Понедельник, 30.12.2024, 21:13 | Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость

Главная » 2011 » Декабрь » 12 » Богородица с Мера-реки
09:31
Богородица с Мера-реки


Вдохновившись деятельностью "Metsa Kunnta" решил поискать информацию о священных камнях в нашей Костромской Мерянии. И вот на просторах интернета нашел интересную информацию о культовых камнях на территории бывшей волости Немда лежащих по реке Мера.


1 сентября 2009г. игумен Костромской епархии отец Димитрий (Нетесин) с несколькими прихожанами  побывали на реке Мера в пределах поселка Островское (Островский район нашей области).


Поселок Островское (Село Семёновское-Лапотное на Мере) Фотография П. Павлова. 1912 г.

По информации, которую сообщили отцу Димитрию археологи из Костромы, недалеко от деревни Сокерино находятся очень интересные культовые камни с выбитыми на них ликами Богородицы и Христа. Это валуны весьма больших размеров. 

Для начала скажу о самом Островском.  Поселок переименован из села Семеновского-Лапотного в честь великого русского драматурга А.Н.Островского, жившего и работавшего вблизи поселка в усадьбе Щелыково.

Семеновское-Лапотное — одно из древнейших поселений Костромской Мерянии. Входило в средние века в волость Немда известную по летописям с 1505 г., когда московский великий князь Василий Иванович эту волость пожаловал в кормление Федору Максимовичу Горину. Уже в те времена волость Немда была плотно заселена.

По преданию, село было известно еще при московском великом князе Симеоне Ивановиче Гордом и названо по его имени. Эпитет Лапотное село получило за обширную торговлю лаптями — основной обувью костромских мерян.

В 1622 г. Семеновское с деревнями в которых стояло 250 крестьянских дворов, было пожаловано окольничему Никите Васильевичу Годунову за его участие в обороне Арбатских ворот в Москве от войск королевича Жечи Посполитой Владислава.

Сохранилось описание семеновской вотчины, сделанное в 1645 г.: «В селе церковь Знамения, да двор боярский, да на дворе строения горница с комнатой, да горница столовая, да повалуша, да двор конюшенный, да двор скотский, а на дворе 6 изб людских, поварня, мшаник, бражница, амбар, две житницы огороженные в остроге и три житницы на дворе, да двор приказчика, а на дворе две избы, да две клети, да сенник. В селе два двора поповых, дьячка и 10 дворов бобыльских». Усадьба Годунова в Семеновском была огорожена забором из остроконечного тына.

Семеновское с древности было торговым селом на древнем тракте из Костромы через Галич Мерский на Тотьму. В селе стояли поставленные в ряд лавки — прототип торговых (гостиных) рядов. Но бич лесного края — пожары — коснулся и Семеновского, в 1912 г. оно сгорело. Село увековечил на многих своих картинах художник Борис Кустодиев, живший по соседству. В селе открыт мемориальный музей Б.М.Кустодиева.

И так вернемся к нашим камням. Всего камней, которые осмотрел отец Димитрий с прихожанами, было четыре.

Один из них находился в овраге рядом с рекой Мера, недалеко у нежилой ныне деревни Сокерино. Камень имеет практически круглую форму и достигает в размерах: длина – 0,99м.; ширина – 0,96м.; доступная глубина камня – 0,71м. Далее камень уходит под землю. На лицевой стороне камня имеется изображение креста, поверх которого надпись, которую можно прочитать на фото.


На камне имеются и другие надписи, уходящие по окружности вниз. Имеется также дата 1958. Но определенно, эта дата не имеет никакого отношения к самому изображению, потому что технология нанесения всех надписей и изображения и способ нанесения даты отличны друг от друга. Можно предположить, что дата была выбита в то время, когда камень был обнаружен в овраге, где и находится на данный момент. Однако, это лишь предположение отца Дмитрия. Размер шрифта по всему камню примерно одинаков. Высота букв составляет 60мм., наименьшее расстояние между буквами равно 15мм., наибольшее – 30мм. Расстояние между строк 30-40мм.

Вверху камня есть множественные отверстия явно рукотворного характера сделанные скорее всего до нанесения креста и надписей. Таким образом мне видится, что это типичный культовый камень-чашечник или пальцевик поклонение которому уходит в седую языческую древность.

Три других камня, находятся в населенном пункте, под названием Волкоуша, который является пригородом районного центра Островское. Хранятся они во дворе частного дома.


Село Семеновское-Лапотное торговые ряды. Фотография П. Павлова. 1912 г.

История их такова - Рассказывает местный житель Сергей Викторович Брызгунов, хранитель этих камней:

К истории камней был причастен один из моих пращуров по фамилии Волженков, который родился примерно в 1860 году. Отец последнего был церковным старостой или даже настоятелем, от него-то и дошел рассказ о перевозке этих каменьев. Он же и организовал эту эпопею. Было это в 1888 году.


Перевозили же камни в Волкоушу из двух соседних деревенек Русово и Брусово (последнее было хуторком).  Располагались они чуть далее Волкоуши на берегах реки Меры, если идти из Островского (примерно в полутора – двух километрах) – за нынешней свалкой, как объяснил Сергей. 


Далась перетаска непросто. Как и полагается, участники пели «Дубинушку», нахлестывали лошадей, которые волочили камни. Сколько самогонки было выпито! Перетаскивались же камни под замысел сооружения кирпичной часовенки, которую должны были организовать в Волкоуше в конце 19 века. Видимо православные иерархи решили пресечь на корню языческие обряды местных жителей.

С камнями связано несколько преданий:

Первое повествует про самый большой валун, что давным-давно, не одну сотню лет назад, в стороне от Волкоуш поселился отшельник. Недалеко от его жилища лежал в обрыве реки Мера громадный, на сотни пудов весом, камень. Отшельник покрыл камень какими-то знаками и стал вытесывать из него образ Богородицы. Трудился он над этим не один десяток лет, но так и не успел до смерти закончить обработку камня.


Во втором говорится, что Волкоуша страдала в старину каждое лето от пожаров. Служили молебны, но ничего не помогало. И лишь когда перетащили камени в деревню и поставили над ним часовню, пожары и эпидемии якобы прекратились.


И так, на двух камнях вырезан образ Иисуса и содержатся цитаты из библии, например, в одном месте читается притча о трех хлебах, которыми Христос накормил народ, и хлеба эти даже изображены. О чем, как не о еде и утолении самой насущной потребности - в пище, могли думать наши предки! На большом же камне, или вернее, на его плоской поверхности, во всю длину (более двух метров) высечена фигура Богоматери. Как я не исхитрялся ее запечатлеть на фотопленку, контрастность освещения под деревьями не позволила это качественно сделать.


Наибольший из камней имеет длину - 3,4м., ширину - 1,5м. и глубину камня - 0,55м. На камне имеется ростовое изображение Божией Матери. Высота изображения от венчика до ног, составляет 2,6м. Камень с лицевой и боковых сторон имеет надписи. В отличие от Сокеринского камня, надписи не имеют упорядоченности ни в размерах шрифта, ни в расстояниях, ни в пропорциях. Скорее всего, автор придерживался принципа свободного места. Где оно позволяло, там буквы больше и размашистей, где места меньше, там и размер шрифта и плотность букв уменьшается.

Третий же камень, был привезен из другого ныне не существующего села, отцом хозяина дома, который нашел его в лесу, погрузил на автомобиль ЗИЛ и привез его домой. Этот камень имеет размеры: длина – 1,18м., ширина - 0,85м., глубина - 0,1м. Лик Спасителя находится внутри креста и со всех сторон окружен надписями.


Четвертый камень, имеет размеры: длина - 1,62м., ширина – 1м., глубина – 0,7м. На камне также изображен Лик Христа, только на полотне. Манера изображения Лика идентична камню, описанному выше. По всему камню имеются надписи, на тыльной стороне которого и изображена дата перенесения – 1888г. На верхней части камня есть изображение круга. Сергей (хозяин дома) уверяет, что на закате, когда солнце падает под другим углом, на камне очень четко виден круг и купол храма. Круг мы действительно видели, а купол храма никому из нас при ярком солнечном свете рассмотреть не удалось.


Сокеринский камень ранней весной


Долина реки Мера


Автор Ivan Merichev- Меричъ.  Вохма, Костромская область, Российская Федерация


В подготовке материала использованы: "Островские каменные Лики" краеведческие записки игумена Костромской епархии отца Димитрия Нетесина , "Деревни и села Костромского края" Дмитрия Федоровича Белорукова и замечательные фотографии костромского фотографа Дмитрия BID в его фотогалерее вы можете посмотреть на прекрасные виды Костромского края http://bid.fotoplex.ru/

Категория: Новости Мерянии | Просмотров: 7379 | Добавил: merja | Рейтинг: 4.6/7
СТАНЬ МЕРЯ!

ИНТЕРЕСНОЕ
ТЭГИ
мерянский Павел Травкин чашечник меря финно-угры чудь весь Merjamaa Меряния финно-угорский субстрат вепсы История Руси меряне суздаль владимир история марийцы мари Ветлуга Ростов Великий ростов новгород Русь экология славяне топонимика кострома КРИВИЧИ русские Язычество камень следовик синий камень камень чашечник сакральные камни этнофутуризм археология мурома Владимиро-Суздальская земля мерянский язык ономастика Ростовская земля балты финны городище Векса озеро Неро краеведение православие священные камни этнография Плёс общество дьяковцы Ивановская область регионализм культура идентитет искусство плес ингрия антропология россия москва ярославль мифология вологда лингвистика Марий Эл будущее Унжа вятичи Залесье волга поэзия нея галич деревня туризм север мерянский этнофутуризм Древняя Русь шаманизм латвия русский север иваново буй капище Ярославская область Языкознание реконструкция скандинавы средневековье Европа магия Этногенез коми старообрядцы Костромская область христианство Социология
Статистика
Яндекс.Метрика