Пятница, 28.07.2017, 01:51 | Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость

Главная » 2016 » Декабрь » 27 » Чудские были Кусского края. Часть 1. Из глубины...
05:06
Чудские были Кусского края. Часть 1. Из глубины...

Кусской край - один из тех полузабытых уголков Костромской земли, где пост-мерянская этничность наиболее выражена. Отдалённость и малообустроенность местности создаёт условия для сохранения и воспроизведения в местных обществах достаточно архаичных преданий, представлений и жизненного уклада. И, в тоже время, благодаря такому положению здесь вполне ещё живы лучшие аспекты традиционных ценностей.

Кусь - река в Костромской области, приток Нёмды. Название перекликается с мерянским «кузь» и финским «kuusi» - ель, ёлка. По данным археологии, бассейн реки Кусь входил в состав мерянской этнической территории. В то же время, для заволжских меря нередко употребляли термин Чудь или Чудца. Вероятно, это память об участии в становлении этнического облика местного сельского населения популяций «чудского» (прибалтийского или пермяцкого) происхождения.

В удельно-княжеский период это были земли Галич-Мерьского княжества.

Затем низовья реки были причислены к Кадыйской осаде Костромского уезда. Здесь была образована Кусская волость. В дальнейшем, однако,  основная часть той старинной волости обрела имя Чудь. Название «Кусская» сохранилось лишь за частью прежней территории волости.

Верховья Куси оставались в пределах Галичского уезда. Здесь в старину были известны станы: Чудце-и-Шаслов, Атыев, Тепринов. В XIX - нач.XX вв. - Воскресенская и Сретенская волости. Кусская и Чудская волости продолжали существовать до 1924 года, когда были присоединены к соседним волостям.

В восточной части бывшей Чудской волости в 1920-е - 1960-е годы существовал Ново-Чудский сельсовет. В 1965 году выделен Низ-Кусьинский сельсовет. В 2005 г. он был преобразован в муниципальное "сельское поселение". В 2009 году произошло его объединение с соседним "поселением". С этого времени названия на основе Чудь и Кусь исчезли с административной карты Кусско-Чудского края. 

Значительно в бассейне реки Кусь присутствие меряно-чудских названий.

Реки: Кусь («елевая»,  поросшая елями?), Саха, Яхренка (что значит «озёрная»: вытекает из озера). Деревни, сёла, урочища: Троица-Чудцы, Атыево (Атово), Кикиморино, Панькино, село Чудь (ныне Михайловское), Синдяково, Новая Чудь, Саунино.

Любопытны так же названия: Ивачево, Ивонино, Искино, Анцеимово, Костенёво, Корякино, Култышы, Мелюшево, Мулино, Мурино, Бутырино, Семёшево, Чаглово, Лом, Легитово, Хорново, Олонино, Симанково, Степурино, Скорлываново, Соцевино, Шейна, Шарик, Кизляки, Перечи, Ярунино.

Вроде бы по-русски, но явно на каком-то забытом (русско-мерянском?) диалекте.


Мочалова гора

Эхо древних битв.

Вдоль реки Кусь в старину пролегала легендарная Галицкая дорога на Казань. По ней в обе стороны шли купеческие караваны. По ней же в лихие годы совершали набеги татары.

Не одну жестокую сечу помнят Кусские берега. Одна из них произошла на Мочаловой горе что у деревни Рубеж. Т.е. у подножия шла рубка на мечах и топорах. А на самой горе уже полное мочилово устроили. До сих пор на той горе находят наконечники стрел...

Где-то на Куси же в 1433 году костромичи с галичанами - во главе с Дмитрием Шемякой и Василием Косым - наголову разбили вторгшийся в пределы Галич-Мерьской земли отряд московского воеводы Юрия Патрикеевича.

Не отсюда ли пошло выражение "Накося, выкуси!"? По мне, так тут каламбур. Подтекст: "На Кося? - выКуси!" То есть: "На брата нашего Косого пошёл? Куси горький вкус отведай!".

Да и оттенок смысла в выражении "Я вам покажу куськину мать!" не просто как ругательство, а как обещание неотвратимой беды, не с этим ли же эпизодом связан?

К тем же временам восходит строительство крепостей на реке Кусь.

У деревни Панькино заметен земляной крепостной вал. Над городищем частенько бьют молнии - значит, в земле есть железо. Принадлежность городища не установлена.

Крепостной вал и камни с различными письменами и знаками и до сих пор можно найти в зарослях у села Боговское (в старину - Никола-острог). Принадлежность этого городища проблематична. Официальная наука приписывает его московитам. Костромские краеведы видят в нём пограничную крепость Галич-Мерьского княжества. А среди местных жителей жива легенда, что тут «татары стояли ордой». Но что это были за татары, да и татары ли вообще?!

«Золотой» мальчик.

«Татарская» тема не оставляла чудскую Кусь вплоть до новейшего времени.

Вот не легенда, а быль.

В конце XIX в. местной барыне подкинули мальчика. Когда раскрыли пелёнки, то оказалось, что ребёнок весь «усыпан золотом» - золотыми червонцами. Такое «приданое» указывало на непростое происхождение мальчика, и барыня воспитала его достойно. Когда юноша достиг совершеннолетия, вдруг объявились некие "татары" и выкупили для него немалые земли у некоторых местных обедневших помещиков. Молодой человек завёл на земле, что называется, «правильное хозяйство»: разбил сад, возвёл фермы, закупил сеялки, жатки и молотилки. Построил дегтярный завод. Короче, начал преобразовывать Кусской край всем на благо и себе на доброе имя.

После революции всё отобрали. Однако не сломался, остался на родине, и детей с внуками успел воспитать с крепким внутренним стержнем. Сын, защищая родную Кусь, отдал жизнь в битве под Москвой. А внук всю жизнь трудился, был кузнецом. И тоже большую семью поднял, и в люди вывел. В деревне конца 1940-х - 1950-х гг. это было неимоверно трудно. Под конец жизни иссох, только руки так и остались огромными, мощными.

Что послужило началом этой неординарной истории? Тайна любовной связи? Какой-то трагический случай в неком «благородном семействе»? Или же за всем этим стоит старинная, почти забытая интрига? Быть может, этот мальчик - потомок тех, кто некогда правил этой землёй, но вынужден был её покинуть? Но не оставлял надежды когда-нибудь вернуться... И может, вот таким необычным способом его «внедрили», что бы восстановить былую сакральную связь его рода с их родной землёй?

на Мочаловой горе

воздвижение креста на месте древней битвы

Прекрасные лица наших предков:

И современников:

Топонимы:

Кусские верховья: Чудцы.

погост Атыев (Атуево, Атово)

урочища Саунино, Мулино

Селения в среднем течении Куси. Село Михайловское до 18 века называлось Чудь. Боговское в старину называлось Никола-острог. Там была церковь Никола-Чудо, центр местного культа Николы, образ которого был наиболее близок потомкам мери и чуди.

Кусской край

Автор: Василий Малышев. Кохма. 
Использованы фото автора, а так же фото из социальных сетей.

Категория: Новости Мерянии | Просмотров: 2131 | Добавил: Шом-толгай | Теги: антропология, финно-угры, великороссы, марийцы, меря, Верхневолжье, Кусь, Кусский край, история, топонимика | Рейтинг: 4.6/14
Всего комментариев: 0
avatar
СТАНЬ МЕРЯ!
ИНТЕРЕСНОЕ
ТЭГИ
мерянский Павел Травкин чашечник меря финно-угры чудь весь Merjamaa финно-угорский субстрат Меряния вепсы История Руси суздаль владимир меряне история марийцы Ростов Великий ростов Русь новгород экология славяне топонимика кострома КРИВИЧИ русские Язычество камень следовик камень чашечник синий камень этнофутуризм археология мурома Владимиро-Суздальская земля мерянский язык ономастика Ростовская земля балты городище финны Векса краеведение православие священные камни этнография общество Плёс дьяковцы Ивановская область регионализм культура идентитет искусство мещёра народное православие антропология россия Чухлома москва ярославль мифология вологда лингвистика Кологрив Ефим Честняков будущее Унжа вятичи Залесье волга Идентичность футуризм Унорож деревня север мерянский этнофутуризм Древняя Русь латвия русский север сакрум Галич Мерьский Верхнее Поволжье иваново реэтнизация капище новгородцы Ярославская область Московия скандинавы Северо-Восточная Русь Белоозеро мордва Залесская земля мерянский мир Европа великороссы Вологодская область Костромская область христианство
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 2317
На основании какой письменности восстанавливать язык Муромы?
Всего ответов: 884
Статистика
Яндекс.Метрика