Суббота, 21.10.2017, 18:28 | Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость

Главная » 2017 » Октябрь » 7 » Аналитика. Современный «Мерянский ренессанс» в областях бассейна Верхневолжья
13:50
Аналитика. Современный «Мерянский ренессанс» в областях бассейна Верхневолжья

Тенденция к поиску новой этнокультурной идентичности в России под влиянием идей «Финно-угорского мира» зарождается на наших глазах в регионе исторического расселения древних финно-угорских народностей и их интенсивного взаимодействия со славянами в период Средневековья (прежде всего, на территориях современных Московской, Тверской, Владимирской, Ивановской, Ярославской, Костромской областей, которые географически относятся к верхневолжскому бассейну).

Среди отдельных образованных представителей русского населения этого региона, преимущественно совпадающего с территорией исторической области Залесья в Волго-Окском междуречье, а также тех, кто себя с этим регионом каким-либо образом связывает, формируется мнение, что современное население данных областей является носителем присутствующего в наше время на уровне непрямого выражения этнокультурного наследия ныне не существующего финно-угорского племени меря, что демонстрирует пример управляемой реактуализации ранее неактуальных элементов культурной памяти, «отжившего прошлого», подвергшегося намеренному вытеснению со стороны доминантного «славянского» историко-культурного нарратива, официальной культуры. Этой актуализации вытесненного историко-культурного капитала (тем самым находящегося в зоне культурного отчуждения) способствует этнофутуризм как способ сохранения регионального этнокультурного наследия финно-угров, ставший инструментом «мерянского ревитализма».

В начале XXI столетия начало формироваться нео-мерянское этнокультурное движение.

Основателем движения считается московский журналист и преподаватель ВШЭ Александр Трифонов, который 2 октября 2003 года в одиночку начал поднимать тему мерянских корней северных великороссов (современных жителей Верхневолжья) [40].

С 2003 по 2009 годы он развивал ее в федеральных массмедиа в целях пропаганды научного интереса к ней, пытаясь найти союзников, в результате чего к началу 2010-х начали появляться группы «мерян». Мерянское движение Трифонов делит на три основных направления:

1) Считающие, что меряне – это мирные аборигены, ставшие жертвой имперской экспансии;
2) Рассматривающие мерян в качестве коренного оседлого населения центральной России, ставшего этнокультурным субстратом и стержнем русского этноса;
3) Уверенные в том, что меряне – осколок мари или эрзя и конструирующие для постмерянских территорий условное название «Меряно-Эрзянская Русь».

Нео-меряне, по его мнению, – русские, заявляющие о своем финском происхождении. Современные меряне могут способствовать брендированию территорий летописного расселения мери, тем самым привлечь туристов и инвестиции, благоприятствуя развитию региона, а также, что наиболее важно, – способствовать формированию новой русской идентичности.

Меря – последний шанс для русского народа выжить в будущем посредством регионализации, индигенизации, «коренизации» на своей территории, что противостоит нынешнему магистральному обывательскому образу русских как завоевателей, «безродных солдат Империи». Русские должны стать полноценной частью постколониального, постиндустриального общества, стремясь только в будущее, используя новые экотехнологии, основанные на традиционном знании, развивая систему самоуправления и субурбанизацию и отказываясь от разработки природных ресурсов.

Трифонов со скепсисом смотрит на реконструкторскую деятельность некоторых нео-мерянских активистов, которые, по его мнению, «застряли в прошлом». Он также не одобряет связи нео-мерян с финно-угорскими народами Поволжья и Приуралья, поскольку считает, что, во-первых, нео-мерянство – сугубо русское явление и никаких связей с «Финно-угорским миром» иметь не может, а во-вторых, потому, что, с точки зрения науки, мерянский язык ближе к прибалто-финским языкам, поэтому реконструкция языка и культуры мери на основе марийского и мордовского наследия не имеет под собой оснований [41].

В действительности в нео-мерянском движении граница между первым и вторым направлениями полностью стирается, поскольку они не противоречат друг другу, а скорее дополняют.

Особняком стоит выделенное Трифоновым «третье направление». Примечательно, что непосредственных связей его представителей с авторитетными деятелями нео-мерянского движения нет, что можно объяснить тем, что оно формировалось в эрзянской этнокультурной среде в Мордовии. Поэтому данное течение вряд ли можно интегрировать в нео-мерянское движение. Скепсис же Трифонова по отношению к отдельным особенностям нео-мерянского движения можно объяснить тем, что, возможно, на его идеи могли иметь влияние идеи сибирского областничества второй половины XIX века, представлявшего собой сугубо русское явление [17].

Движение нео-мерян, по признанию самих деятелей, не является ни политическим, ни религиозным, а носит сугубо социокультурный, светский характер, хотя, работая в направлении регионализации посредством реконструкции образа летописной мери [35; 36; 37], не избегает и религиозной реконструкции, например, мерянской мифологии, используя для этого мифы мари и эрзя, чем и вызывает недовольство Трифонова [32; С. 101; 24].

Ныне наиболее авторитетным деятелем нео-мерянского движения, будучи представителем мерянского этнофутуризма, является московский и костромской художник и краевед, основатель интернет-портала «Merjamaa. Мерянское наследие России» Андрей Малышев (Мерянин).

Активную «нео-мерянскую» деятельность он начал в 2010 году, с тех пор провел несколько выставок, посвященных движению «Merjamaa» («Меряния»), в таких городах, как Москва, Пермь, Шиофок (Венгрия), Иваново, Плѐс (Ивановская область), Любим (Ярославская область), Грязовец (Вологодская область), Переславль-Залесский (Ярославская область), Александров (Владимирская область) [16; 19].

Появление этого движения он объясняет естественными процессами регионализации в постсоветской России. В качестве своих предшественников Малышев видит фольклорный коллектив «Меряне» из города Нерехта, а также местных краеведов, в начале 2000-х издававших альманах «Мерянский летописец». При этом он де-факто ассоциирует нео-мерянское движение с «Финно-угорским миром», ратуя за подержание тесных связей между финно-уграми [25].

По мнению Малышева, русские – суперэтнос, имеющий на этой конкретной территории мерянский этнический субстрат, поскольку меряне, занимавшие довольно широкий ареал обитания, не могли бесследно исчезнуть [20]. Малышев считает, что лично для него «…этнофутуризм – кардинально новый взгляд на нашу велико-русскую историю. <…> Свое ощущение современного мира нео-меряне видят в возврате «к корням» <…> в доскональном изучении региональной истории, верований «народного православия» и, конечно же, этнографии и археологии финно-угорских народов, населявших земли центральной России» [6; 8]. По словам Малышева, его личный этнофутуризм ищет исконный, утерянный великорусский образ [16].

Другой мерянский этнофутурист, петербургский художник Валентин Константинов считает, что этнофутуризм – «…прежде всего, бережное и ответственное отношение к реальным традициям и материалам прошлого, их творческое осмысление и сохранение <…> в его основе лежат результаты реальных исследований ученых: историков, археологов, лингвистов, этнографов, краеведов, и т. д.» [43].

Константинов создал и проиллюстрировал нео-мерянский эпос «Анка-Линд» («каким бы он мог быть»). По его словам, он написан на «русско-мерянском языке, слогом напоминающем Калевалу», а в его основе лежат результаты раскопок, работы этнографов, летописи. Называет он его «мерянскими сказками, написанными одним автором». Самому эпосу, а также иллюстрациям к тексту присущи множественные влияния финно-угорской мифоэпической традиции. [34; 43]. Константинов тоже проводит выставки своих картин, в том числе в сотрудничестве с Андреем Малышевым [2].

Деятельность нео-мерянского движения распространилась далеко за пределы области искусства.

Кроме создания ведущих образовательную деятельность порталов «Merjamaa» и «Меря Мир», нео-меряне активно участвуют в изучении языков и культур древних верхневолжских финно-угорских народностей.

В 2013 году неформальное историко-краеведческое общество «Metsa Kunnta» способствовала изданию в издательстве «Меря пресс» переводного толкового словаря «Merjan Jelma. Меряно-русский и русско-мерянский словарь. Мерянский ономастикон», составленный по тематическому принципу и использующий достижения мерянского языко-знания (топонимики, ономастики, диалектологии) [3; 21].

Мерянское движение участвовалов издании двух томов о языке муромы [4; 5], а также нескольких выпусков альманаха «Мещѐра-край» издаваемого московским историком-мерянистом, научным сотрудником московского Центра истории и культуры старообрядчества, Сергеем Михайловым, посвященного духовной культуре мери и мещеры, в которых свои статьи печатал и Андрей Малышев [23], к тому же в 2012 году был презентован мерянский флаг и «Мерянский Манифест» [22].

В 2013 году активистами мерянского движения при участии ивановского отделения Русского географического общества и Музейного центра археолога П. Н. Травкина в городе Плёсе был проведен первый всероссийский съезд мерянистов [28].

Активисты ежегодно участвуют в акциях Дней финно-угорских предков, проводимых 24-30 сентября, а также принимали участие в работе VI Всемирного конгресса финно-угорских народов в Шиофоке в сентябре 2012 года [31].

Кроме того, нео-меряне 27 сентября 2015 года провели совместное с марийцами моление в Дмитровском районе Московской области, назвав его «первым за 400 лет». В отчете сказано, что «…марийцы – финноязычный народ в центре России, сохранивший традиционную религию. Меряне – городские русские, которые обращаются к своим финским корням» [53]. Тем самым подчеркивается, что мерянство – это новая идентика русского городского населения, построенная на новых основаниях.

Мерянские активисты и этнофутуристы так-же привлекли внимание федерального телеканала «Культура», снявшего о них документальный фильм [29].

Мерянские активисты осуществляют просветительную деятельность на блог-площадке Livejournal и в социальных сетях, не забывая и о «полевых» этнографических исследованиях в рамках краеведческой деятельности.

Не обошла мерянский этнофутуризм и критика.

Труды П. Н. Травкина [38; 39], археолога-меряниста из города Плѐса Ивановской области, активно сотрудничающего с нео-мерянским движением, даже спровоцировала конфликт с отдельным представителем Русской Православной Церкви. Его кандидатская диссертация подверглась критике со стороны клирика Иваново-Вознесенской епархии игумена Виталия (Уткина), историка по образованию [10].

Игумен, например, подверг сомнению сообщения Травкина о том, что тот обнаружил в известном туристическом центре в Плёсе «мерянское общегородское святилище Велеса» XII века, при этом считая, будто он являлся божеством местных финно-угорских племен, но был «свергнут» Авраамием Ростовским.

Мерянский этнофутуризм Уткин считает проявлением современного «неоязычества» и считает его «антироссийским» явлением, де-факто наделяя его политическими интенциями (только неясно, на каких основаниях), критикуя попытки активистов реконструировать элементы «мерянского» язычества.

Критиковать Травкина он начал еще в 2014 году, сразу после проведения в Плѐсе благодаря археологу и при участии Андрея Малышева II мерянского съезда (Межрегиональной конференции «Исторические корни русской культуры Верхнего Поволжья») 15-16 ноября 2014 года.

«Досталось» и находящемуся на берегу Плещеева озера неподалеку от Переславль-Залесского «Синему камню», который, по мнению нео-мерян, являлся культовым объектом летописных мерян. В его древности Уткин также сомневается, о чем (как и о многом другом) он рассказал в рамках XXIV Международных Рождественских образовательных чтений 26 января 2016 года, а также в своих статьях [11; 33; 52], за что подвергся ответной критике со стороны самого Травкина и активистов [30; 50].

В действительности, абстрагируясь от спорной фактической составляющей трудов П. Н. Травкина, с трудом можно представить, что мерянский этнофутуризм имеет под собой какую-то неоязыческую основу, учитывая, что он сам себя позиционирует как культурное явление, для которого религиозные вопросы не являются центральными. Валентин Константинов, например, является православным верующим, а в статьях активистов позиционируются образы Сергия Радонежского и Леонтия Ростовского как «святых Мерянской земли» [14; 44].

«Мерянский ренессанс» стал частью дискурса не только художников и «искателей правды», но также имеет контакты с российским «постколониальным» литературным творчеством, среди представителей которого примечательны такие авторы, как эмигрировавший в Финляндию сын выходцев из Мордовии С. А. Завьялов и пермский писатель, уроженец Нижнего Новгорода А. В. Иванов [9; 13].

Российский философ М. Ю. Немцев пишет, что эта литература представляет собой региональное явление культурной деколонизации, а также самоопределения, идеологического осмысления краеведения как деятельности [26].

В данном контексте важна во многом этнофутуристическая повесть Д. Осокина «Овсянки», экранизированная в 2010 году режиссером А. Федорченко, где повествуется о воспроизведении сконструируемых автором обрядов древних мерян и людях, которые и в наше время именуют себя мерянами, а Волгу – «великой мерянской рекой» [27].

После экранизации летом 2011 года в поисках «мерянского следа» в центральную Россию при-были активисты из Эстонии [51].

Стоит обратить внимание на художественные и краеведческие работы костромского писателя В. Шамова, занимающегося изучением сакральных мест и религиозных представлений Костромской области и связывающего их с мерянским наследием [15; 45; 46; 47],

А также на исторический «Мерянский роман о князе Ярославе и мудреных женах» ярославской писательницы И. Грицук-Галицкой  [7].

Необходимо подробнее рассказать и о приводимом Александром Трифоновым «третьем направлении» нео-мерянского движения.

Его представители считают, что летописная меря вместе с мещерой, муромой и эрзей составляли единый этнос, ставший подлинным основателем российского государства и этнокультурным субстратом русского народа.

В этом абсолютно уверен мордовский филолог, составитель эрзяно-мокшанского эпоса «Масторава» А. М. Шаронов. Он пишет, что, уйдя из Киева в регион Залесья, Русь унесла с собой и свой русский язык, поэтому даже подвергнувшиеся русификации славянские языки не имеют общей корневой основы с подлинным русским языком, основанном на «скандинаво-финно-эрзяно-муромо-мерянском» субстрате.

К эрзяно-мерянской земле имеют отношение такие выдающиеся представители русского этноса как Козьма Минин, Иван Сусанин, Аввакум, Никон, С. Т. Разин, Е. И. Пугачев, Серафим Саровский, А. С. Пушкин, С. А. Есенин, В. И. Чапаев и многие другие [48; 49]. Еще один яркий представитель «меряно-эрзянской» точки зрения – эрзянский активист Алексей Авардин (Авардень Сандра), в попытках пропаганды «коренизации» русского этноса на «меряно-эрзянской земле» написавший футуристическую повесть «Костромские каникулы» [1].

«Мерянский ренессанс» на территории Верхневолжья, землях исторического Залесья, именуемых в СМИ «Среднерусской Атлантидой», утерявшей свою исконную этнокультурную идентичность, по мнению его активных деятелей, призван преодолеть кризис идентификации у русского населения этого региона посредством актуализации находящихся в забвении, существующих в невыраженном состоянии элементов аутентичной культурной памяти населения в целях создания новой идентики и культурных установок в современную эпоху в противовес прежним, чтобы выжить в будущем на земле, возымеющей полноправных заботливых хозяев в лице потомков автохтонного дославянского населения, рассматривающих ее как свой родной дом, а не источник ресурсов.

По итогам анализа источников можно заключить, что в рамках этого интересного движения гипотетический мерянский этнический субстрат становится удобным инструментом, а этнополитические движения в «финно-угорских» республиках РФ выступают исключительно в качестве источника вдохновения для регионального брендинга, по большей части историко-культурного, ориентированного на патриотизм малой Родины и не имеющего каких-либо явных политических намерений.

ЛИТЕРАТУРА

1. Авардень Сандра. Костромские каникулы (повесть, основанная на реальных событиях).
// [Электронный ресурс]: Эрзянь ки [Интернет-портал]. URL: http://www.erzan.ru/node/43
(дата обращения: 5.06.2015).
2. В Любиме открылся мерянский арт-проект «Мифология малой Родины». // [Электронный
ресурс]: Меря Мир [Интернет-портал]. URL: http:// merja.ru/?p=700 (дата обращения:
13.06.2016).
3. Вышел в свет мерянско-русский словарь. // [Электронный ресурс]: Finugor [Интернет-
портал]. URL: http://finugor.ru/news/vyshel-v-svet-meryansko-russkiy-slovar (дата обращения:
10.01.2016).
4. Вышла книга о языке муромы. // [Электронный ресурс]: Finugor [Интернет-портал]. URL:
http://finugor.ru/vyshla-kniga-o-yazyke-muromy (дата обращения: 10.01.2016).
5. Вышел в свет второй том уникального издания о языке муромы. // [Электронный
ресурс]: Finu-gor [Интернет-портал]. URL: http://finugor.ru/news/vyshel-v-svet-vtoroy-
tom-unikalnogo-izdaniya-o-yazyke-muromy (дата обращения: 10.01.2016).
6. Галкин Т.О. «Мерянский след» или в поисках новой русской идентичности //
Пер-спективы науки и образования. 2013. № 4. С. 264-271.
7. Грицук-Галицкая И. Мерянский роман о князе Ярославе и мудреных женах: Роман,
рассказы. – Ярославль, Рыбинск: Рыбинский дом печати, 2014. – 352 с.
8. Етнофутуризм – наша вiдповiдь глобалізації (рос.) // [Электронный ресурс]: Iнститут
нелiнiйної географiї. URL: htpps://arttemenos.wordpress.com/2013/08/16/етнофутуризм-
наша-вiдповiдь-глобалі/ (дата обращения: 10.07.2016).
9. Иванов А. В. Сердце Пармы, или Чердынь – княгиня гор. – М.: Азбука, 2006.
10. Игумен Виталий (Уткин). Прав ли Травкин? / Выпуск первый; Выпуск второй. – Иваново-
Вознесенск/Плѐс, 2015.
11. Игумен Виталий (Уткин). Этнофутуризм и сепаратизм. // [Электронный ресурс]: Religare
[Интернет-портал]. URL: http://www.religare.ru/ 2_108394. html (дата обращения: 12.06.2016).
12. Колчева Э. М. Этнофутуризм как явление культуры: монография / Мар. гос. ун-т.
Йошкар-Ола, 2008. – 164 с.
13. Кукулин И. В. «Внутренняя постколонизация»: формирование постколониального
сознания в русской литературе 1970-2000 годов. // [Электронный ресурс]: Михаил Гефтер –
история и политика [Интернет-портал]. URL: http://gefter.ru/archive/11708 (дата обращения:
7.10.2016).
14. Леонтий Ростовский – первый святой Мерянской земли. // [Электронный ресурс]:
Merja-maa [Интернет-портал]. URL: http://merjamaa.ru/ news/svjatitel_leontij/2011-12-04-412
(дата обращения: 12.06.2016).
15. Май Е. Аннушкин борок. // Костромские ведомости. 2016. – 31 мая – 6 июня. С. 11.
16. Малая родина мерянского этнофутуриста. // [Электронный ресурс]: Merjamaa [Интернет-
портал]. URL: http://merjamaa.ru/news/malaja _rodina/2016-12-07-1204 (дата обращения:
7.12.2016).
17. Малинов А., Пешперова И. Областничество в исторической ретроспективе //
[Электронный ресурс]: Новое литературное обозрение. 2015. № 3 (133). URL:
http://www.nlobooks. ru/node/6301 (дата обращения: 10.08.2016).
18. Малинова О. Ю. Актуальное прошлое: Символическая политика властвующей элиты и
дилеммы российской идентичности / О. Ю. Малинова. – М.: Политическая энциклопедия,
2015 – 207 с.
19. Малышев А. Профиль на сайте «Меря Мир». // [Электронный ресурс]: Меря Мир
[Интернет-портал]. URL: http://merja.ru/?page_id=89 (дата обращения: 10.09.2016).
20. Малышев (Мерянин) А. Несколько слов о себе и этнофутуризме. // [Электронный
ресурс]. URL: http://curanderos.ru/merjanin.htm (дата обращения: 9.09.2016).
21. Малышев (Мерянин) А. М. Merjan Jelma. Меряно-русский и русско-мерянский словарь.
Мерянский ономастикон. Популярное издание. – М.: Меря пресс, 2013. – 110 с.
22. Мерянский Манифест 2012. // [Электронный ресурс]: Livejournal. URL: http://merjamir-
ru.livejournal.com/10019.html (дата обращения: 11.01.2016).
23. Мещѐра-край: Альманах по истории и культуре Мещѐрского края. – М.: Рус. Деревня.
2011-2015. Выпуск 1-5.
24. Мифы и верования народа Меря. // [Электронный ресурс]: Merjamaa [Интернет-портал]:
URL: http://merjamaa.ru/index/religija/0-7 (дата обращения: 5.05.2016).
25. Наша древняя цивилизация пробуждается ото сна: Интервью с Мерянь Андю //
[Электронный ресурс]: Uralistica [Интернет-портал]. URL: http://uralistica.com/profiles/blogs
/merjane-probuzhdenie-oto-sna (дата обращения: 10.06.2014).
26. Немцев М. Ю. Девять тезисов о краеведении. // [Электронный ресурс]: Михаил Гефтер
– история и политика [Интернет-портал]. URL: http://gefter.ru/archive/19615?_utl_t=fb (дата
об-ращения: 7.10.2016).
27. Осокин Д. Овсянки: Рассказы, повесть. М.: Ко-Либри, Азбука-Аттикус, 2011. – 624 с.
28. Первый мерянский съезд прошел в Плѐсе. // [Электронный ресурс]: Finugor [Интернет-
портал]. URL: http://finugor.ru/news/pervyy-meryanskiy-sezd-proshel-v-plyose-foto (дата
обраще-ния: 11.01.2016).
29. Письма из провинции. Среднерусская Атлантида. // [Электронный ресурс]: «Россия –
Культура» [Официальный сайт]. URL: http://tvkultura.ru /video/show/brand_id/20920/episode
_id/986132/ (дата обращения: 13.06.2016).
30. По следам одной конференции. // [Электронный ресурс]: Музейный центр археолога П.
Травкина (г. Плес) [travkin-museum.ru]. URL: http://www.travkin-museum.ru/po-sledam-odnoi-
konferencii.html (дата обращения: 12.06.2016).
31. Русские финно-угры появились на Конгрессе финно-угорских народов в Венгрии. //
[Элек-тронный ресурс]: Finugor [Интернет-портал]. URL: http://finugor.ru/node/24556 (дата
обращения: 21.02.2016).
32. Скрыльников П. А. Неоязычество сегодня: движение Merjamaa в региональном и
общероссийском контексте // Ойкумена. 2016. № 2. С. 99-105.
33. Скрыльников П. Городские шаманы «кодируют» Россию. // [Электронный ресурс]:
Независимая газета. Официальный сайт. 2016. – 2 марта. URL: http://www.ng.ru/ng_religii
/2016-03-02/4_rpc.html?pagen=2&id_user=Y (дата обращения: 12.06.2016).
34. Старый Чепас и волшебное яблоко. Анка-Линд. // [Электронный ресурс]: Меря Мир
[Интернет-портал]. URL: http://merja.ru/?p=645 (дата обращения: 12.12.2015).
35. Степанова С. Ожившая история // Кимрский вестник. 2013. – 8 августа. № 34. С. 5.
36. Степанова С. Житие мерянское // Кимрский вестник. 2013. – 10 октября. № 44. С. 5.
37. С чего начиналась Московия? С мерянской Залесской земли! // [Электронный ресурс]:
Merjamaa [Интернет-портал]. URL: http://merjamaa.ru/news/s_chego_ nachina-
las_moskvija_s_merjanskoj_zalesskoj_zemli/2015-10-06-1046 (дата обращения: 5.12.2015).
38. Травкин П. Н. Сакральные представления населения малого города Волго-
Клязьминского междуречья XII - н. XIII вв. (на примере г. Плѐса). [Текст]: Диссертация на
соискание ученой степени кандидата исторических наук (07.00.02 – Отечественная
история) / Павел Николаевич Травкин. Иваново, 2003. – 203 с.
39. Травкин П. Н. Язычество древнерусской провинции. Малый город. – Иваново, 2007.
40. Трифонов А. Москва из конопли, или Тетя околела. // [Электронный ресурс]: Yтро.ru.
URL: https://utro.ru/articles/2003/10/02/237066.shtml (дата обращения: 15.09.2016).
41. Трифонов А. С помощью мери мне хотелось изменить мир. // [Электронный ресурс]:
Finugor [Интернет-портал]. URL: http://finugor.ru/node/42500/simplenews (дата обращения:
21.04.16).
42. Хейнапуу А. Кривая этнофутуризма идет в бесконечность: перевод из газеты Eesti
Ek-spress 20 мая 1994г. // [Электронный ресурс]: etnofutu. URL: http://www.suri.ee/etnofutu/
texts/krivaja.html (дата обращения: 20.09.2016).
43. Художник Валентин Константинов: «Если человек в ночнушке с принтами и берцах, с
«коловратом» на груди скажет вам, что он этнофутурист – не верьте ему». // [Электронный
ресурс]: Finugor [Интернет-портал]. URL: http://finugor.ru/en/node/47113 (дата обращения:
12.06.2016).
44. Что есть русское. Genesis. // [Электронный ресурс]: Merjamaa [Интернет-портал]. URL:
http://merjamaa.ru/news/chto_est_russkoe_genesis/2014-05-04-896 (дата обращения: 12.06.2016).
45. Шамов В. Места силы Костромской области. – Кострома, 2015. – 54 с.
46. Шамов В. Если не боишься черта. – Кострома, 2015.
47. Шамов В. Аннушка. Легенда о черном сердце. – Кострома, 2016. – 63 с.
48. Шаронов А. М. Эрзя, Меря, Русь в историографии России. – Саранск, 2013. – 259 с.
49. Шаронов А. М. Народ Эрзя и Русь: в фокусе русского неславянина. // [Электронный
ре-сурс]: Эрзянь ки [Интернет-портал]. URL: http://www.erzan.ru/news/narod-erzja-i-rus-
v-fokuse-russkogo-neslavjanina-aleksandr-sharonov (дата обращения: 12.12.2015).
50. Шишкин М. Вычеркнуть этнофутуризм из перечня «грехов». // [Электронный ресурс]:
Finugor [Интернет-портал]. URL: http://finugor.ru/news/ vycherknut-etnofuturizm-iz-perechnya-
grehov (дата обращения: 12.06.2016).
51. Эстонские активисты из Fenno-Ugria и «Looduse omnibuss» проехали по России в
поисках мерянского народа. // [Электронный ресурс]: Merjamaa [Интернет-портал]. URL:
http://merjamaa.ru/news/ehstonskie_aktivisty_iz_fennougria_i_looduse_omnibuss_proekhali_
po_rossie_v_poiskakh_merjanskogo_naroda/2011-07-25-299 (дата обращения: 7.10.2016).
52. Этнофутуризм как новый неоязыческий вызов. // [Электронный текст]: Сайт Ивановской
Митрополии Русской Православной Церкви. URL: http://iv-eparhya.blogspot.ru/2016/01/blog-
post_31.html?spref=tw (дата обращения: 12.06.2016).
53. Кӱsоtо в Киндяково приняло первых паломников. // [Электронный ресурс]: Меря Мир
[Интернет-портал]. URL: http://merja.ru/?p=719 (дата обращения: 25.03.2016).

Источник: Studia Culturae: Вып. 2 (32)
Автор: Д.А. КАУНОВ Магистрант института философии
Санкт-Петербургский государственный университет

IDEALS OF INTERNATIONAL FINNO-UGRIAN ETHNOPOLITICAL MOVEMENT AND THE CONTEMPORARY «MERYA RENAISSANCE» IN THE UPPER REACHES OF THE VOLGA

The article is devoted to the study of the processes of construction of new ethnocultural identities in modern Russia. «Merya Renaissance» in the historical region of Zalesie in-between the Volga and Oka Rivers, which has been existing in the Russian ethnic and cultural regional discourse since the beginning of the 21st century, is used as an example. The concept of the «Finno-Ugric world» influenced the «Merya revitalism». The individ-ual representatives of the Russian population in the region believe that the current inhabi tants of post-Meryan territory are ethnic and cultural heirs of the extinct Finno-Ugric tribe Merya. «Merya» movement aims to save the population of the Upper Volga area from excessive statism and, on the contrary, to promote the patriotism of the small homeland. The author provides analysis of the main theoretical sources within «Merya» movement, – Internet resources and Printed matter, and attempts to forecast the prospects of this re-gional phenomenon in the conditions of modern globalization.
Keywords: finno-ugric world, Upper Volga area, merya renaissance, meryan roots, Me-ryania, ethnofuturism, local studies, cultural exclusion zones.

Категория: Новости Мерянии | Просмотров: 754 | Добавил: merjanyn | Теги: Залесье, коренизация, меря, развитие территорий, Меряния, финно-угры, неомеряне, брендинг территорий, этнофутуризм, великороссы | Рейтинг: 5.0/8
Всего комментариев: 14
avatar
0
14
Какое счастье, что сайт опять работает! Спасибо Вам, что вы есть! smile
avatar
0
13
Я думаю, все эти хакерские атаки и прочие пакости оттого, что недоброжелателям Merjamaa нечего возразить авторам сайта по существу. И они сами это понимают.
avatar
0
12
Фатьяновцы славяне???? Этот бред могут придумать только околокремлевские патриеты...
avatar
1
11
С каких дров фатьяновцы славяне?
avatar
2
10
Повесть временных лет у вас - русофобия. Хорошо, как вы оцените слова президента Российской Федерации Владимира Путина? - 

"Финно-угорские народы внесли значимый вклад в становление и укрепление российской государственности, в развитие отечественной науки, образования, искусства. Их уникальные обычаи и традиции – это наше общее достояние, неотъемлемая часть культурного и этнического многообразия, которым испокон веков была сильна Россия".
avatar
-2
9
оооооо.... вопросов больше не имею. прям вопиющая русофобия
avatar
2
8
А еще Древняя Русь мультиэтническое, мультикультурное образование, в котором славяне одна из составных частей наравне с финно-уграми, балтами, русами-скандинавами. Помните это: И по тѣмь городомъ суть находницѣ варязи; пѣрвии населници в Новѣгородѣ словенѣ, и в Полотьскѣ кривичи, Ростовѣ меряне, Бѣлѣозерѣ весь, Муромѣ мурома. И тѣми всѣми обладаше Рюрикъ.
avatar
-1
7
да что вы говорите
avatar
3
6
Славяне это культурно-языковая группа, а не раса, группа крови или форма черепа.
avatar
-3
5
угу. вы эти сказки еще генетиками расскажите. подрывеной у вас проект, как я погляжу. у представителей фатьяновской культуры преобладала Y-хромосомной гаплогруппы R-Z280. то еасть типичные славяне.
avatar
3
4
Фатьяновцы не славяне, а протобалты, люди культуры "боевых топоров" пришедшие в Поволжье с территории Южной Балтики (Польша, Германия). Пришли они на территорию Волосовской культуры позднего неолита. Считается что волосовцы были протофинно-уграми.
avatar
-2
3
а ничего, что угорские плмена пришли с Урала, а автохотмы - это фатьяновцы, как раз славяне?
avatar
1
2
Temin, рады что Вы снова с нами!
avatar
3
1
Это называется русские в поисках своих корней. История империи штука конечно занимательная, но гораздо интереснее история нашего народа. Все только начинается. 

Скучал по сайту, админы не делайте таких больших перерывов.
avatar
СТАНЬ МЕРЯ!
Логин:
Пароль:
ИНТЕРЕСНОЕ
ТЭГИ
мерянский Павел Травкин чашечник меря финно-угры чудь весь Merjamaa Меряния финно-угорский субстрат вепсы История Руси суздаль владимир меряне история марийцы Ростов Великий ростов Русь новгород экология славяне топонимика кострома КРИВИЧИ русские Язычество камень следовик камень чашечник синий камень этнофутуризм археология мурома Владимиро-Суздальская земля мерянский язык ономастика Ростовская земля балты городище финны Векса краеведение православие священные камни этнография общество Плёс дьяковцы Ивановская область регионализм культура идентитет искусство мещёра народное православие антропология Чухлома россия москва ярославль мифология вологда лингвистика Кологрив Ефим Честняков будущее Унжа вятичи Залесье волга Идентичность футуризм Унорож экономика деревня север мерянский этнофутуризм Древняя Русь шаманизм латвия русский север сакрум Галич Мерьский Верхнее Поволжье иваново древнерусская культура капище новгородцы Ярославская область Московия скандинавы Северо-Восточная Русь Белоозеро Залесская земля Европа великороссы Вологодская область Костромская область христианство
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 2332
На основании какой письменности восстанавливать язык Муромы?
Всего ответов: 895
Статистика
Яндекс.Метрика