Среда, 28.06.2017, 06:33 | Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость

Главная » 2011 » Февраль » 11 » Откуда вы русские панки? Или метаморфозы северной обрядовой игрушки
23:58
Откуда вы русские панки? Или метаморфозы северной обрядовой игрушки

 

Наверное, увидев  заголовок,  читатель подумает о музыкальной субкультуре, предполагающей экстравагантный внешний вид современной молодёжи. Это направление названо английским словом "punk", что в переводе значит "гнильё, чепуха" или даже "паршивец". Но нет, в нашей статье речь  пойдет о традиционной культуре Русского Севера, её истории и загадках.

В старину в нынешних пределах Карелии, Поморья, Новгорода, на Ояти и Ладоге,  словом "панки" назывались  деревянные куклы,  вырезанные из цельного куска дерева.  Разнообразные человеческие фигурки ― вот что собой представляли панки.

Изначально северные куклы -панки, вероятнее всего,  были языческими идолами и предназначались  для ритуалов  языческой  магии, но даже с приходом на северные  земли православия они сохранили свою архаичную форму и значение. Для их изготовления брался небольшой чурбанчик (березовый или сосновый) и выдерживался в тепле 10 дней, затем с него убирали сучки, обтесывали, добиваясь гладкой поверхности...
 
Чаще всего панки имели  столбоватые фигуры, круглую или конусообразную голову с плоско стесанной лицевой частью, допускалась скупая отделка орнаментом (в технике резьбы, выжигания раскаленным железом). Впрочем, в некоторых местах,  например на Кольском полуострове,  встречалась и плоская форма, если из предназначенного для куклы чурбанчика топором вытесывали дощечку. В этом случае на доске чертили силуэт панка, а затем выпиливали его.

Черты лица у нее в старину либо отсутствовали, либо едва намечались впадинами и врезами. Так мастера поступали вполне сознательно:  тем самым обеспечивалась защита от вселения в куклу чужих злых духов , которые, по языческим поверьям, могут проникнуть через глаза, рот, нос  и уши. И ног у такой куклы не было: чтобы не ожила и не сбежала, а верно служила своему хозяину, который одновременно считался ее подопечным..

Когда надо было избавиться от какой-то напасти, обережную панку брали в руки, трижды поворачивали против часовой стрелки, приговаривая при  этом: "Отвернись злом, повернись добром". Особенно широкое распространение имел женский образ (баба), олицетворявший Богиню Мать,  основу жизни, кладезь ее силы и здоровья. Выбросить или проявить небрежность по отношению к кукле считалось не допустимым. И даже после смерти личная обережная панка отправлялась вместе со своим хозяином или хозяйкой в загробный мир.
 
Любопытно, что в  северорусской традиции символическое участие предков в общей семейной трапезе в определенные календарные даты обеспечивалось установлением на столе так же кукол-панков. В  остальное время они хранились  за иконами на божнице.
В далёком прошлом  пришла в дома жителей Русского Севера кукла-панок,  так давно, что никто уже и не помнит, когда и откуда она взялась.  Откуда же её корни и что означает странное название, напоминающее русскому человеку о Литовском нашествии 1612 года и шляхте Речи Посполитой?

На эти вопросы может ответить история и сравнительная этнография, которая неплохо дополняет историческую науку, в особенности там, где ощущается недостаток в прямых исторических данных.

На нашем Севере от Верхнего Поволжья до Белого моря и Урала широко распространены географические названия — Панщина, Паны, Панки, Пановы могилы, Пановы горы, обозначающие древние курганные группы и городища. Но Паны, Панки в приведенных названиях не связаны с нашествием в Московию литовцев  в ХVII веке, как это иногда объясняют местные жители. Курганы и городища существовали задолго до Смутного времени литовской интервенции и принадлежали финно-угорским народам ― чуди,  мери, муроме и другим исконным жителям Севера и Северо-востока  европейской части  России. Ивановские историки-краеведы А.В. Яблоков и К.Е. Балдин объясняют происхождение географических названий  Паны и Панки взаимодействием пришлого славянского и коренного финно-угорского этносов в ХI-ХIV веках .

В свое время российский этнограф и археолог Алекса́ндр Ива́нович Кельси́ев  писал: «Меня давно  занимало широко распространенное название курганов: Паны, Панки, Панские или Пановы могилы, равно и обилие деревень с такими же названиями в местностях, где встречаются курганные кладбища. В подмосковных местностях эти названия можно было бы объяснить присутствием литвы, но употребление для курганов того же названия даже в Олонецкой и Архангельской губерниях, где литва никогда не была, заставляло предполагать в звуке «пан» нечто иное.  У исчезнувших языческих инородцев  это слово не означало ли кладбища, смерти предка, покойника, загробного мира и т.п.?»

Кельсиев обратился к петербургским финнологам с вопросом: что означают слова с  корнем пан в Угорских и Урало-Алтайских наречиях России ? — и получил подробный ответ, в котором, между прочим, было сказано, что по-веськи или по-чудски, слово панен  значит класть, полагать, а пангед – могилы; по-корельски, панан – хоронить; по-мордовски: 1) у Мокши, панда значит холм, курган, могила, 2) у Эрзи, пандо – гора, могила, холм и т.п.

Панами на вышеозначенной территории называлось и древнее финно-угорское население. Следует вспомнить, что во Владимирской и соседней Костромской губерниях издавна существовали легенды о неких Панах, Панках, оставивших после себя курганы-захоронения и городища. Местное русское население сохранило память о них.
Например,  в д. Гусарниково Ростовского уезда во втор. пол. XIX в. этнографом  А.А. Титовым было записано сказание о располагавшихся в окрестностях этого селения курганах «Панские могилы». По преданию,  здесь когда-то жили «паны», относившиеся враждебно к местному населению: «одноглазые, одноногие и однорукие великаны, обладавшие непомерной силой и ловкостью: они перекидывались топорами с Гусарниковского городища на Дебольское, бегали, взявшись цепью за руки, от городца до городца в три минуты, от народа жили особняком; насыпали городища, а под ними ходы рыли, где и хранили клады;  они сильно обижали народ и принуждали его прятаться в леса. С течением времени, число панов становилось все меньше и меньше».

Есть мнение, что легендарный «пан» — это искаженное «пам». Пам, по верованиям народа коми, человек, обладающий большой  волшебной силой, могущий повелевать стихиями и «лесными людьми». По языческим поверьям Памы обладали бессмертием и им повиновались духи. Когда паму требовалось, он зычным голосом сзывал духов, они слетались к нему и рассказывали о мирских делах. В житии Стефана Пермского описывается словесный поединок Стефана с коми «сотником» Памом. Здесь Пам — патриарх, верховный жрец древней религии коми. Таким образом, в северных преданиях о «панах», вероятно,  присутствует и слой преданий о древних чудских волхвах — «памах».

При всей своей фантастичности и запутанности сказания о панах безусловно содержат зерно исторической истины. За этими преданиями кроятся глухие, частичные  намеки и обрывки воспоминаний и сказаний местного населения о своих языческих предках.  Вероятнее всего , чудь, меря и другие древние финно-угорские народы, часто называемые «чудью белоглазой»,  в реальности никуда не исчезли. Они со временем  просто обрусели,  став ярославцами, архангельцами, вологодцами, костромичами.  Приняли православие и вместе с ним славянский язык, сохранив во многом свою этническую культуру и память о предках в форме сказок и легенд.

В северных сказаниях есть легенды о «зачарованных кладах»,  непосредственно связанных с чудью или панами. Именно к временам чуди относят «начало кладов». Как утверждают легенды, когда началась новгородская  колонизация Севера, то «чудь в землю ушла, под землей пропала» оставив после себя множество курганных могильников. По рассказам, чудь закапывалась так: выкапывали яму, ставили по углам столбики, делали над ямой крышу, сверху засыпали землей и камнями, потом сходили в ямы с имуществом и, подрубив подставки, погибали. В этих чудских могильниках археологи бывает находят и деревянные ритуальные куклы, так похожие на русские куклы-панки…

Но всё же, какова связь северных ритуальных кукол-панок, чудских панов и их аналогов, находимых в пановых могилах? Помните, что в северорусской традиции в определенные календарные даты предки в виде  ритуальных кукол-панков принимали символическое участие в общей семейной трапезе? Этот русский обряд  сильно напоминает языческие верования современных родственников средневековой «чуди белоглазой» — хантов и манси.
 
Мансийско-хантыйские обрядовые куклы иттарма

Ещё сравнительно недавно, лет 50 назад, после смерти каждого человека и манси, и ханты изготавливали специальное изображение этого человека, которое считалось вместилищем одной из душ умершего. Эта кукла — иттарма (сынские, куноватские ханты), итэрма (сосьвинские манси), сонгэт (нижиеобские ханты), мохар (сосьвинские манси), окинь (среднеобские ханты) — определенное время хранилась в доме умершего. В течение этого времени в ней жила одна из душ покойного, поэтому куклу кормили, клали спать, сажали на любимое место умершего и т.п., то есть обращались с ней, как с живым человеком. После смерти женщины, как утверждают ханты и манси, ее хранят 4 года, после смерти мужчины — 5 лет.
 
 
У сынских хантов эта кукла иттарма  имела небольшие размеры — 20—22см. Но еще в недавнем прошлом, лет 20-30 назад куклы иттарма делались из дерева и имели туловище, голову и лицо. По истечении срока хранения в доме ее либо клали внутрь намогильного сооружения, либо  хранили вместе с домашними святынями на полочке в передней части дома.

Таким образом, не все куклы покойника хоронили. Очевидно, куклы-вместилища душ умерших шаманов, старых, уважаемых лиц хранили вместе с другими семейными святынями. Это были куклы почитаемых предков. В прежние времена такие олицетворяющие предков куклы были в каждой семье.
 

Древний культ куклы - вместилища души умершего, как мы видим на примере русских потомков «чуди белоглазой» и современных хантов и манси, вероятнее всего, составлял основу общего культа предков и домашних божеств  у всех древних народов финно-угорской группы.
Просмотров: 6243 | Добавил: merja | Рейтинг: 4.4/8
Всего комментариев: 8
avatar
0
8
pane(ma), panna [пане(ма), панна] (эст.), panna [панна] (финск., водск., ижорск., карельск.), pānda [панда] (ливск.), panda [панда] (чудск., вепсск.), poni̮ni̮ [поныны] (удмуртск.), pӑn- [пан-] (хант.), pin- [пин-] (мансийск.), pe’ [пе] (ненецк.), pu(ŋ) [пунг] (энецк.), pe̮n- [пен-] (секульпск.) - класть, положить; maha pane(ma) [маха пане(ма)] (эст.) - класть, положить, опустить на землю; посадить, посеять; уложить <-> porre [порре] (ит.), poner [пoнер] (исп.) - класть (pongo [понго] (исп., ит.) - кладу); ср. bank [бэнк] (англ.), la banca [банка] (ит.), el banco [банко] (исп.) - банк; bench [бенч] (англ.), il banco [банко] (ит.) - скамья, лавка; ponte [понте] (ит.) - мост (мостить = укладывать, прокладывать);

паӈг (ненецк.) - корень;

pan'd'a [паньдя] (муромск.) - грядка;

панго (мерянск., эрз.), panggo [пангго] (мордовск.), ponggo [понгго] (черемисск.), pangkh [пангкх] (вогульск., за Уралом), pongkh [понгкх] (Обск. остякск.), pion [пион] (корякск., на Камчатке), pongpong, pompong [понг-понг, пом-понг] (чукч., на Чукотке), pupikl [пупикл] (эскимосск., на Аляске) - гриб (так или иначе ассоциировавшийся с загробным миром); hanggo [хангго] (Енисейск. остякск.) - мухомор;

пуӈки (орочск.)* - дымить, разводить дымокур; пунди (орочск.) - окуривать дымом; питигэ (орочск.) - древесный гриб-трутовик для переноса огня; сиктиксэ (орочск.) - гриб для разжигания огня. * Орочи - этнос-изолят в Хабаровском крае, одна из тунгусских народностей

<-> ср. fungo [фунго] (ит.), hongo [онго] (исп.), fong [фонг] (каталонск.) - гриб; punk [панк] (англ.) - гнилое дерево, трут; sponge [спондж] (англ.) - губка, губчатый гриб (с прист. S-) - высушивавшийся и использовавшийся в качестве превосходного горючего материала;

ср. punk [панк] (алгонкинск. индейцы в Канаде) - пепел;

pańe(ms) [пане(мс)] (эрз., муромск.), pańə(ms) (мокш.) - гл. печь, испечь

<-> ср. pane [пане] (ит.) - хлеб;

ср. паны, панки (мерянск.) - кладбище, курганы (ср. pane(ma) [пане(ма)] (эст.) - класть; панки - кладбище); mahapanend [маха паненд] (вепсск.) - похороны (досл. – "вниз, в землю положение");

ср. обще-УФ архаический термин - *päNä – «вершина», «голова», «холм»

<-> ср. funeral [фьюнерал] (англ.), funerale [фунерале] (ит.) - погребение; funnel [фаннл] (англ.) - дымовая труба, дымоход (изначально погребения были путем сожжения);

ср. ahyo''ok [ахьёк] (эскимосск., на Аляске) - гриб (ещё один вариант слова)

<-> ср. ahi [ахи] (эст.) - печь, очаг; ahin, õhin [ахин, ыхин, охин] (эст.) - пыл, жар (а в болгарском гриб: печурка)

<-> cр. ugn, ugnen [унгн, унгнен] (шв.) – печь, печка; ignis [игнис] (лат.) – огонь; ignition [игнишн] (англ.) – зажигание.

Ср. с приставкой F-: fuoco [фуоко] (ит.), fogo [фoго] (португ.), fuego [фуэго] (исп.) – огонь, fogón [фогóн] (исп.) – печь.

Ср. agni [агни] (санскр.), āg, agni [агни] (урду), agir [агир] (курдск.), agg [агг] (панджаби) – огонь, огниво
avatar
0
7
Кстати да, интересно что этот термин бытовал от Белого моря до Эрзянь Мастор и от Подмосковья до Урала... На полностью русифицированных территориях термин панки связывают с до русским населением.
avatar
0
6
Мельников-Печерский сообщал, "панки - мордовские князья"
avatar
0
5
И еще о панах написал .Ф.В.ПИМЕНОВ в книге ВЕПСЫ
Москва-Ленинград: "Наука", 1965:

"Особый интерес вызывают предания о «панах». Укрепившееся представление, будто они повествуют лишь о событиях начала XVII в. (польско-литовская интервенция, «смутное время»),240 неверно. В рамках этого цикла выделяется заметный слой, в котором «паны» обрисованы не как враги, а как почитаемые предки (обычай поминания вепсами «панов», празднование «Киселева дня» и пр.). Кроме того, не исключено, что это слово, получившее в русской передаче вид «паны», «панки», первоначально было связано с некоторыми деталями похоронного обряда аборигенного населения (ср. вепсск. panda 'положить', финск. и керльск. раnnа в том же знач., вепсск. maahapanda 'хоронить'; mahapanend 'похороны', финск.-савакот. mahapanjaiset в том же знач.). Другой подцикл действительно посвящен патриотической теме борьбы с захватчиками (легенды о «панском озере», «девичьем острове» и т. д.). Не исключено, наконец, и то, что здесь нашли воплощение и социальные противоречия эпохи, эпизоды борьбы крестьян со своими феодальными угнетателями.
Прослеживая типологические особенности «панского» цикла и его ареал, можно заключить, что эти предания также связаны с вепсско-карельской и, бить может, мерянской культурными традициями. Немаловажный довод в пользу этого состоит в том, что предания о «панах» самым тесным образом приурочены в народном сознании к определенным археологическим памятникам, чаще всего — в пределах бывшей Олонецкой губернии — к курганным могильникам приладожского типа."

avatar
0
4
Спасибо за статью. Наконец-то нашла реальные указания на происхождение своей фамилии - Панова.
avatar
0
3
Продолжение Традиции - Дымковская игрушка (Вятка). Сакральная символика там обильно используется. Вероятно, это и есть видоизменившиеся панки.
avatar
0
2
Очень интересный материал. Спасибо.
avatar
0
1
Образ домового, скорее всего, также связан с духами предков. wink
avatar
СТАНЬ МЕРЯ!
ИНТЕРЕСНОЕ
ТЭГИ
мерянский Павел Травкин чашечник меря финно-угры чудь весь Merjamaa финно-угорский субстрат Меряния вепсы История Руси суздаль меряне владимир история марийцы Ростов Великий ростов Русь новгород экология славяне топонимика кострома КРИВИЧИ русские Язычество камень следовик камень чашечник синий камень этнофутуризм археология мурома Владимиро-Суздальская земля мерянский язык ономастика Ростовская земля балты городище финны Векса краеведение православие священные камни этнография общество Плёс дьяковцы Ивановская область регионализм культура идентитет искусство мещёра народное православие антропология россия Чухлома москва ярославль мифология вологда лингвистика Кологрив Ефим Честняков будущее Унжа вятичи Залесье волга Идентичность футуризм Унорож деревня север мерянский этнофутуризм Древняя Русь латвия русский север сакрум Галич Мерьский Верхнее Поволжье иваново реэтнизация капище новгородцы Ярославская область Московия скандинавы Северо-Восточная Русь Белоозеро мордва Залесская земля мерянский мир Европа великороссы Вологодская область Костромская область христианство
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 2301
На основании какой письменности восстанавливать язык Муромы?
Всего ответов: 868
Статистика
Яндекс.Метрика