Автор "Краткой грамматики финского языка", "Самоучителя водского языка" и "Самоучителя ижорского языка" Виталий Чернявский собирается по топонимам и сохранившимся родственным фино-угорским языкам восстановить язык народа мурома. По основной специальности Виталий - врач, а лингвистика - его хобби.
Мурома - финно-угорский народ. Муромская земля располагается в землях Нижней Оки. После XII века мурома уже не упоминалась в летописях как отдельный народ - официальная история считает, что к этому времени мурома неплохо освоила славянскую речь и вошла в состав формирующегося русского народа.
Виталий Чернявский считает что мурома перестала упоминаться после 12 века из политических соображений, а не потому, что её уже не было. Князья и православная церковь уже тогда начали мыслить геополитически отказавшись от национальной политики. Муромский язык существовал ещё в 17 веке - город Судогда, родина прадедов Виталия Черняховского, в ревизских сказках того времени указывается, как город с населением, относящимся к "финскому племени". А в 80-х годах 20-го века Виталий Чернявский лично разговаривал с человеком, который вёл свою родословную "от муромы". Так что вопрос о ПОЛНОМ исчезновении этого народа - пока открыт.
ПЛЕМЯ МУРОМА
Археологические памятники племени мурома:
1 - селище Гусек; 2 - городище Карпово; 3 - городище Ознобишинский Городок; 4 - селище Юромка 2; 5 - селище Малышево; 6 - селище Дубки. 7 - селище Новлянка; 8 - селище Талызино; 9 - грунтовый могильник Молотицы; 10 - селище Старые Котлицы 1; 11 - селище Савково; 12 - селище Максимовское; 13 - грунтовый могильник Максимовский; 14 - поселение Волнино 1; 15 - поселение Битюково 3; 16 - селище Битюково; 17 - городище Чаадаевский городок; 18 - селище Чаадаево 1; 19 - селище Чаадаево 2; 20 - селище Чаадаево 3; 21 - курганный могильник Захарово; 22 - селище Зименки; 23 - селище Минеево 1; 24 - селище Минеево 2; 25 - селище Новоселки; 26 - селище Котышево 1; 27 - селище Котышево 2; 28 - селище Михайлово; 29 - селище Коржавино; 30 - селище Коржавино 2; 31 - селище Ковардицы 2; 32 - селище Тумовское; 33 - селище Черемисино; 34 - селище Кривицы; 35 - грунтовый могильник Подболотьевский; 36 - Муром, грунтовый могильник 1; 37 - Муром, грунтовый могильник 2; 38 - город Муром; 39 - Муром, селище Кожевники; 40 - селище Панфилово; 41 - грунтовый могильник Александровский; 42 - селище Кудрино; 43 - селище Урваново; 44 - селище Верхозерье; 45 - селище Верхозерье 2; 46 - селище Домнино; 47 - грунтовый могильник Казнево; 48 - селище Воютино; 49 - поселение Кононово; 50 - городище Большой Городок; 51 - городище Окшовский Городок; 52 - грунтовый могильник Нижневерейский; 53 - грунтовый могильник Перемиловский; 54 - грунтовый могильник Ефановский; 55 - грунтовый могильник Корниловский; 56 - грунтовый могильник Арефинский; 57 - грунтовый могильник Чулковский; 58 - грунтовый могильник Михалицкий.
Территории Нижней Оки в середине первого тысячелетия н. э. были заселены представители племен городецкой культуры. В V веке финно-угорские переселенцы из Западного Приуралья, имевшего связи с Поочьем с древнейших времен, встретили в этом регионе смешанное население, состоявшее в основном из среднеокских финно-балтов и позднего городецкого населения. Именно с этого времени, с V - VI веков, здесь появляются археологические памятники со своеобразной территориальной культурой и погребальным обрядом, которые в науке относят к летописному племени мурома. Сложение культуры муромы происходило вплоть до середины VII века, после чего в ее облике - появились племенные черты, выделившие мурому из очень близких ранее культур родственных финских народов - эрзи, мери и мари.
«Повесть временных лет» - русская летопись сообщала о месте проживания муромы: «А по Оце реце, где втечеть в Волгу, мурома язык свой ... » Название племени происходило от слова «муром», перевести которое можно, как «гора у воды» и означает соответственно, «люди, живущие на возвышенности у воды». Племенная территория муромы сложилась еще на самом раннем этапе и включала в себя нижнее течение Оки от устья р. Цны до устья реки Клязьмы. Позднее она расширил ась и охватила бассейны средних и мелких притоков обоих берегов Оки с прилегающими пойменными лугами, с озерами, болотами и лесами на площади около 30 х 50 км. Потребность новых жителей региона в обширных луговых, водных и лесных угодьях была вызвана характером их хозяйственной деятельности - отгонным скотоводством, охотой, рыболовством и мелкомасштабным подсечно-огневым земледелием.
Ранние поселения муромы пока не найдены, все выводы о культуре племени можно делать только на основании немногочисленных захоронений VII - IX веков, открытых на большинстве из четырнадцати известных на сегодня бесспорно муромских могильников. Муромские кладбища являются первой отличительной от предыдущих периодов истории края чертой, поскольку могильники раннего железного века в Поочье неизвестны - умерших в то время, видимо, либо хоронили на деревьях, либо оставляли в лесу. Для муромы были характерны грунтовые кладбища, на которых захоронения не объединялись курганными насыпями, но более поздние могилы не нарушали ранние, отмеченные каким-то образом на поверхности земли. На всех этапах истории племени бьши распространены два погребальных обряда - захоронение тела умершего головой к северу в прямоугольной яме или захоронение остатков сожженного тела в прямоугольной, квадратной или овальной яме. Во всех случаях погребения сопровождались вещами - украшениями, орудиями труда, бытовыми вещами, оружием, керамическими сосудами. Большая часть элементов погребального обряда муромы сходна с обрядом соседних поволжско-финских народов - эрзи, мари, мери - что свидетельствует об общности их происхождения и постоянных контактах между ними.
Женский костюм муромы был самобытен и включал своеобразные налобные венчики, головные жгуты, височные кольца «муромского» типа, оригинальные ажурные украшения одежды - нагрудные бляхи, привески-«коромысла», разнообразные шумящие подвески, набедренные ленты, шумящие украшения обуви. Детали мужского костюма были менее выразительны. Их распространенной разновидностью являлись кожаные налобные ремешки с бронзовыми спиральными пронизками, а так же швейные гривны с замком в виде многогранной головки и петли.
В науке поднимался вопрос тождества муромы и эрзи, но исследования последних лет подтвердили самостоятельность муромской культуры и муромской народности в период раннего средневековья. Язык муромы тоже имел своеобразие в среде поволжско финских языков, что подтверждается древнейшими названиями рек ручьёв и населённых пунктов доживших до наших дней.
Десятый век внес в историю лесной и лесостепной зон Европы большие перемены: возникли новые и окрепли существовавшие молодые государственные образования, быстро увеличивал ось население, чрезвычайно оживилась торговля. Число поселений муромы значительно выросло, увеличились их размеры; было основано поселение на Кремлевской горе, о котором «Повесть временных лет» сообщала: «Перьвии насельници ... Муроме - мурома». Частично исследованы два городища, на которых жили мурома - у сел Чаадаева и Ознобишина, но оба они были возведены населением городецкой культуры и вторично использованы муромой.
Одно из муромских сел этого периода, находившееся в семи километрах от Мурома, полностью археологически исследовано и, наряду с другими фактами, послужило источником для исторических выводов о жизни племени. Наиболее ранним типом жилища были полуземлянки со срубом или столбовой конструкцией, обшитой бревнами, перекрытые двускатной крышей. Отапливались они открытыми печами-каменками или очагами с глинобитным сводом. В начале Х века полуземлянки сменились срубными домами с углубленным полом, которые обогревались такими же печами-каменками с глинобитным сводом; начали складываться усадьбы из нескольких жилищ, замкнутых в пространство двора хозяйственными постройками. В ХI веке, начали распространяться наземные срубные дома небольшой площади с дощатым полом и тем же, что и в Х веке, типом печей; эти дома строились в уличном порядке.
Изменения в домостроении отражали процесс распада большой семейной общины на индивидуальные семьи, связанные общей собственностью и хозяйством, а затем - на малые семьи с отдельной собственностью, объединенные в сельские территориальные общины. Основой хозяйства было животноводство; разводились свиньи, лошади, крупный и мелкий рогатый скот.
|