Понедельник, 27.02.2017, 00:56 | Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость

Главная » 2012 » Август » 20 » К вопросу о земледелии финских племен раннего железного века в Верхнем Поволжье
16:34
К вопросу о земледелии финских племен раннего железного века в Верхнем Поволжье


О существовании земледелия лесной полосы России в раннем железном веке до последнего времени приходилось судить только по находкам серпов, зернотерок, мотыг, железных топоров, сыгравших важную роль в развитии подсечного земледелия, Единственным прямым свидетельством существования земледелия были находки обугленных зерен пшеницы на Минском городище, которые были отнесены к началу и середине I тыс. н.э.

Новые материалы, которые дают возможность расширить наши представления о земледелии дьяковских племен, были получены в результате применения комплексных методов палеоботанических исследований. С помощью метода отмывок культурного слоя с пяти поселений: Веськово-1 (в 21 отмывке из 43-х), Кубринское-1 (в 12 из 40), Акуловское (в 1 из 5-ти), Кикинское (в 43 из 88), Лахость (в 1 из 9) - получены остатки обугленных зерен ячменя (в т.ч. пленчатого), проса, пшеницы (двузернянки и мягкой) (определения Н.А. Кирьяновой). Кроме того, отпечатки зерен обнаружены на фрагментах керамики с Кикинского городища (23 отпечатка - ячмень пленчатый, просо, пшеница, лен), с городищ Копок (1 отпечаток ячменя), с селища Веськово-1 (3 отпечатка ячменя), с городища Пеньки (раскопки П.Н. Травкина) (2 Отпечатка - ячмень, пшеница-двузернянка) (определение Н.А.Кирьяновой) с селища Введенское (2 отпечатка - ячменя(?)).

На Кикинском городище была взята колонка для палинологического анализа, который показал значительное присутствие пыльцы культурных злаков (определение проведено Е.А. Спиридоновой).

На данном этапе исследований надо сделать вывод, что на территории Верхнего Поволжья в эпоху раннего железа возделывание ячменя, проса, пшеницы имело распространение как на самом раннем (Веськово-1), так и на самом позднем этапах дьяковской культуры (Кикинское городище), причем все это время преобладало возделывание ячменя, как это отмечено и для последующего, средневекового периода.

На позднем этапе дьяковской культуры (III-VIII вв. н.э.), с превращением земледелия в одну из основных отраслей хозяйства можно предполагать появление земледельческих культов, свидетельством распространения которых могут являться находки "лепешек" из глины, антропоморфных керамических фигурок и примесь зерен культурных злаков в тесте сосудов.

В.И. Вишневский (Сергиев Посад Московской области)

Просмотров: 2388 | Добавил: merja | Теги: дьяковцы, археология, финны, земледелие | Рейтинг: 5.0/4
Всего комментариев: 5
avatar
1
5
А уж если по Волге, то вот Алабуга - на высоком угоре. В Юрьевце городище на угоре было уничтожено не водохранилищем, а карьером.
Что касается селищ и ремесленных посадов, располагавшихся на прибрежной терассе, то некоторые из них действительно затоплены.
Между Кинешмой и Костромой Волга поднялась всего на два-три метра. Но этого оказалось достаточно, что бы подмыть прибрежную терассу и размыть одну из улиц древнего посада в Плёсе.
avatar
1
4
Владимир, кстати все крупные племенные центры меря были в отдалении от Волги. но с ней соединялись реками.
avatar
1
3
мало этого всего. Сколько поистинне крупынх было вокруг волги и затоплено ее водами навсегда?
avatar
1
2
Владимир, ну почему же? Клещин, Усть-Шексна, Унорож, Тимерево, Алабуга - (Меря), Чаадаево - (Мурома), Аламнер - (Мари) сохранились и ждут своих исследователей. Кроме этих крупных племенных центров сохранились полсотни других городищ и сотни сел р/ж/в. Только все они раскопаны дай бог на 10%
avatar
0
1
о чем вообще можно говорить, когда все почти все города угров были затопленны водохранилищами? цивилизация угров вообще плохо реконструируема и это дает повод для обширных спекуляция славянским псевдонационалистам
avatar
СТАНЬ МЕРЯ!
ИНТЕРЕСНОЕ
ТЭГИ
мерянский Павел Травкин чашечник меря финно-угры чудь весь финно-угорский субстрат Merjamaa Меряния вепсы История Руси суздаль меряне владимир история марийцы Ростов Великий ростов Русь новгород экология славяне топонимика кострома КРИВИЧИ русские Язычество синий камень камень следовик камень чашечник сакральные камни этнофутуризм археология мурома Владимиро-Суздальская земля мерянский язык ономастика Ростовская земля балты городище финны краеведение православие священные камни этнография святой источник общество Плёс дьяковцы Ивановская область регионализм культура идентитет искусство мещёра священный камень народное православие антропология россия Чухлома москва ярославль мифология вологда лингвистика Кологрив Ефим Честняков будущее Унжа вятичи Залесье волга Идентичность футуризм галич деревня север мерянский этнофутуризм Древняя Русь латвия русский север сакрум Галич Мерьский Верхнее Поволжье иваново реэтнизация Костромская область древнерусская культура капище новгородцы Ярославская область Московия скандинавы Белоозеро мордва Залесская земля мерянский мир великороссы Вологодская область
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 2250
На основании какой письменности восстанавливать язык Муромы?
Всего ответов: 814
Статистика
Яндекс.Метрика