Пятница, 24.03.2017, 20:48 | Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость

Главная » 2011 » Декабрь » 21 » Источник жизни в Купани. Переяславский район Ярославской области
09:41
Источник жизни в Купани. Переяславский район Ярославской области

Лето 2010 года выдалось на редкость необычным. Стояла неимоверная жара. Ртутный столбик термометра поднялся на 38-градусную отметку выше нуля, достигнув для нашей местности абсолютного максимума. Малые речки, озера сильно обмелели, пруды пересохли. От засухи гибли деревья, кустарники, травы. И вот лесное диво, настоящее живое чудо. Какой поражающий контраст! На фоне буро-коричневого пейзажа ярко вырисовывается настоящий оазис живой природы. Деревья в ярко-зелёном наряде, изумрудное разнотравье в пояс человека, рядом слышится монотонный, булькающий шум ручья. Жизнь этому уголку природы в изнуряющую жару дал родник, бьющий из глубины земли с незапамятных времён. 

Находится ключ неподалёку от села Купань, что в переводе на славянский язык означает Болотистая (Купан - по мерянски болотистый ),  на старой лесной дороге Переславль—Заозёрье—Углич. Правда, дорога за последние годы немного сместилась, но людская тропа к роднику осталась прежней. В старину мерянские пахари и пастухи, бортники и охотники, сборщики грибов и ягод не проходили мимо, чтобы не испить свежей водицы и отдохнуть. То же самое наблюдается и сейчас, только вместо лесного люда едут сюда из Переславля, соседних сел и даже из Москвы.

В старину над источником была выстроена избушка-часовенка. Странствующие богомольцы изведали, что вода источника обладает благодатью. Многие путники, находящие тут удобный приют, также знали, что употребление влаги, посланной свыше, приносит изобилие земных благ. Так за родником со временем закрепилось название «святой». Вода в роднике очень чистая, прозрачная, богата серебром и по народному поверью обладает целебными свойствами – помогает лечить зрение. До наших дней сохранилось предание о явлении житийной иконы Варвары Великомученицы, которая связана с названием родника.

В прежние времена у истока справляли большие празднества, обычно приуроченные к народному календарю и смене времён года. В конце февраля прощались с зимой, — провожали «широкую масленицу». В мае отмечали приход весны, в июне — лета, в октябре — осени. Жаль, что добрые вековые обычаи стали забываться. Весёлые молодёжные хороводы у живой воды — красивый и радостный национальный обряд. Народные гуляния с песнями и плясками давали бы людям не только эстетическое наслаждение, но и имели бы большое воспитательное значение. Кстати по местным преданиям, святая Варвара помогает всем, независимо от отношения к религии, лишь бы они пришли на родник.... Думаю, вернее будет сказать не святая Варвара, а Дух места...

Категория: Новости Мерянии | Просмотров: 1622 | Добавил: merja | Рейтинг: 5.0/2
Всего комментариев: 5
avatar
0
5
Надо уточнить, что "купан" на МАРИЙСКОМ языке означает болотистый.
avatar
0
4
Место в истоке Вёксы называется Урёв...
Тут же и Камень в 4-х верстах по правому берегу Клещин-озера...
Вот этой паутины узкоколеек, уложенной пленными немцами на торфяниках уже нет, осталась одна нитка - из Талиц уходит в нижний левый угол карты, в кубринские болота...
Ягоды можно собирать не выходя из автомобиля...
Сумасшедшее место. Исток Нерли, истоки родины...
thumb
avatar
2
3
Совершенно верно smile
avatar
2
2
Благодатные места. Сам люблю там бывать летом)
avatar
2
1
Место поистине святое)
avatar
СТАНЬ МЕРЯ!
ИНТЕРЕСНОЕ
ТЭГИ
мерянский Павел Травкин чашечник меря финно-угры чудь весь финно-угорский субстрат Merjamaa Меряния вепсы История Руси суздаль меряне владимир история марийцы Ростов Великий ростов Русь новгород экология славяне топонимика кострома КРИВИЧИ русские Язычество камень следовик камень чашечник синий камень сакральные камни этнофутуризм археология мурома Владимиро-Суздальская земля мерянский язык ономастика Ростовская земля балты городище финны краеведение православие священные камни этнография святой источник общество Плёс дьяковцы Ивановская область регионализм культура идентитет искусство мещёра священный камень народное православие антропология россия Чухлома москва ярославль мифология вологда лингвистика Кологрив Ефим Честняков будущее Унжа вятичи Залесье волга Идентичность футуризм деревня север мерянский этнофутуризм Древняя Русь латвия русский север сакрум Галич Мерьский Верхнее Поволжье иваново реэтнизация капище новгородцы Ярославская область Московия скандинавы Северо-Восточная Русь Белоозеро мордва Залесская земля мерянский мир великороссы Вологодская область Костромская область христианство
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 2262
На основании какой письменности восстанавливать язык Муромы?
Всего ответов: 826
Статистика
Яндекс.Метрика