Воскресенье, 22.10.2017, 09:30 | Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость

Современность

Главная » Статьи » Краеведение » Краеведение

Мерянь Андю. Мотив "утиных лапок" финнско-русской культуре.
http://merjamaa.ucoz.ru/sergi.jpg

Во время краеведческой поездки в подмосковный Звенигород,  в лавке  Саввнино-Сторожевского монастыря были подсмотрены вот такие чудесные финно-угорские сережки с коньками и висящими утиными лапками. Позднее, в историческом центре города мы наткнулись на пару старых наличников содержащих в себе мотив "утиных лапок". Всё это натолкнуло на мысль о небольшой статье посвященной роли священной птицы в нашей финнско-русской культуре.


Украшения дьяковцев

Утиные лапки распространенный мотив в украшениях-оберегах людей Дьяковской культуры и их потомков мерян, связанный с мифом о создании Мира. У многих финно-угорских народов небесная праматерь, превратившись в утку, создала Землю и жизнь на ней. Утка считается вместилищем души, и душа человека после смерти перемещалась в утку или другую птицу. Водоплавающие птицы, особенно утки, обожествлялись древними угро-финнами. В некоторых мифах говорилось, что мир произошел из яйца, снесенного огромной уткой.

http://www.erzia-museum.ru/collection/dpi/images/f12.jpg
Комплекс нагрудных украшений древней Эрзи.
Бронза. II Журавкинский могильник. VIII – XI вв.

К примеру  такой миф есть в эрзянском фольклоре. Великая птица Ине Нармонь сносит яйцо: из желтка возникает земля, из скорлупы - подземная и небесная твердь. По другому мифу, птица высиживает три яйца на Мировом древе - березе или дубе - посреди земли. Из одного яйца вылупляется жаворонок - птица, символизирующая начало весенних полевых работ, покровитель земледелия; из другого - соловей, символизирующий дом и домашнее хозяйство; из третьего - лесная птица кукушка. Есть миф, согласно которому из трех яиц выводятся три "матери" - хозяйки плодородия (поля), ветра и леса.

 

О Мировом древе рассказывается и в мифе, где верховный бог Инешкипаз творит Вселенную. После творения он отдыхает не один день, а тридцать лет спит богатырским сном на земле под Мировым древом. За это время Мировое древо так вырастает, что корни его достигают подземных вод и заполняют овраги и ямы, которые становятся озерами. Крона древа загораживает солнце, а место, где спал бог, также заполняется водой, превращаясь в реку Суру (приток Волги). Бог не мог спать дальше на сырой земле - он перебрался на Мировое древо, где проспал еще тридцать лет, пока у него не заболел сустав правой ноги: бог расправил ногу и раздавил яйцо, снесенное птицей на Мировом древе. И тогда из него появилась богиня плодородия Анге-патяй.

http://www.rostmuseum.ru/exhibition/archaeology/podveska.gif
Треугольная шумящая подвеска с волютным щитком. Мерянское украшение-оберег.
Бронза. 10-11 века. Сарское городище.

Близость этих птичьих образов в мифах и искусстве Мари, Эрзи, Муромы, Мери подтверждает их этническую общность и отличие от пермских групп финно-угров. В процессе русификации угро-финны Поволжья внесли существенный вклад в общерусскую культуру. К примеру, образ священной птицы утки или гуся, один из наиболее устойчивых образов в мировоззренческой модели древнего населения России, явившись впервые несколько тысячелетий назад,  дожил и до наших дней в виде тех же оконных наличников.

В довесок несколько фото подобных наличников из городов в пределах "Золотого кольца" с изображением утиных лапок на полотенцах.

http://merjamaa.ucoz.ru/nalichnik2.jpg
Московская область. Звенигород.
По мимо утиных лапок на наличнике изображено Солнце в виде косых крестов.
(Центральный крест в круге солнце в зените, два нижних встающее и заходящее)


http://merjamaa.ucoz.ru/nalichnik3.jpg
Московская область. Звенигород.

http://merjamaa.ucoz.ru/nalichnik.jpg
Московская область. Звенигород.

HTML clipboard

 
Жизнерадостные солнца с утиными лапками в Деулине недалеко от Сергиева Посада:

Звериные мотивы. Наличник в Сергиевом-Посаде.
Сергиево-Посадский район :: Сергиев-Посад

Наличник. Город Дмитров Московской области. Берегини.
Наличник. Город Дмитров Московской области. Берегини.

Наличники, домовая резьба.
Ивановская область. Иваново.

Наличники, домовая резьба.
Ивановская область. Иваново.

Наличники, домовая резьба.
Костромская область. Галич.

Наличники, домовая резьба.
Костромская область. Галич.
Утиные лапки и три солнца

Наличники, домовая резьба.
Ярославская область. Мышкин

Категория: Краеведение | Добавил: merja (03.05.2010)
Просмотров: 1562 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
СТАНЬ МЕРЯ!
Логин:
Пароль:
ИНТЕРЕСНОЕ
ТЭГИ
мерянский Павел Травкин чашечник меря финно-угры чудь весь Merjamaa Меряния финно-угорский субстрат вепсы История Руси суздаль владимир меряне история марийцы Ростов Великий ростов Русь новгород экология славяне топонимика кострома КРИВИЧИ русские Язычество камень следовик камень чашечник синий камень этнофутуризм археология мурома Владимиро-Суздальская земля мерянский язык ономастика Ростовская земля балты городище финны Векса краеведение православие священные камни этнография общество Плёс дьяковцы Ивановская область регионализм культура идентитет искусство мещёра народное православие антропология Чухлома россия москва ярославль мифология вологда лингвистика Кологрив Ефим Честняков будущее Унжа вятичи Залесье волга Идентичность футуризм Унорож экономика деревня север мерянский этнофутуризм Древняя Русь шаманизм латвия русский север сакрум Галич Мерьский Верхнее Поволжье иваново древнерусская культура капище новгородцы Ярославская область Московия скандинавы Северо-Восточная Русь Белоозеро Залесская земля Европа великороссы Вологодская область Костромская область христианство
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 2332
На основании какой письменности восстанавливать язык Муромы?
Всего ответов: 895
Статистика
Яндекс.Метрика