Мы уже писали на своих страницах о Дьяковской культуре, предшественнице Мерянской. Напомним, что Дьяковская культура, культура древних финно-угорских племён (предков известных по летописи Мери и Веси, а), обитавших в бассейне верхнего течения Волги, Оки и в пределах Валдайской возвышенности во 2-й половине 1-го тысячелетия до н. э. и 1-й половины 1-го тысячелетия н. э. Некоторые учёные приписывают часть памятников дьяковцев к предкам балтов. На многих памятниках дьяковцев прослежены слои, свидетельствующие о продолжении её существования вплоть до летописного времени. Культура названа по городищу у с. Дьяково, расположенного вблизи Коломенского, которое было исследовано в 1864 Д. Я. Самоквасовым и в 1889—90 В. И. Сизовым.
Реконструкция вида окресностей городища в 1 тысячалетии н. э. Реконструкция Н.А.Кренке.
В музее Истории Москвы на прошлой неделе нами была отснята коллекция Дьяковских древностей. Предлагаем Вашему вниманию небольшой материал от туда.
Открывает экспозицию реконструкция единственного известного дьяковского погребального комплекса - "домика мёртвых". Могильник был найден близ Звенигорода под Москвой и относится к 3-ей четверти 1 тыс.н.э.
Реконструкция "домика мёртвых"
"домик мёртвых"
Мертвых дьяковцы кремировали и хоронили в т. н. «домиках мёртвых». Так как похороны совершались вдали от городищ, дьяковские захоронения долгое время не были известны; впоследствии нашли два захоронения, по каким-то причинам устроенные в самом городище: в Березняках на реке Волге, близ Рыбинска (Ярославская область), и близ Саввино-Сторожевского монастыря под Звенигородом (Московская область). В этих домах, представлявших собой небольшие (примерно 5Х4 м.) полуземлянки, хранились остатки кремации умерших с остатками погребального инвентаря и бронзовых «шумящих украшений». «Домики мертвых» находят также в Вологодской области, культура которой тесно связана с дьяковской, при чём там этот обряд появляется наряду с более ранними грунтовыми погребениями. Существует предположения, что такие «домики смерти», находимые в лесной глуши не многочисленными славянскими поселенцами, послужили основой для устрашающей сказочной избушки Бабы Яги на курьих ножках.
Макет "длинного дома" дьяковцев - жилой и хозяйственно постройки, состоявшей из нескольких комнат. Городище Настасьино (1 тыс до н. э.) Реконструкция А.В. Энговатова
Предметы из раскопок - грузики дьяковского типа, фигурка кабана, орнаментированные шарики.
Предметы из раскопок - Сосуды, проколки, заготовки гарпунов, рогатый кирпич
Оборонительные валы Троицкого городища. Реконструкция Р.Л. Розенфельдта
Внешний вид и оборонительная стена Троицкого городища. Реконструкция Р.Л. Розенфельдта
Куски железной крицы, льячки, железные кольца
Женский головной убор Дьяковской женщины. Реконструкция М.А. Сабуровой по материалам раскопок.
Женские украшения Дьяковцев - Венчик, подвески, браслеты, фибулы
Браслеты
Секира, наконечники поясов, бляшки, поясные привески, пинцет, умбон щита, наконечник копья.
Более подробно ознакомиться с Дьяковской культуре Вы можете в теме - Дьяковцы - предки Мери и Веси
PS
Рядом с дьяковской экспозицией стояли манекены изображающие девушек из славянского племени Вятичей, которые якобы сменили людей Дьяковской культуры в 9 веке н.э., минуя Мерянское население. На наш взгляд, со своими ярко выраженными восточно-балтийскими чертами, они бы могли представлять здесь женщин Дьяковской культуры. Музейщики промахнулись)
|