Вторник, 19.03.2024, 09:58 | Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость

Главная » 2011 » Май » 12 » И покланяшеся Идолу каменну… Священные валуны Углича
12:54
И покланяшеся Идолу каменну… Священные валуны Углича


Фотография церкви Св.Николая на Петухах. Снимок А. Русаева 1896г. (Фото любезно предоставлено Светланой Чернецовой)

Много лет назад, каждый раз когда вражеские полчища грозили Угличу, ровно в полночь, громко хлопая крыльями, прилетал громадный петух. Он садился на камень и трёхкратным криком предупреждал горожан о беде. Так его будто бы слышали накануне гибели царевича Дмитрия, перед ссылкой угличан в Сибирь, перед нашествием литвы.

Петухов камень. Рисунок угличского краеведа И.Потехина (Фото любезно предоставлено Светланой Чернецовой)

С тех пор, якобы, и остался след петуха на валуне, который назывался в народе "Петуховым  камнем". Это одно из многих художественных преданий угличской старины... 

"Петухов камень" действительно существовал и еще в 30-х го­дах нашего века находился рядом с церковью Николы на "Петухах", т. е. в бывшей Петуховой слободе, известной по памятникам письменности еще с XV века. Названия «Петухова слобода» и „Петухи" свидетельствуют о глубокой древности „Петухова камня", так как, несомненно, связаны с последним. Сейчас „Петухов камень" не существует. Он разбит на части и послужил для замощения городских улиц.

Камень был величиной с порядочный стол и глубоко сидел в земле. Его верх, как бы срубленный топором, был немного наклонен, и на нем можно было различить четы­рехпалый след петушиной лапы, длиной сантиметров в 30. Вокруг этого необычного камня в свое время было много разговоров, суеверные старушки боялись его и обходили стороной.

Как уже было сказано, местная легенда связывала камень с петухом, прилетавшим на камень и оставившим не нем свой след. Предание интересное и поэтичное, но дело было, конечно, не в реальном петухе. Не мог ли след явиться результатом выветривания? Нет. Тут приложил руки человек, так как по словам краеведов начала 20-го века на нём были видны явные следы работы каким-то орудием.

Но кто, когда и для какой цели это сделал!? Как известно, камни с отпечатками конечностей человека, животных и птиц широко распространены на территории расселения древних балтских и финских народов. Вполне правдоподобной гипотезой можно назвать рассмотрение таких камней с отпечатками в качестве ритуальных жертвенников и родовых межевых знаков. 

На востоке Европы в языческие времена у финно-угорских  народов при основании нового строения приносили в жертву курицу. У современных эрзян, например, сохранялось верование, что из крови жертвенной курицы или петуха рождается  домовой дух. Петух и курица так же были важной частью зимних обрядов, приходящихся на Солнцеворот. Их носила с собой праздновавшая эрзянская молодежь и первыми пускала в посещаемый дом. Хозяева этих животных обязательно кормили, чтобы их посещение было добрым.

Эта птица была особенно любима богиней Матерью за свою плодовитость. Например, эрзяне до сих пор приносят Богине Матери (Анге-Патяй) в жертву кур и яйца. Куриные яйца, снесенные в Семик, то есть в праздник богини Анге-Патяй, на другой день красили в луковых перьях, отчего они выходили желтовато-красными. Эти яйца зовутся золотыми; их берегли и во время пожара кидали в огонь для укрощения пламени и перемены ветра, клали в лесу на деревьях, где устраивали борти, чтобы пчелы лучше роились, и, изрубив, кормили ими с молитвой к Анге-Патяй молодых цыплят, чтобы, выросши, они несли больше яиц. Эти же яйца ели женщины, которые не рожали, или у которых дети умирали в младенчестве. Во время скотских падежей и болезней домашнего скота, особенно же овец, изрубив эти яйца, раскидывали в хлевах, а скорлупой вместе с луковыми перьями окуривали скотину. По эрзянской легенде при начале мира Анге-Патяй сказала всем животным и женщинам, чтоб они каждый день приносили плод. Все отказались, говоря, что это очень тяжело и мучительно; одна курица согласилась исполнить желание богини и зато сделалась любимым её животным. 

С ними так же были связаны на всей древней территории расселения финно-угров святые Косьма и Демьян. 1-го ноября, в день Косьмы и Демьяна, в русских деревнях постмерянских территорий Центральной России так же как и у эрзян есть обычай "домового прикармливать". Ему оставляют каши на загнетке печи, - обычай, оставшийся, конечно, от времен язычества. По народному календарю Святые Кузьма и Демьян славились как мастера и труженики, покровители семейного очага.  Кузьма и Демьян известны в народе под именами «курятников» и «кашников», потому что в день, когда празднуется память этих святых, в деревнях носили в церковь жертвенных кур и варили кашу, отведать которую приглашали и святых угодников: «Кузьма-Демьян, — говорили крестьяне, усаживаясь за трапезу, — приходите к нам кашу хлебать». В эти же дни эрзяне молятся и приносят в домах жертву  богам усадьбы и дома Кузьме-Демьяну, заменившим  языческих Кардас-Сярко-oзаисов. Эрзяне при молитве к последним приносят в жертву курицу.

В связи с названием Никольской церкви Петуховской слободы, сознательно поставленной рядом с камнем дабы подверстать языческую обрядовость под христианский культ,  важно отметить, что курица и петух фигурируют  в культе святого Николая, заменившего в двоеверии Хозяина Нижнего мира (Керемет, Волос). По мнению Бориса Успенского (Реликты язычества в культе Николая Мирликийского), традиционный "куриный бог" может рассматриваться  как одна из ипостасей бога Нижнего Мира, причем противопоставление "скотьего бога" и "куриного бога" отражает разделение мужского и женского животноводства. 

Любопытна специфическая связь (старой) обуви с похоронными и поминальными обрядами, что  обусловливает использование ее и в других функциях, относящихся к компетенции Хозяина Нижнего мира. По своей первоначальной функции старая обувь предназначается для покойников, т. е. для перехода в загробный мир и, возможно, для посещения оставшихся родственников (Самтер, 1911, гл. XVIII; Зеленин, 1913). У населения Поволжья она часто символизирует "скотьего бога", т. е., изображает Хозяина.  Так, в Вятской губернии (традиционная территория расселения мари, удмуртов и коми, которые на половину обрусели там уже к 19-му веку) изношенные лапти вешаются у скотного двора, чтобы было много скота, в Саратовской губернии (территория традиционного расселения эрзи, мокши), чтобы скотина не болела (Зеленин, 1913, Зеленин, 1914—1916); У русского населения постмерянских территорий  Владимирской и Ярославской губерний, так же, как и в Дмитровском крае, они  выступают в роли "куриного бога" (Зеленин, 1913, с. 8; Зеленин, 1914—1916, с. 178—179; Костоловский, 1913, с. 252; Зернова, 1932, с. 49, 51). Это явление, несомненно, отражает двоякую роль Керемета-Волоса, который, будучи владыкой загробного мира, одновременно выступает как "скотий бог". 

Петухов Камень в урочище Кека. Углич.


Петухов камень на Кеке-ручье. Снимок сделан краеведом С.Н. Ильиным  в 60-е г.г. (Фото любезно предоставлено Светланой Чернецовой)

Есть в Угличе еще один Петухов камень. Лежит он на берегу ручья Кека, близ деревни Еросимово (бывшей Спасской волости) в 600м от правого берега реки Корожечна., и является духовным собратом валуна из "Петуховой слободы". Был он с таким же отпечатком куриной лапы, но, к сожалению, стараниями пастухов советского времени, жегшим на нем костры, она уничтожена.  До сих пор к нему приходят люди, чтобы, взобравшись на него, загадать свое самое сокровенное желание.

Урочище, где лежит валун, образовалось в результате действия ледника в виде ванны выпахивания. Глубина ванны - 25-30м, ширина 150-180м. Ванна представляет собой задернованную балку, следов действия постоянных талых или ручьевых вод, характерных для оврагов, не наблюдается. Имеется начало заболачивания места вокруг камня. Дно ванны представляет собой валунные суглинки и супеси. Ванна ориентирована на С-В, имеет длину около 2 км и выходит в пойму реки Корожечна в 2км от реки Волга.


Петухов камень на Кеке ручье. Изображение петушиной лапы крупным планом. Снимок сделан краеведом С.Н. Ильиным  в 60-е г.г. (Фото любезно предоставлено Светланой Чернецовой)

В настоящее время ванна представляет собой поросшее кустами ивы, черемухи и ольхи, камышом и тростником урочище ручья Кека. Сам камень представляет собой валун окатанного серого гранита большой массы (около 25 тонн) объемом в 22м3, с размерами 5,8м по большой оси и 4,5м по малой.

На верхней, плоской части, был выбит след «петушиной»[7] лапы, увеличенный втрое, в пределах 35-40 см. При обследовании камня в 1988 году след был уже утрачен. Местные пастухи и молодежь любили разжигать на камне костер в ночное время, в результате перепадов температуры гранит в верхнем слое потрескался на глубину 10-15мм и отслоился. След лапы был утрачен навсегда, хотя, до этого он прожил не один век. Теперь это уже легенда.

Камень по  сути своей является ритуальным вторым «петушиным» камнем – следовиком. Его неоднократно описывали и фотографировали. Добраться до него можно автобусом №1 до конечной остановки на Левом берегу, затем пешком пройти через д.Ульяново до д.Еросимово, около 5км.

Камень обследовался С.Н. Ильиным (краеведом из Иваново) в 1965 году, в 1974 году Ю.В Курдюковым, в 1986 году К.И. Комаровым – след, глубиной около 1см еще был жив. При повторном обследовании в 1988 году Ю.В. Курдюковым след был уже утрачен.

Недавние фотографии камня сделанные ярославскими краеведами с сайта http://yarklad.org.ru 



Общий вид урочища Кека


Изображение куринной лапы, а точнее что от него осталось. Время не щадит никого и ничего, даже камень


Общий вид самого камня



 
1. Алквист Арья, «Загадочные камни Ярославского края», Финляндия, Ювескюре, 1995.
2. Дубов И.В., «Новые источники по истории Древней Руси», Л., 1990., с. 101-106
3. Киселев А.В., «Деревенские святыни южных регионов Ярославского Поволжья в XIX-XX вв.».
4. Корсаков О.Б., «Культовые камни в окрестностях Мышкина», Опочининские чтения, выпуск 1, Мышкин, с.51-54, 1991.
5. Красин К., «Камень лучше, чем собес», газета «Золотое Кольцо», Ярославль ст. 1 марта 1997
6. Кулагин А.В., «Моя Русь», «История Углича», «Угличские звоны», Углич, 2004 .
7. Лапина Е., А. Тодоров, М., журнал «Турист» №12-1970.
8. Мухин О.К., «Найден следочкин камень», газета «Авангард», с.3., Углич, 11 октября 1995.
9. Потехин И.Н., «Две угличские легенды. Петухов камень». Исследовательские материалы по истории Угличского Верхневолжья, выпуск 1-й.
10. Соловьев Л.Ф., «Краткая история города Углича», СПБ, 1985.
11. Усольцев, «Камень-медведь», газета «Авангард», Углич, январь 1997.
12. Шумаков С., «Угличские акты», (1400-1749гг.)
13. Писцовые книги   Угличского уезда    XVII в,, Ярославль,   1867— 1888 гг., стр. 221.
14.   Л. Ф.  Соловьев,   Краткая   история   г.   Углича,   СПБ' 1895 г.

Портал Меряния благодарит Светлану Чернецову за предоставленные фото-материалы.
Категория: Новости Мерянии | Просмотров: 10923 | Добавил: merja | Рейтинг: 5.0/2
СТАНЬ МЕРЯ!

ИНТЕРЕСНОЕ
ТЭГИ
мерянский Павел Травкин чашечник меря финно-угры чудь весь Merjamaa Меряния финно-угорский субстрат вепсы История Руси меряне суздаль владимир история марийцы мари Ветлуга Ростов Великий ростов новгород Русь экология славяне топонимика кострома КРИВИЧИ русские Язычество камень следовик синий камень камень чашечник сакральные камни этнофутуризм археология мурома Владимиро-Суздальская земля мерянский язык ономастика Ростовская земля балты финны городище Векса озеро Неро краеведение православие священные камни этнография святой источник общество Плёс дьяковцы Ивановская область регионализм культура идентитет искусство плес ингрия антропология россия москва ярославль мифология вологда лингвистика Марий Эл будущее Унжа вятичи Залесье волга поэзия нея галич деревня туризм север мерянский этнофутуризм Древняя Русь шаманизм латвия русский север иваново буй капище Ярославская область Языкознание реконструкция скандинавы средневековье Европа магия Этногенез коми старообрядцы Костромская область христианство
Статистика
Яндекс.Метрика