Суббота, 27.05.2017, 11:12 | Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость

Главная » 2017 » Февраль » 19 » Антрополог Валентина Чеснокова: Русские хорошо уживаются только с финно-уграми и литовцами
13:39
Антрополог Валентина Чеснокова: Русские хорошо уживаются только с финно-уграми и литовцами

Социальный антрополог Валентина Чеснокова (известная в самиздате как Ксения Касьянова) ещё в 1970-е в одной из своих работ сформулировала, что такое «русский характер» — он присущ эпилептоиду. Для эпилептоида в спокойной обстановке характерны индивидуализм, апатизм и упрямство, при длительном раздражении — буйство. С таким свойством характера русские хорошо уживаются только с финно-уграми и литовцами, почти не уживаются — с кавказцами, а евреи и армяне смягчают «русский характер».

Валентина Чеснокова с конца 1960-х работала вместе с социологом Татьяной Заславской в Новосибирском Институте экономики и организации промышленного производства СО АН, с середины 1970-х — в московском НИИ культуры. Она первой в СССР сформулировала понятие «социальный архетип». Самой известной её работой, опубликованной в самиздате в начале 1980-х под псевдонимом «Ксения Касьянова», стала книга «О русском национальном характере». В ней она как раз разбирает суть социального архетипа.

В одном из интервью социологу Сергею Белановскому Чеснокова объясняла суть своих работ:

«Я считаю, что генотип является одним из важнейших факторов формирования культуры, но не в том смысле, в каком считали раньше. С моей точки зрения, культура не является продолжением генотипа, она является скорее его смягчением. Культура взаимодействует с генотипом, адаптируя его к общественной форме жизни. И поэтому некоторые вещи, которые в генотипе имеют «плюс», в культуре могут иметь «минус». В книге это подробно разобрано на примере эпилептоида. Эпилептоид по своему генотипу — это человек эгоистичный, индивидуалист. Поэтому культура ориентирует его как раз на обратное. Она ориентирует его на коллективизм, на бескорыстие. Культура выставляет эти ценностные ориентации против его генотипических черт.

Когда произошел распад Киевской Руси, то часть населения двинулась на Северо-Восток, где коренным населением были угро-финны. Это Рязанская, Муромская (Московская, Владимирская, Ярославская, Ивановская, Костромская, Вологодская прим. merjamaa) области. Куда делись племена «мещера», «мурома», «меря», «весь», «чудь» и др. Их нет, они ассимилировались и передали нам (русским) многие свои черты. Если взять, например, антропологический портрет чуваша, то вы скажете про него: «Это же типичный русский!»

Другая часть мигрировала в Северо-Западном смешавшись с балтами, а по большей части осталось на прежнем месте. Произошел разрыв народности, в результате которого образовались украинская и белорусская нации. Если говорить об украинцах, то у них родственный по языку, но другой этнический генотип. Их предки смешивались не c угро-финнами, а с южными народами (тюрками, сарматами прим. merjamaa). Вероятно, сильным было влияние половцев».

В своей книге «О русском национальном характере» Валентина Чеснокова описывает черты эпилептоидного русского характера:

«Эпилептоидная личность — человек раздражительный, эгоистичный, некооперабельный, апатичный, упрямый и отличающийся необузданным нравом.

Эпилептоид, будучи циклоидом в сильной степени, в периоды своей пониженной активности бывает чрезвычайно неотзывчив на стимулы социального (и всякого прочего) окружения. Кроме того, для него очень характерно строить сложные системы целей и тщательно разработанные планы их осуществления и затем реализовывать их, крайне мало учитывая при этом, что делает или что думает его социальное окружение. При этом он реализует эти свои планы очень настойчиво, за что окружение считает его «упрямым» и «раздражительным», поскольку он не умеет подстраиваться, а довольно прямолинейно требует, чтобы ему дали делать то, что он начал,- раз уж он начал что-то делать — и пресекает всякие попытки помешать ему в этом.

Таким образом, для «спокойного периода» эпилептоида характерно то, что окружение называет «апатичностью» и «упрямством». В этот период эпилептоид уравновешен, и его из этого равновесия крайне трудно вывести.

Когда же постепенно начинается эмоциональное возбуждение, то процесс этот долго остаётся скрытым. Эпилептоид задерживает, блокирует эмоциональную реакцию, он как бы накапливает в себе заряд. И когда он уже как следует «зарядился эмоцией», любой мелкий повод срывает клапан: эпилептоид взрывается чрезвычайно бурно и сокрушительно. И тут оказывается, что все те обиды и мелкие царапины, на которые он в свое время вроде бы совершенно не реагировал, до сих пор живы в его памяти, и он рассчитывается за них со своим окружением полной мерой. Он шумит и буянит долго, и утихомирить его очень трудно: он должен разрядиться. Когда весь накопившийся эмоциональный балласт сброшен, эпилептоид успокаивается сам. Этот ритм в значительной мере спонтанен и независим ни от внутренней, ни от внешней ситуации, т. е. ни от событий и отношений со средой, ни от состояния организма. В периоды взрывов эпилептоид очень плохо контролирует себя».

В интервью Сергей Белановский интересуется у Валентины Чесноковой:

«- Существуют ли культуры, с представителями которых возникает конфликт, например, на «рыночном» поле?

— Я считаю, что да. И такие, с которыми конфликтность минимальная. К примеру, русские и угро-финны. Компонента смирения у угро-финнов выражена ещё сильнее, чем у русских. При общении друг с другом эти народы не вызвали друг у друга раздражения. Думаю также, что с литовцами у нас существует этническая общность. С эстонцами нам ужиться труднее, потому что они более индивидуалистичны.

— А с какими народами СССР у нас возникает наибольшее взаимное непонимание?

— С кавказскими особенно. Они вообще по своему генотипу очень темпераментны, это вызывает конфликты. Правда, если в характере наших партнёров есть гибкость, то конфликты могут сниматься.

Многие культуры ориентируют свои этносы на необходимость смягчения конфликтов. Таковы армяне, евреи. У русских этой черты, кстати, нет. У них есть терпение, что далеко не одно и то же. Русский избегает конфликтов, терпит до последней возможности, но если сил терпеть нет, то происходит эмоциональный взрыв. А у евреев в культуре заложена обязанность гасить конфликты. С евреями существует неотрефлектированная ценностная несовместимость. Хроническое раздражение — это и есть неотрефлектированные ценностные различия. Но евреи реагируют на это раздражение своим культурным способом — они стараются гасить конфликты. Вообще евреи имеют свою сильную культуру. У них есть свои ограничения, и их они соблюдают. В частности, они очень любят детей. Семья представляет для них большую ценность, они стремятся не допускать её распада».

Культура, по мнению Чесноковой, противостоит генотипу. Её задача не отражать и не закреплять его, а приспосабливать к среде, к окружению, обрабатывая, культивируя его. Дело генотипа — создавать затруднения, дело культуры — их преодолевать.

При этом под конец жизни (Валентина Чеснокова умерла в 2010 году) считала, что русская культура ослабевает, распадается. То есть генотип в России начинает одолевать культуру. То есть на первый план в «русском характере» в 21 веке снова выйдет индивидуализм и апатичность.

Аннотация к книге "О русском национальном характере" с сайта книжного магазина "Лабиринт"

Автор книги, известный социолог и культуролог, пытается раскрыть социальные, этнические и архетипические стороны русского национального характера, вычленить его сильные стороны и потенциал роста. Книга представляет собой оригинальное научное исследование характерных психологических и культурных особенностей русского этноса. Исследование базируется на эмпирических данных, полученных путем сравнения усредненных характеристик русских и американцев по шкалам миннесотского теста. Новой является предложенная автором концепция формирования современной русской нации.
Книга предназначена прежде всего студентам-гуманитариям, а также будет полезна всем читателям, интересующимся особенностями русской культуры и этноса, но особенно тем из них, кто занимается осуществлением экономических и политических реформ или осмысливает их проведение.

Источник: chaskor.ru
Фотография: Геннадий Михеев

Категория: Новости Мерянии | Просмотров: 8114 | Добавил: merjanyn | Теги: Киевская Русь, генотип, мещера, мурома, финно-угры, меря, Архетипы, русские | Рейтинг: 5.0/12
Всего комментариев: 7
avatar
0
7
Никакой резкой черты между украинцами и русскими провести невозможно!
С древних времен переселялись народы с юга на север и с севера на юг.
Этому свидетельствуют и смешанные стоянки и захоронения. За тем,  в царские имперские времена, возьмите Нижегородскую область(Мордва), которая была массово заселена казаками украинцами. Украинцев поселяли на Поволжье на юге, также заселено Зауралье  и Сибирь... А как же исконно русские Липецкая Область, Воронежская, Брянская, Краснодарская, они были украинскими. И кстати, в обмен на голый каменный и безводный Крым, который наилучшим и экономичным способом можно было развивать за счет украинских коммуникаций, советы получили райский черноземный Краснодарский край.
Хохол Хрущев всем построил квартиры, раздал дачи, и строил детские сады (подите получите у Путина 6 соток и хрущевку!)  Запустил первых космонавтов в космос... И все эти споры о названии России и Украины, кто раньше, идут в никуда, название "Россия" тоже возникла в 1991 году. А до того была Российская империя. А до того, Иван Грозный был московский царь. А ныне Москва уже давно превратилась в Москвабад.
avatar
0
6
Для kulish_olg Читайте ниже.
avatar
0
5
Да,украинцы самостоятельная нация и другой этнос,но противостояния Украины и России нет.Есть желвние Путина слопать Украину.С автором трудно согласиться,что пришли к Мере,Муроме,Мещере,Чуди и Веси какие-то бродячие группы распавшихся отколовшихся русских и все эти народы исчезли.Не исчезли они,а составляют народ Великороссы с тех пор,как на основе Великого Роство-Суздальского княжества появилась Великая Россия.Название "русские"( как ответ на вопрос -вы чьи?) нам вообще не подходит,ибо мы не платим дань никакой пришлой руси,а громили всех,кто к нам приходил и куда мы приходили,включая Киев и Новгород.
avatar
2
4
3 aicam
образчик наукообразия

Согласен. В эту тему можно сбацать и ироничный реферат, и саркастичный, и вообще доказать абсолютную любовь к пингвинам.
Я, например, их очень понимаю и люблю.
cool

1 kulish_olg
"Украинцы - это совершенно самостоятельная, полноценная нация"

О да! Как раз вчера два таких "совершенно самостоятельных, полноценных" нациста-галичанина мне переезжать помогали.
Полстраны в гастарбайтерах, "полноценная нация" не знает под каких бы пиндосов лечь, поднимает дух комплекса "полноценности" в скачках ненависти к москалям, а тетя Оля себе ещё и мантру придумала:
Украинцы - это совершенно самостоятельная, полноценная нация.
Ага.
:smok:


"формировали соответственно иную культуру"

А вот это оченно интерестное заявление!
Прямо вижу, как сидели веками(!) рядком-ладком одесситы, львовяне и дончане, и "формировали соответственно иную культуру".
Формировали, формировали и выформировали.
А для усиления окончательного культурного эффекта подключили широко знаменитую певицу Джамалу.
:smok:
avatar
1
3
По моему это образчик наукообразия. Слишком много противоречий.
avatar
4
2
Подумалось вдруг, что правильнее будет сказать, что русским характерно не терпение, а смирение - одна из благодетелей в православии. Именно поэтому эта религия подходит нашим людям более всего, она близка нашему национальному характеру.
avatar
0
1
Я благодарна случайной ссылке. она дала возможность прочесть замечательную работу. Работу, очень много мне объяснившую в сегодняшнем противостоянии Украины и России. Украинцы - это совершенно самостоятельная, полноценная нация и, будучи близкими по языку, мы имеем совершенно другой этнический генотип и формировали соответственно иную культуру
avatar
СТАНЬ МЕРЯ!
ИНТЕРЕСНОЕ
ТЭГИ
мерянский Павел Травкин чашечник меря финно-угры чудь весь Merjamaa финно-угорский субстрат Меряния вепсы История Руси суздаль меряне владимир история марийцы Ростов Великий ростов Русь новгород экология славяне топонимика кострома КРИВИЧИ русские Язычество камень следовик камень чашечник синий камень сакральные камни этнофутуризм археология мурома Владимиро-Суздальская земля мерянский язык ономастика Ростовская земля балты городище финны Векса краеведение православие священные камни этнография общество Плёс дьяковцы Ивановская область регионализм культура идентитет искусство мещёра народное православие антропология россия Чухлома москва ярославль мифология вологда лингвистика Кологрив Ефим Честняков будущее Унжа вятичи Залесье волга Идентичность футуризм Унорож деревня север мерянский этнофутуризм Древняя Русь латвия русский север сакрум Галич Мерьский Верхнее Поволжье иваново реэтнизация капище новгородцы Ярославская область Московия скандинавы Северо-Восточная Русь Белоозеро мордва Залесская земля мерянский мир великороссы Вологодская область Костромская область христианство
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 2279
На основании какой письменности восстанавливать язык Муромы?
Всего ответов: 849
Статистика
Яндекс.Метрика