искажено до неузнаваемости. Во всяком случае жители Азарникова (Озорникова), Коробеина, Дмитрова - деревень по речке Инюхе - название ее чужим не считают. Даниловское по Старицкой дороге упомянуто в Тверской летописи еще под 1375 годом. Калистово, видимо, имело начало от Калистрата, Калиста. А вот Тургиново, древнее село, входившее в 15 веке в Тверскую волость Захожье, наверное, пошло от слов "торг, торговать". Река Шоша связывала Волок Ламский с Волгой и была одной из водных дорог средневековья, а Тургиново - значительной пристанью на ней. Известно и слово "торыга" - барыш. но нельзя исключать и другие толкования. В Шошу впадают притоки Лобь и Лама (сейчас Лама втекает в водохранилище). Лобь течет по топким болотам. Что касается Ламы, то в одной из русских летописей говорится о племени с таким же названием, жившем в этих местах. Названия этих рек звучат явно не по-русски. В финских языках есть слова, близкие к этим названиям. Одно из них значит "низкое место, низина", а второе - "много". Племя назвало себя по реке или наоборот, трудно сказать. возможно, что племя считало себя самым большим из живших вокруг и называлось словом, значившим "многочисленное, большое". Еще один приток Шоши - Вязьма. Расшифровка этого названия менее сложна. Оно значит - "вязкая, пойменная земля".


В селе Старый Погост в 1859 году жило около 900 человек. Само название говорит о древности села. Ведь погостом сначала именовалась административная единица. Вокруг - деревни Федосово, Труново, Чудово, Маслово, Перхурово, Осекино, Поминово, Обухово. Неподалеку Синцово и Домотканово. Домотканово сотню лет назад было владельческим сельцом - прогрессивные помещики не желали иметь рядом крестьянские избы. Здесь стоял один дом для семьи помещика с дворовыми, в основном приходившими из соседних деревень. Название сельцу обычно давалось хозяином. Домотканово не блещет древней историей, а прославилось тем, что ближе к нашему времени его владельцем стал В.Д. Дервиз, пригласивший туда известного художника В.А. Серова. "Девушка, освещенная солнцем" родилась именно здесь. Сельцами были и Махино, Богатырево, давно исчезнувшие. Начиная с 15 века, появлялась и исчезала деревня Осекино. Ее название говорит о старом укреплении - осеке, засеке в этом месте. Сейчас это трудно представить, но неподалеку от деревень Осекина и Поминова в лесу есть городище, возникшее более трех тысяч лет назад. Там хорошо заметны укрепления, рвы и валы. Оно относится к дьяковской культуре - культуре предков древней мери. А возможно, название Осекина произошло из-за выделенного места в лесу, когда-то обнесенного осиком-осекой. Что касается Поминова, то оно может быть связано с "помином, поминком" - даром, переданным богатым землевладельцем церкви или монастырю "на помин души". На Руси такие дары были нередки, народ был богобоязненным и к старости старался очиститься от грехов богатыми жертвами. Обух, синец, перхотун, перхун - слова-прозвища. Обухом могли назвать тупого упрямца, синец - одно из имен нечистой силы, а перхотун - постоянно кашлявший. Сложнее со словом "трун", оно имело ряд значений - насмешник, оборвыш и даже гробовщик. На средневековых картах есть и Телятино - нынешнее Телятьево. Пошло оно от какого-то Тели, Теляти. Справа от Тургиновского тракта Старково, Князево, Вашутино, Бегуново, Дуденцы, Ремязино, на Шоше - Непейно, Головачево, Ферязкино, за Шошей в болотах - малые деревеньки Бесково, Кошелево, Попцово. Есть и сельцо Теребино, упомянутое еще в 1476 году. Старково тоже известно из истории, озеро Старковское раньше называли Архиерейским (видимо, не случайно), а в самом Старкове была становая квартира и отсюда становой в 19 веке управлял половиной Тверского уезда. Князево, возможно, когда-то было удельной деревней, Вашутино идет от ныне забытого имени Вашук, Вашута, Ремез - прозвище, данное по маленькой синичке-ремезу, в Ферязкине молодицы были весьма модны и любили носить красивые сарафаны-ферязи. Бесково могло быть Бесыковым и пошло от мужика - лютого ругателя. Попцом именовали бродячего безместного попа (иногда таковым мог быть и поп-расстрига). Справа от тракта - Вески и Вешка, Глездово, Фефелово, Шипилино, Солодилино, на Шоше - Рязаново, на Леме - Долгая Пожня, Кайдиново. На тракте - большое село Ильинское, а ручеек под горой зовется Ключи Ильинские. В этом селе церкви и раньше не было, лишь часовня. Вески и Вешка пошли от слова "весь" - деревня. "Глездать" - значило скользить, эта деревня построена на глинистом месте. Фефелой и сейчас назовут неопрятную бабу; фамилии Шипилов , Шипулин нередки и ныне, Никифор Шипулин был важным чином при Михаиле Романове. Видимо, когда-то было имя, связанное с этим словом. В Солодилине делали солод и варили известное на всю округу пиво. В Рязаново когда-то переселили крепостных из Рязани. Рязаново иногда именуется Богородским. Но в прошлом веке Богородским было владельческое сельцо с Казанской церковью, а Рязаново было рядом с ним и называлось Рязанковым. Сейчас эти пункты и их названия объединились. Но если кто в тех краях знает ручеек Котиленку, то Богородское находилось и находится именно на нем. Кайдиново, похоже, татарского происхождения. На Волоколамской дороге - Квакшино. Квакуша-лягушка, квакша-цапля, квокша, квакуша-наседка. Выбор богатый. Недалеко - Починок. Выселились из Квакшина, начали деревню, но что-то не получилось, так и осталась она починком. А Курово - это Лисово, от слова "лис". Но и петуха кое-где называли куром. Возможно, был хитрый, себе на уме мужик, но подлого оттенка это слово не несло - не как в наше время в иных подобных прозваниях. Вокруг Суховеркова - Пищулино, Тураево, Чеченино, Кунькино. Суховерх - я о нем как-то писал - не имел потомства, сох на корню. Чеченино стоит на реке Мошнице. Возможно, здесь когда-то ловили рыбу чеченями, чечнями - плетенками. А вернее - деревня этим словом пришпилила чеченю-щеголя или щеголиху. Тураево раньше было Туряевым, а произошло от слова "турять, турнуть". Нашел здесь пристанище выгнанный откуда-то бедолага и прозван был Туряем. А куняй, куняка - соня, вечно сонный человек. Полубратово стоит на речке Вязьме, при впадении в нее Десны, вытекающей из озера Шейно.


Десна - вечная загадка, обычно впадающая в другую реку не справа, а слева. Видимо, древние русские правы и левые притоки отличали, глядя против течения. Шейно - название старое, чем-то перекликающееся с Шуей, но толкования таких названий у меня пока нет. А вот Полубратово понятно - брат, но лишь наполовину. В окрестных болотах - деревни Якимово (Яким - Ефим), Вахново (у речки Хвошни), Люшино (Люша - замарашка), Бебелево, раньше оно было Бебловым, а еще раньше, видимо, Бебровым-Бобровым. А насчет Вахнова - не Василия ли когда-то по-дружески называли Вахном. По Старицкой дороге - Калиново, Некрасово, Колталово, а на Волге - Мотавино, Мухино-Городище, Путилово, Моркино-Городище, Лаптево, Якшино, чуть подальше - Валуево Городище. Калина - нередкое имя в древности. Именем Некрас хотели отвлечь, обмануть нечистую силу. Возможно, дети в семье постоянно умирали и родители дали сыну второе имя, говорящее о его непривлекательности. Как видим, родители поступили правильно - Некрас выжил и даже дал свое имя деревне. Колталово пошло от слова "колтать" - много говорить, болтать. Лаптем, лапотником назвали отнюдь не зря. Кстати, могли и целую деревню сразу окрестить таким именем. Мордка, мортка когда-то была деньгами, своего рода бартером. Беличья шкурка играла роль денег, а ее название пошло от беличьей мордорчки. На Валуевом Городище жил валуй-лентяй, разиня, ротозей. Путило - нередкое в древности имя. Якшино часто считают татарским названием, но скорее всего это - от уменьшительного Якуш, а церковного Яков.


Теперь о севере района. По дороге на Торжок странное название Мермерины. Сто лет назад были Мермерины Новые (Поддубки) и Мермерины Старые. Сейчас Мермерины Старые стали просто Мермеринами. Найти истоки названия не удалось. Возможно, оно произошло от родового прозвания каких-то владельцев. Например, некоторые села имели даже двойные названия, включавшие фамилии помещиков: Ивановское - Ивановское-Овцыных, Красные Горки - Восресенское-Собакиных. Через Медное течет ручеек Рудница. Известно, что в этом районе когда-то делались железные изделия из местных болотных руд. Не потому ли и ручей назвали Рудницей. Но медных руд здесь не было, правда, ведь могли привозить сюда древние умельцы. По Тверце и рядом села и деревни Долматово, Шаблино, Изворотень, Мельниково, Протасово, Князево, Устье, Черногубово, Красный Бор, Чопрово, Рогодино, Сакулино, Голобово, Кашинцево, Ямок, Курово, Порожки. В Тверцу впадает речка Малица, в в нее слева - Десенка, а справа - Роська. Десенка опять впадает в реку не слева, а справа. А Росек, Росей по Руси немало. Имена эти, видимо, очень древние.

Народы, жившие по этим рекам и речкам, называли их понятными именами - возможно, идущими от собственного имени народа. А имя это идет от древнего слова индоевропейцев - "раса", что означало - "дыхание, дух, душа". На Руси в святцах были имена Далмат и Протасий. Шабала - шатун, бездельник, но изворотистый человек - оборотистый, находчивый, и при необходимости могущий уклониться от какого-то дела, князем могли назвать просто татарина, чопорным называли ломливого, щеголеватого, мелочного человека. Рагодино могло начаться от "рагоды" - грубияна и от рогожи, сакуля - ссакуля, видимо, муравей или скряга, а может быть, что-то и похуже, голб, голоб - не только чулан, но и памятник. Устье стоит при впадении реки Кавы в Тверцу, кашинец мог быть выходцем из кашинского княжества. Черногуб, чернопят, черноус, чермономорд и много других прозвищ могли стать началом имени деревни. Ямок - почтовая станция, место жительства ямщиков. Кава течет из Лихославльского района, название могло пойти и от мерян и от новгородцев - ильменских словен.

"Ва" у многих финских и угорских народов - вода. Но есть и новгородское слово - "кава" - шест. Не означало ли оно, что по этой речке плавали как раз лодки с шестами-соминками? И еще вернемся к Каве. Хотя формально из большого болота - Васильевского Мха с двумя меньшими болотами - Святинским Мхом и Казенным Мхом в Каву течет только ручеек Орлесня, на самом деле эти болота питают Каву очень активно. Слово "мох" в значении "болото" сохранилось лишь в географических названиях. На Руси было не меньше тридцати слов, означавшие разные виды болот. А сейчас осталось всего три-четыре. Язык беднеет, особенно в последние годы... На Каве и рядом - Олбово, Киево, Палагино, Дьяково, Садыково, Жирносово, Трестино, Мухино, Лямово. А к югу и востоку от болот - Копылево, Кувшиново, Орудово. Олбово - это Лбово, Муха, Копыл - имена или прозвища. Копыл - стойка на санях - "торчит как копыл". Лямить - волынить, жирнос - одно из прозвищ жирного, толстого человека, дьяк - чиновник в старой Руси. Киево несколько раз повторялось в Тверской губернии - в Тверском, Ржевском, Старицком уездах. Вполне возможно, что эти деревни появились от переселенцев в Киевской Руси, которых здесь было немало. Палагой звали Пелагею, Садык - мусульманское имя со значением "верный".

Трестино - близ низменного берега Кавы, видимо, пошло от заросшего трестой - тростником берега. Дорога на Рамешки идет по перешейку между Васильевским и Оршинским Мхами. Места болотистые, заселялись в последнюю очередь. Названия, как правило, простые, идущие от имен - Александровка, Настасьино, Арининское, Симоново, Савкино. Есть и от прозвищ - Головино, Горбово, Щукино, весьма удаленное от рек и озер. Хохряково - то же самое, что и Горбово, хохряк - это горбач. Из Оршинского Мха текут две реки - Созь из озера Великого, находящегося в самом центре болота, и Орша, начинающаяся формально в километре от болота, но на самом деле в верхнем течении постоянно подпитывающаяся болотными водами. Орша - название нередкое. Есть город Орша в Белоруссии, есть речки Ирша, Реша, Ржа, Ржава. Производят это слово от "ржа, ржавчина" - по цвету болотной воды. Было древнеславянское слово "режа" - дыра. Может быть, и название города Ржева когда-то пошло от этого значения. По Орше и рядом - места лесные, красивые, но чуть на восток - начинаются болотистые, зачастую змеиные угодья. Этих созданий здесь хватает, как-то на дороге от Коленова к Погорельцам у меня из-под ног прыснул в стороны целый клубок. Сложных названий здесь нет - Горютино, Терехово, Секирино, Романово, Давыдово, и даже находящийся на самом болоте Мачехин Конец. Ширяево пошло от "ширяя" - широкоплечего. Сбынь, наверное, от "сбылой" воды. Пургасово когда-то было Пергасовым - от одного из видов пищи, изготавливаемого из жита. Старый Корчевский тракт шел на Рождествено и дальше на Корчеву. А от Рождествена на север и дальше на восток проходила старая дорога на Кашин. Следы ее еще сохранились, лишь где-то на середине от Быкова до Стоянцев почти пропадают в болотных дебрях. Названия здесь говорят о древности поселений. Каблуково в 1859 году имело еще одно название - Клабуково, но постепенно превратилось в Каблуково. Клобуком и сейчас именуется часть головного монашеского убора. Литвинцево, Рождествено, Староселье, Бортниково - исторические названия. Очень любопытно Хотимирово - от древнего славянского имени Хотимир.


Какие выводы можно сделать о топонимии района, прилегающего к Твери? прежде всего, гидронимия в значительной мере сохранилась от людей, живших здесь 2...4 тысячи лет назад - племен дьяковской культуры, а в конце этого периода - их потомков мерян. Это - угры, мигрировавшие с северо-востока, возможно, из-за Урала. Их язык исчез, но, судя по сохранившимся названиям, он был похож на языки манси и хантов. Даже Волгу в ее верхнем течении они назвали по-своему - Вол-йога, что означает Великая Река. Более древние названия от народов индоевропейской общности - предков нынешних славян, германцев и литовцев - в этих местах не сохранились.


Названия населенных пунктов в подавляющем большинстве случаев – славянские, русские. Много древних названий, родившихся в 7-10 веках нашей эры от кривичей, заселивших эти земли и постепенно ассимилировавших редкое мерянское население. Названия, сохранившиеся с тех пор, говорят о довольно мирном и стабильном развитии этой окраины Владимиро-Суздальского, да и какой-то мере Смоленского и Новгородского княжеств, со временем ставшей Тверским княжеством.


Не следует считать, что наши предки, давая друг другу всяческие прозвища, были скандальными и грубыми людьми, постоянно издевавшимися и высмеивавшими друг друга. Эти прозвища чаще всего были профилактикой древних - оберегами, призванными запутать нечистую силу, которая только и ждала случая навредить человеку с хорошим, да еще и христианским именем. Родители иногда называли ребенка даже Невежей, Зверем и тому подобными именами. Это случалось в тех несчастных семьях, где дети умирали один за другим. Конечно, это относили к проискам злых людей или духов. А дурные имена, их, конечно, могли запутать и отвести беду. С учетом того, что в наше время довольно много Зверевых, а есть и Невежины и Дураковы - это удавалось, дети выживали и давали стойкое потомство.


Но, конечно, деревня не упускала случая и пригвоздить кого-то острым, едким словом, да так, что оно прилипало не только к жертве, но и ее потомству. И пошли отсюда Киселевы, Тупицыны, Хорьковы, Неумывакины и многие другие. А вот Смирным с ударением на последнем слоге назывался тихий, спокойный ребенок. Отсюда и начались фамилии Смирной и Смирнов. Но, вероятно, в этом слове был и какой-то особый смысл. Возможно, такое прозвание как-то особенно охраняло его носителя. И потому людей с фамилией Смирновы в наших краях оказалось особенно много.


Источник: Ю. Смирнов. Вокруг Твери // Домовой. - 1997. - № 8, 9, 10, 11.

http://avvatvers.narod.ru/vokrugtveri.htm

Категория: Топонимика | Добавил: merja (18.04.2010)
Просмотров: 14543 | Рейтинг: 4.5/10
СТАНЬ МЕРЯ!

ИНТЕРЕСНОЕ
ТЭГИ
мерянский Павел Травкин чашечник меря финно-угры чудь весь Merjamaa Меряния финно-угорский субстрат вепсы История Руси меряне суздаль владимир история марийцы мари Ветлуга Ростов Великий ростов новгород Русь экология славяне топонимика кострома КРИВИЧИ русские Язычество камень следовик синий камень камень чашечник сакральные камни этнофутуризм археология мурома Владимиро-Суздальская земля мерянский язык ономастика Ростовская земля балты финны городище Векса озеро Неро краеведение православие священные камни этнография святой источник общество Плёс дьяковцы Ивановская область регионализм культура идентитет искусство плес ингрия антропология россия москва ярославль мифология вологда лингвистика Марий Эл будущее Унжа вятичи Залесье волга поэзия нея галич деревня туризм север мерянский этнофутуризм Древняя Русь шаманизм латвия русский север иваново буй капище Ярославская область Языкознание реконструкция скандинавы средневековье Европа магия Этногенез коми старообрядцы Костромская область христианство
Статистика
Яндекс.Метрика