«Сейчас
в Европе оживает нация, которая состоит только из теней. Это – меряне»,
- так отреагировали украинские националистические сайты на появление в
России информационнЫХ проектов об исчезнувшем финно-угорском народе
меря.
Далее звучит старая песня о злобных москалях, которые – де, поспешили забыть о некогда многочисленной народности, и выражение надежд, что меряне возродятся и рано или поздно сбросят с себя москальское ярмо. Такие надежды в украинских националистов вселило стремление группы российских активистов собрать и систематизировать всю доступную информацию о древней Мерянии и её населении. Благодаря их усилиям появились информационные ресурсы «merja.org» и «Merjamaa - Мерянь Мастор», посвящённые мерянской тематике. Авторы подчёркивают, что их проект не является политическим, и преследует сугубо культурологические цели. Видимо, это действительно так.
Известно, что древнее финно-угорское племя мерян обитало на территории Владимирской, Ярославской, Ивановской, восточной части современной Московской, части Вологодской, и западной части Костромской областей. Меря впервые упомянута в VI веке готским летописцем Иорданом под названием мерен, позже о мере повествовали и русские хроники. В летописи «Повесть временных лет» меря расположена в районе озёр Неро («Ростовское озеро») и Плещеево («Клещина»). Но ещё задолго до XIII в. меря практически исчезли, полностью растворившись в более многочисленном славянском «море». Сегодня об их существовании нам напоминает только топонимика многих русских городов и сёл.
Ныне «чистокровных» меря не существует и не может существовать. Жители Ярославской, Костромской, Ивановской области и окружающие их прилежащие части соседних областей, которые в древности составляли непосредственно Мерянию, не сохранили в своей исторической памяти процесс ассимиляции и встречи славян с мерянами. Русские, проживающие там сейчас, в подавляющем большинстве своём даже не знают о существовании данного древнего народа. Название «меря» известно практически только из летописи «Повесть временных лет». Данных, было ли это самоназвание либо искажённое внешнее наименование местного племени пришлыми славянами, нет. Некоторые специалисты - финно-угроведы выдвигают версию, что слово «меря» происходит от самоназвания современных горных марийцев, звучащего приблизительно как «мяры». По данным обширной дославянской топонимики этих мест меря были финно-угорским народом с языком, близким, вероятно, марийским языкам. Более того, некоторые этнографы прямыми потомками мерян называют костромских марийцев. Однако это тоже всего лишь гипотеза.
В настоящее время в Парфеньевском, Антроповском, Вохомском, Нейском, Галичском районах Костромской области, Мышкинском и Некоузском районах Ярославской области и других есть некоторые коренные русскоязычные жители, которые хотели бы считаться представителями народа меря. Существующие информационные ресурсы о воображаемой Мерянии рассчитаны, в первую очередь, как раз на тех, кто желает быть мерей. Но никаких доказательств, что современные «меряне» являются прямыми потомками одноименного летописного народа, не существует. Ряд серьёзных учёных видят в поведении современных «мерян» лишь ролевую игру, и не более того.
«Новым этапом материализации «теней забытых мерян» было финно-угорское движение 1990 – х гг., когда к жизни возвращались вычеркнутые из списка живых летописные народы – вепсы и водь. И здесь же была меря…», - так прокомментировал один из украинских националистических сайтов попытки возрождения мерянского движения. «В самом сердце вымышленной России», - злорадно повествуют авторы - националисты. И продолжают: «Духовная целостность мерян…воскресает через переживание своего дивного небытия…Эта дорога из Мерянии в Мерянию – неинтересна деловитым властителям России. Да и над чем они в реальности властвуют? Только над тенями забытых мерян. Над самими мерянами – нет».
В воображении украинским националистам не откажешь. В книге «Нации как воображаемые сообщества» Бенедикта Андерсона как нельзя лучше раскрывается механизм существования современных наций, которые есть не более чем воображаемые сообщества, когда люди, не зная и не видя 99% своих соотечественников, ментально и эмоционально соотносят себя с ними как с единым этнополитическим организмом. Этому способствуют, среди прочего, средства массовой информации. Появляющиеся один за другим информационные ресурсы мерянской тематики непроизвольно выполняют ту же функцию – создают виртуальную Мерянию с виртуальным населением, которое ощущает себя мерянами только при входе на сайт. Постепенно виртуальность переходит в повседневную жизнь, и некоторые жители России уже всерьёз задумываются над тем, чтобы указать при переписи населения свою национальность как меря. Особо оживлённая дискуссия о появлении виртуальных мерян разгорелась на финно-угорском портале «Уралистика» и странице эрзянских националистов «Эрзян Ки». Тот факт, что виртуальная Меряния имеет свой гимн, герб и флаг, только добавил масла в огонь. Раз есть гимн и герб, значит, впору говорить о новой национально-политической реальности, пока, правда, в виртуальном пространстве.
С недавних пор похожий виртуальный проект (под названием «литвинства») был запущен в Белоруссии. Смысл его заключается в навязывании мнения, что белорусы не есть никакие не русские, а лишь обрусевшие литвины – коренное население Великого княжества Литовского (не путать с современной Литвой), в состав которого входили земли нынешней Белоруссии (а также, кстати, часть Украины и России). Цель идеологии литвинства – избавить белорусов от ненавистного корня «рус». Иными словами, мы – литвины, а не белорусы. Значит, мы – не русские. «Мы – европейцы», - пафосно заявляют сторонники литвинства, которые уже тоже успели изобрести свой гимн и герб. Начавшись как проект виртуальный, литвинство переросло в проект политический. Группы белорусской (простите, литвинской) молодёжи празднуют юбилеи сражения под Оршей 1514 г., когда московское войско потерпело сокрушительное поражение от польско – литовской армии. Современное литвинство искренне сопереживает тем полякам и литовцам, которых считает теперь своими предками, напрочь отвергая всё русское в себе. Дело доходит до откровенного глумления над собственной русскостью, когда новоиспечённые, и вчера ещё виртуальные «литвины» проводят реальную акцию «Получи, москаль, подушкой», в ходе которой группы молодых людей колотят друг друга подушками. К проигрышу приговаривается команда «москалей», которые, по замыслу акции, ретируются с позором и срамом. Теперь у литвинства политического, как ранее у литвинства виртуального, есть свои покровители среди белорусских и западных политиков и финансистов. Иначе бы этот проект не приобрёл сегодняшних масштабов.
В самой России несколько лет назад был запущен явно провокационный информационно-виртуальный проект «Свободная Ингрия». Более русофобский ресурс трудно найти. Участники проекта ратуют за выход из состава России древней Ингерманландии (Ингрии) - этнокультурного и исторического региона, расположенного по берегам Невы, и входящего ныне в состав Ленинградской области. Постепенно виртуальные защитники независимой Ингрии материализовались на Западной Украине, когда в апреле 2010 г. гордо маршировали с флагом суверенной Ингрии по львовским улицам вместе с украинскими националистами, в руках которых развивалась символика дивизии СС «Галичина».
Это лишь один из примеров перерастания виртуального проекта национального толка в проект политический с далеко идущими последствиями. Заявлять сейчас, что проект «Меряния» ожидает судьба проекта «Литвинство» или «Свободной Ингрии», по крайней мере, несерьёзно. Более того, систематизирование и накопление всей доступной информации о мерянской культуре и древней Мерянии является похвальным делом. Как бы там ни было, но в жилах многих русских течёт и благородная финно-угорская кровь. А необычайно богатая финно-угорская культура – это бездонный кладезь для любого исследователя. Другое дело, как смотрят на этот проект те, кто в России и русских видят лишь объект для ненависти. Им как раз и хотелось бы, чтобы просто «Меряния» эволюционировала в «Мерянию» с русофобским душком.
Далее звучит старая песня о злобных москалях, которые – де, поспешили забыть о некогда многочисленной народности, и выражение надежд, что меряне возродятся и рано или поздно сбросят с себя москальское ярмо. Такие надежды в украинских националистов вселило стремление группы российских активистов собрать и систематизировать всю доступную информацию о древней Мерянии и её населении. Благодаря их усилиям появились информационные ресурсы «merja.org» и «Merjamaa - Мерянь Мастор», посвящённые мерянской тематике. Авторы подчёркивают, что их проект не является политическим, и преследует сугубо культурологические цели. Видимо, это действительно так.
Известно, что древнее финно-угорское племя мерян обитало на территории Владимирской, Ярославской, Ивановской, восточной части современной Московской, части Вологодской, и западной части Костромской областей. Меря впервые упомянута в VI веке готским летописцем Иорданом под названием мерен, позже о мере повествовали и русские хроники. В летописи «Повесть временных лет» меря расположена в районе озёр Неро («Ростовское озеро») и Плещеево («Клещина»). Но ещё задолго до XIII в. меря практически исчезли, полностью растворившись в более многочисленном славянском «море». Сегодня об их существовании нам напоминает только топонимика многих русских городов и сёл.
Ныне «чистокровных» меря не существует и не может существовать. Жители Ярославской, Костромской, Ивановской области и окружающие их прилежащие части соседних областей, которые в древности составляли непосредственно Мерянию, не сохранили в своей исторической памяти процесс ассимиляции и встречи славян с мерянами. Русские, проживающие там сейчас, в подавляющем большинстве своём даже не знают о существовании данного древнего народа. Название «меря» известно практически только из летописи «Повесть временных лет». Данных, было ли это самоназвание либо искажённое внешнее наименование местного племени пришлыми славянами, нет. Некоторые специалисты - финно-угроведы выдвигают версию, что слово «меря» происходит от самоназвания современных горных марийцев, звучащего приблизительно как «мяры». По данным обширной дославянской топонимики этих мест меря были финно-угорским народом с языком, близким, вероятно, марийским языкам. Более того, некоторые этнографы прямыми потомками мерян называют костромских марийцев. Однако это тоже всего лишь гипотеза.
В настоящее время в Парфеньевском, Антроповском, Вохомском, Нейском, Галичском районах Костромской области, Мышкинском и Некоузском районах Ярославской области и других есть некоторые коренные русскоязычные жители, которые хотели бы считаться представителями народа меря. Существующие информационные ресурсы о воображаемой Мерянии рассчитаны, в первую очередь, как раз на тех, кто желает быть мерей. Но никаких доказательств, что современные «меряне» являются прямыми потомками одноименного летописного народа, не существует. Ряд серьёзных учёных видят в поведении современных «мерян» лишь ролевую игру, и не более того.
«Новым этапом материализации «теней забытых мерян» было финно-угорское движение 1990 – х гг., когда к жизни возвращались вычеркнутые из списка живых летописные народы – вепсы и водь. И здесь же была меря…», - так прокомментировал один из украинских националистических сайтов попытки возрождения мерянского движения. «В самом сердце вымышленной России», - злорадно повествуют авторы - националисты. И продолжают: «Духовная целостность мерян…воскресает через переживание своего дивного небытия…Эта дорога из Мерянии в Мерянию – неинтересна деловитым властителям России. Да и над чем они в реальности властвуют? Только над тенями забытых мерян. Над самими мерянами – нет».
В воображении украинским националистам не откажешь. В книге «Нации как воображаемые сообщества» Бенедикта Андерсона как нельзя лучше раскрывается механизм существования современных наций, которые есть не более чем воображаемые сообщества, когда люди, не зная и не видя 99% своих соотечественников, ментально и эмоционально соотносят себя с ними как с единым этнополитическим организмом. Этому способствуют, среди прочего, средства массовой информации. Появляющиеся один за другим информационные ресурсы мерянской тематики непроизвольно выполняют ту же функцию – создают виртуальную Мерянию с виртуальным населением, которое ощущает себя мерянами только при входе на сайт. Постепенно виртуальность переходит в повседневную жизнь, и некоторые жители России уже всерьёз задумываются над тем, чтобы указать при переписи населения свою национальность как меря. Особо оживлённая дискуссия о появлении виртуальных мерян разгорелась на финно-угорском портале «Уралистика» и странице эрзянских националистов «Эрзян Ки». Тот факт, что виртуальная Меряния имеет свой гимн, герб и флаг, только добавил масла в огонь. Раз есть гимн и герб, значит, впору говорить о новой национально-политической реальности, пока, правда, в виртуальном пространстве.
С недавних пор похожий виртуальный проект (под названием «литвинства») был запущен в Белоруссии. Смысл его заключается в навязывании мнения, что белорусы не есть никакие не русские, а лишь обрусевшие литвины – коренное население Великого княжества Литовского (не путать с современной Литвой), в состав которого входили земли нынешней Белоруссии (а также, кстати, часть Украины и России). Цель идеологии литвинства – избавить белорусов от ненавистного корня «рус». Иными словами, мы – литвины, а не белорусы. Значит, мы – не русские. «Мы – европейцы», - пафосно заявляют сторонники литвинства, которые уже тоже успели изобрести свой гимн и герб. Начавшись как проект виртуальный, литвинство переросло в проект политический. Группы белорусской (простите, литвинской) молодёжи празднуют юбилеи сражения под Оршей 1514 г., когда московское войско потерпело сокрушительное поражение от польско – литовской армии. Современное литвинство искренне сопереживает тем полякам и литовцам, которых считает теперь своими предками, напрочь отвергая всё русское в себе. Дело доходит до откровенного глумления над собственной русскостью, когда новоиспечённые, и вчера ещё виртуальные «литвины» проводят реальную акцию «Получи, москаль, подушкой», в ходе которой группы молодых людей колотят друг друга подушками. К проигрышу приговаривается команда «москалей», которые, по замыслу акции, ретируются с позором и срамом. Теперь у литвинства политического, как ранее у литвинства виртуального, есть свои покровители среди белорусских и западных политиков и финансистов. Иначе бы этот проект не приобрёл сегодняшних масштабов.
В самой России несколько лет назад был запущен явно провокационный информационно-виртуальный проект «Свободная Ингрия». Более русофобский ресурс трудно найти. Участники проекта ратуют за выход из состава России древней Ингерманландии (Ингрии) - этнокультурного и исторического региона, расположенного по берегам Невы, и входящего ныне в состав Ленинградской области. Постепенно виртуальные защитники независимой Ингрии материализовались на Западной Украине, когда в апреле 2010 г. гордо маршировали с флагом суверенной Ингрии по львовским улицам вместе с украинскими националистами, в руках которых развивалась символика дивизии СС «Галичина».
Это лишь один из примеров перерастания виртуального проекта национального толка в проект политический с далеко идущими последствиями. Заявлять сейчас, что проект «Меряния» ожидает судьба проекта «Литвинство» или «Свободной Ингрии», по крайней мере, несерьёзно. Более того, систематизирование и накопление всей доступной информации о мерянской культуре и древней Мерянии является похвальным делом. Как бы там ни было, но в жилах многих русских течёт и благородная финно-угорская кровь. А необычайно богатая финно-угорская культура – это бездонный кладезь для любого исследователя. Другое дело, как смотрят на этот проект те, кто в России и русских видят лишь объект для ненависти. Им как раз и хотелось бы, чтобы просто «Меряния» эволюционировала в «Мерянию» с русофобским душком.
Написал Гулевич Владислав http://www.edrus.org/content/view/21852/47/
23 сентября 2010