Пятница, 22.11.2024, 02:46 | Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость

Главная » 2010 » Декабрь » 1 » Язык народа мурома восстановят
21:53
Язык народа мурома восстановят

Автор "Краткой грамматики финского языка", "Самоучителя водского языка" и "Самоучителя ижорского языка" Виталий Чернявский собирается по топонимам и сохранившимся родственным фино-угорским языкам восстановить язык народа мурома. По основной специальности Виталий - врач, а лингвистика - его хобби.


Мурома - финно-угорский народ. Муромская земля располагается в землях Нижней Оки. После XII века мурома уже не упоминалась в летописях как отдельный народ - официальная история считает, что  к этому времени мурома неплохо освоила славянскую речь и вошла в состав формирующегося русского народа. 

Виталий Чернявский считает что мурома перестала упоминаться после 12 века из политических соображений, а не потому, что её уже не было. Князья и православная церковь уже тогда начали мыслить геополитически отказавшись от национальной политики. Муромский язык существовал ещё в 17 веке - город Судогда, родина прадедов Виталия Черняховского, в ревизских сказках того времени указывается, как город с населением, относящимся к "финскому племени". А в 80-х годах 20-го века Виталий Чернявский  лично разговаривал с человеком, который вёл свою родословную "от муромы". Так что вопрос о ПОЛНОМ исчезновении этого народа - пока открыт.

ПЛЕМЯ МУРОМА

Археологические памятники племени мурома:

1 - селище Гусек; 2 - городище Карпово; 3 - городище Ознобишинский Городок; 4 - селище Юромка 2; 5 - селище Малышево; 6 - селище Дубки. 7 - селище Новлянка; 8 - селище Талызино; 9 - грунтовый могильник Молотицы; 10 - селище Старые Котлицы 1; 11 - селище Савково; 12 - селище Максимовское; 13 - грунтовый могильник Максимовский; 14 - поселение Волнино 1; 15 - поселение Битюково 3; 16 - селище Битюково; 17 - городище Чаадаевский городок; 18 - селище Чаадаево 1; 19 - селище Чаадаево 2; 20 - селище Чаадаево 3; 21 - курганный могильник Захарово; 22 - селище Зименки; 23 - селище Минеево 1; 24 - селище Минеево 2; 25 - селище Новоселки; 26 - селище Котышево 1; 27 - селище Котышево 2; 28 - селище Михайлово; 29 - селище Коржавино; 30 - селище Коржавино 2; 31 - селище Ковардицы 2; 32 - селище Тумовское; 33 - селище Черемисино; 34 - селище Кривицы; 35 - грунтовый могильник Подболотьевский; 36 - Муром, грунтовый могильник 1; 37 - Муром, грунтовый могильник 2; 38 - город Муром; 39 - Муром, селище Кожевники; 40 - селище Панфилово; 41 - грунтовый могильник Александровский; 42 - селище Кудрино; 43 - селище Урваново; 44 - селище Верхозерье; 45 - селище Верхозерье 2; 46 - селище Домнино; 47 - грунтовый могильник Казнево; 48 - селище Воютино; 49 - поселение Кононово; 50 - городище Большой Городок; 51 - городище Окшовский Городок; 52 - грунтовый могильник Нижневерейский; 53 - грунтовый могильник Перемиловский; 54 - грунтовый могильник Ефановский; 55 - грунтовый могильник Корниловский; 56 - грунтовый могильник Арефинский; 57 - грунтовый могильник Чулковский; 58 - грунтовый могильник Михалицкий. 


Территории Нижней Оки в середине первого тысячелетия н. э. были заселены представители племен городецкой культуры. В V веке финно-угорские переселенцы из Западного Приуралья, имевшего связи с Поочьем с древнейших времен, встретили в этом регионе смешанное население, состоявшее в основном из среднеокских финно-балтов и позднего городецкого населения. Именно с этого времени, с V - VI веков, здесь появляются археологические памятники со своеобразной территориальной культурой и погребальным обрядом, которые в науке относят к летописному племени мурома. Сложение культуры муромы происходило вплоть до середины VII века, после чего в ее облике - появились племенные черты, выделившие мурому из очень близких ранее культур родственных финских народов - эрзи, мери и мари. 

«Повесть временных лет» - русская летопись сообщала о месте проживания муромы: «А по Оце реце, где втечеть в Волгу, мурома язык свой ... » Название племени происходило от слова «муром», перевести которое можно, как «гора у воды» и означает соответственно, «люди, живущие на возвышенности у воды». Племенная территория муромы сложилась еще на самом раннем этапе и включала в себя нижнее течение Оки от устья р. Цны до устья реки Клязьмы. Позднее она расширил ась и охватила бассейны средних и мелких притоков обоих берегов Оки с прилегающими пойменными лугами, с озерами, болотами и лесами на площади около 30 х 50 км. Потребность новых жителей региона в обширных луговых, водных и лесных угодьях была вызвана характером их хозяйственной деятельности - отгонным скотоводством, охотой, рыболовством и мелкомасштабным подсечно-огневым земледелием.


Ранние поселения муромы пока не найдены, все выводы о культуре племени можно делать только на основании немногочисленных захоронений VII - IX веков, открытых на большинстве из четырнадцати известных на сегодня бесспорно муромских могильников. Муромские кладбища являются первой отличительной от предыдущих периодов истории края чертой, поскольку могильники раннего железного века в Поочье неизвестны - умерших в то время, видимо, либо хоронили на деревьях, либо оставляли в лесу. Для муромы были характерны грунтовые кладбища, на которых захоронения не объединялись курганными насыпями, но более поздние могилы не нарушали ранние, отмеченные каким-то образом на поверхности земли. На всех этапах истории племени бьши распространены два погребальных обряда - захоронение тела умершего головой к северу в прямоугольной яме или захоронение остатков сожженного тела в прямоугольной, квадратной или овальной яме. Во всех случаях погребения сопровождались вещами - украшениями, орудиями труда, бытовыми вещами, оружием, керамическими сосудами. Большая часть элементов погребального обряда муромы сходна с обрядом соседних поволжско-финских народов - эрзи, мари, мери - что свидетельствует об общности их происхождения и постоянных контактах между ними. 



Женский костюм муромы был самобытен и включал своеобразные налобные венчики, головные жгуты, височные кольца «муромского» типа, оригинальные ажурные украшения одежды - нагрудные бляхи, привески-«коромысла», разнообразные шумящие подвески, набедренные ленты, шумящие украшения обуви. Детали мужского костюма были менее выразительны. Их распространенной разновидностью являлись кожаные налобные ремешки с бронзовыми спиральными пронизками, а так же швейные гривны с замком в виде многогранной головки и петли. 

В науке поднимался вопрос тождества муромы и эрзи, но исследования последних лет подтвердили самостоятельность муромской культуры и муромской народности в период раннего средневековья. Язык муромы тоже имел своеобразие в среде поволжско финских языков, что подтверждается древнейшими названиями рек ручьёв и населённых пунктов доживших до наших дней. 

Десятый век внес в историю лесной и лесостепной зон Европы большие перемены: возникли новые и окрепли существовавшие молодые государственные образования, быстро увеличивал ось население, чрезвычайно оживилась торговля. Число поселений муромы значительно выросло, увеличились их размеры; было основано поселение на Кремлевской горе, о котором «Повесть временных лет» сообщала: «Перьвии насельници ... Муроме - мурома». Частично исследованы два городища, на которых жили мурома - у сел Чаадаева и Ознобишина, но оба они были возведены населением городецкой культуры и вторично использованы муромой. 


Одно из муромских сел этого периода, находившееся в семи километрах от Мурома, полностью археологически исследовано и, наряду с другими фактами, послужило источником для исторических выводов о жизни племени. Наиболее ранним типом жилища были полуземлянки со срубом или столбовой конструкцией, обшитой бревнами, перекрытые двускатной крышей. Отапливались они открытыми печами-каменками или очагами с глинобитным сводом. В начале Х века полуземлянки сменились срубными домами с углубленным полом, которые обогревались такими же печами-каменками с глинобитным сводом; начали складываться усадьбы из нескольких жилищ, замкнутых в пространство двора хозяйственными постройками. В ХI веке, начали распространяться наземные срубные дома небольшой площади с дощатым полом и тем же, что и в Х веке, типом печей; эти дома строились в уличном порядке.

Изменения в домостроении отражали процесс распада большой семейной общины на индивидуальные семьи, связанные общей собственностью и хозяйством, а затем - на малые семьи с отдельной собственностью, объединенные в сельские территориальные общины. Основой хозяйства было животноводство; разводились свиньи, лошади, крупный и мелкий рогатый скот.
Категория: Новости Мерянии | Просмотров: 9835 | Добавил: merja | Рейтинг: 5.0/5
СТАНЬ МЕРЯ!

ИНТЕРЕСНОЕ
ТЭГИ
мерянский Павел Травкин чашечник меря финно-угры чудь весь Merjamaa Меряния финно-угорский субстрат вепсы История Руси меряне суздаль владимир история марийцы мари Ветлуга Ростов Великий ростов новгород Русь экология славяне топонимика кострома КРИВИЧИ русские Язычество камень следовик синий камень камень чашечник сакральные камни этнофутуризм археология мурома Владимиро-Суздальская земля мерянский язык ономастика Ростовская земля балты финны городище Векса озеро Неро краеведение православие священные камни этнография Плёс общество дьяковцы Ивановская область регионализм культура идентитет искусство плес ингрия антропология россия москва ярославль мифология вологда лингвистика Марий Эл будущее Унжа вятичи Залесье волга поэзия нея галич деревня туризм север мерянский этнофутуризм Древняя Русь шаманизм латвия русский север иваново буй капище Ярославская область Языкознание реконструкция скандинавы средневековье Европа магия Этногенез коми старообрядцы Костромская область христианство Социология
Статистика
Яндекс.Метрика