Понедельник, 26.06.2017, 01:31 | Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость

Прошлое

Главная » Файлы » Археология Мери

Ратьковский финно-угорский могильник
19.04.2010, 14:08


Шумящие подвески

   Археологическая экспедиция Сергиево-Посадского музея-заповедника в 1999, 2000, 2002, 2006, 2007 гг. открыла и исследовала могильник 6-9 вв. на городище у д. Ратьково Александровского района Владимирской области, на мысу левого берега р. Дубна. Одной из загадок дьяковской культуры (к которой относится и ратьковское поселение) является отсутствие могильников — в Подмосковье и окрестностях до последнего времени было известно только два. Они, вероятно, находились в глухих углах леса, тела умерших помещали в наземных сооружениях — «домиках мёртвых». На Ратьковском могильнике были найдены остатки трупо-сожжений и погребальный инвентарь на глубине от 0,3 до 0,5 м. Судя по глубине, останки и вещи помещали в наземные «домики мёртвых». Всего собрано 1202 предмета (из них 196 — оплавленные бронзовые вещи), а также фрагменты керамической посуды.
   Для мужских погребений характерны железные стрелы, поясные пряжки и накладки, кресало. В женских погребениях находят шилья, ножи, пряслица, литейные формочки, бронзовые украшения, в том числе шумящие подвески.
   Основной частью находок из погребений Ратьковского могильника являются украшения из бронзы. «Шумящие» бронзовые украшения играли важную роль в одежде финских женщин — при движении бронзовые обереги издавали звон — верное магическое средство для изгнания «злых сил».
   Часть погребений принадлежала женщинам-литейщицам. Бронзо-литейное дело в ту эпоху находилось в руках женщин и женские погребения могильников поволжских финнов — Мери, Муромы, Мари, Мордвы сопровождались принадлежностями литья.
   Литейные формочки изготавливали из мягких пород камня. На аккуратных прямоугольных брусках вырезаны ровные тонкие бороздки или круглые ямки для отливки шариков зерни, тонких проволочек и других мелких деталей ювелирных украшений: колечек, звеньев, треугольных зернёных подвесок.


Реконструкция костюма мерянской женщины

  Раскопки (вскрыто 476 м2 .) позволили реконструировать погребальный обряд. Кремация осуществлялась на стороне. Кости людей после сожжения очищены от углей и золы и специально измельчены. Остатки кремации, обугленные зерна и вещи разложены вокруг небольших ям, причем большая часть материала лежит в верхних слоях заполнения ям или рядом с ними. Три ямы заполнены тысячами обугленных зерен культурных растений (пшеницы-полбы, ячменя, гороха, проса) и кусками спекшихся зёрен — возможно, это остатки какого-то блюда, вроде, каши, связанного с «тризной» — поминальной трапезой.


Литейные формы

   По находкам на Ратьковском городище можно судить о том, что обычаи приготовления поминальной трапезы из пшеницы, ячменя, гороха были характерны и для славян (канун, коливо, кутья, кисель) и для местного финно-угорского населения. По-видимому, воспоминанием о наземном погребальном обряде, бытовавшем у дославянского населения центральной части Восточной Европы, является образ сказочной «бабы-яги костяной ноги» и «избушки на курьих ножках».
   В сказочных сюжетах подчеркивается связь дома Бабы-Яги и костей человека. Во всех сказках баба-яга является существом не русским, противопоставляющим себя русским. Стремление бабы-яги — символа смерти — изжарить героя сказки можно рассматривать как обряд кремации, характерный для местного финно-угорского населения.


Раскопки Ратьковского могильника. 2006 г.


 


Разборка ямы с остатками тризны


Погребальный сосуд с остатками кремации

 
Категория: Археология Мери | Добавил: merja
Просмотров: 2915 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 4.2/4
Всего комментариев: 0
avatar
СТАНЬ МЕРЯ!
ИНТЕРЕСНОЕ
ТЭГИ
мерянский Павел Травкин чашечник меря финно-угры чудь весь Merjamaa финно-угорский субстрат Меряния вепсы История Руси суздаль владимир меряне история марийцы Ростов Великий ростов Русь новгород экология славяне топонимика кострома КРИВИЧИ русские Язычество камень следовик камень чашечник синий камень этнофутуризм археология мурома Владимиро-Суздальская земля мерянский язык ономастика Ростовская земля балты городище финны Векса краеведение православие священные камни этнография общество Плёс дьяковцы Ивановская область регионализм культура идентитет искусство мещёра народное православие антропология россия Чухлома москва ярославль мифология вологда лингвистика Кологрив Ефим Честняков будущее Унжа вятичи Залесье волга Идентичность футуризм Унорож деревня север мерянский этнофутуризм Древняя Русь латвия русский север сакрум Галич Мерьский Верхнее Поволжье иваново капище новгородцы Ярославская область Московия скандинавы Северо-Восточная Русь Белоозеро мордва Залесская земля мерянский мир Европа Андрей Боголюбский великороссы Вологодская область Костромская область христианство
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 2301
На основании какой письменности восстанавливать язык Муромы?
Всего ответов: 866
Статистика
Яндекс.Метрика