Воскресенье, 18.11.2018, 13:45 | Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость

Главная » 2012 » Январь » 12 » Князья-великаны и каменный топор. Наши легендарные первопредки
09:39
Князья-великаны и каменный топор. Наши легендарные первопредки
http://merjamaa.ru/foto/onary/09.jpg

История Ярославского Поволжья всегда была наполнена многочисленными и разнообразными событиями, которые, так или иначе, отразились в народных представлениях. Важным циклом раздела русской устной прозы являются произведения о легендарных предках, великанах, называемых «панами» которые перекидываются друг с другом топорами, которые пришли к нам из седой финской древности...

http://merjamaa.ru/foto/onary/08.jpg

"Паны" с озера Неро


Изучение источников по фольклорной традиции Ростовского края XIX-XX вв. показало, что существовали народные легенды, имевшие схожий сюжет. Так, в д. Гусарниково Ростовского уезда во втор. пол. XIX в. А.А. Титовым было записано сказание о располагавшихся в окрестностях этого селения курганах «Панские могилы». По преданию, здесь когда-то жили «паны»: великаны, обладавшие непомерной силой и ловкостью: они перекидывались топорами с Гусарниковского городища на Деболовское городище, бегали, взявшись цепью за руки, от городища к городищу в три минуты, насыпали городцы, а под ними ходы, где и хранили сокровища.

Аналогичные мотивы зафиксированы А.А. Титовым в устной традиции находившегося в том же уезде с. Деболы. Местные предания сообщали, что около этого селения на месте «Городец на Саре» «воевали паны», метавшие камни, топоры и плахи «панам» в Борисоглебскую слободу. Другое дебольское сказание повествовало о живших здесь «панах» – великанах.

Интересно, что в 1997 г. (практически через столетие) в с. Деболовское (Деболы) Ростовского района были записаны идентичные произведения, дополненные тем, что, «паны» имели светлые волосы, занимались охотой и рыболовством. Факт фиксации аналогичного произведения в недавнем прошлом может объясняться как устойчивым бытованием устной традиции.

Гусарниковским и Дебольским преданиям существуют множественные аналогии  у ближайших финских народов центральной России содержащие сходные мотивы (огромный рост и сила «панов»-предков, перекидывание молотов с «городища» на «городище»).

Эти аналогии говорят за единые корни фольклорных традиций и за факт существования в древности единого этно-культурного источника.

Затрагивая вопрос о персонажах, перекидывавших друг другу на дальние расстояния топоры и орудия труда, отметим широкое существование данного мотива в русской народной культуре различных регионов Поволжья XIX-XX вв.В частности, в регионе Верхней Волги аналогичные реалии обнаруживают сказания о великанах, которые, как и «паны», наделялись «гиперболическими» и «асимметричными» признаками и ассоциировались с аборигенами края.


Сюжет с метании предметов великанами-предками имеет широкое распространение, от Пскова до  Чувашии и от Оки до западной Сибири

http://merjamaa.ru/foto/onary/07.jpg

Великаны из Судомы

Псковская легенда о Золотой цепи на горе Судома гласит, что в далекие времена проживали на ней три великана: мать, отец и дочь. Мать звали - Судома, отца - Лобно, а дочь - Степулиха. Они защищали свою землю от врага с помощью огромного каменного топора. Когда недруги наступали на их землю они, перебрасывая топор друг другу обороняли свое жилище. Один раз при боевой схватке, топор у одно из великанов соскользнул с рук и канул в бездну озера. Тогда, Судому прошептала заклинание, и они все превратились в большую гору. 

http://merjamaa.ru/foto/onary/06.jpg

Разбойник с Чора паттар сарчё

В Чувашии этнографом И. И. Одюковым записано легендарное предание о Чора-батыре. Жил он 300—400 лет назад на правом берегу Волги напротив Маслова острова в дремучем лесу на холме, который ныне называется Чора паттар сарчё. Были у него два сообщника. Они жили на левом берегу: один на Амаксаре, другой на Хырту — Сосновой горе. Они грабили купеческие суда на Волге. У них был единственный большой топор. Они перекидывали его друг другу через Волгу. К сожалению, в этом предании о деяниях персонажей сказано очень скупо, но в нем мы так же встречаемся с широко распространенным мотивом перекидывания топора, характерным для легенд древней героической эпохи.

http://merjamaa.ru/foto/onary/05.jpg

Богатыри с Светлого озера

В угорской Западной Сибири в Томской области есть сходная легенда о богатырях Светлого озера. Среди местного населения ходит легенда. В давние времена жили здесь на мысах богатыри. Пользовались они одним топором, который перекидывали друг другу с мыса на мыс. Кричал один богатырь другому: «Дай топор», и летел топор вёрст 8-10. Жили они в мире и согласии. Никто не помнит, из-за чего возник сыр-бор. Но сошлись богатыри в смертельной схватке и погибли все. И тогда жёны похоронили их в болотах. Где похоронены богатыри, там грива лесная появилась. 3 дня и 3 ночи женщины оплакивали своих мужей, и наплакали целое озеро. Назвали потом это озеро Светлым.


Отождествление древних предков, легендарных родовых князей с великанами, мотив перебрасывания ими топорами связывают мерянские, чудские и чувашские этнографические свидетельства  с древними эпическими традициями, бытовавшими у древних марийцев и коми.


Марийские князья - великаны


Согласно текстам Е.С. Филимонова, бывшего земским статистиком Вятской губернии, в 19 веке на Вятке было записано историческое предание о появлении земледелия при марийских князьях Алтыбае, Урсе и Ямшане, живших в граде Буртеке. Князья были настолько сильны, что перекидывали друг другу топоры на расстояние пяти верст.

О таком же сюжете рассказывают  в своих работах историк М. Худяков и писатель Николай Васенев.

В 1930-х годах довольно интересный вариант такого же мифа записан марийским этнографом А.М. Бердниковым в Малмыжском районе: лес под пашню раскорчевывался под руководством древних князей, называемых "онарами", они перебрасываи друг другу топоры за пять верст, и после их смерти наступил голод, мор, начались нападения врагов.

Произведение приравнивает древних вождей к великанам-онарам, которые по легендам первые  освоили землю после потопа.


Родовые вожди Коми


Похожие мотивы есть в фольклоре коми-пермяков - о двух родовых вождях  братьях-богатырях Пале и Коче, которые состязаясь в силе  перекидывали с горы на гору топоры. Также эти мотивы
присутствуют в рассказах о духах леса, о иньвинских богатырях.

Как правило такие предания о состязаниях богатырей у марийцев и коми-пермяков бытовали, как и в случае с мерянскими "панами", вблизи древних городищ и крепостей. К примеру их фиксировал в конце 19 века этнограф А.А. Спицын у реки Молома среди обрусевшего населения Кировской области - местность, считавшаяся жилищем богатырей, называлась Шабалинское городище.

Таковы и мотивы легенд, записанных у марийцев Яранского района Кировской области, Горномарийского района Марий Эл: два брата богатыря Йоласале и Нужанале приглашают друг друга в гости, перебрасывая топоры.

Итог

По своему происхождению все выше перечисленные легенды - явно объединены одними финскими мифологическими мотивами.


Легендарные князья - первопредки  жили вместе со своим народами задолго до прихода Рюриковичей и татарского нашествия.  Их резиденции сохранились до нашего времени как крупные городища раннего железного века. Наши народы осваивали леса от Волги и Оки до Камы и Урала, раскорчевывали их под пашню. Князья перекидывали друг другу топоры, оказывая помощь, за несколько верст.

Эти легенды сходны с наиболее ранними финскими сказаниями о великанах, восходящими к представлениям наших людей о первопредках. Из них видно что, художественное сознание родоплеменного общества сохранялось в более поздние периоды, чуть отставая от социальной жизни, потому деятельность более поздних народных героев находила отражение в традиционной образной форме.

Князья-великаны трудятся вместе с народом, являются идеалом в его восприятии, потому в их характеристике может использоваться выражение - великан - князь.


Автор Iogai Vese

Использованная литература:

1 - «Паны» в устной традиции русского населения Ярославского Поволжья XIX-XX вв.: историко-этнографические основы и параллели. А.В. Киселев
2 - Газета "Нарымский вестник"
Озеро Светлое (с. Новосельцево)
3 - Предания о жизни, быте чувашского народа и социальных потрясениях XVI-XIX веков
4 - Акцорин
«Прошлое марийского народа в его эпосе»

Категория: Новости Мерянии | Просмотров: 4252 | Добавил: iogaivese | Рейтинг: 3.9/7
СТАНЬ МЕРЯ!

ИНТЕРЕСНОЕ
ТЭГИ
мерянский Павел Травкин чашечник меря финно-угры чудь весь Merjamaa Меряния финно-угорский субстрат вепсы История Руси меряне суздаль владимир история марийцы мари Ростов Великий ростов Русь новгород экология славяне топонимика кострома КРИВИЧИ русские Язычество камень следовик камень чашечник синий камень этнофутуризм археология мурома Владимиро-Суздальская земля мерянский язык ономастика Ростовская земля балты городище финны Векса озеро Неро краеведение православие священные камни этнография общество Плёс дьяковцы Ивановская область регионализм культура идентитет искусство плес Дьяковская культура мещёра народное православие антропология Чухлома россия москва ярославль мифология вологда лингвистика Кологрив Ефим Честняков будущее Унжа вятичи Залесье волга нея Идентичность футуризм деревня туризм север мерянский этнофутуризм Древняя Русь шаманизм латвия русский север Галич Мерьский иваново капище Ярославская область Московия Языкознание скандинавы Европа магия Этногенез коми Кром Костромская область христианство
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 2479
На основании какой письменности восстанавливать язык Муромы?
Всего ответов: 1020
Статистика
Яндекс.Метрика