В экспозиции «Археология земли Ростовской», в витрине №9, посвященной торговым связям мери (VII – середина XI вв.) есть два интересных экспоната под № 9 «Чаши весов. Железо».
Один из предметов происходит из раскопок Д.Н. Эдинга на Сарском городище в 1924 г. Находка была опубликована автором раскопок в 1928 г. монографии «Сарское городище»: «единственная сковорода [№140] (табл. VII,рис. 10), найденная на городище имеет аналогии в находках, сделанных в Приладожских курганах и датируется XI веком [ Бранденбург, стр. 70; Глазов, стр. 37, табл. XIX, рис. 17. ].»
Возможно, атрибуция принадлежит выдающемуся русскому археологу А.А. Спицыну. В протоколе Ростовского научного общества по изучению местного края от 8 августа 1925 г. (хранится в архиве ГМЗ «Ростовский кремль») указано, что предметы полученные в ходе раскопок находятся в Государственном Историческом музее, где готовится их выставка и предполагается осмотр их известными специалистами А.А. Спицыным, П.П. Ефименко, Тальгреном.
«Чаши весов. Железо».Витрина №9, посвященная торговым связям мери (VII – середина XI вв.) Экспозиция «Археология земли Ростовской»
В предисловии к монографии Д.Н. Эдинг выражает благодарность А.А. Спицыну и П.П. Ефименко, то есть скорее всего их визит в ГИМ состоялся.
Ссылка Эдинга «Глазов, стр. 37, табл. XIX, рис. 17.» не совсем точна. Это публикация материалов раскопок Глазова осуществлённая А.А. Спицыным.
Предметы упоминаются в монографии А.Е. Леонтьева «Археология мери»:
«Торговый инвентарь представлен частью коромысла складных бронзовых весов (рис. 66, 11). Чашками крупных весов или безменов являлись круглые железные поковки диаметром около 20 см с вогнутым дном. На городище найдено два экземпляра (рис. 65). Эта довольно редкая категория вещей в единичных экземплярах встречена на древнерусских памятниках Х-ХШ вв.: в курганах Приладожья [Бранденбург Н.Е., 1895. С. 70] и в бывшей Санкт-Петербургской губернии [Спицын А.А., 1896. С. 33. Табл. XIX, 7], в Старой Рязани [ГИМ, хр. Р15/255], на городище Лукомль в Белоруссии [Штыхов Г.В., 1978. С. 119. Рис. 51, 3]. В литературе за этими предметами почему-то закрепилось название "сковороды".»
К аналогиям, указанным, вероятно, А.А. Спицыным, А.Е. Леонтьев добавил ещё две отметив, что «это довольно редкая категория вещей». Автор предлагает переатрибуцию предметов, однако не приводит в пользу неё ни одного аргумента.
Работа над созданием исторической экспозиции Ростовского музея-заповедника позволила вновь обратиться к атрибуции данных предметов.
Переатрибуция, сделанная А.Е. Леонтьевым, не может не вызвать возражений.
1. конструкция древнерусского безмена не предполагает каких-либо чаш.
2. какие-либо детали «крупных» весов в материалах IX-X вв. не известны.
3. все известные весы IX-X вв. невелики и предназначались, главным образом для взвешивания серебряных монет (арабские монеты, как известно, на Руси использовались не по номиналу, а по весу).
Первоначальная атрибуция, неожиданно для меня, подтвердилась в одну из моих поездок в ГИМ. В зале, посвященном образованию Древнерусского государства, есть витрина, где экспонируются предметы с городища Супруты (р. Упа, Тульская область). В их числе и «сковородка» на длинной железной ручке. По размерам в сравнении с нашими она один в один, только ручка есть. Жаль, что не видно способ её крепления к чаше.
Ещё более интересно происхождение этих предметов.
Для мери использование сковород (судя по материалам монографии А.Е. Леонтьева) по-видимому не было характерно. На Сарском городище найдены фрагменты всего лишь двух глиняных сковород. На селищах в округе Ростова — ни одной, при том что раскопками исследовано более 2000 кв. м., получено более 6000 фрагментов керамики.
Железные сковороды, скорее всего имеют северное (Скандинавия) происхождение. В.В. Мурашева подчеркивает «разнообразие и обилие находок скандинавского происхождения» на городище Супруты.
Поиск аналогий необходимо продолжить...
Алексей Каретников. 2012.
Источник: http://rostland.blogspot.com/
Интересные параллели, как раз к Масленице. Выходит, что меря в VII – XI веках блины не пекли, по крайней мере в сковородках? Хотя в это время пекли хлеб и лепешки, а в более позднее время, в XV – XVI веках должны были печь и сами блины, судя по вепсским и прочим этнографическим аналогиям.
Примечание Merjamaa
|