Воскресенье, 25.06.2017, 10:02 | Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость

Главная » 2011 » Декабрь » 12 » Богородица с Мера-реки
09:31
Богородица с Мера-реки


Вдохновившись деятельностью "Metsa Kunnta" решил поискать информацию о священных камнях в нашей Костромской Мерянии. И вот на просторах интернета нашел интересную информацию о культовых камнях на территории бывшей волости Немда лежащих по реке Мера.


1 сентября 2009г. игумен Костромской епархии отец Димитрий (Нетесин) с несколькими прихожанами  побывали на реке Мера в пределах поселка Островское (Островский район нашей области).


Поселок Островское (Село Семёновское-Лапотное на Мере) Фотография П. Павлова. 1912 г.

По информации, которую сообщили отцу Димитрию археологи из Костромы, недалеко от деревни Сокерино находятся очень интересные культовые камни с выбитыми на них ликами Богородицы и Христа. Это валуны весьма больших размеров. 

Для начала скажу о самом Островском.  Поселок переименован из села Семеновского-Лапотного в честь великого русского драматурга А.Н.Островского, жившего и работавшего вблизи поселка в усадьбе Щелыково.

Семеновское-Лапотное — одно из древнейших поселений Костромской Мерянии. Входило в средние века в волость Немда известную по летописям с 1505 г., когда московский великий князь Василий Иванович эту волость пожаловал в кормление Федору Максимовичу Горину. Уже в те времена волость Немда была плотно заселена.

По преданию, село было известно еще при московском великом князе Симеоне Ивановиче Гордом и названо по его имени. Эпитет Лапотное село получило за обширную торговлю лаптями — основной обувью костромских мерян.

В 1622 г. Семеновское с деревнями в которых стояло 250 крестьянских дворов, было пожаловано окольничему Никите Васильевичу Годунову за его участие в обороне Арбатских ворот в Москве от войск королевича Жечи Посполитой Владислава.

Сохранилось описание семеновской вотчины, сделанное в 1645 г.: «В селе церковь Знамения, да двор боярский, да на дворе строения горница с комнатой, да горница столовая, да повалуша, да двор конюшенный, да двор скотский, а на дворе 6 изб людских, поварня, мшаник, бражница, амбар, две житницы огороженные в остроге и три житницы на дворе, да двор приказчика, а на дворе две избы, да две клети, да сенник. В селе два двора поповых, дьячка и 10 дворов бобыльских». Усадьба Годунова в Семеновском была огорожена забором из остроконечного тына.

Семеновское с древности было торговым селом на древнем тракте из Костромы через Галич Мерский на Тотьму. В селе стояли поставленные в ряд лавки — прототип торговых (гостиных) рядов. Но бич лесного края — пожары — коснулся и Семеновского, в 1912 г. оно сгорело. Село увековечил на многих своих картинах художник Борис Кустодиев, живший по соседству. В селе открыт мемориальный музей Б.М.Кустодиева.

И так вернемся к нашим камням. Всего камней, которые осмотрел отец Димитрий с прихожанами, было четыре.

Один из них находился в овраге рядом с рекой Мера, недалеко у нежилой ныне деревни Сокерино. Камень имеет практически круглую форму и достигает в размерах: длина – 0,99м.; ширина – 0,96м.; доступная глубина камня – 0,71м. Далее камень уходит под землю. На лицевой стороне камня имеется изображение креста, поверх которого надпись, которую можно прочитать на фото.


На камне имеются и другие надписи, уходящие по окружности вниз. Имеется также дата 1958. Но определенно, эта дата не имеет никакого отношения к самому изображению, потому что технология нанесения всех надписей и изображения и способ нанесения даты отличны друг от друга. Можно предположить, что дата была выбита в то время, когда камень был обнаружен в овраге, где и находится на данный момент. Однако, это лишь предположение отца Дмитрия. Размер шрифта по всему камню примерно одинаков. Высота букв составляет 60мм., наименьшее расстояние между буквами равно 15мм., наибольшее – 30мм. Расстояние между строк 30-40мм.

Вверху камня есть множественные отверстия явно рукотворного характера сделанные скорее всего до нанесения креста и надписей. Таким образом мне видится, что это типичный культовый камень-чашечник или пальцевик поклонение которому уходит в седую языческую древность.

Три других камня, находятся в населенном пункте, под названием Волкоуша, который является пригородом районного центра Островское. Хранятся они во дворе частного дома.


Село Семеновское-Лапотное торговые ряды. Фотография П. Павлова. 1912 г.

История их такова - Рассказывает местный житель Сергей Викторович Брызгунов, хранитель этих камней:

К истории камней был причастен один из моих пращуров по фамилии Волженков, который родился примерно в 1860 году. Отец последнего был церковным старостой или даже настоятелем, от него-то и дошел рассказ о перевозке этих каменьев. Он же и организовал эту эпопею. Было это в 1888 году.


Перевозили же камни в Волкоушу из двух соседних деревенек Русово и Брусово (последнее было хуторком).  Располагались они чуть далее Волкоуши на берегах реки Меры, если идти из Островского (примерно в полутора – двух километрах) – за нынешней свалкой, как объяснил Сергей. 


Далась перетаска непросто. Как и полагается, участники пели «Дубинушку», нахлестывали лошадей, которые волочили камни. Сколько самогонки было выпито! Перетаскивались же камни под замысел сооружения кирпичной часовенки, которую должны были организовать в Волкоуше в конце 19 века. Видимо православные иерархи решили пресечь на корню языческие обряды местных жителей.

С камнями связано несколько преданий:

Первое повествует про самый большой валун, что давным-давно, не одну сотню лет назад, в стороне от Волкоуш поселился отшельник. Недалеко от его жилища лежал в обрыве реки Мера громадный, на сотни пудов весом, камень. Отшельник покрыл камень какими-то знаками и стал вытесывать из него образ Богородицы. Трудился он над этим не один десяток лет, но так и не успел до смерти закончить обработку камня.


Во втором говорится, что Волкоуша страдала в старину каждое лето от пожаров. Служили молебны, но ничего не помогало. И лишь когда перетащили камени в деревню и поставили над ним часовню, пожары и эпидемии якобы прекратились.


И так, на двух камнях вырезан образ Иисуса и содержатся цитаты из библии, например, в одном месте читается притча о трех хлебах, которыми Христос накормил народ, и хлеба эти даже изображены. О чем, как не о еде и утолении самой насущной потребности - в пище, могли думать наши предки! На большом же камне, или вернее, на его плоской поверхности, во всю длину (более двух метров) высечена фигура Богоматери. Как я не исхитрялся ее запечатлеть на фотопленку, контрастность освещения под деревьями не позволила это качественно сделать.


Наибольший из камней имеет длину - 3,4м., ширину - 1,5м. и глубину камня - 0,55м. На камне имеется ростовое изображение Божией Матери. Высота изображения от венчика до ног, составляет 2,6м. Камень с лицевой и боковых сторон имеет надписи. В отличие от Сокеринского камня, надписи не имеют упорядоченности ни в размерах шрифта, ни в расстояниях, ни в пропорциях. Скорее всего, автор придерживался принципа свободного места. Где оно позволяло, там буквы больше и размашистей, где места меньше, там и размер шрифта и плотность букв уменьшается.

Третий же камень, был привезен из другого ныне не существующего села, отцом хозяина дома, который нашел его в лесу, погрузил на автомобиль ЗИЛ и привез его домой. Этот камень имеет размеры: длина – 1,18м., ширина - 0,85м., глубина - 0,1м. Лик Спасителя находится внутри креста и со всех сторон окружен надписями.


Четвертый камень, имеет размеры: длина - 1,62м., ширина – 1м., глубина – 0,7м. На камне также изображен Лик Христа, только на полотне. Манера изображения Лика идентична камню, описанному выше. По всему камню имеются надписи, на тыльной стороне которого и изображена дата перенесения – 1888г. На верхней части камня есть изображение круга. Сергей (хозяин дома) уверяет, что на закате, когда солнце падает под другим углом, на камне очень четко виден круг и купол храма. Круг мы действительно видели, а купол храма никому из нас при ярком солнечном свете рассмотреть не удалось.


Сокеринский камень ранней весной


Долина реки Мера


Автор Ivan Merichev- Меричъ.  Вохма, Костромская область, Российская Федерация


В подготовке материала использованы: "Островские каменные Лики" краеведческие записки игумена Костромской епархии отца Димитрия Нетесина , "Деревни и села Костромского края" Дмитрия Федоровича Белорукова и замечательные фотографии костромского фотографа Дмитрия BID в его фотогалерее вы можете посмотреть на прекрасные виды Костромского края http://bid.fotoplex.ru/

Категория: Новости Мерянии | Просмотров: 4118 | Добавил: merja | Рейтинг: 4.6/7
Всего комментариев: 34
avatar
0
34
Вот она Сила родной земли. Тау лийже Меричъ respect
avatar
0
33
Удивительно! Я сам родился в Островском, бегал мальчишкой вдоль Меры, а про камни ничего не слышал. И никто нам в школе про историю нашего народа ничего не рассказывал. Спасибо, что просвещаете. Летом обязательно найду камень в Сокерино.
avatar
0
32
Мерянская прото-письменность действительно существовала. Руническая. Археолог Павел Травкин откопал в Алабуге и Плесе множество артефактов с руническими граффити, где символы повторяются.
avatar
0
31
О петроглифах - это очень интересная информация,
это может быть мерянская письменность.
avatar
1
30
Как это там у Достоевского - русский значит православный.
avatar
0
29
Прекрасно) Камни на Мере всеж знатные, чисто северо-европейская мулька. Ну чисто Фенно-Скандия хехе, сколько в Северной Европе камней при церквях на те же темы...

Вот мы и заимели портреты мерянских Богов!
avatar
1
28
herubino согласен с вами. Потому как и славяне - вятичи с кривичами так же русифицированы в языке и главное религии - приняли русскую веру-православие.
avatar
1
27
Будем работать в этом направлении
avatar
0
26
herubino, спасибо большое, рад что вам понравилось happy
avatar
1
25
Здравствуйте Светлана! Спасибо за отзыв. Да, культовые камни Костромы ждут своих почитателей и исследователей. Жаль, что нам очень далеко ехать, а местных краеведов интересующихся ими нет или мало...
avatar
0
24
Прошу прощения за офтоп. Вадим, никак не скину тебе фото по причине плохой связи. К выходным все будет wink
avatar
-1
23
С почином!
Захватывающий материал.
avatar
2
22
Стоп. А кто сказал, что меряне славянизированы?
Меряне русифицированы, да. Как и славяне.
Исходя из этого и разгребаем. Оккама рулит. cool
avatar
0
21
Сдраствуй Славянорус. Очинь рат видедь тебя сдесь в расаднике истарическова мракобесия. Никаво неслушай,пусь знают, што истеные славяно-арийцы самые умные исамые грамотные анализаторы Константин. Слава Контрал-Страйк!
avatar
4
20
Спасибо большое! Хоть и сильно некогда, но решила оставить комментарий. Много слышала про костромские камни-иконы, но видеть не доводилось. Читала с большим интересом! К сожалению, в костромской области нет исследователей, занимающихся "каменной" темой. По крайней мере, я таких не знаю... Но камней здесь много, у меня значится что-то порядка 35 культовых валунов. В отличие от ярославских камней они имеют ряд существенных семантических отличий. С чем это связано - надо ещё выяснить. Встречаются здесь и совсем редкие вещи - валуны с петроглифами...)))
С уважением, С. Чернецова.
avatar
2
19
Так называемая "Владимиро-Суздальская" Русь - угро-финская земля, а владимиро-суздальские (московские)"славяне" - это меряне, славянизированные хохлами.
avatar
1
18
Ух, какие сильные образы и как вековечно они запечатлены в камне), очень подходящий, по-моему, материал для изображения сакрального) Спасибо автору.
avatar
0
17
Не в бровь а в глаз))))
avatar
2
16
Кстати мысль для интересующихся темой живущих в других городах - вокруг темы защиты мерянских древностей таких как камни, источники, курганы, городища, можно и нужно выстраивать оффлайновую тусовку мерянских активистов на местах. Вот вам всем тема для размышлений.
avatar
2
15
Стих в тему есть! biggrin читаем, запоминаем как говориццо

Вся наука - сплошь подлог и фига,
Просветить хочу я молодежь:
Не было монгольского здесь Ига,
Все, что нам известно - это ложь!

Открывать, друзья, вам правду буду:
До того, как свыклись мы в говне -
Только Русь одна была повсюду,
На Земле, на Марсе, на Луне!

В Африке ,в Израиле, и в Чили,
В Антарктиде, в Мексике, в Перу,
Всюду только Русичи и жили,
А в Перу - и правил бог Перун!

На любом булыжнике и льдине,
Всюду знаки Русских Черт и Рез,
И не зря профессор наш, Чудинов,
Прочитал на Солнце: РОД ВОСКРЕС!

Или, вот другой пример известный:
Якобы Мамай - татарский хан ,
Сжечь хотел улус Московский местный,
А ведь он был - не из мусульман!

Он ведь шёл, поборник демократий,
Дать князьку , Донскому, по рогам,
Наш он был! Казак родимый, Батя!
И молился нашенским Богам!

Пусть сей Русич будет нам примером,
Как рубить хрюсов за веком - век,
Был Мамай - Славянским Родновером,
Хан Мамай был Русский Человек!

Все лжецы Из Торы будут биты,
Солнце Правды скоро победит,
По Лучу Зеленому, с орбиты,
Праотец наш, Орей, к нам летит!
avatar
3
14
Уууу, у вас тяжелый случай. Истово верить можно во что угодно. Например что славянский бог Перун на звездолете миллион лет назад привез славян колонизировать планету Земля. Но это естественно лишь фантазии не подтверждаемые наукой. Ай простите, я забыл, что вся наука это дело рук "богоизбранных". Я могу вам порекомендовать научные работы по теме, но вы читать их не будете, предпочитая поцтреотическую псевдоисторию для размягченных сектантских мозгов. Верьте дальше, что русское это этрусское, китайскую стену строили русы, что истоки славян в Гиперборее от инопланетян начались. Это Ваше право))) У нас свобода вероисповедания biggrin
avatar
-4
13
Наша славяно-арийская правда не нуждаеться в чьихто научных изысканиях.Особена в таких как ваша.Река как текла веками так и течёт,камни как лежали так и лежат.Названия основные Рек и Озёр и Курганов возвышенностей которые стоят, наши славяно-арийские и сохранились по сей день. Как говориться что вижу то и прада,на остальное насрать.То Закон Что Явно!
avatar
-3
12
PanЪ,Меричъ азъ вам ничего аргументировать не собираюсь ибо в бестолку,детский сад кто кого переспорит.У вас зато погляжу не ерись а истинно христьянкие настоящие правдивые источники изТОРЫи росиянской.
avatar
0
11
Спасибо cool
avatar
3
10
Этот товарищ не представляет себе что такое история, этногенез... Говорить не о чем wacko
avatar
1
9
Что за бред? Тиражируете псевдоисторическую ересь аля славянский жрец Голяков.
avatar
-4
8
От Белграда до БожГрада (Архангельска) все земли были Славянскими,ваше напоминание неуместно. Название Фины относительно недавно образовалось.Так что земля Наша и ничья Константин.По названиям Рек всё видно.Рода Славянских Царей единого Народа именовали Реки своими именами по степени продвижения с Севера.Никаких якобы племён и племяшек не было,название даже неславянское.
avatar
-3
7
Ну всё более менее понятно и Обычно для меня! Святы Камни скорее всего из Древнего Святилища Славянского были скинуты в реку или овраги ближайшие с приходом христьянства на Русь, судя по названию Реки Мера ясно что сдесь было древнейшее светилище либо на горе ближайшей либо в Лесу у Реки. Там был либо свят-камень валун большой который раскололи или раскололся! либо их было несколько,коловратным способом святилище.

Христалюбцы как обычно то под часовню заложить хотели или в относительно недавнем варианте выскли свои инородные лики и надписи.Хоть как то пытаються уничтожить доказательства Величия Древней Руси.Только толку никакого.Камни не уничтожить. И во свой срок они вернуться на своё место обычным способом и будут коваться обряды древние Обычные. Слава Обычаю. Слава Руси.
avatar
2
6
Эти камни на Мере должны быть объявлены памятником истории, иначе мы можем лишиться ликов запросто. Всё, что выявляется из такого наследия должно кодифицироваться. А иначе завтра усадьбу перекупит какой-нить костромской бычара - и камни продаст, а вот охрана законом этого ему не позволит сделать. То есть это будет системное решение.
avatar
4
5
Эти культовые камни явно еще использовались в дохристианской религии наших финно-угорских прародителей. А образы Богородицы и Христа были выбиты на этих камнях в 16-17 веках, в период активной миссионерской деятельности монахов. Памятник истории просто уникальный. Мерич спасибо!
avatar
2
4
Спасибо за информацию! Надо будет туда наведаться
avatar
4
3
Мощные Камни, так и пышет от них Силой и древностью.... Хорошо, что все они теперь хранятся под присмотром местных старожилов, а то бы алчное до экзотики бычье для альпийских горок растащило...
avatar
0
2
Этот день настал) Меричъ, поздравляю с дебютом!
avatar
0
1
Ну наконец то опубликовали smile
avatar
СТАНЬ МЕРЯ!
ИНТЕРЕСНОЕ
ТЭГИ
мерянский Павел Травкин чашечник меря финно-угры чудь весь Merjamaa финно-угорский субстрат Меряния вепсы История Руси суздаль владимир меряне история марийцы Ростов Великий ростов Русь новгород экология славяне топонимика кострома КРИВИЧИ русские Язычество камень следовик камень чашечник синий камень этнофутуризм археология мурома Владимиро-Суздальская земля мерянский язык ономастика Ростовская земля балты городище финны Векса краеведение православие священные камни этнография общество Плёс дьяковцы Ивановская область регионализм культура идентитет искусство мещёра народное православие антропология россия Чухлома москва ярославль мифология вологда лингвистика Кологрив Ефим Честняков будущее Унжа вятичи Залесье волга Идентичность футуризм Унорож деревня север мерянский этнофутуризм Древняя Русь латвия русский север сакрум Галич Мерьский Верхнее Поволжье иваново капище новгородцы Ярославская область Московия скандинавы Северо-Восточная Русь Белоозеро мордва Залесская земля мерянский мир Европа Андрей Боголюбский великороссы Вологодская область Костромская область христианство
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 2301
На основании какой письменности восстанавливать язык Муромы?
Всего ответов: 866
Статистика
Яндекс.Метрика