Суббота, 27.05.2017, 11:10 | Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость

Главная » 2014 » Ноябрь » 17 » Межрегиональная конференция «Исторические корни русской культуры Верхнего Поволжья» в Плёсе
14:08
Межрегиональная конференция «Исторические корни русской культуры Верхнего Поволжья» в Плёсе

15-16 ноября в городе Плёс Ивановской области состоялась организованная плесским Музейным центром археолога Павла Николаевича Травкина Межрегиональная конференция «Исторические корни русской культуры Верхнего Поволжья».

В конференции участвовали как академические учёные, так и любители истории своей малой Родины. Без преувеличения можно сказать, что плёсская конференция дала новый импульс к изучению тысячелетней истории коренных финно-славянских территорий Российского государства и в дальнейшем будет способствовать возрождению чувства гордости и уважения к нашей древней истории, традициям и культуре.

Археологические исследования городища Унорож Костромской области в 2013-2014 гг..

Сакральные и почитаемые объекты в районе реки Лапшанги (Варнавинский район Нижегородской области)

Список участников конференции и темы их докладов:

1. Павел Травкин (Плёс). Мерянская Алабуга: начало сложения древнерусской городской культуры.

2. Ольга и Александр Новиковы (Кострома). Археологические исследования городища Унорож Костромской области в 2013-2014 гг..

3. Иван Фролов (Ярославль). Новые данные о планировке городища Романовского Кремля XIV-XVII вв. по материалам археологических раскопок.

4. Иван Купцов (Ростов). Еще раз о неизвестных языках Волго-Клязьминского междуречья.

5. Евгений Четвертаков (Нижний Новгород). Сакральные и почитаемые объекты в районе реки Лапшанги (Варнавинский район Нижегородской области).

6. Андрей Малышев (Кострома-Москва). Пронимальная символика на примере сакральных деревенских комплексов Костромской земли.

7. Ольга Кукуева  (Москва). Корни Древа Мертвых. Семантика ели: взгляд из глубины.

8. Елена Павлова (Ярославль).  Проблема идентичности субэтнической группы «сицкари».

9. Денис Коблов (Шатура). Современное состояние изучения истории племени мещёра и Мещёрского края.

10. Василий Малышев (Иваново). Пост-мерянский этно-культурный пласт в ареале распространения жгонской традиции (к вопросу о соотношении и взаимодействии).

По сообщению Павла Травкина по итогам плёсской конференции начале 2015 года в свет выйдет сборник статей и материалов.

В рамках конференции прошла фотовыставка Андрея Малышева. (Кострома-Москва).  «Природные священные места Волго-Окского междуречья».

Жизненная сила и культура великороссов теснее всего связана с ландшафтом малой родины - Волго-Окского междуречья и её природными условиями. На протяжении столетий природа формировала наш жизненный уклад, культуру и верования, а мы, в свою очередь, влияли на окружающий ландшафт. Возникшие на местности в результате глубочайшего взаимного воздействия природы и человека особые почитаемые места — священные рощи, камни, горы, источники, реки, озёра и деревья — это не имеющее цены богатство, которое другие этнографические группы нашего народа в большей степени растеряли.

Еще в 19 веке, когда только вырос интерес к краеведению, и люди начали собирать древности, в императорскую Археологическую комиссию, Академию художеств, Археологическое общество и другие подобные учреждения империи стали поступать сообщения о различных исторических памятниках, находимых населением: курганах, жальниках, древних городищах, кладах, каменных изваяниях и других объектах старины. Попадались известия и о камнях со странными знаками креста, рогами, лапами животных, отпечатками человеческих рук и ног, непонятными знаками и начертаниями, неизвестно кем, когда и зачем высеченными на них.

Даже знаменитый историк 19 века Н.М. Карамзин в своей "Истории государства Российского" счел необходимым упомянуть подобные объекты: "Памятником каменосечного искусства древних остались большие гладкие обделанные плиты, на коих выдолблены изображения рук, пят, копыт и проч".  

В народе такие каменные объекты называют священными или святыми камнями и часто связывают с культом местночтимых святых и подвижников.

Священными камнями, как правило, являются необработанные валуны, часто больших размеров и причудливой формы, расположенные на берегу озера, реки или у источника, среди деревьев, на холме или кургане.

В древних космогонических преданиях рассказывается о том, что в начале творения Мира Темный Бог (в финно-угорских мифах часто выступающий в виде Утки) по велению Светлого Бога нырнул и достал Камень со дна первичного океана: Светлый Бог разломил его надвое, одну половину оставил себе, а вторую отдал Темному; после этого Светлый Бог ударил о камень и из искр, вылетевших из него, появились ангелы; когда Темный Бог проделал то же, из искр появились бесы. Отголоски древних космогонических мифов сохраняет и мотив священной Утки, сидящей в начале творения на Камне среди моря (деревенские заговоры, духовные стихи народного православия).


Священные камни часто составляют единый обрядовый комплекс со своим природным окружением. Люди всегда приходили к ним со всей округи, молились, купались в местном водоеме или источнике, вешали ленты, полотенца или предметы одежды на деревья, пили воду из углублений священных камней или собирали её и обтирались ею для исцеления от болезней.  

В настоящий момент на территории Волго-Окского междуречья известно несколько десятков культовых валунов. Некоторые из них были представлены на фотовыставке в Плёсе.

Андрей Малышев-Мерянин (Кострома-Москва) руководитель центра природных священных мест краеведческого сообщества  Metsa Kunnta. merjanyn@gmail.com

Категория: Новости Мерянии | Просмотров: 1878 | Добавил: merja | Теги: Ветлуга, сакральные камни, история Древней Руси, марийцы, меря, мерянский язык, краеведение, сакрум, мерянская археология, Плёс | Рейтинг: 5.0/7
Всего комментариев: 14
avatar
0
14
Каждый камень интересен по-своему, у каждого своя история и свои секреты, что еще интереснее, -  каждый из них обладает своими свойствами, люди приходят к ним с разными просьбами и целями, но откуда взялось почитание того или иного объекта как имеющего особенную, присущую только ему силу, вот загадка)
avatar
0
13
Камни - интересная тема. По всей планете разбросаны священные камни с рисунками,углублениями,"следами",крестами и т.д. и т.п. Некоторые не потеряли своей значимости и теперь,как мы видим )) И главное - никуда эти артефакты не денутся,учёным с ними повезло ))
avatar
1
12
Да. Я рядом с этими камнями испытываю какое то необъяснимое для меня
чувство... Даж не знаю как и рассказать... и не тревога, и не волнение,
 не пойму... раньше со мной такого не происходило... я ещё мальцом к
этим камням прибегал... ещё Серёгин отец жив был, Царство небесное
ему...
avatar
0
11
периодически люди приезжают)
avatar
0
10
Сколько лет жила в Островском и даже не знала о таких камнях. Сейчас, наверное, паломничество к ним организовано.
avatar
2
9
История камней с ликами и крестами такова - Рассказывает местный житель Сергей Викторович Брызгунов, хранитель этих камней:

К истории камней был причастен один из моих пращуров по фамилии Волженков, который родился примерно в 1860 году. Отец последнего был церковным старостой или даже настоятелем, от него-то и дошел рассказ о перевозке этих каменьев. Он же и организовал эту эпопею. Было это в 1888 году.

Перевозили же камни в Волкоушу из двух соседних деревенек Русово и Брусово (последнее было хуторком).  Располагались они чуть далее Волкоуши на берегах реки Меры, если идти из Островского (примерно в полутора – двух километрах) – за нынешней свалкой, как объяснил Сергей.

Далась перетаска непросто. Как и полагается, участники пели «Дубинушку», нахлестывали лошадей, которые волочили камни. Сколько самогонки было выпито! Перетаскивались же камни под замысел сооружения кирпичной часовенки, которую должны были организовать в Волкоуше в конце 19 века. Видимо православные иерархи решили пресечь на корню языческие обряды местных жителей.

С камнями связано несколько преданий:

Первое
повествует про самый большой валун, что давным-давно, не одну сотню лет назад, в стороне от Волкоуш поселился отшельник. Недалеко от его жилища лежал в обрыве реки Мера громадный, на сотни пудов весом, камень. Отшельник покрыл камень какими-то знаками и стал вытесывать из него образ Богородицы. Трудился он над этим не один десяток лет, но так и не успел до смерти закончить обработку камня.

Во втором говорится, что Волкоуша страдала в старину каждое лето от пожаров. Служили молебны, но ничего не помогало. И лишь когда перетащили камени в деревню и поставили над ним часовню, пожары и эпидемии якобы прекратились.
avatar
0
8
ЭТо не один камень, а несколько. Стоит он в огороде Брызгунова Сергея, в пос. Островское, ул. Кинешемская. Я родился и рос рядом с этим чудом!!!!
avatar
0
7
А сколько лет этим камням? Как долго они уже там находятся?
avatar
0
6
Где стоит этот камень с ликом?
avatar
1
5
Yes. General ancient archetypes. we have such stones are also used as clan sanctuary.
avatar
2
4
Yes we have many. Lots of capstones also. Those are probably connected to
the family burial sites and used for sacrificial purposes
avatar
0
3
Yes, it's from Meremaa. Sacred stones associated with the cult of the Mother
goddess. Some of them entered into the Christian cult. I know you have
in Finland a lot of places.
avatar
1
2
Thank you for the photos. Interesting! They seem to be naturalistic
stones which people had put a special meaning into. So these are from
old Merjamaa area?
avatar
2
1
Спасибо! Очень интересный отчёт по Унорожи.
avatar
СТАНЬ МЕРЯ!
ИНТЕРЕСНОЕ
ТЭГИ
мерянский Павел Травкин чашечник меря финно-угры чудь весь Merjamaa финно-угорский субстрат Меряния вепсы История Руси суздаль меряне владимир история марийцы Ростов Великий ростов Русь новгород экология славяне топонимика кострома КРИВИЧИ русские Язычество камень следовик камень чашечник синий камень сакральные камни этнофутуризм археология мурома Владимиро-Суздальская земля мерянский язык ономастика Ростовская земля балты городище финны Векса краеведение православие священные камни этнография общество Плёс дьяковцы Ивановская область регионализм культура идентитет искусство мещёра народное православие антропология россия Чухлома москва ярославль мифология вологда лингвистика Кологрив Ефим Честняков будущее Унжа вятичи Залесье волга Идентичность футуризм Унорож деревня север мерянский этнофутуризм Древняя Русь латвия русский север сакрум Галич Мерьский Верхнее Поволжье иваново реэтнизация капище новгородцы Ярославская область Московия скандинавы Северо-Восточная Русь Белоозеро мордва Залесская земля мерянский мир великороссы Вологодская область Костромская область христианство
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 2279
На основании какой письменности восстанавливать язык Муромы?
Всего ответов: 849
Статистика
Яндекс.Метрика