Пятница, 23.06.2017, 11:39 | Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость

Еще раз о возрождении Мерянии

http://www.ljplus.ru/img4/h/m/hmelnicky/baner_merja.jpg

«Сейчас в Европе оживает нация, которая состоит только из теней. Это – меряне», - так отреагировали украинские националистические сайты на появление в России информационнЫХ проектов об исчезнувшем финно-угорском народе меря.

Далее звучит старая песня о злобных москалях, которые – де, поспешили забыть о некогда многочисленной народности, и выражение надежд, что меряне возродятся и рано или поздно сбросят с себя москальское ярмо. Такие надежды в украинских националистов вселило стремление группы российских активистов собрать и систематизировать всю доступную информацию о древней Мерянии и её населении. Благодаря их усилиям появились информационные ресурсы «merja.org» и «Merjamaa - Мерянь Мастор», посвящённые мерянской тематике. Авторы подчёркивают, что их проект не является политическим, и преследует сугубо культурологические цели. Видимо, это действительно так.

Известно, что древнее финно-угорское племя мерян обитало на территории Владимирской, Ярославской, Ивановской, восточной части современной Московской, части Вологодской, и западной части Костромской областей. Меря впервые упомянута в VI веке готским летописцем Иорданом под названием мерен, позже о мере повествовали и русские хроники. В летописи «Повесть временных лет» меря расположена в районе озёр Неро («Ростовское озеро») и Плещеево («Клещина»). Но ещё задолго до XIII в. меря практически исчезли, полностью растворившись в более многочисленном славянском «море». Сегодня об их существовании нам напоминает только топонимика многих русских городов и сёл.

http://www.ljplus.ru/img4/h/m/hmelnicky/meryaniya-_1.jpg

Ныне «чистокровных» меря не существует и не может существовать. Жители Ярославской, Костромской, Ивановской области и окружающие их прилежащие части соседних областей, которые в древности составляли непосредственно Мерянию, не сохранили в своей исторической памяти процесс ассимиляции и встречи славян с мерянами. Русские, проживающие там сейчас, в подавляющем большинстве своём даже не знают о существовании данного древнего народа. Название «меря» известно практически только из летописи «Повесть временных лет». Данных, было ли это самоназвание либо искажённое внешнее наименование местного племени пришлыми славянами, нет. Некоторые специалисты - финно-угроведы выдвигают версию, что слово «меря» происходит от самоназвания современных горных марийцев, звучащего приблизительно как «мяры». По данным обширной дославянской топонимики этих мест меря были финно-угорским народом с языком, близким, вероятно, марийским языкам. Более того, некоторые этнографы прямыми потомками мерян называют костромских марийцев. Однако это тоже всего лишь гипотеза.


В настоящее время в Парфеньевском, Антроповском, Вохомском, Нейском, Галичском районах Костромской области, Мышкинском и Некоузском районах Ярославской области и других есть некоторые коренные русскоязычные жители, которые хотели бы считаться представителями народа меря. Существующие информационные ресурсы о воображаемой Мерянии рассчитаны, в первую очередь, как раз на тех, кто желает быть мерей. Но никаких доказательств, что современные «меряне» являются прямыми потомками одноименного летописного народа, не существует. Ряд серьёзных учёных видят в поведении современных «мерян» лишь ролевую игру, и не более того.

«Новым этапом материализации «теней забытых мерян» было финно-угорское движение 1990 – х гг., когда к жизни возвращались вычеркнутые из списка живых летописные народы – вепсы и водь. И здесь же была меря…», - так прокомментировал один из украинских националистических сайтов попытки возрождения мерянского движения. «В самом сердце вымышленной России», - злорадно повествуют авторы - националисты. И продолжают: «Духовная целостность мерян…воскресает через переживание своего дивного небытия…Эта дорога из Мерянии в Мерянию – неинтересна деловитым властителям России. Да и над чем они в реальности властвуют? Только над тенями забытых мерян. Над самими мерянами – нет».

В воображении украинским националистам не откажешь. В книге «Нации как воображаемые сообщества» Бенедикта Андерсона как нельзя лучше раскрывается механизм существования современных наций, которые есть не более чем воображаемые сообщества, когда люди, не зная и не видя 99% своих соотечественников, ментально и эмоционально соотносят себя с ними как с единым этнополитическим организмом. Этому способствуют, среди прочего, средства массовой информации. Появляющиеся один за другим информационные ресурсы мерянской тематики непроизвольно выполняют ту же функцию – создают виртуальную Мерянию с виртуальным населением, которое ощущает себя мерянами только при входе на сайт. Постепенно виртуальность переходит в повседневную жизнь, и некоторые жители России уже всерьёз задумываются над тем, чтобы указать при переписи населения свою национальность как меря. Особо оживлённая дискуссия о появлении виртуальных мерян разгорелась на финно-угорском портале «Уралистика» и странице эрзянских националистов «Эрзян Ки». Тот факт, что виртуальная Меряния имеет свой гимн, герб и флаг, только добавил масла в огонь. Раз есть гимн и герб, значит, впору говорить о новой национально-политической реальности, пока, правда, в виртуальном пространстве.

http://www.ljplus.ru/img4/h/m/hmelnicky/meryaniya-2.jpg

С недавних пор похожий виртуальный проект (под названием «литвинства») был запущен в Белоруссии. Смысл его заключается в навязывании мнения, что белорусы не есть никакие не русские, а лишь обрусевшие литвины – коренное население Великого княжества Литовского (не путать с современной Литвой), в состав которого входили земли нынешней Белоруссии (а также, кстати, часть Украины и России). Цель идеологии литвинства – избавить белорусов от ненавистного корня «рус». Иными словами, мы – литвины, а не белорусы. Значит, мы – не русские. «Мы – европейцы», - пафосно заявляют сторонники литвинства, которые уже тоже успели изобрести свой гимн и герб. Начавшись как проект виртуальный, литвинство переросло в проект политический. Группы белорусской (простите, литвинской) молодёжи празднуют юбилеи сражения под Оршей 1514 г., когда московское войско потерпело сокрушительное поражение от польско – литовской армии. Современное литвинство искренне сопереживает тем полякам и литовцам, которых считает теперь своими предками, напрочь отвергая всё русское в себе. Дело доходит до откровенного глумления над собственной русскостью, когда новоиспечённые, и вчера ещё виртуальные «литвины» проводят реальную акцию «Получи, москаль, подушкой», в ходе которой группы молодых людей колотят друг друга подушками. К проигрышу приговаривается команда «москалей», которые, по замыслу акции, ретируются с позором и срамом. Теперь у литвинства политического, как ранее у литвинства виртуального, есть свои покровители среди белорусских и западных политиков и финансистов. Иначе бы этот проект не приобрёл сегодняшних масштабов.

В самой России несколько лет назад был запущен явно провокационный информационно-виртуальный проект «Свободная Ингрия». Более русофобский ресурс трудно найти. Участники проекта ратуют за выход из состава России древней Ингерманландии (Ингрии) - этнокультурного и исторического региона, расположенного по берегам Невы, и входящего ныне в состав Ленинградской области. Постепенно виртуальные защитники независимой Ингрии материализовались на Западной Украине, когда в апреле 2010 г. гордо маршировали с флагом суверенной Ингрии по львовским улицам вместе с украинскими националистами, в руках которых развивалась символика дивизии СС «Галичина».

Это лишь один из примеров перерастания виртуального проекта национального толка в проект политический с далеко идущими последствиями. Заявлять сейчас, что проект «Меряния» ожидает судьба проекта «Литвинство» или «Свободной Ингрии», по крайней мере, несерьёзно. Более того, систематизирование и накопление всей доступной информации о мерянской культуре и древней Мерянии является похвальным делом. Как бы там ни было, но в жилах многих русских течёт и благородная финно-угорская кровь. А необычайно богатая финно-угорская культура – это бездонный кладезь для любого исследователя. Другое дело, как смотрят на этот проект те, кто в России и русских видят лишь объект для ненависти. Им как раз и хотелось бы, чтобы просто «Меряния» эволюционировала в «Мерянию» с русофобским душком.

Написал Гулевич Владислав   http://www.edrus.org/content/view/21852/47/

23 сентября 2010
СТАНЬ МЕРЯ!
ИНТЕРЕСНОЕ
ТЭГИ
мерянский Павел Травкин чашечник меря финно-угры чудь весь Merjamaa финно-угорский субстрат Меряния вепсы История Руси суздаль владимир меряне история марийцы Ростов Великий ростов Русь новгород экология славяне топонимика кострома КРИВИЧИ русские Язычество камень следовик камень чашечник синий камень этнофутуризм археология мурома Владимиро-Суздальская земля мерянский язык ономастика Ростовская земля балты городище финны Векса краеведение православие священные камни этнография общество Плёс дьяковцы Ивановская область регионализм культура идентитет искусство мещёра народное православие антропология россия Чухлома москва ярославль мифология вологда лингвистика Кологрив Ефим Честняков будущее Унжа вятичи Залесье волга Идентичность футуризм Унорож деревня север мерянский этнофутуризм Древняя Русь латвия русский север сакрум Галич Мерьский Верхнее Поволжье иваново капище новгородцы Ярославская область Московия скандинавы Северо-Восточная Русь Белоозеро мордва Залесская земля мерянский мир Европа Андрей Боголюбский великороссы Вологодская область Костромская область христианство
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 2301
На основании какой письменности восстанавливать язык Муромы?
Всего ответов: 865
Статистика
Яндекс.Метрика