История Ярославского Поволжья
всегда была наполнена многочисленными и
разнообразными событиями, которые, так или иначе, отразились в народных
представлениях. Важным циклом раздела русской устной прозы являются
произведения о легендарных предках, великанах, называемых «панами»
которые перекидываются друг с другом топорами, которые пришли к нам из
седой финской древности... "Паны" с озера
НероИзучение источников по
фольклорной традиции Ростовского
края XIX-XX вв. показало, что существовали народные легенды,
имевшие схожий сюжет. Так, в д. Гусарниково Ростовского уезда
во втор.
пол. XIX в. А.А. Титовым было записано сказание о
располагавшихся в
окрестностях этого селения курганах «Панские могилы».
По преданию, здесь когда-то жили «паны»: великаны,
обладавшие непомерной силой и ловкостью: они перекидывались топорами с
Гусарниковского городища на Деболовское городище,
бегали, взявшись цепью за руки, от городища к городищу в три минуты,
насыпали городцы, а под ними ходы, где и хранили сокровища.
Аналогичные мотивы
зафиксированы А.А. Титовым в устной традиции находившегося в том же
уезде с. Деболы. Местные предания сообщали, что около этого
селения на месте «Городец на Саре» «воевали паны», метавшие камни,
топоры и плахи «панам» в Борисоглебскую слободу.
Другое дебольское сказание повествовало о живших здесь «панах» –
великанах.
Интересно, что в 1997 г. (практически через столетие) в
с. Деболовское
(Деболы) Ростовского района были записаны идентичные произведения,
дополненные тем, что, «паны» имели светлые волосы, занимались охотой и
рыболовством.
Факт фиксации аналогичного произведения в недавнем прошлом может
объясняться как устойчивым бытованием устной традиции. Гусарниковским
и Дебольским преданиям существуют множественные аналогии у
ближайших финских народов центральной России содержащие сходные мотивы
(огромный рост и
сила «панов»-предков, перекидывание молотов с «городища» на
«городище»).
Эти аналогии
говорят за единые корни фольклорных традиций и за факт существования
в древности единого этно-культурного источника. Затрагивая вопрос о персонажах, перекидывавших друг
другу на дальние расстояния топоры и орудия труда, отметим широкое
существование данного мотива в русской народной культуре различных
регионов Поволжья XIX-XX вв.В частности, в регионе Верхней Волги
аналогичные реалии обнаруживают сказания о великанах, которые, как и
«паны», наделялись «гиперболическими» и «асимметричными» признаками и
ассоциировались с аборигенами края.
Сюжет с
метании предметов великанами-предками имеет широкое распространение, от
Пскова до Чувашии и от Оки до западной Сибири Великаны из
Судомы
Псковская
легенда о Золотой цепи на горе Судома гласит, что в далекие времена
проживали на ней три великана: мать, отец и дочь. Мать звали -
Судома, отца - Лобно, а дочь - Степулиха. Они защищали свою землю от
врага с помощью огромного каменного топора. Когда недруги наступали на
их землю они, перебрасывая топор друг другу обороняли свое жилище.
Один раз при боевой схватке, топор у одно из великанов соскользнул с
рук и канул в бездну озера. Тогда, Судому прошептала заклинание, и они
все превратились в большую гору. Разбойник с
Чора паттар сарчё В Чувашии
этнографом И. И. Одюковым записано легендарное предание о
Чора-батыре. Жил он 300—400 лет назад на правом берегу
Волги напротив Маслова острова в дремучем лесу на холме, который ныне
называется Чора паттар сарчё. Были у него два сообщника. Они жили
на левом берегу: один на Амаксаре, другой на Хырту — Сосновой горе. Они
грабили
купеческие суда на Волге. У них был единственный большой топор. Они
перекидывали
его друг другу через Волгу. К сожалению, в этом предании о деяниях
персонажей
сказано очень скупо, но в нем мы так же встречаемся с широко
распространенным мотивом
перекидывания топора, характерным для легенд древней героической
эпохи. Богатыри с
Светлого озера В угорской
Западной Сибири в Томской области есть сходная легенда о богатырях
Светлого озера. Среди местного населения
ходит легенда. В давние времена жили здесь на мысах богатыри.
Пользовались они одним топором, который перекидывали друг другу с мыса
на мыс. Кричал один богатырь другому: «Дай топор», и летел топор вёрст
8-10. Жили они в мире и согласии. Никто не помнит, из-за чего возник
сыр-бор. Но сошлись богатыри в смертельной схватке и погибли все. И
тогда жёны похоронили их в болотах. Где похоронены богатыри, там грива
лесная появилась. 3 дня и 3 ночи женщины оплакивали своих мужей, и
наплакали целое озеро. Назвали потом это озеро Светлым.
Отождествление древних
предков, легендарных родовых князей с великанами, мотив
перебрасывания ими топорами связывают мерянские, чудские и чувашские
этнографические свидетельства с древними эпическими
традициями, бытовавшими у древних марийцев и коми.
Марийские князья -
великаныСогласно текстам Е.С.
Филимонова, бывшего земским статистиком Вятской губернии, в 19 веке на
Вятке было записано историческое предание о появлении земледелия при
марийских князьях Алтыбае, Урсе и Ямшане, живших в граде Буртеке. Князья
были настолько сильны, что перекидывали друг другу топоры на расстояние
пяти верст. О таком же сюжете рассказывают
в своих работах историк М. Худяков и писатель Николай
Васенев. В 1930-х годах довольно интересный вариант
такого же мифа записан марийским этнографом А.М. Бердниковым в
Малмыжском районе: лес под пашню раскорчевывался под руководством
древних князей, называемых "онарами", они перебрасываи друг другу топоры
за пять верст, и после их смерти наступил голод, мор, начались
нападения врагов. Произведение приравнивает древних
вождей к великанам-онарам, которые по легендам первые освоили
землю после потопа. Родовые вожди
КомиПохожие мотивы есть в
фольклоре коми-пермяков - о двух родовых вождях
братьях-богатырях Пале и Коче, которые состязаясь в силе
перекидывали с горы на гору топоры. Также эти
мотивы присутствуют в рассказах о духах леса, о иньвинских
богатырях. Как правило такие предания о состязаниях
богатырей у марийцев и коми-пермяков бытовали, как и в случае с
мерянскими "панами", вблизи древних городищ и крепостей. К примеру их
фиксировал в конце 19 века этнограф А.А. Спицын у реки Молома среди
обрусевшего населения Кировской области - местность, считавшаяся жилищем
богатырей, называлась Шабалинское городище. Таковы и
мотивы легенд, записанных у марийцев Яранского района Кировской
области, Горномарийского района Марий Эл: два брата богатыря Йоласале и
Нужанале приглашают друг друга в гости, перебрасывая
топоры. Итог
По своему
происхождению все выше перечисленные легенды - явно объединены одними
финскими мифологическими мотивами.
Легендарные князья - первопредки жили
вместе со своим народами задолго до прихода Рюриковичей и татарского
нашествия. Их резиденции сохранились до нашего времени как
крупные городища раннего железного века. Наши народы осваивали леса от
Волги и Оки до Камы и Урала, раскорчевывали их под пашню. Князья
перекидывали друг другу топоры, оказывая помощь, за несколько
верст. Эти
легенды сходны с наиболее ранними финскими сказаниями о великанах,
восходящими к представлениям наших людей о первопредках. Из них видно
что, художественное сознание родоплеменного общества сохранялось в более
поздние периоды, чуть отставая от социальной жизни, потому деятельность
более поздних народных героев находила отражение в традиционной
образной форме.
Князья-великаны трудятся вместе с
народом, являются идеалом в его восприятии, потому в их характеристике
может использоваться выражение - великан - князь.
Автор Iogai Vese Использованная
литература:
1 - «Паны» в устной традиции
русского населения Ярославского Поволжья XIX-XX вв.:
историко-этнографические основы и параллели. А.В.
Киселев 2 - Газета "Нарымский вестник" Озеро
Светлое (с. Новосельцево) 3 - Предания о жизни, быте чувашского народа и
социальных потрясениях XVI-XIX веков 4 - Акцорин
«Прошлое марийского народа в его эпосе»
|