Суббота, 24.06.2017, 13:25 | Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость

Главная » 2012 » Июнь » 21 » Kokuj, Uunan paiv, Juhannus, Semyk - главный летний праздник финских народов
14:43
Kokuj, Uunan paiv, Juhannus, Semyk - главный летний праздник финских народов

Летнее время всегда было насыщено народными праздниками. Их возникновение связано с природными циклами, различными событиями в жизни наших предков и т.п. Праздники населения Верхнего Поволжья представляют собой яркий пример языческо-православного синкретизма: они столетиями включали в себя как языческие ритуалы, так и элементы церковного происхождения. Одним из наиболее значимых летних праздников был Иванов День - Кокуй (Летнее Солнцестояние. ("Иванов день (23 июня)". *kokkoi̯; ср. kokko "праздничный костер, также конусообразная куча") Кокуй праздник плодородия, плодовитости, потенции. В старые времена праздник отмечался на реке или озере угощением и пивом для всей округи. Каждому наливался ковш, после которого, как записано в старых церковных записях, все творили срамные пляски.

Скорее всего, это были отголоски языческих обрядов плодородия, которые способствовали плодовитости скота, обильным урожаям и удачному замужеству. На Кокуй шел сбор лекарственных растений: по народным представлениям, в это время они приобретали наивысшие лечебные и магические свойства. Другой важной стороной финского Летнего Солнцестояния является его поминальный характер.

Мерянское слово "кокуй" является однокоренным с финским "kokko", вепсским "kuk" и означает праздничный костер в день летнего солнцестояния. Название Кокуй довольно широко распространено в топонимике Мерьямаа, так названы наиболее древние районы некоторых городов в Волго-Окском междуречье.

Кокуй относится к Солярному циклу, которому соподчинен лунный и является одним из значимых и любимых праздников. В глубокой древности основной его идеей, на ряду с плодородием и плодовитостью, являлось поминовение умерших родс­твенников и прошение у них благословения на удачу в хо­зяйственных делах и в быту. Символом этого прадника была Свастика, вращающаяся против движения солнца поскольку день знаменует собой начало угасания солнца — укорачивания дневного времени. Считалось что, в это время «огонь спускается с неба и равняется с Солнцем».

В праздничный день члены общины или рода собирались у священного места, которыми могли быть  - камень, дерево, роща, река или озеро, а так же в более позднее время часовня или церковь. Праздник начинался с оставления на священном месте "завета" (жертвы). Это были полотенца, платки, отрезы ткани, выпеченные изделия, яйца, деньги. Но главными считались все же продукты животноводства: шерсть, масло, сметана, молоко, творог. После оставления "заветов" следовали ритуалы: арбуй (волхв) читал молитвы, зажигался огонь.

Праздник способствовал сплочению общины, усилению взаимосвязи родствен­ных групп, их единению.

http://safoorumi.munblogi.com/files/2010/06/juhannus3.jpg

Категория: Новости Мерянии | Просмотров: 2636 | Добавил: merja | Рейтинг: 3.6/5
Всего комментариев: 9
avatar
0
9
в некоторых источниках упоминается что на месте настоящих Кукуевских улиц и набережной было древнее село Кокуй. вот тут  http://www.rozanov-lib.ru/presentations/90/skvoz_veka.html
avatar
0
8
Так. Кукуй не Кукуй!!! Ну-ка все к реке или к озеру костёр жечь, да через него скакать - возрождать обычаи предков!
Всех с праздником! biggrin
avatar
-1
7
в Сергиевом Посаде "Кукуевка" - древнейшие посады

На вечный вопрос: "что раньше - курица или яйцо?", у идеологически одухотворенных экскурсоводов ответ однозначный - первый конечно Сергий Радонежский! А уже потом он начал прирастать посадами и слободами.
На следующий вопрос: "тогда почему слобода именно Кукуевская?" , одухотворенность усиливается и подрепляется сочинительством(по-нашему - враньём) во славу божию - "на том месте было много лесов, в которых было много кукушек".
...Надо сходить, штоле, ещё раз спросить, сменили они эту виниловую пластинку в век цифровых технологий или продолжают упрямо выдерживать свою политику.
cool
avatar
2
6
Шом-толгай ,"В верхневолжских диалектах "кокуй" - так же кокошник. "- здесь может быть просто соотнесение кокошника с возвышающейся частью - как указал Меричъ “Кокуй" - кладбище, небольшая возвышенность, холм".
avatar
3
5
Не только на гульбища. В Александрове "Кукуй", в Сергиевом Посаде "Кукуевка" - древнейшие посады.
avatar
1
4
С возвращением блудного сына smile
avatar
3
3
Шом-толгай, что касается поговорки "Надела кокуй - иди ликуй!" тут возможен отголосок ритуального посвящения-перехода девушек на следующую социальную ступень. А посвящение во взрослую жизнь как известно тоже символическая смерть-рождение....
avatar
4
2
Между прочим, в Пермском крае “Кокуй" - кладбище, небольшая возвышенность, холм".

Нас не должно удивлять слово "кладбище" в толковании слова "кокуй", необходимо учесть, что наши предки, до прихода христианства, своих покойников часто сжигали на кострах. Если учесть поминальный характер празднования финского Солнцеворота все встает на свои места.
avatar
4
1
В верхневолжских диалектах "кокуй" - так же кокошник.
Известно выражение: "Надела кокуй - иди ликуй!".

Топонимы "Кокуй" чаще всего указывают на гульбища - места народных гуляний.

Какова семантическая связь между кокошником и названием праздника - пока не совсем ясно. Некоторые указывают на сходство кокошника с куриным гребнем. Но стоит учесть, что поле кокошника издревле украшалось солярными символами (позднее - растительным орнаментом). Возможно, имело место сочетание смыслов, каковое часто встречается в мифологических построениях...
avatar
СТАНЬ МЕРЯ!
ИНТЕРЕСНОЕ
ТЭГИ
мерянский Павел Травкин чашечник меря финно-угры чудь весь Merjamaa финно-угорский субстрат Меряния вепсы История Руси суздаль владимир меряне история марийцы Ростов Великий ростов Русь новгород экология славяне топонимика кострома КРИВИЧИ русские Язычество камень следовик камень чашечник синий камень этнофутуризм археология мурома Владимиро-Суздальская земля мерянский язык ономастика Ростовская земля балты городище финны Векса краеведение православие священные камни этнография общество Плёс дьяковцы Ивановская область регионализм культура идентитет искусство мещёра народное православие антропология россия Чухлома москва ярославль мифология вологда лингвистика Кологрив Ефим Честняков будущее Унжа вятичи Залесье волга Идентичность футуризм Унорож деревня север мерянский этнофутуризм Древняя Русь латвия русский север сакрум Галич Мерьский Верхнее Поволжье иваново капище новгородцы Ярославская область Московия скандинавы Северо-Восточная Русь Белоозеро мордва Залесская земля мерянский мир Европа Андрей Боголюбский великороссы Вологодская область Костромская область христианство
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 2301
На основании какой письменности восстанавливать язык Муромы?
Всего ответов: 865
Статистика
Яндекс.Метрика