Пятница, 28.04.2017, 03:32 | Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость

Главная » 2013 » Июнь » 17 » Культ родников Переславской земли
10:58
Культ родников Переславской земли

Начало культа родников (и воды в целом) на территории Ярославской земли уходит в финно-угорское языческое поклонение стихиям мироздания и выражается в организации вблизи мест проживания наших предков природных сакральных комплексов. Христианский компонент, присоединившийся к почитанию воды после Крещения Ростово - Суздальских земель, с течением времени стал занимать преобладающий смысл в культе родников и воды и, в различные хронологические этапы для разных областей и слоев общества, переориентировал это почитание в русло общей христинаской направленности, связав его с культами Богоматери, Николы, Параскевы и других общеправославных и местночитмых святых.
 

 
В процессе христианизации церковное освящение почитаемых в народе родников, и открытие новых источников, всегда сопутствовало деятельности того или иного святого. В житиях святых Московии легенды о низведении воды, целебного родника, появляются и быстро распространяются начиная с XIV века.  

В культе воды на наших землях отмечаются постоянные элементы, которые сопутствуют родникам и источникам на всем протяжении их существования. Это семантическая связь родников с женскими сакральными персонажами в язычестве и в христианской интерпретации народного культа. Связь эта прослеживается как в отношении верований и представлений всех традиционных народов севера Восточной Европы.
 

 
Современные культы родников в подавляющем большинстве связаны с культом Богородицы, Николы или Параскевы Пятницы, а так же "сторожем источника” которым чаще всего является женский персонаж.

Связь воды с ритуальным умыванием, которое символизирует рождение заново, так же отсылает нас к восприятию родника как образа женского плодородия. Богородица как "Мать - сыра земля” стала символизировать природную рождающую силу; то, на  поклонение чему были ориентированы старые языческие культы.
 

 
Тогда как народные круги стремились воспринимать христианство в старых языческих категориях, т.е. рассматривать духовное в земной овеществленной символике, церковные мыслители положили начало прямо противоположному процессу – восприятию земного, телесного, как небесной, духовной аллегории.

Для Кирилла Туровского эпизод с исцелением у купели становится поводом для осмысления проблем духовного плана иповорота проповеди в близкое современникам русло правильной, с церковной точки зрения, христианской жизни. Как с фигурой Христа, так и с купелью связана общая идея обновления, получения новых жизненных сил, очищения от всего старого и разрушительного. Важно заметить, что сама купель была устроена на источнике, вытекавшем из-под священной горы Сионской: места особенного присутствия Бога в Иерусалиме и Храме, и потому источник как бы был дарован Богом как особенное благодеяние, почему и считался священным. Перевод материального, конкретного (почитаемый источник) в сферу духовного, символического (очищение от грехов) был главным способом адаптации языческих культов в христианскую практику.

С середины XVI в., когда церковными и светскими властями предпринимались особые усилия по унификации церковной жизни и созданию общемосковского духовного пространства, получили оформление и общие для православной ойкумены "культурные коды”. С этого времени взгляд на то, что есть священные (почитаемые) родники, как они проявляются в окружающем пространстве, как они должны быть выделены и как с ними нужно "общаться” уже не претерпевал существенных изменений вплоть до нашего времени. К началу XVIII в. топография сакрального места формировалась уже, можно сказать, самостоятельно, при возникновении условий для создания культа. Так, при открытии в поле мощей неизвестного, признанного святым, над ним возвели часовню (с деревянной ракой над телом), а к колодцу у дороги невдалеке от часовни, водой которого обливались паломники, был сделан новый сруб.
 
День сегодняшний

Известные в этнографии современные почитаемые родники уже в полной мере вписаны в православный круг обрядов и символических духовных маркеров. Они, как правило, уже имеют не самостоятельное, а опосредованное значение -  сопровождаются иконами или крестами, часто расположены при церкви, часовне или в монастыре; к таким родникам ходят по завету, за исцелением или просто за питьевой водой, оставляя у них приношения – одежду, полотенца, деньги, материю, свечи, ленты и другие вотивы.

Почитаемые родники существенно различаются по статусу и по широте паломничества к ним: родник может быть известен только в одной деревне или небольшом круге соседних поселений, а может пользоваться почитанием большой области.

В середине мая группа краеведов общества "Metsa Kunnta" побывала у нескольких деревенских святых родников в окрестностях Клещина-озера (Переславль-Залесский.
 
"Деревковский колодезь"


В кусте деревень окрест Нового села в настоящее время особо почитается святой источник «Деревковский ключ» (д. Деревково). Находится он на берегу реки Ёнки впадающей в Кубрь. Найти его не составляет труда. Бьет он из под пригорка справа от дороги Деревково-Новое и особо почитается в народе. Много веков подряд его охраняют местные жители, используя воду для питья, и для лечения больных людей и скота.
 

 
В 19 веке над источником была поставлена часовня разрушенная в годы советской власти. Сейчас колодец сегодня часовни не имеет, но крест поставлен. Есть цоколь из нержавеющей стали с желобком. Ставил это сооружение житель д. Деревково Н. И. Петров. На дне отчётливо видны три фонтанчика и монеты на дне — живущее доныне язычество, отдарки духу источника взамен взятой воды.

Деревковский колодезь это часть целого местного сакрального комплекса. К западу от деревни и к югу от с. Новое, около Козьева врага в мелколесье поля, называемого в народе «Полтинник» лежит синий-камень чашечник пользовавшийся в старину большим почитанием. В соседней деревне Лисавы — существует священный ключ около реки Сабля, при часовне, престольный праздник девятая пятница после Пасхи. Третий источник расположен в деревне Долгое поле. Престольный праздник здесь десятая пятница после Пасхи. Все они вместе с пятницким источником в Бутримово в старину были связаны с традицией совершения крестного хода в день Тихвинской Божией матери (9 июля по новому стилю) в близлежащей деревне Осипова пустынь, что на левом берегу р. Кубри (Владимирская обл.)
 

 
В этот день «икону две крепкие девушки несли на руках из г. Переславля до самой Осиповой пустыни и нигде не садились. Впереди шли гонцы — два дюжих молодца сообщали в каждом селе о приближении иконы. Звон колоколов возвещал об этом на всю округу. Это было ещё в начале 20-х годов XX века».
 
Колодезь во имя Успения Божьей Матери


В паре десятков километров от Новосельской округи, в лесах бывшего Мерьского стана Переславского уезда в районе Фалисово существует святой колодец во имя Успения Божьей Матери который с древности считается священным и лечебным в целом кусте мерянских деревень по реке Нерль.
 

Это источник представляет собой деревянный срубец находящийся в центре небольшого холмика на болоте. До 30-ых годов 20 века над источником находилась деревянная часовня. Сейчас рядом с колодцем на ели местными жителями повешены несколько иконок и старинный старообрядческая литая иконка с Николой. На ветвях стоящих вокруг родника деревьев развешаны тряпичные ленты.
 

 
В настоящее время источник местными жителями не посещается и информация о нем не имеет широкого распространения.

Еще в середине 20 века на колодезе проводились гадания с целью определить дальнейшую судьбу человека.
 

 
Наиболее распространенным являлось гадание, заключающееся в определении прозрачности воды. Если вода при посещении человеком оставалась прозрачной это давало повод надеятся на успешное лечение и выздоровление. Мутная вода указывала на скорую смерть.
 



 
Материалы по народной культуре Ярославской земли говорят о широком бытовании аналогичных ритуалов. Гадания на «Успенском колодезе» имеют большое количество смыслов. Опущенный в воду источника предмет или приход к нему самого человека могут символизировать болезнь человека, а направление движения предмета или цвет-прозрачность воды в источнике могут означать его судьбу.

PS/ Благодарим ярославского историка и краеведа Светлану Чернецову за предоставленную информацию 

Категория: Новости Мерянии | Просмотров: 1490 | Добавил: merja | Теги: Язычество, меря, святой источник, народное православие | Рейтинг: 5.0/6
Всего комментариев: 0
avatar
СТАНЬ МЕРЯ!
ИНТЕРЕСНОЕ
ТЭГИ
мерянский Павел Травкин чашечник меря финно-угры чудь весь финно-угорский субстрат Merjamaa Меряния вепсы История Руси суздаль меряне владимир история марийцы Ростов Великий ростов Русь новгород экология славяне топонимика кострома КРИВИЧИ русские Язычество камень следовик камень чашечник синий камень сакральные камни этнофутуризм археология мурома Владимиро-Суздальская земля мерянский язык ономастика Ростовская земля балты городище финны краеведение православие священные камни этнография святой источник общество Плёс дьяковцы Ивановская область регионализм культура идентитет искусство мещёра священный камень народное православие антропология россия Чухлома москва ярославль мифология вологда лингвистика Кологрив Ефим Честняков будущее Унжа вятичи Залесье волга Идентичность футуризм деревня север мерянский этнофутуризм Древняя Русь латвия русский север сакрум Галич Мерьский Верхнее Поволжье иваново реэтнизация капище новгородцы Ярославская область Московия скандинавы Северо-Восточная Русь Белоозеро мордва Залесская земля мерянский мир великороссы Вологодская область Костромская область христианство
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 2270
На основании какой письменности восстанавливать язык Муромы?
Всего ответов: 837
Статистика
Яндекс.Метрика