Пятница, 23.06.2017, 11:29 | Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость

Соседи

Главная » 2010 » Август » 31 » О феномене марийского язычества
10:33
О феномене марийского язычества

http://www.fennougria.ee/public/marimark.jpg

О феномене марийского "язычества", природной вере народа мари, марийской народной религии и еще добрый десяток названий для одного и того же явления, заговорили с конца 80-х – начала 90-х годов прошлого столетия. Тогда вдруг оказалось, что в самом центре России сохранился целый народ, который фактически не только не принял ни одну из мировых религий, а сохранил что-то своё, аутентичное. Я специально акцентирую внимание на формальных и неформальных названиях корпуса религиозных представлений марийцев, потому что основным вопросом и сейчас остается, что же такое МТР?

http://img-fotki.yandex.ru/get/21/vechkas.0/0_7cd5_c078b4b8_XL

За гуманизм и дело мира!

Сам факт того, что ничего на поверхности как бы и не видно, весьма показателен. Вы можете много раз приезжать в Марий Эл или в иные места компактного проживания марийцев, но вряд ли увидите хоть одну религиозную практику или обряд. Многое в марийской культуре, как и у других восточных финно-угорских народов, обращено вовнутрь человека. На религиозной жизни марийца словно висит табличка "private”. Исключение в этом смысле составляют лишь очень немногие.

Часть народов России во второй половине 20 века начали "возрождать" национальные религии. Марийцы одни из немногих оказались в несколько ином положении. В марийской деревне, где тогда жило большинство марийцев в значительном объеме сохранилось всё то, что сегодня стало называться МТР. А главное, на уровне отдельных последователей народной религии она не только сохранялась, консервировалась, но продолжала развиваться.

МТР сегодня – это с одной стороны масса живых локальных общинных традиций – продолжающиеся моления в весенне-летний период, где каждое моление уникально. Обычно моления производятся в священных рощах (кусото). С другой стороны в последние годы появились люди, ратующие за унификацию обрядов в рамках МТР и подчинению общей доктрине. Но, как сказала мне специалист по МТР Галина Шкалина из Марийского Государственного Университета – "Старшее поколение пока одерживает верх", то есть локальное разнообразие берет верх над унификацией.

Впрочем, и здесь не всё так однозначно, как может показаться. Дело в том, что до 1830 года существовали некая общая система молений, включавшая в себя общенациональные моления марийцев на священной горе героя Чумбылата (сейчас территория Кировской области). В 1830 году гора была взорвана местными властями и с тех пор общенациональные моления прекратились. Система стала распадаться, а советское время до 1943 года марийцам и вовсе было запрещено ходить в кусото. Также, по сведениям ученых, до революции существовала и иерархия картов.

Говоря о проблеме многобожия нельзя не остановиться на свидетельствах еще 19 века, в которых сторонние наблюдатели указывают, что марийцы молятся верховному богу Поро Ош Кугу Юмо (Великий Белый Бог). Уже в то время наблюдается отход классического многобожия, пантеон богов имел вид пирамиды.

Шкалина выделяет несколько характерных черт МТР. Гуманитарная практика – в молениях желают добра не только себе, но и соседям, другим народам. Экологическое сознание – мир гармоничен, человек должен соответствовать ему через обряды и молитвы. Плюс, сосредоточенность на этических проблемах.

http://img-fotki.yandex.ru/get/14/mari-elspb.0/0_8002_f17e8c3c_L

Тоже является частью Вселенной.

Мне удалось побывать на частной встрече верховного карта (служителя) МТР в Марий Эл Александра Таныгина с молодыми людьми. Во время встречи карт рассказывал, как он понимает содержательное наполнение МТР, а также отвечал на вопросы молодежи. По мысли Таныгина Бог – это Вселенная. Всё есть Бог, а человек – часть Бога. Похоже, перед нами некая теистическая концепция. Встречал я и пантеистические объяснения доктрины МТР.

Марийский парень, переводивший мне выступление карта даже привел строчку из популярной песни как иллюстрацию: "Всё, что сейчас происходит во мне, тоже является частью Вселенной". Бог проявляется через святых, героев. Процесс формирования пантеона святых и героев продолжается и сейчас. Так, многие религиозные деятели МТР сегодня согласны между собой, что со временем статус героев, а по прошествии определенного времени, и статуса святых могут достичь отцы-основатели марийской автономии после 1917 года, а также марийцы-герои Второй Мировой войны.

Одним из святых МТР является … Иисус Христос. В отношении православия МТР применило излюбленную финно-уграми технологию адаптации новаций в духовной сфере. Чужие святые и боги постепенно впитывались марийской религией, переваривались и приближались к местным реалиям. Приверженцы МТР, не признающие Христа, христианских святых и обряда крещения обычно называют себя чимари ("чистые, светлые марийцы"), а те, кто признают – "двоеверами".

В классификации Таныгина МТР складывается из приверженцов: чимари, марла вера (крещеные, двоеверы – таких сегодня среди марийцев большинство), рушла вера ("русская вера", то есть православные марийцы), кугу сорта ("великая свеча" – последователи гуманистического течения МТР, всего несколько общин). Надо отметить, что последователи кугу сорта плохо контактируют с остальными, не интегрируются в марийское общество конфессионально.

Таким образом, ведущие служители МТР провозглашают ее всемирной универсальной религией, где христианство является только ее частью. Интересно, что ислам не трактуется частью МТР, но никаких негативных высказываний в адрес ислама со стороны марийцев я никогда не слышал. Правда, пока карты трактуют свою веру как веру исключительно национальную, только для марийцев.

Среди вопросов, заданных молодыми людьми на встрече, я хотел бы выделить одну ситуацию. Студент – мариец, учащийся в столице республике Йошкар-Оле рассказал, что в его отсутствие "поп для чего-то крестил его родителей в деревне". Он не хотел креститься и спрашивал у карта, что ему теперь делать. Ответ карта был крайне интересен. Он сказал, что оснований для беспокойства нет. Если его родители хотят верить еще и в Христа, пускай верят, он же святой. А парень может оставаться чимари, ведь, вся его семья всё равно остались приверженцами МТР. Единственное, что по мнению карта, все же не стоило делать его родителям, так это участвовать в православных обрядах.

Сейчас невозможно понять, способствовало ли соседство с православным населением эволюции МТР от многобожия к теизму. К тому же в советское время на марийской земле православная традиция, исключая немногочисленное старообрядчество (в основном, федосеевского беспоповского согласия), не оказалась жизнеспособной в условиях гонений властей. Соответственно, эволюция МТР уже много лет проходит без участия православия. И лишь последние десять лет православная вера стало активно присутствовать на марийской земле.

Правда, нынешний епископ Йошкаролинский и Марийский Иоанн считается весьма умеренным, хорошим политиком, не позволяющим себе в открытую выступать против традиционной религии марийцев. К тому же Патриарх Алексий II в 1993 году заявил по поводу Марий Эл, что "мы должны уважать традиции марийцев".

В личных беседах со мной многие приверженцы МТР высказывали ряд претензий в адрес РПЦ. Специально заострять на этом внимание я не хочу, но могу сказать, что последователи МТР весьма критически настроены по отношению к деятельности РПЦ на территориях проживания марийцев.

Мы – религия будущего!

Говоря о перспективах МТР следует отметить слабые внешние адаптационные механизмы этой религии к городским условиям. МТР до сих пор остается религией деревни, родового поселения. "Чувствовать силу природы, которую получаешь через общение с ней", как сказала мне одна из активисток МТР, легче в деревне. Однако, во всякой слабости есть своя сила. Наиболее продвинутые последователи МТР заявляют, что их религия – религия будущего. Люди в развитых странах осознают важность жизни в гармонии с природой. Марийцы же знают, как это делается на практике.

С начала 90-ых годов в республике и других местах компактного расселения марийцев стали возникать различные организационные структуры МТР. Некоторое время наблюдалось острое соперничество различных картов, предлагавшими разные трактовки для ряда положений МТР. И сегодня не имеется некоей общей структуры для МТР. Создание такой структуры только декларируется марийским национальным движением "Марий Ушем".

МТР долго шла к официальному признанию. Уже несколько лет медленно идет процесс легитимизации общин МТР. В настоящее время уже две общины МТР прошли регистрацию как юридические лица. Так Сернурская община (Сернурский район Марий Эл) была зарегистрирована еще 26 июля 2004 года. В 2005 году ожидается регистрация третьей общины, после чего согласно законодательству будет подана заявка на общереспубликанскую регистрацию. В то же время в Башкортостане несколько  религиозных общин чимари тоже имеют регистрацию.

Конечно, в одной статье нельзя объять необъятного и все же, подводя итог, я думаю, что МТР имеет шансы состоятся как национальная религия марийцев.

Александр Трифонов http://www.religare.ru/2_17610.html
Категория: Новости Мерянии | Просмотров: 1364 | Добавил: merja | Рейтинг: 5.0/2
Всего комментариев: 0
avatar
СТАНЬ МЕРЯ!
ИНТЕРЕСНОЕ
ТЭГИ
мерянский Павел Травкин чашечник меря финно-угры чудь весь Merjamaa финно-угорский субстрат Меряния вепсы История Руси суздаль владимир меряне история марийцы Ростов Великий ростов Русь новгород экология славяне топонимика кострома КРИВИЧИ русские Язычество камень следовик камень чашечник синий камень этнофутуризм археология мурома Владимиро-Суздальская земля мерянский язык ономастика Ростовская земля балты городище финны Векса краеведение православие священные камни этнография общество Плёс дьяковцы Ивановская область регионализм культура идентитет искусство мещёра народное православие антропология россия Чухлома москва ярославль мифология вологда лингвистика Кологрив Ефим Честняков будущее Унжа вятичи Залесье волга Идентичность футуризм Унорож деревня север мерянский этнофутуризм Древняя Русь латвия русский север сакрум Галич Мерьский Верхнее Поволжье иваново капище новгородцы Ярославская область Московия скандинавы Северо-Восточная Русь Белоозеро мордва Залесская земля мерянский мир Европа Андрей Боголюбский великороссы Вологодская область Костромская область христианство
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 2301
На основании какой письменности восстанавливать язык Муромы?
Всего ответов: 865
Статистика
Яндекс.Метрика