Валы и ворота с торца. На заднем
плане посад - современное сели Городище
Клещин — исчезнувший средневековый город (XI-XII века) близ Плещеева
озера, предшественник Переславля-Залесского.
Это крупное мерянское поселение на переславской
земле. Название Клещина упомянуто в «Повести временных лет»: «На
Белеозере седять Весь, а на Ростовьском озере Меря, а на Клещине озере
Меря же… А се суть инии языци, иже дань дають Руси» (Клещиным названо
Плещеево озеро, современное наименование которого, видимо, является
поздней модификацией того, что было в древности).
Фото с самолета
Входил в Ростовское княжество. Все
постройки города были деревянными: известно, что в нем были дом
княжеского наместника, палата воинов-дружинников и Спасская церковь. На
валах располагались четыре деревянные башни (на остатках валов видны
разрывы от четырех проездных башен) и рубленые стены Клещинского
детинца — мощные по тем временам укрепления.
Немного севернее Клещина высилась Александрова
(тогда — Лысая) гора. Недалеко от Клещина находился
Синий камень, которому поклонялись
язычники. В то время он лежал на восточном берегу Плещеева озера близ
Никитского монастыря.
В 1152 году Юрий Долгорукий перенёс административный центр с озёрного
берега немного южнее — к устью реки названной Трубеж, и был назван
Переяславлем. В Тверской летописи об этом сообщается так:
«Тогда же Георгий князь в Суждале бе, и отверъзя ему бог разумнеи очи на
церковное здание, и многи церкви поставиша по Суздальской стране, и
церковь постави камену на Нерли, святых мученик Бориса и Глеба, и
святаго Спаса в Суздале, и святаго Георгиа в Володимери камену же, и
Переславль град перевед от Клещениа, и заложи велик град, и церковь
камену в нем доспе святаго Спаса, и исполни ю книгами и мощми святых
дивно, и Георгев град заложи и в нем церковь доспе камену святаго
мученика Георгиа».
Клещин же упомянут в «Списке городам дальним и
ближним» (около 1385 года) вместе с собственно Переяславлем (это старое,
не употребляемое сейчас название Переславля). На миниатюре «Александр
Невский приезжает в Переславль, что на Клещине» из списка XVI века
«Жития Александра Невского» изображен как Переславль-Залесский и озеро,
так и небольшое поселение. Видимо, это посад Клещина, сохранившийся до
сих пор в виде села Городище.
Валы Клещина
От древнего города Клещина сохранилось кольцо валов
протяженностью в половину километра и высотой до 3,5 метров,
охватывающее площадь около 2 га (175х120 м). На месте 4 проездных
башен — разрывы. Поселение исследовалось П. С. Савельевым,
К. И. Комаровым. Найдены обломки керамики, клад с монетами XV века
(зарыты уже после того, как город опустел).Сейчас рядом с городищем
находится село Городище — сохранившийся посад Клещина.
Этимология
Этимология названия "Клещин” темна. Ясно, что
современное название озера - Плещеево - образовалось путем
последовательной трансформации "Клещино". В литературе написано, что
слово происходит от "плескаться" или от "клещ=лещ". Однако, это
неудовлетворительно.
Русская этимология (см. словарь Даля) предлагает "клещить"="щемить,
ущемлять, гнести, жать, сжимать, тискать, сдавливать". Поскольку это не
может относиться к положению города между какими-то преградами, придется
сделать заключение об угнетенном в политическом смысле положении
горожан. Однако, мы думаем, что это суть переосмысление прежнего,
созвучного мерянского имени озера и поселка. Очень показательно название
оврага Белая Слуда, который отделяет Клещин от Городища. Слуда - явно
от угорского "сотыла"="светлый", так что имя - сумма угорского прототипа
и русского перевода - Белая Светлая. Другой же овраг называется просто -
Глинница.
Краевед Евгений Арсюхин предпологает, что в основе
"Клещиен" лежит очень распространенный и многозначный в угорских и
тюрских языках корень "келе”, что значит, в частности, "молиться”,
"просить” (отсюда русское "клянчить”). Не исключено, что в этом
месте находился крупный требный центр мери, куда в означенные дни или
месяцы стекались на моления. На это указывает знаменитый Синий
камень.Итак, озеро и поселок на Александровой горе в дославянское время
мог называться Келе, что значит Требище. Славянские князья из коренной
Руси, покорив мерю, переиначили Келе на Клещин - "покоренный, зажатый".
Синий камень
Синь камень
Если вы, плутая, будете спрашивать у местных, "а как
пройти к Клещину городку”, или даже "а где деревня Городище”, вы
добьетесь куда меньшего успеха, чем если спросите так – "а как пройти к
Синему камню?”"Бысть во граде Переславле камень за Борисом и Глебом в
боярку, в нем же вселился демон, мечты творя и привлекая к себе ис
Переславля людей: мужей и жен и детей их и разсевая сердца в праздник
великих верховных апостолов Петра и Павла. И они слушаху его и стекахуся
из году в год и творяху ему почесть..." (17 в)"
Камень действительно синий, но с явными вкраплениями слюды. При
внимательном рассмотрении на нем заметны характерные белые прожилки
кальцита..." (21 в).Синий камень лежит на склоне Александровой горы. Это
- 12-тонный валун, принесенный ледником. Мы камня так и не нашли, хотя
имели точные указания. Говорят, что ныне камень почти скрыт камышами, а
еще лет 30 назад он лежал от берега вдалеке. То ли озеро дышит, то ли
камень двигается. Говорят еще, что от него нельзя ни кусочка отломить, и
что в самый большой снег он лежит голым. Первое неверно, второе -
правда. Камень - культовое место с незапамятных времен до сего дня. В 17
в некий ростовский старец, проезжавший через город, был возмущен
бесовским камнем, и приказал его засыпать, но камень потом снова
оказался на поверхности. В 1788 году его решили заложить под фундамент
строившейся тогда в Переславле Духовской церкви, но, едва погрузили на
сани и потащили на озеро (дело было зимой), как у берега лед треснул, и
камень метра на полтора затонул. Лет через 70 он как-то незаметно
оказался на берегу; пошли разговоры о чуде. Как резюмировала местная
газета в 1850-х гг, "кумир поверженный - все бог". О чуде говорят и
сегодня, приписывают кристаллической структуре камня способность
"мыслить", самому камню - двигаться, и светиться по ночам.
В христианские времена камню поклонялись в день
памяти Бориса и Глеба, что можно считать поздним обычаем, связанным с
основанием в 13 в на горе Борисоглебского монастыря.
Синий камень не одинок - просто он один остался. Был еще
Лось-камень где-то в лесах к западу от
озера,
каменная Баба в Берендеевом болоте
(подобную бабу видел Евгений Арсюхин в Тверских лесах в начале 90-х).
Говорят, и сейчас, чтобы не заблудиться в болоте, перед бабой кладут
грибы и ягоды, и пятятся.
В самом Переславле на берегу Трубежа был камень, в
1840-х разбитый на щебень, а
на площади перед Спасо-Преображенским собором и
сейчас лежит культовый валун.
Все это вместе взятое свидетельствует о
существовании на Александровой горе крупного требного центра народа Меря,
чем и объясняется особое внимание к нему автора Повести временных лет.
Синий камень был центром культа и лежал на самой горе. Этот центр
сложился, очевидно, еще до РХ.
Обычаи, которые мы видим сегодня - пережиточные
явления некогда мощной мерянской традиции.
|