Шумящие подвески
Археологическая экспедиция Сергиево-Посадского музея-заповедника в 1999, 2000, 2002, 2006, 2007 гг. открыла и исследовала могильник 6-9 вв. на городище у д. Ратьково Александровского района Владимирской области, на мысу левого берега р. Дубна. Одной из загадок дьяковской культуры (к которой относится и ратьковское поселение) является отсутствие могильников — в Подмосковье и окрестностях до последнего времени было известно только два. Они, вероятно, находились в глухих углах леса, тела умерших помещали в наземных сооружениях — «домиках мёртвых». На Ратьковском могильнике были найдены остатки трупо-сожжений и погребальный инвентарь на глубине от 0,3 до 0,5 м. Судя по глубине, останки и вещи помещали в наземные «домики мёртвых». Всего собрано 1202 предмета (из них 196 — оплавленные бронзовые вещи), а также фрагменты керамической посуды.
Для мужских погребений характерны железные стрелы, поясные пряжки и накладки, кресало. В женских погребениях находят шилья, ножи, пряслица, литейные формочки, бронзовые украшения, в том числе шумящие подвески.
Основной частью находок из погребений Ратьковского могильника являются украшения из бронзы. «Шумящие» бронзовые украшения играли важную роль в одежде финских женщин — при движении бронзовые обереги издавали звон — верное магическое средство для изгнания «злых сил».
Часть погребений принадлежала женщинам-литейщицам. Бронзо-литейное дело в ту эпоху находилось в руках женщин и женские погребения могильников поволжских финнов — Мери, Муромы, Мари, Мордвы сопровождались принадлежностями литья.
Литейные формочки изготавливали из мягких пород камня. На аккуратных прямоугольных брусках вырезаны ровные тонкие бороздки или круглые ямки для отливки шариков зерни, тонких проволочек и других мелких деталей ювелирных украшений: колечек, звеньев, треугольных зернёных подвесок.
Реконструкция костюма мерянской женщины
Раскопки (вскрыто 476 м2 .) позволили реконструировать погребальный обряд. Кремация осуществлялась на стороне. Кости людей после сожжения очищены от углей и золы и специально измельчены. Остатки кремации, обугленные зерна и вещи разложены вокруг небольших ям, причем большая часть материала лежит в верхних слоях заполнения ям или рядом с ними. Три ямы заполнены тысячами обугленных зерен культурных растений (пшеницы-полбы, ячменя, гороха, проса) и кусками спекшихся зёрен — возможно, это остатки какого-то блюда, вроде, каши, связанного с «тризной» — поминальной трапезой.
Литейные формы
По находкам на Ратьковском городище можно судить о том, что обычаи приготовления поминальной трапезы из пшеницы, ячменя, гороха были характерны и для славян (канун, коливо, кутья, кисель) и для местного финно-угорского населения. По-видимому, воспоминанием о наземном погребальном обряде, бытовавшем у дославянского населения центральной части Восточной Европы, является образ сказочной «бабы-яги костяной ноги» и «избушки на курьих ножках».
В сказочных сюжетах подчеркивается связь дома Бабы-Яги и костей человека. Во всех сказках баба-яга является существом не русским, противопоставляющим себя русским. Стремление бабы-яги — символа смерти — изжарить героя сказки можно рассматривать как обряд кремации, характерный для местного финно-угорского населения.
Раскопки Ратьковского могильника. 2006 г.
Разборка ямы с остатками тризны
Погребальный сосуд с остатками кремации
|