1 сентября 2009г. игумен Костромской епархии отец Димитрий (Нетесин) с несколькими прихожанами побывали на реке Мера в пределах поселка Островское (Островский район нашей области).
По информации, которую сообщили отцу Димитрию археологи из Костромы, недалеко от деревни Сокерино находятся очень интересные культовые камни с выбитыми на них ликами Богородицы и Христа. Это валуны весьма больших размеров.
Для начала скажу о самом Островском. Поселок переименован из села Семеновского-Лапотного в честь великого русского драматурга А.Н.Островского, жившего и работавшего вблизи поселка в усадьбе Щелыково.
Семеновское-Лапотное — одно из древнейших поселений Костромской Мерянии. Входило в средние века в волость Немда известную по летописям с 1505 г., когда московский великий князь Василий Иванович эту волость пожаловал в кормление Федору Максимовичу Горину. Уже в те времена волость Немда была плотно заселена.
По преданию, село было известно еще при московском великом князе Симеоне Ивановиче Гордом и названо по его имени. Эпитет Лапотное село получило за обширную торговлю лаптями — основной обувью костромских мерян.
В 1622 г. Семеновское с деревнями в которых стояло 250 крестьянских дворов, было пожаловано окольничему Никите Васильевичу Годунову за его участие в обороне Арбатских ворот в Москве от войск королевича Жечи Посполитой Владислава.
Сохранилось описание семеновской вотчины, сделанное в 1645 г.: «В селе церковь Знамения, да двор боярский, да на дворе строения горница с комнатой, да горница столовая, да повалуша, да двор конюшенный, да двор скотский, а на дворе 6 изб людских, поварня, мшаник, бражница, амбар, две житницы огороженные в остроге и три житницы на дворе, да двор приказчика, а на дворе две избы, да две клети, да сенник. В селе два двора поповых, дьячка и 10 дворов бобыльских». Усадьба Годунова в Семеновском была огорожена забором из остроконечного тына.
Семеновское с древности было торговым селом на древнем тракте из Костромы через Галич Мерский на Тотьму. В селе стояли поставленные в ряд лавки — прототип торговых (гостиных) рядов. Но бич лесного края — пожары — коснулся и Семеновского, в 1912 г. оно сгорело. Село увековечил на многих своих картинах художник Борис Кустодиев, живший по соседству. В селе открыт мемориальный музей Б.М.Кустодиева.
И так вернемся к нашим камням. Всего камней, которые осмотрел отец Димитрий с прихожанами, было четыре.
Один из них находился в овраге рядом с рекой Мера, недалеко у нежилой ныне деревни Сокерино. Камень имеет практически круглую форму и достигает в размерах: длина – 0,99м.; ширина – 0,96м.; доступная глубина камня – 0,71м. Далее камень уходит под землю. На лицевой стороне камня имеется изображение креста, поверх которого надпись, которую можно прочитать на фото.
На камне имеются и другие надписи, уходящие по окружности вниз. Имеется также дата 1958. Но определенно, эта дата не имеет никакого отношения к самому изображению, потому что технология нанесения всех надписей и изображения и способ нанесения даты отличны друг от друга. Можно предположить, что дата была выбита в то время, когда камень был обнаружен в овраге, где и находится на данный момент. Однако, это лишь предположение отца Дмитрия. Размер шрифта по всему камню примерно одинаков. Высота букв составляет 60мм., наименьшее расстояние между буквами равно 15мм., наибольшее – 30мм. Расстояние между строк 30-40мм.
Вверху камня есть множественные отверстия явно рукотворного характера сделанные скорее всего до нанесения креста и надписей. Таким образом мне видится, что это типичный культовый камень-чашечник или пальцевик поклонение которому уходит в седую языческую древность.

Три других камня, находятся в населенном пункте, под названием Волкоуша, который является пригородом районного центра Островское. Хранятся они во дворе частного дома.

Село Семеновское-Лапотное торговые ряды. Фотография П. Павлова. 1912 г.
История их такова - Рассказывает местный житель Сергей Викторович Брызгунов, хранитель этих камней:
К истории камней был причастен один из моих пращуров по фамилии Волженков, который родился примерно в 1860 году. Отец последнего был церковным старостой или даже настоятелем, от него-то и дошел рассказ о перевозке этих каменьев. Он же и организовал эту эпопею. Было это в 1888 году.

Перевозили же камни в Волкоушу из двух соседних деревенек Русово и Брусово (последнее было хуторком). Располагались они чуть далее Волкоуши на берегах реки Меры, если идти из Островского (примерно в полутора – двух километрах) – за нынешней свалкой, как объяснил Сергей.

Далась перетаска непросто. Как и полагается, участники пели «Дубинушку», нахлестывали лошадей, которые волочили камни. Сколько самогонки было выпито! Перетаскивались же камни под замысел сооружения кирпичной часовенки, которую должны были организовать в Волкоуше в конце 19 века. Видимо православные иерархи решили пресечь на корню языческие обряды местных жителей.
С камнями связано несколько преданий:
Первое повествует про самый большой валун, что давным-давно, не одну сотню лет назад, в стороне от Волкоуш поселился отшельник. Недалеко от его жилища лежал в обрыве реки Мера громадный, на сотни пудов весом, камень. Отшельник покрыл камень какими-то знаками и стал вытесывать из него образ Богородицы. Трудился он над этим не один десяток лет, но так и не успел до смерти закончить обработку камня.
Во втором говорится, что Волкоуша страдала в старину каждое лето от пожаров. Служили молебны, но ничего не помогало. И лишь когда перетащили камени в деревню и поставили над ним часовню, пожары и эпидемии якобы прекратились.

И так, на двух камнях вырезан образ Иисуса и содержатся цитаты из библии, например, в одном месте читается притча о трех хлебах, которыми Христос накормил народ, и хлеба эти даже изображены. О чем, как не о еде и утолении самой насущной потребности - в пище, могли думать наши предки! На большом же камне, или вернее, на его плоской поверхности, во всю длину (более двух метров) высечена фигура Богоматери. Как я не исхитрялся ее запечатлеть на фотопленку, контрастность освещения под деревьями не позволила это качественно сделать.
Наибольший из камней имеет длину - 3,4м., ширину - 1,5м. и глубину камня - 0,55м. На камне имеется ростовое изображение Божией Матери. Высота изображения от венчика до ног, составляет 2,6м. Камень с лицевой и боковых сторон имеет надписи. В отличие от Сокеринского камня, надписи не имеют упорядоченности ни в размерах шрифта, ни в расстояниях, ни в пропорциях. Скорее всего, автор придерживался принципа свободного места. Где оно позволяло, там буквы больше и размашистей, где места меньше, там и размер шрифта и плотность букв уменьшается.
Третий же камень, был привезен из другого ныне не существующего села, отцом хозяина дома, который нашел его в лесу, погрузил на автомобиль ЗИЛ и привез его домой. Этот камень имеет размеры: длина – 1,18м., ширина - 0,85м., глубина - 0,1м. Лик Спасителя находится внутри креста и со всех сторон окружен надписями.

Четвертый камень, имеет размеры: длина - 1,62м., ширина – 1м., глубина – 0,7м. На камне также изображен Лик Христа, только на полотне. Манера изображения Лика идентична камню, описанному выше. По всему камню имеются надписи, на тыльной стороне которого и изображена дата перенесения – 1888г. На верхней части камня есть изображение круга. Сергей (хозяин дома) уверяет, что на закате, когда солнце падает под другим углом, на камне очень четко виден круг и купол храма. Круг мы действительно видели, а купол храма никому из нас при ярком солнечном свете рассмотреть не удалось.


Сокеринский камень ранней весной

Долина реки Мера
Автор Ivan Merichev- Меричъ. Вохма, Костромская область, Российская Федерация
В подготовке материала использованы: "Островские каменные Лики" краеведческие записки игумена Костромской епархии отца Димитрия Нетесина , "Деревни и села Костромского края" Дмитрия Федоровича Белорукова и замечательные фотографии костромского фотографа Дмитрия BID в его фотогалерее вы можете посмотреть на прекрасные виды Костромского края http://bid.fotoplex.ru/