(С
именем марийского князя Коджи Ералтема связана легенда о происхождении
названия «Ветлуга». По этой легенде жена князя Луга, освободившаяся из
хлыновского плена, утонула в реке, ранее называвшейся Энер, и с того
времени река названа Ветлугой, от марийских слов: Вет - женщина и ее
имени - Луга)
Наиболее
интересную трактовку балтского вопроса предложил покойный академик,
профессор В.Н. Топоров. Он предложил подразделять балтские народы (и их
языки) не на восточные и западные, как это принято сегодня, а на
центральные и периферийные. Ныне существующие литовский, латышский и
латгальский языки – типичные примеры центральных (равно как и
большинство вымерших балтийских языков). Но были и периферийные этносы
со своими наречиями, например, голядь – к западу от нынешней Москвы (а,
может быть и к югу – кто-то ведь назвал речку, на которой стоит город
Чехов, «Лопасней», т.е. «лисьей»).
Жабкинский
могильник. Шумящая подвеска 10-11 вв. В верхней части - стилизованные
конские головы, в нижней - лапки водоплавающей птицы.
К
сожалению в нашей отечественной традиции чуть ли не официально принята
точка зрения, что русская народная культура является славянской. О
каких-либо иных источниках ее формирования во многих случаях не
говориться. О доминировании славянских элементов можно говорить
касательно южных областей России.
Слева
рис.6. Егорьевск. Тройное овершье с солярным знаком. Справа рис.7.
Егорьевск. Солярные знаки вверху и внизу. Вверху парные подвески в виде
гусиных лапок.
Когда же речь идет о лесной зоне Центральной
России и о Русском Севере, т.е. регионе, где до славян господствовали
финно-угры, то славянского здесь не так много. Здесь русские
формировались на
... Читать дальше »
Каляды, Гуканне Вясны, Купалле, Дажынкі ды шмат іншых. Андрэй Лянкевіч пры дапамозе фатаграфіі паказвае паганскія традыцыі і звычаі, якія да гэтага часу існуюць на Беларусі. Большасць традыцыяў знікае альбо ўжо знікла ў 60—70-я гады мінулага стагоддзя, у некаторых вёсках іх памятае толькі адна, найстарэйшая жыхарка.
Современное
поколение молодых граждан России вряд ли знают об игре
«казаки-разбойники», любимейшей забаве их отцов и дедов. Известно, что
эта игра существовала еще в 19 веке. Цель игры- «хорошие» казаки ловят
«плохих» разбойников.
Стояла
осень 1740 года. Участники научной экспедиции воглаве с первым в России
астрономом академиком Н. И. Делилем возвращались из сибирского городка
Березово, куда ездили для наблюдения за прохождением планеты Меркурий
вблизи Солнца. По пути в Петербург отряд из восемнадцати человек
остановился в Чебоксарах. Это было 14 октября. Один из членов экспедиции
— Т. Кенигсфельд — записал в своем путевом дневнике, что «в этом городе
имеется десять церквей из камня и также несколько каменных домов...
Чебоксары... ведут торг с Астраханыо и Москвой...»
Далее
он отметил, что у них, то есть у чувашей-язычников, много деревянных и
каменных памятников народной скульптуры, на которых написано «буквами,
не похожими ни на русские,
... Читать дальше »
Есть
в Костровском сельском округе Истринского района маленькая речушка, или
даже скорее, звонкий ручеёк по имени Лукшенка (Лукшинка). Исток
Лукшенка берёт близ деревни Холщёвики, а в Малую Истру впадает в районе
посёлка Кострово. Сейчас ручеёк совсем небольшой, на большей части
своего течения — он пересыхает на лето, однако овраг прорубленный им
сквозь лес очень живопис
... Читать дальше »