Понедельник, 27.02.2017, 00:52 | Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость

Главная » 2013 » Июнь » 21 » Иванов день - Кокуй. Макушка лета.
11:23
Иванов день - Кокуй. Макушка лета.

Есть в годовом цикле две экстремальные точки — Солнцевороты, моменты когда убывающее солнце начинает прибывать или наоборот — прибывающее убывать. Один Солнцеворот приходится на средину зимы, другой — на середину лета. В христианской традиции зимний солнцеворот — это Рождество Христово (шире — Святки).  Начинается новый годовой цикл… 

А ровно через полгода, когда душное лето уже готово переломиться надвое, солнце, преодолев высшую точку, снова катится вниз — к зиме. На летний Солнцеворот приходится другой великий праздник Рождество Иоанна Предтечи или Иванов День. 

Иванов день в Верхневолжье обычно знаменует начало теплой летней погоды, и многие подгадывают начало своих летних отпусков на канун этого древнего праздника Солнцестояния. Искупаться на рассвете, зажечь вечером костёр или попариться в бане – три самых традиционных занятия в Иванов день.

На самый высокий холм в эту ночь принято приносить большое тележное колесо. Там его облепляют смолой, обвязывают соломой, зажигают и спускают с вершины. Летящее по склону огненное колесо символизирует одновременно: убывающее солнце и отсеченную по воле злокозненного царя Ирода честную главу Предтечи... 

Главным обрядовым действом, происходившим в ночь на Ивана, являлось разжигание костров. У русских этот обычай в XIX–XX веках был распространен в основном в западных и северных губерниях — финских: Олонецкой, Санкт-Петербургской, Костромской, Вологодской и балтских: Тверской, Псковской, Смоленской.

По мерянски Иванов день - Кокуй. Название это происходит от мерянского слова "кокуй", которое является однокоренным с финским "kokko" и вепсским "kuk" и означает праздничный костер в день летнего Cолнцеворота. Название Кокуй довольно широко распространено в топонимике Мерьямаа, так названы наиболее древние районы привязанные к мерянским селищам р.ж.в. многих городов в Волго-Окском междуречье.

Кокуй праздник плодородия, плодовитости, потенции. В старые времена праздник отмечался на реке или озере угощением и пивом для всей округи. Каждому наливался ковш, после которого, как записано в старых церковных записях, все творили срамные пляски.

На Кокуй шел сбор лекарственных растений: по народным представлениям, в это время они приобретали наивысшие лечебные и магические свойства. Другой важной стороной финского Летнего Солнцестояния является его поминальный характер.

В глубокой древности основной его идеей, на ряду с плодородием и плодовитостью, являлось поминовение умерших родс­твенников и прошение у них благословения на удачу в хо­зяйственных делах и в быту. Считалось что, в это время «огонь спускается с неба и равняется с Солнцем».

В древности в этот праздничный день члены кунта - рода собирались у священного места, которыми могли быть  - камень, дерево, роща, река или озеро, а так же в более позднее время часовня или церковь. Праздник начинался с оставления на священном месте "завета" (жертвы). Это были полотенца, платки, отрезы ткани, выпеченные изделия, яйца, деньги. Но главными считались все же продукты животноводства: шерсть, масло, сметана, молоко, творог. После оставления "заветов" следовали ритуалы: арбуй (уважаемый в кунте старший мужчина) читал молитвы, зажигался огонь.

Праздник способствовал сплочению общины, усилению взаимосвязи родствен­ных групп, их единению.

Народные приметы:

В Поветлужье на Иванов день «обязательно стремились помыться и попариться больные старообрядцы».

В южной Вологодчине вениками, составленными из разных трав и веток различных деревьев, украшали рога недавно отелившихся коров.

В Пошехонье верили в то, что если на Иванов день перелезть через 12 огородов, тынов (т.е. оград), любое желание исполнится.

В Поветлужье верили, что в каждом селе существует своя баба колдовка — стрига, которая в  полночь на Солнцеворот, приняв облик женщины, одетой во все белое, уходит в поле стричь колосья на чужих полях, лишая хозяев этих полей урожая. Поймать стригу бывает очень трудно, поскольку она способна превращаться в животных и птиц.

В Костромской губернии накануне Иванова дня девушки в складчину готовили обетную кашу из толченого ячменя, а вечером следующего дня они шли в ржаное поле с обетной кашей, обходили посевы до десяти раз и совершали здесь же обрядовую трапезу.

В Вологодской губернии на Ивана бросали веники через головы или с крыши бани. Если веник упадет вершиной к погосту, то гадающий умрет, а если нет, то будет жить. А костромские девушки считали, куда вершиной упадет веник, туда и замуж выйдут.

Нерехтском уезде Костромской губернии в ХIХ веке еще за день до праздника девушки собирались вместе на беседе, толкли ячмень в ступе и пели песни. Утром, накануне праздника, готовили из этого ячменя обетную кашу, которую съедали вечером, в ночь на Иванов день, а затем все вместе бежали на речку купаться, умывались вечерней росой и шли жечь «огни».

В Ярославской губернии считали, что  деревья в ночь на Иванов день могут переходить с места на место и разговаривать друг с другом.

В Ярославской губернии, в некоторых её уездах крестьяне признавали Иванов день очень опасным, так как водяной в этот день считается именинником. Он терпеть не может, когда в его царство лезут люди, и не только топит всякого неосторожного, но, затащив вглубь речных омутов, глумится уже над мертвым телом.

В Тверской губернии гадали на смерть по цветку-богатинку - втыкали в матицу избы на каждого члена семьи по цветку: чей не распустится, тому суждено умереть в текущем году.
Категория: Новости Мерянии | Просмотров: 1397 | Добавил: merja | Теги: Кокуй, Иванов день, Солнцеворот, мерянская Купала, меря | Рейтинг: 5.0/3
Всего комментариев: 2
avatar
0
2
Совершенно верно - толаш - пришел.
avatar
1
1
а KOKUJ TOLAS это - Иван пришёл? Tolas это как на эстонском tuleb (пришёл), я правильно понимаю?
avatar
СТАНЬ МЕРЯ!
ИНТЕРЕСНОЕ
ТЭГИ
мерянский Павел Травкин чашечник меря финно-угры чудь весь финно-угорский субстрат Merjamaa Меряния вепсы История Руси суздаль меряне владимир история марийцы Ростов Великий ростов Русь новгород экология славяне топонимика кострома КРИВИЧИ русские Язычество синий камень камень следовик камень чашечник сакральные камни этнофутуризм археология мурома Владимиро-Суздальская земля мерянский язык ономастика Ростовская земля балты городище финны краеведение православие священные камни этнография святой источник общество Плёс дьяковцы Ивановская область регионализм культура идентитет искусство мещёра священный камень народное православие антропология россия Чухлома москва ярославль мифология вологда лингвистика Кологрив Ефим Честняков будущее Унжа вятичи Залесье волга Идентичность футуризм галич деревня север мерянский этнофутуризм Древняя Русь латвия русский север сакрум Галич Мерьский Верхнее Поволжье иваново реэтнизация Костромская область древнерусская культура капище новгородцы Ярославская область Московия скандинавы Белоозеро мордва Залесская земля мерянский мир великороссы Вологодская область
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 2250
На основании какой письменности восстанавливать язык Муромы?
Всего ответов: 814
Статистика
Яндекс.Метрика