Среда, 28.06.2017, 06:37 | Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость

Главная » 2013 » Октябрь » 8 » Ярославский предприниматель восстановил мерянское село
21:31
Ярославский предприниматель восстановил мерянское село

Олег и Лариса Жаровы в интерьерах интерактивного музея "Нумера купцов братьев Урловых"

В последние годы не только продвинутые москвичи обращаются к своим мерянским корням и все чаще выбирают для жизни не каменные джунгли городов и не стандартные дачи, а соединение городского комфорта, невысокой застройки и больших зеленых территорий.

Коренной ярославец бизнесмен Олег Жаров (поработавший и в США, и в Европе, и в обеих российских столицах) давно искал тихое место для загородного дома. А вместо него нашел жемчужину — село Вятское с первым летописным упоминанием в 1502 году, полусотней развалившихся архитектурных памятников и огромным Вознесенским храмом, служба в котором не прерывалась с 1750 года по сей день.



Когда бизнесмен Олег Жаров приехал сюда шесть лет назад, село было разрушено. Не олигарх, не член «Единой России» (и никакой иной партии) — он собственными финансовыми силами возродил село. Сейчас Вятское стало известно как туристический центр, а сам Жаров получил Государственную премию в области литературы и искусства за 2011 год  - именно за возрождение села. Во время награждения особо было отмечено, что проект возрождения села Вятское реализован без помощи государства.

Теперь здесь историко-культурный комплекс: гостиница, ресторан, пять музеев. Главный — «Музей предприимчивости» — собрание орудий мужского и женского труда, изящной домашней утвари, бытовой техники (вроде стиральной машины с корпусом из дубовой кадушки), щегольских девайсов: музыкальные шкатулки, патефоны, арифмометры… Трудолюбием и достатком, избытком даже, веет от основательных фигур и ясноглазых лиц на ретро-снимках из сельского фотоателье. Похоже, в Некрасовском районе Ярославской области нашли ту мерянскую Русь, которую мы потеряли. И она снова ожила.

На работу Жаров ездит в Ярославль, но в городскую квартиру уже несколько лет не заглядывал, живет здесь. Капитал он сделал на «другом конце нефтяной трубы»: переработка отходов, строительство очистных сооружений, ресурсосберегающие технологии, новые материалы, в общем, экология. Бизнес свой Жаров называет малым и вообще в предпринимательство попал «случайно». Математик по образованию, к 1991 году он работал в научном центре по изучению фундаментальных проблем вычислительной техники.

"В первый год по Вятскому пройти было невозможно — кругом валялись бутылки, банки, склянки,— говорит Олег Жаров.— Никто ничего не убирал, все выбрасывали прямо на обочину или в кусты". Сейчас Жаров, ярославская компания которого как раз занимается утилизацией отходов, купил два огромных финских контейнера, всюду расставил урны с большими желтыми табличками "Благодарим жителей и гостей села за соблюдение чистоты!". Он и сам не гнушается поднять оброненную кем-то бумажку. Местные сначала дивились: "В костюме, а мусор подбирает! Вот дикий!" Но со временем к порядку приучились все.



А есть довольные изменениями люди. "Какие наши ребята молодцы! - сказала нам эта женщина. - Раньше у нас в центре одни развалины были, а теперь чисто и красиво". Вятское, к слову, всегда славилось своими огурцами. Жаровы тоже пиарят огурцы всюду. Местные жители в сезон теперь туристам могут по 300 кг соленых огурчиков продать. Какая-никакая, а прибавка к пенсии.

В общей сложности Жаров создал в Вятском около 70 рабочих мест. Скоро заработает цех по засолке огурцов — прибавится еще 30. Когда-то село называли огуречной столицей России. Этот овощ растет здесь, как сорняк. Ни удобрять, ни поливать не нужно. В 1906 году на продажу в столицы, а также в Швецию, Швейцарию и Данию из Вятского вывезли 8 млн кг соленых огурцов — правда, с учетом веса тары…

На центральной площади села дежурит «восьмерка» вневедомственной охраны. Скорость реагирования — 30 секунд. Уборку мусора, снега зимой, прокладку канализации и водопровода Жаров тоже взял на себя.

— Мне приходится быть и мэром, и депутатом, и мировым судьей, и священником… У школы проблемы — школе помог. Ей сто лет исполнилось, оттуда три Героя Советского Союза вышли, будущий митрополит Рязанский Симон там учился, а им не то что юбилей отметить — на ремонт денег никто не давал. Мы выделили 600 тыс. рублей, школа хотя бы нормально открыла учебный год.

— У меня есть знакомые, продолжает Жаров, — долларовые миллиардеры, из списка «Форбс». Некоторые сюда приезжали. Охали, ахали: какая красота, фантастика, ну ты молодец! Ни один не предложил ни копейки. Хоть на церковные купола, хоть на что-нибудь… Ни разу!

— Видимо, поэтому они и миллиардеры.

— Наверное. А кто попроще — владельцы среднего бизнеса — всегда говорят: если чего надо, звони… Я не буду просить, конечно, но все равно у среднего бизнеса лицо человеческое.

Местная власть охотно наведывается в Вятское, важных гостей привозит, но в дела Жарова не лезет.

— А я просить не умею, да и не люблю. Не мешают — на том спасибо.

Из знаменитостей частый гость Вятского — оскароносный аниматор, скромный ярославский отшельник Александр Петров, здесь открыта его выставка. В бывшей кузнице оборудовали купель — на последнее Крещение сюда приехали окунуться 5 тыс. человек. Росписи в купели, как и в московском Храме Христа Спасителя, делал заслуженный художник России Николай Мухин — у него дом в Вятском. Такие вот в мерянской провинции простые деревеньки…

Среди поклонников Вятского — люди настолько разные, как советник президента России по культуре Юрий Лаптев и случайно встреченный мною на сельской улице Евгений Ройзман. Оба, как объясняет мне Жаров, принадлежат к коллекционерскому племени.

Использованы публикации: http://izvestia.ru и http://sdelanounas.ru
Категория: Новости Мерянии | Просмотров: 2270 | Добавил: merja | Теги: ярославль, реколонизация, туризм, меря | Рейтинг: 5.0/4
Всего комментариев: 4
avatar
1
4
А коровник в Вятском и должен быть по голандской технологии стойлового содержания. Закопали в землю около 50 млн и теперь стоит недостроенный памятник. А строили на колхозной земле, там где и раньше был комплекс. Я не против музея, не против фермы, ну неужели никак недоговорится было. А газеты мы читаем, много про Олега нашего с Еленой Премудрой пишут (Огонек, Известия, еще центральные какие-то издания, медальку президент дал, а кое о ком забыли, кто действительно стоял у вятского музейного дела, а человек здоровье потерял), но вот региональная и районная пресса это всё без пафоса и без лакировки освещают. А от зарплат просто "улыбка"!
А уж с дармовым особняком на Волжской набережной шуму-то было! Но вроде за копейки Урлашов не дал им прихватизировать, а в каком сейчас положении ситуация находится не могу сказать, возможно под шумок (мэра посадили) и стырят особняк, а городу денег не хватает. Надо будет у компетентных людей поспрашивать.
  Вот что-то мне по душе Мышкин, Мартыново и аналогичные "сицкари" они как-то к народу ближе,  душевнее что-ли...
avatar
0
3
Очень Вас понимаем. Дачи для бомонда - это ладно. Но современный коровник, пусть не на 500 голов, а на 100 - нужно было забабахать!
И ничего бы ни кого не отпугнуло. При таких деньгах можно было поставить оборудование как в Европах - всё бы было в блистающей чистоте! Ещё бы и экскурсии водили. Плюс экопродукция для того же бомонда.
Вот тогда бы да. А так...
 
Потому-то идеи Тюрина мне ближе. Вложений требуют меньше. А отдача для местных - куда больше.
avatar
1
2
Не спешим радоваться, друзья. Всё не однозначно. Хорошо всех и всё знаю, т.к. много и постоянно там бываю и с ними одно время сотрудничал. Писать можно сколь угодно, но я бы не хотел, чтоб в нашей стороне (17 км от Вятского) именно так было. Едешь в деревню, а получаешь кусок (очень я вам скажу дорогой и большинству не по карману) города. Всё очень отлично сделано, но изнутри как-то не то. Да, хорошо есть раб. места, но их не так много и все из серии "кушать подано". Все богачи, накупившие у Жарова отремонтированные особняки чужаки в селе. Вот "вятичи" и в обслуге у них. А кого недобирают, привозят гастарбайтеров, их там очень много (ну я ж говорил, как в городе). Понимаете, это всё не для сельчан, а похоже на какой-то элитный клуб за городом. Привозят космонавтов, церетелей, и других кренделей, а народец вятский смотрит на эти процессии как на инопланетян из-за калиточки. И что-то так грустно смотря на эти картины. Хотели поставить современный животноводческий комплекс, и 50 млн освоили, сельчане уж заждались на новье поработать (практчески все в Яр. гоняют). Но не судьба. Не дал Жаров комплексу быть. Я конечно понимаю, может он туристов отпугнуть, может. Но почему-то у нас снова нет третьего варианта. Что-бы и село новый комплекс на 500 голов КРС имело (а это их прямая заинтересованность, а не "дай, подай, принеси") и музейный комплекс. Надо обязательно, чтобы кто-то более сильный своего оппонента (в данном случае с/х) полностью удушил. Ну нельзя так, нельзя. Вот и сестра 2-я дом там продаёт, устала от шествий толп народа и импозантных знатных гостей. Хотела в деревне очутиться, а получила снова урбанизацию. Один плюс:цена недвиж. там возросла маа-негорюй. Хотя я не знаю хорошоли это. Про музеи коротко скажу. 80 процентов экспозиций к истории Вятского отношения не имеют! А может и поболее! Один музейщик  всё у них спрашивает, ну мол всё чудно, хорошо, а где же история-то самого Вятского у вас? Молчат...  Хотя это лучше чем вообще ничего. И где-то я уже это слышал или читал (дежа-вю какое-то) - похоже всё это на какую-то новую колонизацию...
Прошу понять меня.
avatar
1
1
Красиво, ё!
Каждому селу - по Жарову!
avatar
СТАНЬ МЕРЯ!
ИНТЕРЕСНОЕ
ТЭГИ
мерянский Павел Травкин чашечник меря финно-угры чудь весь Merjamaa финно-угорский субстрат Меряния вепсы История Руси суздаль меряне владимир история марийцы Ростов Великий ростов Русь новгород экология славяне топонимика кострома КРИВИЧИ русские Язычество камень следовик камень чашечник синий камень этнофутуризм археология мурома Владимиро-Суздальская земля мерянский язык ономастика Ростовская земля балты городище финны Векса краеведение православие священные камни этнография общество Плёс дьяковцы Ивановская область регионализм культура идентитет искусство мещёра народное православие антропология россия Чухлома москва ярославль мифология вологда лингвистика Кологрив Ефим Честняков будущее Унжа вятичи Залесье волга Идентичность футуризм Унорож деревня север мерянский этнофутуризм Древняя Русь латвия русский север сакрум Галич Мерьский Верхнее Поволжье иваново реэтнизация капище новгородцы Ярославская область Московия скандинавы Северо-Восточная Русь Белоозеро мордва Залесская земля мерянский мир Европа великороссы Вологодская область Костромская область христианство
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 2301
На основании какой письменности восстанавливать язык Муромы?
Всего ответов: 868
Статистика
Яндекс.Метрика