Понедельник, 22.01.2018, 08:58 | Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость

Главная » 2012 » Январь » 12 » Князья-великаны и каменный топор. Наши легендарные первопредки
09:39
Князья-великаны и каменный топор. Наши легендарные первопредки
http://merjamaa.ru/foto/onary/09.jpg

История Ярославского Поволжья всегда была наполнена многочисленными и разнообразными событиями, которые, так или иначе, отразились в народных представлениях. Важным циклом раздела русской устной прозы являются произведения о легендарных предках, великанах, называемых «панами» которые перекидываются друг с другом топорами, которые пришли к нам из седой финской древности...

http://merjamaa.ru/foto/onary/08.jpg

"Паны" с озера Неро


Изучение источников по фольклорной традиции Ростовского края XIX-XX вв. показало, что существовали народные легенды, имевшие схожий сюжет. Так, в д. Гусарниково Ростовского уезда во втор. пол. XIX в. А.А. Титовым было записано сказание о располагавшихся в окрестностях этого селения курганах «Панские могилы». По преданию, здесь когда-то жили «паны»: великаны, обладавшие непомерной силой и ловкостью: они перекидывались топорами с Гусарниковского городища на Деболовское городище, бегали, взявшись цепью за руки, от городища к городищу в три минуты, насыпали городцы, а под ними ходы, где и хранили сокровища.

Аналогичные мотивы зафиксированы А.А. Титовым в устной традиции находившегося в том же уезде с. Деболы. Местные предания сообщали, что около этого селения на месте «Городец на Саре» «воевали паны», метавшие камни, топоры и плахи «панам» в Борисоглебскую слободу. Другое дебольское сказание повествовало о живших здесь «панах» – великанах.

Интересно, что в 1997 г. (практически через столетие) в с. Деболовское (Деболы) Ростовского района были записаны идентичные произведения, дополненные тем, что, «паны» имели светлые волосы, занимались охотой и рыболовством. Факт фиксации аналогичного произведения в недавнем прошлом может объясняться как устойчивым бытованием устной традиции.

Гусарниковским и Дебольским преданиям существуют множественные аналогии  у ближайших финских народов центральной России содержащие сходные мотивы (огромный рост и сила «панов»-предков, перекидывание молотов с «городища» на «городище»).

Эти аналогии говорят за единые корни фольклорных традиций и за факт существования в древности единого этно-культурного источника.

Затрагивая вопрос о персонажах, перекидывавших друг другу на дальние расстояния топоры и орудия труда, отметим широкое существование данного мотива в русской народной культуре различных регионов Поволжья XIX-XX вв.В частности, в регионе Верхней Волги аналогичные реалии обнаруживают сказания о великанах, которые, как и «паны», наделялись «гиперболическими» и «асимметричными» признаками и ассоциировались с аборигенами края.


Сюжет с метании предметов великанами-предками имеет широкое распространение, от Пскова до  Чувашии и от Оки до западной Сибири

http://merjamaa.ru/foto/onary/07.jpg

Великаны из Судомы

Псковская легенда о Золотой цепи на горе Судома гласит, что в далекие времена проживали на ней три великана: мать, отец и дочь. Мать звали - Судома, отца - Лобно, а дочь - Степулиха. Они защищали свою землю от врага с помощью огромного каменного топора. Когда недруги наступали на их землю они, перебрасывая топор друг другу обороняли свое жилище. Один раз при боевой схватке, топор у одно из великанов соскользнул с рук и канул в бездну озера. Тогда, Судому прошептала заклинание, и они все превратились в большую гору. 

http://merjamaa.ru/foto/onary/06.jpg

Разбойник с Чора паттар сарчё

В Чувашии этнографом И. И. Одюковым записано легендарное предание о Чора-батыре. Жил он 300—400 лет назад на правом берегу Волги напротив Маслова острова в дремучем лесу на холме, который ныне называется Чора паттар сарчё. Были у него два сообщника. Они жили на левом берегу: один на Амаксаре, другой на Хырту — Сосновой горе. Они грабили купеческие суда на Волге. У них был единственный большой топор. Они перекидывали его друг другу через Волгу. К сожалению, в этом предании о деяниях персонажей сказано очень скупо, но в нем мы так же встречаемся с широко распространенным мотивом перекидывания топора, характерным для легенд древней героической эпохи.

http://merjamaa.ru/foto/onary/05.jpg

Богатыри с Светлого озера

В угорской Западной Сибири в Томской области есть сходная легенда о богатырях Светлого озера. Среди местного населения ходит легенда. В давние времена жили здесь на мысах богатыри. Пользовались они одним топором, который перекидывали друг другу с мыса на мыс. Кричал один богатырь другому: «Дай топор», и летел топор вёрст 8-10. Жили они в мире и согласии. Никто не помнит, из-за чего возник сыр-бор. Но сошлись богатыри в смертельной схватке и погибли все. И тогда жёны похоронили их в болотах. Где похоронены богатыри, там грива лесная появилась. 3 дня и 3 ночи женщины оплакивали своих мужей, и наплакали целое озеро. Назвали потом это озеро Светлым.


Отождествление древних предков, легендарных родовых князей с великанами, мотив перебрасывания ими топорами связывают мерянские, чудские и чувашские этнографические свидетельства  с древними эпическими традициями, бытовавшими у древних марийцев и коми.


Марийские князья - великаны


Согласно текстам Е.С. Филимонова, бывшего земским статистиком Вятской губернии, в 19 веке на Вятке было записано историческое предание о появлении земледелия при марийских князьях Алтыбае, Урсе и Ямшане, живших в граде Буртеке. Князья были настолько сильны, что перекидывали друг другу топоры на расстояние пяти верст.

О таком же сюжете рассказывают  в своих работах историк М. Худяков и писатель Николай Васенев.

В 1930-х годах довольно интересный вариант такого же мифа записан марийским этнографом А.М. Бердниковым в Малмыжском районе: лес под пашню раскорчевывался под руководством древних князей, называемых "онарами", они перебрасываи друг другу топоры за пять верст, и после их смерти наступил голод, мор, начались нападения врагов.

Произведение приравнивает древних вождей к великанам-онарам, которые по легендам первые  освоили землю после потопа.


Родовые вожди Коми


Похожие мотивы есть в фольклоре коми-пермяков - о двух родовых вождях  братьях-богатырях Пале и Коче, которые состязаясь в силе  перекидывали с горы на гору топоры. Также эти мотивы
присутствуют в рассказах о духах леса, о иньвинских богатырях.

Как правило такие предания о состязаниях богатырей у марийцев и коми-пермяков бытовали, как и в случае с мерянскими "панами", вблизи древних городищ и крепостей. К примеру их фиксировал в конце 19 века этнограф А.А. Спицын у реки Молома среди обрусевшего населения Кировской области - местность, считавшаяся жилищем богатырей, называлась Шабалинское городище.

Таковы и мотивы легенд, записанных у марийцев Яранского района Кировской области, Горномарийского района Марий Эл: два брата богатыря Йоласале и Нужанале приглашают друг друга в гости, перебрасывая топоры.

Итог

По своему происхождению все выше перечисленные легенды - явно объединены одними финскими мифологическими мотивами.


Легендарные князья - первопредки  жили вместе со своим народами задолго до прихода Рюриковичей и татарского нашествия.  Их резиденции сохранились до нашего времени как крупные городища раннего железного века. Наши народы осваивали леса от Волги и Оки до Камы и Урала, раскорчевывали их под пашню. Князья перекидывали друг другу топоры, оказывая помощь, за несколько верст.

Эти легенды сходны с наиболее ранними финскими сказаниями о великанах, восходящими к представлениям наших людей о первопредках. Из них видно что, художественное сознание родоплеменного общества сохранялось в более поздние периоды, чуть отставая от социальной жизни, потому деятельность более поздних народных героев находила отражение в традиционной образной форме.

Князья-великаны трудятся вместе с народом, являются идеалом в его восприятии, потому в их характеристике может использоваться выражение - великан - князь.


Автор Iogai Vese

Использованная литература:

1 - «Паны» в устной традиции русского населения Ярославского Поволжья XIX-XX вв.: историко-этнографические основы и параллели. А.В. Киселев
2 - Газета "Нарымский вестник"
Озеро Светлое (с. Новосельцево)
3 - Предания о жизни, быте чувашского народа и социальных потрясениях XVI-XIX веков
4 - Акцорин
«Прошлое марийского народа в его эпосе»

Категория: Новости Мерянии | Просмотров: 3847 | Добавил: iogaivese | Рейтинг: 3.9/7
Всего комментариев: 22
avatar
0
22
К теме великанов. Случайно наткнулся.
http://wikimapia.org/#lang=r....2%D0%BE
avatar
0
21
«На Ладожском побережье, — пишет Т. Швиндт, -существует предание, что когда-то в этих местах жили огромные люди, так называемые метелиляйнены, или мунккилайнены, которых постепенно вытеснили отсюда лапландцы и финны».
avatar
0
20
Да, все спорят индо-европейцы или финно-угры? Думаю в то время просто не существовало такого разделения... Если внимательно присмотреться, а этот материал и комментарии к нему об этом свидетельствуют, то древнейшие истоки наших культур одни. Что у балтов, что у финнов. И наши предки живут на этой земле с тех времен, с подвижками в ту или иную сторону естественно.
avatar
0
19
Друзья не ссорьтесь cool мы говорим о таких вещах в которых 100% правого не может быть. Истина где то рядом)
avatar
0
18
Да, валит это балто-финское
avatar
0
17
Маленькое уточнение про волотов, с которыми все не так просто. Это слово известно еще с кельтских времен (ср. филид) и встречается гораздо шире, чем балто-финские регионы. Кроме того, валитами звали новгородских старейшин, и происхождение названия знаменитого Волотова поля в Новгороде выводится из него не хуже, чем из прочих версий. По-карельски и по-фински VALITTU адекватно переводится как избранный. Финско-русский словарь онлайн тут:
http://www.fin2rus.ru/search/?words=valittu&submit.x=0&submit.y=0
avatar
0
16
а вот хамить не следует. лучше признавать свои ошибки.
avatar
0
15
земляк, не флуди. как-то слишком много от тебя в последнее время советов, они надоели. ты меня понял?
avatar
0
14
Это место проживания волосовских племен в У тыс. до н.э.

С волосовцами вопрос сложный, были ли действительно финно-уграми? Крайнов, например, считает их индоевропейцами. По антропологии они ближе к Прибалтике, следы уральской расы отсутствуют. Тем более, что классические финно-угры - это ямчято-гребенчатая керамика, а волосовцы относятся к гребенчато-накольчатой.
avatar
0
13
К вопросу о первостепенности субстрата и про мифологию цитированный мной Акцорин любопытно пишет:

У финно-угров образы утки и селезня, получившие распространены от Урала до Прибалтики.

Это место проживания волосовских племен в У тыс. до н.э.

Эти финские архетипы запечатлены орнаментально на глиняных сосудах, они присутствуют в космогонических мифах, в сказках, песнях, заговорах, прикладном искусстве, танцах.

Утка и селезень как образы самостоятельны, стабильны. По представлению финно-угров, это творцы суши.

Устойчивость этих образов говорит о неразрывной генетической и культурной приемственности у местного населения с 5 тыс.д.н.э. и по сегодняшнее время.

Кстати с уткой могло быть связано уже само общее название финно-угров в отдаленные эпохи. Все это могло быть характерно для людей, живших в тундре и таежных лесах - водоплавающие для них были важным объектом охоты. Такие условия были реальны для предков финно-угров, которые застали на севере Восточной Европы приледниковую зону в эпоху матриархата. Представления об утке как творце мира соответствовали ей.

Представления об утке как творце мира соответствовали ей. С началом патриархата они связываются уже с селезнем. Присваивающее низкопроизводительное охотничье хозяйство
оставалось стабильным, не торопило развитие общественных отношений у человека, еще не отделившего себя от мира природы. Стабильным было и метафорическое восприятие мира как художественное мышление, его частное проявление - орнитоморфные образы. Эмпирическое познание закономерностей окружающего мира постепенно приводит и к переменам в художественном сознании. Во 11-1 тыс. до н.э. археологами отмечены в финно-угорских культурах (например, ананьинской) изображения птиц с человеческой грудью, людей с лосиными, медвежьими головами или ногами. Древние зооморфные образы разрушаются, давая начало зооантропоморфным, параллельно с которыми начинается и развитие чисто антропоморфных. Поэтика 11 тыс. до н.э. отчетливо
разделяет мир на человеческий и животный, а философия ставит вопрос о происхождении жизни. Он решается на основе стихийно-материалистических представлений: сохранились мифы о том, как бог лепит человека наряду с медведем, лягушкой, гусем, уткой из глины. Древний художник начинает запечатлевать человека на бронозовых пластинах.

Древние сказания марийцев, удмуртов, мордвы, эстонцев прдеставляют предков великанами, способными с корнями вырывать деревья и нести на плечах: это гиперболизация, естественно возникающая у человека послетундрового периода - окружающий его мир перестает быть карликовым, а гиперболизация исходит из реальной действительности, но затем со временем отрывается от объективной реальности, становится анахронизмом по мере изменения представлений о мерах, пространстве, свойствах флоры и фауны. Гиперболизация, характерная для древнейшего
пласта финно-угорского фольклора от Урала до Балтики, дает основание предполагать, что период жизни вблизи ледника для предков был долгим.

Тундровый охотничий промысел формирует мифологию. Наряду с
небожителями в ней занимает место бог-покровитель, спустившийся сверху в виде оленя, что характерно для предков марийцев. Сходны
представления о белом божественном олене у ненцев, саамов, коми.

Гиперболическая система представлений о человека была распространена и у ближайших соседей финно-угров - тюркских (татары, чуваши), балтийских народов, белоруссов. Обусловила ее не только новая ступень развития первобытной идеологии, но и смена климата, определялась эстетическими представлениями древних. Верна мысль о том, что "поэтика есть выражение художественного отношения... к действительности"
(Фольклор, 1977, с.42). Основой такого мышления служили исторические, географические, климатические условия, и без представления о них невозможно понять поэтические формы.

Гиперболизация - не только отражение общего через отдельное, но и попытка пространственного сравнения человека с другими объектами внешнего мира. В ледниковый период человек возвышался над пространством и ощущал свое физическое величие и превосходство разума.

Позднее человек "пропадает" среди переросшего его в высоту мира растений, и он кажется себе букашкой по сравнению с древним предком - онаром-великаном, потрясение этим и отражает миф.
avatar
0
12
"Это наш общий, скажем так северный, архетип".

merja, всё верно, при взаимном влиянии очень сложно определить исходный источник, тем более, что если копаться глубоко, когда не было ни балтов, ни финнов в современном понимании, то именно там можно найти этот общий источник.

ну а ales'у я бы посоветовал более внимательно и строго относиться к озвучиваемым от имени "голяди" словам и идеям, например, к этому (цитата с сайта Земля Голяди):

"Примечательно, что литовский фольклор, ни в области песен, ни в области сказок, до сих пор не систематизирован – в отличие, например, от латышей («Латышские дайны») или белорусов («Беларуская народная творчасць»). И в этом также угадывается отличительная особенность мировосприятия древних балтов.

Если обобщить, то сутью этого мировосприятия предстает неявное противление любому обобщению, систематизации, классификации".

Мой комментарий не был пропущен цензурой, поэтому дублирую его здесь:

Вывод неверный, ибо Вы путаете понятия. Если у литовцев есть/была проблема с систематизацией и изданием своего фольклора (кадровая, методологическая), то это не значит, что эта проблема является сущностной характеристикой древнебалтского мировоззрения. Кстати, цельного многотомника нет и у «продвинутых» русских. И в текстах Завьяловой нет ничего о «систематизации» как сути мировоззрения, это Ваше додумывание.
avatar
0
11
Здесь это где? Про какой регион он говорит хотелось бы знать.
avatar
0
10
«Тот факт, что балтизмов в финноязычной речи на несколько порядков больше, чем финнизмов в балтийских, что балтизмы охватывают большую площадь и большее число языков, чем финнизмы в отношении балтийских, что очень значительная часть балтизмов, судя по всему, относится уже к II тысячелетию до н.э., а большинство финнизмов в балтийском (почти исключительно в восточнобалтийском) к существенно более поздней поре, и т.п. – заставляет предполагать, что все это было возможно скорее в том случае, если основа субстрата была балтийской, а финноязычный элемент появился здесь позже, в качестве суперстрата.» Топоров
avatar
0
9
У зырян есть великан Яг-Морт. Жил в пещере на берегу реки, занимался разбоем. Был убит шайкой Перы-боготыря.
avatar
0
8
Йогай, да, думаю истина такова
avatar
0
7
Илья наконец то вы опять появились. Рад видеть) Надеюсь не пропадете опять надолго) Спасибо за интересную параллель.
avatar
1
6
Алесь, я не думаю, что архетип с перекидыванием молота можно однозначно привязать только к балтам, возможно это еще более древний слой характерный для предков древних балтов и финнов. К балтам можно привязать однозначно братьев Голяг с верхней Оки или великанов с Судомы, но сказания коми и восточных марийцев(заметьте, то есть опять же ближайших родственников коми) напрямую привязать к балтам очень сложно. Я понимаю желание галиндских идентитеров привязать этот сюжет к балтам, но боюсь это будет сложно. Это так же, как попытки Платова привязать все мегалиты России к славянам. Это наш общий, скажем так северный, архетип.
avatar
0
5
Данный сюжет действительно может быть отголоском очень древних общностей, ареал которых гораздо шире.
Наверняка многим известна сказка про Джека - победителя великанов. Место действия – скальный остров св. Михаила (St. Michael’s Mount) на южной оконечности Корнуолла в Британии. Убитого великана звали Корморан, и по местной легенде (на русский язык она вроде не переведена, но упоминается, например, в английской Википедии в статье Cormoran) на соседней горе жил другой великан Трекоббен (Trecobben). У великанов был один молот на двоих. И как-то раз, бросая молот со своей горы на гору товарищу, Трекоббен случайно попал в голову жене великана Корморана.
В этой связи нельзя не отметить, что на корнуоллском острове-горе св. Михаила располагается замечательный средневековый монастырь-крепость, «меньший брат» знаменитого аббатства Сен-Мишель (тоже монастыря-крепости на острове-горе) во Франции. Монастыри были связаны друг с другом и принадлежали ордену Бенедиктинцев. А по легенде, где христианский мотив наслаивается на более древнюю подоплеку, французский Сен-Мишель был основан на месте битвы архангела Михаила и Сатаны. Отсюда один шаг до эпизода с богом-змееборцем, связь с которым, вероятно, имеет смысл поискать в сюжетах о перебрасывающихся молотом великанах.
avatar
0
4
iogaivese, вырисовывается вот какая, в общем, задачка smile
А=В, т.е. встречается и у финнов, и у балтов.
В=С, т.е. встречается и у балтов, и у славян.
при каких условиях А=С?
если учесть, что а) у славян наибольшая аутентика и архаика восходит к балтам (те же Велес, Перун и т.п.), и б) финны многое заимствовали от балтов (тот же Юмал и т.п.), и в) наиболее плотно сюжет о волотах встречается у балтов (Литва - 20 вариантов, встречается в половине районов).
[не акцентировал бы так настойчиво, если бы не считал, что архетип этот (с топором) сейчас не следует размывать дополнительной "бородой", а следует держать в тонусе, см. текст про голядский кирвис]
avatar
0
3
да, в литовских сказок есть тоже великаны, они называются милжинас - milzinas, milzinai
avatar
0
2
ales, пора балто-славянской фольклорной общности по отношению к пермско-волжским финнам это не реально. Носители этих легенд - марийцы, коми, и сейчас не ассимилированны.

Думаю это какой то общий, довольно древний, финно-балтский мифологический пласт.
avatar
0
1
"Сюжет с метании предметов великанами-предками имеет широкое распространение, от Пскова до Чувашии и от Оки до западной Сибири"
"По своему происхождению все выше перечисленные легенды - явно объединены одними финскими мифологическими мотивами"

Ученые немного по-другому расставляют акценты, см. http://galindzeme.tverzha.ru/wp-content/uploads/2011/12/1998_smirnov.pdf

"Открывая распространение преданий с мотивом перебрасывания (передачи) топора на значительном удалении от мест, где проживала "чудь белоглазая" и где проходила ее ассимиляция, приходится отказаться от предположения об их "чудском" происхождении."

"Благодаря литовским текстам удревняется время бытования рассказов о первожителях с единственным топором, - его, полагаем, можно отнести к поре балто-славянской фольклорной общности."
avatar
СТАНЬ МЕРЯ!

ИНТЕРЕСНОЕ
ТЭГИ
мерянский Павел Травкин чашечник меря финно-угры чудь весь Merjamaa Меряния финно-угорский субстрат вепсы История Руси суздаль владимир меряне история марийцы Ростов Великий ростов Русь новгород экология славяне топонимика кострома КРИВИЧИ русские Язычество камень следовик камень чашечник синий камень сакральные камни этнофутуризм археология мурома Владимиро-Суздальская земля мерянский язык ономастика Ростовская земля балты городище финны Векса краеведение православие священные камни этнография святой источник общество Плёс дьяковцы Ивановская область регионализм культура идентитет искусство плес Арья Альквист мещёра священный камень народное православие антропология Чухлома россия москва Солнцеворот ярославль мифология вологда лингвистика Кологрив Ефим Честняков будущее Унжа вятичи Залесье волга нея Идентичность футуризм экономика деревня туризм север мерянский этнофутуризм Древняя Русь шаманизм латвия русский север Галич Мерьский иваново капище Ярославская область Московия Языкознание скандинавы Европа коми Костромская область христианство
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 2358
На основании какой письменности восстанавливать язык Муромы?
Всего ответов: 920
Статистика
Яндекс.Метрика