Всё больше пытливых людей занимаются "практической реконструкцией" - полной имитацией каких-то технологией и процессов прошлого. Один московский энтузиаст в 2005 году имитировал подсечное земледелие автохтонов Восточно-европейской (Русской) равнины - финно-угров и балтов, - в Московской области. Сейчас много идёт разговоров, что подсечно-огневое земледелие очень трудозатратно. Например, 1 га леса - это 300-600 деревьев. На семью необходимо хотя бы 2,5 га пашни (если потреблять зерно только самому и не использовать его в межплеменной торговле). С торговлей уже нужно 4 га. Т.е. даже без дани требуется срубить минимум 1000 деревьев. Топорами из железа того времени. Потом всё сжечь. Невыгоревшие пни - выкорчевать, также как и крупные корни. Пашня родит четыре года. Потом расчищай новый участок. В общем, каждый может попробовать, сколько сил на это уйдёт, и калорий - больше, чем получишь калорий от зерна.
На основе такой кабинетной реконструкции часть историков приходит к выводу: автохтоны финно-угры и балты не занимались хлебопашеством, а были охотниками и собирателями. Лес иногда тоже расчищали, но только хвойный - жгли его.
А вот, пытливый человек в Подмосковье доказал, что наши предки - меря, мурома, галинды, рязано-окцы, дьяковцы в местности Волго-Окского междуречья вполне обходились без подсеки и выжигания лесов. И без больших трудозатрат. И без использования большого числа железных инструментов.
Он просто скосил в лесу, под кронами деревьев, траву. Почву прорыхлил мотыгой на 2-3 см глубиной (оказалось, и лошади не нужны для работы!; вместо мотыги можно использовать и палки!) Посеял на пробу рожь, овёс и ячмень. Ржи совсем не уродилась - её забили сорняки, овёс - так-сяк. Зато ячмень дал урожай 3-5 ц/га - это как раз средняя урожайность в Московии века до XVIII! С такой примитивной и мало затратной обработкой.
И как раз ячменю нужны кроны деревьев - он единственный злак, который валится от града и сильных ливней. А кроны защищают его от полегания.
На таких же примитивно обработанных лесных полянах он посеял брюкву. И брюква дала прекрасный урожай, из расчёта 150 ц/га.
Т.е. таким лесным сельским хозяйством можно было вполне свой род прокормить зерном и корнеплодами (брюква и репа). Попутно наши предки в раннем железном веке занимались лесным животноводством, охотой, рыболовством, бортничеством. Не нужно никаких больших трудозатрат, и множества железных инструментов. Множества лошадей для сельхозработ тоже не нужно.
В общем, больше надо заниматься прикладной реконструкцией, чтобы лучше понять нашу древнюю историю.
Трава и бурьян скашивались косой между деревьев. Корни травы и деревьев не удалялись.
И так слово автору:
...Однако так ли хорошо растет ячмень в наших условиях? Со школьной скамьи ученикам вдалбливается вера в то, что леса и болота севернее Оки являются "зоной рискованного земледелия". Казалось бы, какое тут может быть зерноводство во времена дьяковских городищ раннего железного века? Среди лесов, рек и болот!?
Ведь обычно именно отсутствие "кормовой базы" является основным аргументом, доказывающем "малочисленность" дорусского населения Северо-Востока Руси. "Охота и рыбалка" по мнению некоторых исследователей не могли прокормить много народа. Земледелие же "принесли славяне", начавшие массовую вырубку и выжигание лесов. Поэтому каждый школьник знает, что тут было до славян - полуголодные дикие племена из одной-двух семей понуро кочевали вдоль берегов рек в тщетной надежде забить зверя, поймать рыбёшку или выкопать съедобный корешок.
Однако археология решительно опровергает эту живописную литературную картину.
Первый признак оседлости населения - наличие керамики.
Глиняный горшок слишком тяжел и хрупок для кочевого образа жизни - а именно керамика в изобилии устилает все поселения наших краев, начиная с каменного века. Более того, археологические раскопки показывают что финно-угорские поселения располагались весьма плотно, едва ли не на каждом холме, и занимали размеры от 2 до 5 га.
Ареалы сетчатой керамики, грузиков дьяковского типа и памятников
дьяковской культуры:
а - сетчатая керамика, б - памятники дьяковской культуры,
в - грузики дьяковского типа
(Для увеличения кликнуть)
Для "охотников и рыболовов" это нереальная нагрузка на охотничьи угодья. Совершенно очевидно, что финно-угры занимались земледелием, в том числе зерноводством. Археологические раскопки в Тверской области неизменно показывают наличие зерна в культурных слоях дьяковских городищ, при этом 60 % зерен приходится на долю ячменя. Анализы пыльцы из курганных слоев (курганная группа "Струйское", Тверская обл.) показывают, что до прихода славян треть травяной пыльцы приходилась на злаковые. С истреблением лесов, когда в курганных слоях появилось 47% пыльцы иван-чая, растущего на гарях, процент пыльцы хвойных деревьев упал с 74 % до 12 %. Но при этом процент пыльцы злаковых растений ... также сократился с 30 % до 18 % ! Вырубка лесов сопровождалась резким сокращением злаковых растений!
Зерна заделывались в борозду в дерне и слегка закрывались грунтом. Для сравнения рядом сажались ячмень, овес и рожь неизвестных сортов, купленные на ВДНХ.
Но какие съедобные злаки могут расти в лесу?
Чтобы понять это, в этом году (2005) был проведен жесткий "эксперимент на выживание". В трёх разных районах Подмосковья был посажен ячмень по самой примитивной технологии. Хотелось для сравнения посадить ячмень в реликтовом хвойном бору - светлом и влажном, но таковых поблизости не нашлось. Пришлось довольствоваться смешанным лесом. В качестве опытных площадок были выбраны "бросовые", мало подходящие для зерноводства места (расположены по мере возрастания непригодности для зерноводства):
1 - Никакой вспашки или вскопки не проводилось.
2 - Плуг, трактор и лошадь не использовались.
3 - Лес НЕ вырубался.
4 - Посевы НЕ поливались
5 - Посевы НЕ пололись
6 - Посевы НЕ удобрялись
7 - Посевы НЕ обрабатывались от вредителей
Принцип выращивания был - "посадил и забыл". Никакого ухода за посадками не осуществлялось.
Итак, на всех трех площадках всего за 85-105 дней было собрано вполне товарное зерно ячменя. Особенно интересно то, что вырос даже ячмень, посаженный в лесу. Овес также дал зерно. Посеянная на всех трех площадках рожь НЕ дала ничего кроме пары колосьев. Условия для ржи оказались гибельными. Ячмень же на разных площадках дал в урожай в диапазоне от 3 до 5 ц/га. Средняя же урожайность ячменя на совхозных полях в наших краях - 15 ц/га, с применением тракторов и удобрений.
Забитая крапива робко тянется к свету среди стены колосьев ячменя.
То есть без вспашки, валки леса и прочих земляных и лесорубных работ семья в 6 человек могла без всяких хлопот целый год кормиться ячменем с площадки в 1 га. Попутно можно было заниматься охотой, бортничеством и рыболовством. При наличии лесных полян возделывались овощи типа репы, редьки и брюквы с урожайностью до 150-300 ц/га.
То есть даже при полученной урожайности кормовая база верховьев Москва-реки и Волги была такова ,что на квадратном километре леса могло жить до 100 финно-угорских и балтских семей.
Иными словами, даже такая урожайность может прокормить современное население Московской области, не говоря о Тверской - если оно будет питаться исключительно ячменем и брюквой.
Это предел? Нет. Без всякого сомнения урожайность ячменя можно поднять в разы. Если сеять его как можно раньше, чтобы застать длинный световой день. А кроме того:
1 - Хотя бы немного удобрить посевы навозом от традиционного финно-угорского скотоводства
2 - Хотя бы изредка поливать посевы
3 - Проредить лиственный подлесок
Брюква уже через пару недель дала вполне съедобные витаминные листья, по вкусу напоминающие капустные. Очень быстро они достигли размеров листьев лопуха.
Но позвольте! - скажут экологи, - Ведь это есть лучший уход за... самим реликтовым бором!
И будут правы. Совершенно очевидно, что выращивание ячменя прекрасно сочетается с жизнью в лесу и не требует ни вырубки реликтовых боров, ни "подсечно-огневого земледелия". Ячмень не боится ни заморозков, ни засух, но плохо переносит сильный ливень и град. От них он полегает. При выращивании ячменя в сосновом лесу такая напасть ему не грозит, так как он надежно закрыт кронами деревьев.
Вывод из всего этого простой. Финно-угры и балты могли селиться - и селились - не только по берегам рек. Но и в глухих лесах, что и подтверждают находки остатков их поселений.
А корешки выросли к сентябрю весом по полкило штука.
На вкус - сладкие, как обычная репа.
При этом нисколько не испытывали нужды в еде, а напротив - были вполне сыты и имели массу времени для скотоводства, охоты и бортничества. Товарные излишки "вершков и корешков", мехов и меда вполне можно было продавать на ходовые вещи (позднее монеты). Что отчасти объясняет находки древнеримских, византийских и арабских монет в наших краях.
Дьяковские серпы из коллекции Исторического музея, Москва.
Всё это открывает новые зоны для ведения археологических исследований. Казалось бы, что интересного можно найти в глухой ярославской, владимирской или тверской тайге, через которую часто и пройти-то можно с трудом? Или на месте, где раньше шумели девственные леса? Да много чего - от кладов серебряных дирхемов до шумящих подвесок и бронзовых украшений. Что и подтверждается практикой.
Источник: http://xlt.narod.ru
Автор: Mole Man
Фото: Mole Man, "Ратоборцы"
|