Главная » 2022»Июль»12 » «Бодун-день», «Петры-и-Павлы», «Мольба»: поминальные праздники июля
14:26
«Бодун-день», «Петры-и-Павлы», «Мольба»: поминальные праздники июля
10 июля, в воскресенье, под самое пробуждение приснился очень яркий сон: стою в старой бабушкиной квартире, слева от хельги, вместо кресла на стене висит странное волнистое зеркало, медленно сползающее-стекающее на пол. Я подхожу к нему, обхватываю двумя руками с целью повесить его обратно на стену, и вдруг понимаю, что зеркало это моя мерянская бабушка, покойница. Обнял я ее крепче, зарыдал и проснулся. Меня всегда интересовала эта удивительная загадка феномена прихода мертвых во сны к живым. Что это, универсальные архетипы нашего подсознания помноженные на нашу память и думы о делах житейских, или реальное общение с миром мертвых которое возможно лишь во сне или трансе? Ответом, пожалуй, может послужить история про праздник «Бодун-день» которую сегодня расскажу.
Проснувшись после яркого сна, я долго лежал в постели и думал. Размышляя, вспомнил про вятский праздник поминовения мертвых «Бодун-день» про который мне намедни, со ссылкой на группу «Русское Чернокнижие», писал йолташ мари. Несколько дней назад перекинулся с ним парой слов по этому поводу и благополучно забыл про него. Сегодня сев за комп решил внимательно перечитать и передо мной разверзлись настоящие бездны.
В «Бодун» на Сердежском кладбище. 8 июля 2007 года.
Фото Л. Смирновой.
— «Бодун-день»
Итак, в группе Русское Чернокнижие на этой неделе была опубликована заметка с цитатой В.В. Напольских из его статьи «Бодун - поминальный праздник на Нижней Вятке» опубликованной в «Живой старине». - 2013. - № 2. в разделе с претенциозным названием «Славянская мозаика»:
«Никаких упоминаний Бодуна за пределами Кировской области в научной литературе мне найти не удалось. Интересно, что о Бодуне , кажется, нигде не пишет даже такой знаток вятской этнографии, как Д.К. Зеленин, нет этого слова и в словаре Н.М. Васнецова. Все это — наряду с тем, что информация об этом празднике может оказаться небезынтересна и в более широком историческом контексте, — и побудило меня предпринять данное исследование .
Поминальный праздник «Бодун», или «Бодун-день», проводится сегодня по крайней мере в двух селах на юге Кировской обл. : в с .Сердеж Яранского р-на и в с. Пижанка, центре Пижанского р-на . В Сердеже «Бодун» проводят в последнее воскресенье перед « Петровым днем», в Пижанке — через неделю, в первое воскресенье после «Петрова дня». Для Сердежа « Петров день» - престольный праздник, до революции — еще и день ежегодной ярмарки. Приуроченность Бодуна» к «Петрову дню» в Пижанке (там престольный праздник — Рождество) объясняется либо тем, что эта привязка - поздняя , отражающая просто более старый обычай проводить «Бодун» в середине лета, либо влиянием сердежской традиции. Каждый праздник объединяет около десятка деревень, относившихся, соответственно , к Сердежскому или Пижанскому приходам или связанных с этими селами исторически: жители этих деревень (в наши дни в основном - уже бывшие жители) съезжаются в «Бодун-день» в Сердеж или в Пижанку и принимают участие в поминовении на кладбище и в завершающем этот день гостевании.»
Ну что сказать, ничего специфически «славянского» в «Бодуне», по-видимому, нет, во-первых, потому, что описываемый регион (Яранский, Пижанский районы Кировской области) издревле, являлся зоной традиционного расселения вятских марийцев , во-вторых потому, что этот обряд является частью традиционного дохристианского погребально-поминального обряда характерного для марийцев, удмуртов и кряшен Волго-Камского региона.
В «Бодун» на Сердежском кладбище. 8 июля 2007 года.
Фото Л. Смирновой.
Напольских в своем материале пишет: «В связи с национальным составом села, а также потому, что местными священниками «Бодун» аттестуется как «языческий» праздник, в Сердеже принят о думать, что обычай этот — марийский по происхождению (с этим связана интенция видеть исток и «Бодуна» если не в марийской, то в финно-угорской среде в работах краеведов). Если бы это было так, то вятский Бодун представлял бы собой уникальный случай заимствования русским православным населением туземного языческого календарного праздника. Однако в марийской народнохристианской традиции за пределами яранского ареала нет ни подобного названия (и из марийского языка оно не объясняется), ни подобного поминального дня: и «Семык», связанный с поминовением.»
Это не так, как мы увидим на примере ряда праздников Заволжья имеющих с «Бодуном» единые этнические корни.
«Мольба Ветлужская». Июль 2007 года.
Фото Васка Шомтолгай.
— «Петро кече» и «Мольбы Заволжские»
Кировский поминальный «Бодун-день» приурочен к последнему воскресенью перед «Петровым днем», который бывает 12 июля, точно такую же привязку имеют поминальные дни у луговых марийцев, приуроченные к промежутку между 7 июля «Йыван кече» и 12 июля «Петро кече». Именно в этот период перед «Петровым днем» мой марий йолташ каждый год с семьей ездит на кладбище деревни Коклала - Нольыкмарий (Шернур кундем) поминать своего деда Мартина, известного в округе волынщика. К «Петрову дню» были приурочены важные поминальные дни в году не только у мари, но и у татар кряшен (отатарившихся удмуртов исповедующих православие) на Вятке.
Кроме того, к «Петрову дню» также приурочены важнейшие постмерянские праздники Заволжья — «Мольба Вельская» (кокшарская), «Мольба Унженская» (жгонская), «Мольба Ветлужская/Береговая» (ветлугайская), считающиеся «коровьими» праздниками (Не отсюда-ли и само вятское название праздника «Бодун-день»?)
Один из праздников являющийся частью «Мольбы Ветлужской» — «Коси-Моси» также празднуется 10 июля. Она традиционно посвящалась овцам и проходила в селе Валово вместе с соседней Чухломкой (!) которые славились своими целителями. Жители окрестных деревень считали, что именно отсюда приходили колдуны, заплетавшие, в частности, на полях рожь кругами.
Остальные «Мольбы» разных населенных пунктов Ветлужского района отмечалась в разное время года. Так, Береговые деревни с «Мольбой» после «Петрова дня» (середина июля) выделились в особый куст внутри Егорьевского прихода. Деревни Токарихинской (Токариха, Мокруша — 29 августа — Казанская) «Мольбы» кольцом охватывают волостной центр — Белышево. Медведовский приход (Медведово, Осотово, Гудки) целиком охватывается «Мольбой» Макарьева дня (7 августа). Культурно близкие к Медведову соседние деревни, относившиеся к Архангельскому приходу (Архангельское – ныне село Волынцы), также отмечали «Мольбу», только в другие дни: Шумилово – 29 августа (Госпожинка), а Махони и Голуби – 2 августа (Ильин день). Весь этот большой куст сел и деревень в старину назывался «черемиса».
Был ли в старину для заволжских «Мольб» среди прочих характерен мотив связанный с поминанием предков, или они были связаны только с освящением скотины? Такой информации в интернете я не нашел, надо будет спросить у знатока Меровии-Поветлужья Васки Шемтолгая, но подобные «мольбинским» ритуалы, связанные с рогатым скотом, проходили в это же время года на марийском празднике «Вудон», удмуртском «Бытдон» и празднике «Козомолье» в вятском Малмыже.
«Мольба Шаршеньгская». 1990-ые годы.
Фото Геннадий Михеев.
— «Мольба Шаршеньгская»
В связи с «Мольбой» вспоминается и знаменитое ежегодное моление в святой роще на Шаршеньге в Вологодской области, приуроченное к Тихвинской иконе божией матери (9 июля), одним из главнейших мотивов этого действа, помимо ползанья на коленях вокруг пней и сосен в роще, является последующая поминальная тризна на кладбище с разудалым гулянием.
Возвращаясь к вятскому «Бодун-дню», крещеные марийцы в Сердеже (одной из основных локаций где сохраняется этот праздник сейчас), тоже принимают самое активное участие в «Бодуне», ранее у местных чимари (не крещеных) было свое особое кладбище, и еще 15—20 лет назад они ходили на «Бодун-день» туда, а теперь ходят его отмечать вместе с русскими.
«Бодун-день». С. Сердеж 2015 год.
Фото: ILYE
— «Бодун-день» — скотий день или день предков?
В заключение приведу цитату Ю.Ю. Печининой из Яранска, чей автореферат, посвященный «Бодун-дню», я нашел в процессе написания этой заметки:
«Заканчивая вторую работу по «Бодуну», мы можем сказать, что цель нашего исследования достигнута. Мы попытались найти ответы на все проблемные вопросы нашего исследования — предложив свои версии, разгадать некоторые загадки «Бодуна».
Решая первую задачу, мы выполнили большой объем работы с применением различных методов, привлекли разнообразные новые источники. Среди них наиболее ценные — письма, воспоминания, статьи Зеленина Д.К., Лихачёва Д.С. Активные методы работы: поход по северо-восточной части Яранского района, поездка на «Бодун» в Пижанку и выезд в центр Марийской Республики, в г.Йошкар-Ола — дали нам возможность более качественно провести исследование.
Ответом на вторую задачу является нахождение новых версий по значению слова «Бодун» как праздника:
1) Возможно, в стародавние времена на поминальном дне «Бодуне» проходили какие-то ритуалы, связанные с рогатым скотом (бодун). Только память об этом уже исчезла.
2) Название праздника связано с окончанием весеннего сева. «Бодун» созвучен словам: бытдон (удм.), бетте (мар.), paate (фин.) — конец чего-либо в переводе.
3) Не менее интересной нам кажется версия трансформации марийского праздника «Вудон» и удмуртского «Гырон-Бытдон» в «Бодун». Эти праздники могли иметь общее начало. Возможно, что после их разделения праздники «Вудона» и «Бытдона» какое-то время существовали, как языческие в разных местах. «Вудону» со временем перестали поклоняться. «Гырон-Бытдон» возрождается в наши дни в языческом облике. А вот «Бодун» постепенно вобрал в себя христианские элементы, освобождаясь от языческих. Недаром большинство сердежан считают праздник православным. Пижанцы же, зная, что корни языческие, стараются поминать усопших по православному.»
Все три версии, как мне видится, не противоречат друг другу. По-видимому, поминальный «Бодун-день» изначально был связан с древним земледельческим календарем, и привязан к окончанию весеннего сева, сопровождался молениями дождю и обрядами, связанными с рогатым скотом. Люди в ходе этих сакральных практик обращались не только к богам, но и к духам своих предков, призывая их на помощь в охране урожая и скотины. Именно поэтому посещение кладбищ — это одна из важных частей праздника. В разных местностях и у разных народов и разных субстратов у русских, со временем на первый план выходили какие-то отдельные мотивы — у «Заволжских Мольб» это освящение скотины, у «Бодуна-дня» и «Шаршеньгской мольбы» это поминовение предков.
В общем, вот почему именно 10 июля приходила моя бабуля. Напомнила о себе. Поехали всей семьей в ближайшую русскую церковь помянуть.
— Немного о самом празднике:
На неделе перед «Бодун-денем» принято посещать могилы родственников и приводить их в порядок (по обычаю так делали дважды в год — перед Радоницей и перед «Бодуном») если на могилу требуется новый памятник, считается уместным установить его именно к «Бодуну». В субботу накануне «Бодуна» наводят порядок в домах, готовят еду, которую возьмут на кладбище, традиционно это — пироги (особенно рыбник), рыбные блюда, блины с яйцом и луком, со сладкой начинкой; на кладбище брали также мед, но ни русскую кутью, ни кисель в этот день не готовили. Раньше к «Бодуну» ставили пиво из ржаного солода, на кладбище брали и крепкие напитки. В последние десятилетия пива уже не варят, на кладбище русские пьют в основном водку, а марийцы — самогон.