Пятница, 22.11.2024, 23:27 | Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость

Прошлое

Главная » Файлы » Города

Городище Клещин - Мерянский предшественник Переславля Залесского
19.04.2010, 13:47

http://archeologia.narod.ru/klesh3.jpg
Валы и ворота с торца. На заднем плане посад - современное сели Городище

Клещин — исчезнувший средневековый город (XI-XII века) близ Плещеева озера, предшественник Переславля-Залесского.

Это крупное мерянское поселение на переславской земле. Название Клещина упомянуто в «Повести временных лет»: «На Белеозере седять Весь, а на Ростовьском озере Меря, а на Клещине озере Меря же… А се суть инии языци, иже дань дають Руси» (Клещиным названо Плещеево озеро, современное наименование которого, видимо, является поздней модификацией того, что было в древности). 


Фото с самолета

Входил в Ростовское княжество. Все постройки города были деревянными: известно, что в нем были дом княжеского наместника, палата воинов-дружинников и Спасская церковь. На валах располагались четыре деревянные башни (на остатках валов видны разрывы от четырех проездных башен) и рубленые стены Клещинского детинца — мощные по тем временам укрепления.

Немного севернее Клещина высилась Александрова (тогда — Лысая) гора. Недалеко от Клещина находился Синий камень, которому поклонялись язычники. В то время он лежал на восточном берегу Плещеева озера близ Никитского монастыря. В 1152 году Юрий Долгорукий перенёс административный центр с озёрного берега немного южнее — к устью реки названной Трубеж, и был назван Переяславлем. В Тверской летописи об этом сообщается так: «Тогда же Георгий князь в Суждале бе, и отверъзя ему бог разумнеи очи на церковное здание, и многи церкви поставиша по Суздальской стране, и церковь постави камену на Нерли, святых мученик Бориса и Глеба, и святаго Спаса в Суздале, и святаго Георгиа в Володимери камену же, и Переславль град перевед от Клещениа, и заложи велик град, и церковь камену в нем доспе святаго Спаса, и исполни ю книгами и мощми святых дивно, и Георгев град заложи и в нем церковь доспе камену святаго мученика Георгиа».

Клещин же упомянут в «Списке городам дальним и ближним» (около 1385 года) вместе с собственно Переяславлем (это старое, не употребляемое сейчас название Переславля). На миниатюре «Александр Невский приезжает в Переславль, что на Клещине» из списка XVI века «Жития Александра Невского» изображен как Переславль-Залесский и озеро, так и небольшое поселение. Видимо, это посад Клещина, сохранившийся до сих пор в виде села Городище.


Валы Клещина

От древнего города Клещина сохранилось кольцо валов протяженностью в половину километра и высотой до 3,5 метров, охватывающее площадь около 2 га (175х120 м). На месте 4 проездных башен — разрывы. Поселение исследовалось П. С. Савельевым, К. И. Комаровым. Найдены обломки керамики, клад с монетами XV века (зарыты уже после того, как город опустел).Сейчас рядом с городищем находится село Городище — сохранившийся посад Клещина.

Этимология

Этимология названия "Клещин” темна. Ясно, что современное название озера - Плещеево - образовалось путем последовательной трансформации "Клещино". В литературе написано, что слово происходит от "плескаться" или от "клещ=лещ". Однако, это неудовлетворительно.

Русская этимология (см. словарь Даля) предлагает "клещить"="щемить, ущемлять, гнести, жать, сжимать, тискать, сдавливать". Поскольку это не может относиться к положению города между какими-то преградами, придется сделать заключение об угнетенном в политическом смысле положении горожан. Однако, мы думаем, что это суть переосмысление прежнего, созвучного мерянского имени озера и поселка. Очень показательно название оврага Белая Слуда, который отделяет Клещин от Городища. Слуда - явно от угорского "сотыла"="светлый", так что имя - сумма угорского прототипа и русского перевода - Белая Светлая. Другой же овраг называется просто - Глинница.

Краевед Евгений Арсюхин предпологает, что в основе "Клещиен" лежит очень распространенный и многозначный в угорских и тюрских языках корень "келе”, что значит, в частности, "молиться”, "просить” (отсюда русское "клянчить”). Не исключено, что в этом месте находился крупный требный центр мери, куда в означенные дни или месяцы стекались на моления. На это указывает знаменитый Синий камень.Итак, озеро и поселок на Александровой горе в дославянское время мог называться Келе, что значит Требище. Славянские князья из коренной Руси, покорив мерю, переиначили Келе на Клещин - "покоренный, зажатый".


Синий камень

http://archeologia.narod.ru/klesch10.jpg
Синь камень

Если вы, плутая, будете спрашивать у местных, "а как пройти к Клещину городку”, или даже "а где деревня Городище”, вы добьетесь куда меньшего успеха, чем если спросите так – "а как пройти к Синему камню?”"Бысть во граде Переславле камень за Борисом и Глебом в боярку, в нем же вселился демон, мечты творя и привлекая к себе ис Переславля людей: мужей и жен и детей их и разсевая сердца в праздник великих верховных апостолов Петра и Павла. И они слушаху его и стекахуся из году в год и творяху ему почесть..." (17 в)"

Камень действительно синий, но с явными вкраплениями слюды. При внимательном рассмотрении на нем заметны характерные белые прожилки кальцита..." (21 в).Синий камень лежит на склоне Александровой горы. Это - 12-тонный валун, принесенный ледником. Мы камня так и не нашли, хотя имели точные указания. Говорят, что ныне камень почти скрыт камышами, а еще лет 30 назад он лежал от берега вдалеке. То ли озеро дышит, то ли камень двигается. Говорят еще, что от него нельзя ни кусочка отломить, и что в самый большой снег он лежит голым. Первое неверно, второе - правда. Камень - культовое место с незапамятных времен до сего дня. В 17 в некий ростовский старец, проезжавший через город, был возмущен бесовским камнем, и приказал его засыпать, но камень потом снова оказался на поверхности. В 1788 году его решили заложить под фундамент строившейся тогда в Переславле Духовской церкви, но, едва погрузили на сани и потащили на озеро (дело было зимой), как у берега лед треснул, и камень метра на полтора затонул. Лет через 70 он как-то незаметно оказался на берегу; пошли разговоры о чуде. Как резюмировала местная газета в 1850-х гг, "кумир поверженный - все бог". О чуде говорят и сегодня, приписывают кристаллической структуре камня способность "мыслить", самому камню - двигаться, и светиться по ночам.

В христианские времена камню поклонялись в день памяти Бориса и Глеба, что можно считать поздним обычаем, связанным с основанием в 13 в на горе Борисоглебского монастыря. Синий камень не одинок - просто он один остался. Был еще Лось-камень где-то в лесах к западу от озера, каменная Баба в Берендеевом болоте (подобную бабу видел Евгений Арсюхин в Тверских лесах в начале 90-х). Говорят, и сейчас, чтобы не заблудиться в болоте, перед бабой кладут грибы и ягоды, и пятятся. В самом Переславле на берегу Трубежа был камень, в 1840-х разбитый на щебень, а на площади перед Спасо-Преображенским собором и сейчас лежит культовый валун. Все это вместе взятое свидетельствует о существовании на Александровой горе крупного требного центра народа Меря, чем и объясняется особое внимание к нему автора Повести временных лет. Синий камень был центром культа и лежал на самой горе. Этот центр сложился, очевидно, еще до РХ. Обычаи, которые мы видим сегодня - пережиточные явления некогда мощной мерянской традиции.

Категория: Города | Добавил: merja
Просмотров: 6090 | Загрузок: 0 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 5.0/1
СТАНЬ МЕРЯ!

ИНТЕРЕСНОЕ
ТЭГИ
мерянский Павел Травкин чашечник меря финно-угры чудь весь Merjamaa Меряния финно-угорский субстрат вепсы История Руси меряне суздаль владимир история марийцы мари Ветлуга Ростов Великий ростов новгород Русь экология славяне топонимика кострома КРИВИЧИ русские Язычество камень следовик синий камень камень чашечник сакральные камни этнофутуризм археология мурома Владимиро-Суздальская земля мерянский язык ономастика Ростовская земля балты финны городище Векса озеро Неро краеведение православие священные камни этнография Плёс общество дьяковцы Ивановская область регионализм культура идентитет искусство плес ингрия антропология россия москва ярославль мифология вологда лингвистика Марий Эл будущее Унжа вятичи Залесье волга поэзия нея галич деревня туризм север мерянский этнофутуризм Древняя Русь шаманизм латвия русский север иваново буй капище Ярославская область Языкознание реконструкция скандинавы средневековье Европа магия Этногенез коми старообрядцы Костромская область христианство Социология
Статистика
Яндекс.Метрика