Пятница, 29.03.2024, 14:27 | Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость

Главная » 2012 » Январь » 17 » Меря и Аркона. Еще раз о параллелях в истории
10:23
Меря и Аркона. Еще раз о параллелях в истории

Ilya Ilm высаживается с Синего камня к утесам Арконы

Одним дождливым днем августа 2011 года мерянские этнофутуристы из Metsa Kunnta навестили знаменитую некогда Аркону на острове Руяне (Рюгене). Погрузившись на один из волшебных Синих камней и поднявшись по мерянским рекам-озерам до Балтики, меряне высадились прямо под утесом, на котором стоит древнее славянское святилище.


Вид на городище Аркона

Не секрет, что вся Восточная Германия (к которой относится сейчас и остров Рюген с Арконой) буквально пестрит славянскими названиями: от явных Загарда и Шверина, Рибниц и Грибниц до менее очевидных Лейпцига (Липск) и Дрездена (Драждяны). Тем более удивительно, что кроме славянской топонимики (а сохранение топонимики указывает на непрерывность населения) в сознании восточно-немецкого обывателя от славянского наследия не осталось абсолютно ничего. Единственным исключением является анклав Лужица (Лузация) со столицей в Будишине (Бауцене), онемеченная еще не на 100%. Но безнадежность славянской идеи в Восточной Германии стала ясной слишком давно. Например, в 1945 году советское командование даже не стало создавать в регионе искусственную славянскую автономию, хотя политические плюсы от существования такого образования для победителей Германии были налицо.

Но вернемся к Арконе – некогда священной столице всего балтийского славянства. Сейчас там сохранились земляные валы с новодельным частоколом наверху. Табличка запрещает вход, т.к. бревенчатый настил сгнил и ходить опасно. Снаружи одиноко стоит резной Свентовит и княжеские троны.


Свентовит и троны

А в сотне метров высится главная официальная достопримечательность Арконы – вовсе не городище, а маяк, в котором размещается музейчик с сувенирами – типично рюгенскими. Это всякое ягодное варенье и стандартные вязаные вещи – никакой этники. Ни там, ни в окрестных деревнях даже эха народной памяти о славянах нет.

Западные немцы могут сколько угодно воротить нос от своих восточных сограждан, но последние искренне считают себя чистокровными дойче.

Вообще, Рюген уже давно является для немцев местным курортом, поэтому про остров знают многие. Тем не менее, знакомые немцы, бывавшие на Рюгене, но не посетившие Аркону, страшно удивились, услышав от нас о славянском прошлом острова.

Абсолютно неизвестен немцу и зверинский (шверинский) князь Никлот – последний защитник славянской независимости на Южной Балтике и основатель Мекленбургского герцогского дома, к которому, кстати, принадлежала российская правительница Анна Леопольдовна.


Анна Леопольдовна – типичная балтийская славянка

Сейчас на месте твердыни Никлота на Шверинском озере стоит романтический замок Нового времени, полностью уничтоживший старинный ландшафт.


Замок на Шверинском озере

И все же не совсем правильно утверждать, что славянское прошлое Восточной Германии покрыто забвением – нет, о славянской истории края напоминают скупые таблички в музеях; дело в том, что никому из восточных немцев, за исключением профессиональных специалистов, это в принципе неинтересно.

И здесь видны явные грустные параллели с забвением финно-угорской и балтской истории Центральной России. Многие приезжающие в Ростов туристы и не слышали о Сарском городище, гости Переславля Залесского зачастую не подозревают чьим "богом" был Синий камень и кто жил на Клещенском городище, а многим гуляющим в московском Коломенском неизвестно Дьяково городище и камни в Волосовом овраге…

Поэтому удивительно, что современный потомок выходцев из глубинки Рязанской или Костромской губернии ищет для себя сакральности даже не в словенском приильменье, а в далекой Арконе, не слыша голоса своего действительно родного края. Но душа земли балтийских славян умерла, тела ее богов пронзены острыми шпилями церквей, и уже почти никто из местных жителей не захочет расшифровать «загадочные» названия типа Любов, Миров или Кемниц.


Вид Арконы с маяка

Тем не менее, мнящие себя преемниками прибалтийских славян россияне ведут холивары на европейских форумах, где их поднимают на смех за попытки правильно объяснить названия немецких городов из славянских корней. Вовсю веселятся европейцы, которым «совершенно очевидно», что название, например, города Шверин (бывший Зверин) образовано от немецкого слова schwer – тяжелый. Не хотят они притягивать какой-то неведомый язык для доказательства других версий. Им нет дела до истины, им важнее устоявшаяся картина мира. И таких примеров масса.

На англоязычных форумах есть, конечно, и другая умилительная и, к сожалению, слишком хорошо узнаваемая категория возражений:

«Если бы на этой земле жили славяне, то в наших учебниках было бы об этом написано»
«Ни одно славянское племя не продвигалось дальше Берлина»
«Славян называют только славянами или вендами, а кто такие вильцы?»
«Следы славянской материальной культуры в Скандинавии присутствуют, так как она была заимствована скандинавами от их славянских рабов»

Вот пример одной из многочисленных и типичных дискуссий на тему славян в Европе, где множество подобных перлов (на английском языке):
http://www.theapricity.com/forum/archive/index.php/t-3353.html

Как же мучается «российский славянин, потомок ободритских или рюгенских дружинников», что никак не может разубедить самоуверенных европейцев, матерится по-английски, но продолжает свою безнадежную «войну». И, такое впечатление, что в родном русскоязычном интернете подобные «преемники» балтийских славян порой просто копируют комментарии европейских троллей типа «нет, потому что не может быть», яростно набрасываясь на попытки освещения финно-угорского и балтского прошлого Центральной России.

А от него никуда не деться, если не придерживаться политики двойных стандартов. Если «импульс прибалтийских славян» невелик, то и ильменских словен было слишком мало для колонизации территории Центральной России. Но вернемся к нашей теме. Как видно из топонимики, славянское население продолжало жить в Восточной Германии постоянно. При этом походы и миграции балтийских славян были направлены не только на восток. В 862 году (прибытие Рюрика в Новгород) шло активное завоевание Британских островов викингами-данами. (Следует отметить, что, захватив половину Британии, они не смогли ассимилировать местное население). Если Рюрик желал найти землю для проживания, то Британия во всех отношениях (климат, торговля, близость к множеству рынков) была гораздо предпочтительнее и легче достижима (только морем, без переходов по рекам), чем Новгородская земля. К тому же до Британии ближе и удобнее было добираться из Вагрии (1200 км) по сравнению с Новгородом (1700 км). А если Рюрику хотелось славы и добычи, то, чтобы не ходить далеко за примерами, в том же 862 году викинги разграбили богатейшую Валенсию на побережье Средиземного моря. Почему же Рюрик выбрал гораздо менее перспективный Новгород? Настолько бесперспективный уже для преемника Рюрика, что он променял его на Киев? Логично предположить, что для полноценного участия в дележе «западного пирога» у Рюрика было просто недостаточно людей и кораблей. Например, через двести лет флот Вильгельма Завоевателя насчитывал целых 600 судов, но даже предположение об ассимиляции нормандцами английского населения никем не выдвигается.

Интересно вообще рассмотреть исторические аналоги переселения дружины Рюрика в Новгород. Например, Исландия. Территория острова очень велика (всего на четверть меньше Англии). Климат мягче, чем в Новгороде. Заселение викингами шло с IX века без опустошительных войн и серьезных коллизий. Население в 2011 году – 317 000 человек. Другой пример переселения викингов – Нормандия. Хотя прибывшие с Роллоном викинги составили там заметный элемент, их числа на ассимиляцию ни остальной Европы, ни даже Франции не хватило. В 2006 году население Нормандии, с ее исключительно благоприятными условиями, составило 3 260 000 человек.

Впрочем, как правило, сторонники массового переселения прибалтийских славян в Новгород (хотя из этой «массы» значительная часть не добиралась до Новгорода, предпочитая, например, зайти через Даугаву в более южный Полоцк) невзирая ни на что, так же энергично отстаивают активное проникновение своих протеже и в Скандинавию, и в Голландию, и в Британию. Тем самым оставляя на восточное направление меньше ресурсов. В этой связи интересно, что в английском тексте знаменитого романа «Айвенго» Вальтер Скотт целых семь раз упоминает божество Zernebock. Это один из вариантов написания имени Чернобога, которого В. Скотт называет почему-то «Аполлоном англов».

В результате получается, что балтийские славяне массово оставались на месте, а также мигрировали как на запад, так и на восток.


Никлот (1090-1160), последний князь независимых ободритов, основатель Мекленбургского герцогского дома

Вследствие чего количество переселенцев в Новгород (лишь один из нескольких пунктов миграции, причем самый дальний и с наихудшим климатом на восточном направлении) не могло быть велико или даже значительно. Данный вывод прекрасно подтверждается не только вышеуказанными аналогами, но и несколько более поздним, но еще более схожим предприятием Средневековья: с XII столетия немецкие колонисты из Бремена начинают прибывать в Ливонию. Долго, методично, жестко, на протяжении столетий идет колонизация. Сейчас на территории Ливонии расположены Латвия и Эстония, и все равно – через целых 800 лет – живут там по-прежнему не немцы, а прямые потомки балтских и финнских племен. И с этим не поспоришь.

Автор:

ilya_ilm "Metsa Kunnta" Москва

Категория: Новости Мерянии | Просмотров: 7587 | Добавил: merja | Рейтинг: 5.0/14
СТАНЬ МЕРЯ!

ИНТЕРЕСНОЕ
ТЭГИ
мерянский Павел Травкин чашечник меря финно-угры чудь весь Merjamaa Меряния финно-угорский субстрат вепсы История Руси меряне суздаль владимир история марийцы мари Ветлуга Ростов Великий ростов новгород Русь экология славяне топонимика кострома КРИВИЧИ русские Язычество камень следовик синий камень камень чашечник сакральные камни этнофутуризм археология мурома Владимиро-Суздальская земля мерянский язык ономастика Ростовская земля балты финны городище Векса озеро Неро краеведение православие священные камни этнография святой источник общество Плёс дьяковцы Ивановская область регионализм культура идентитет искусство плес ингрия антропология россия москва ярославль мифология вологда лингвистика Марий Эл будущее Унжа вятичи Залесье волга поэзия нея галич деревня туризм север мерянский этнофутуризм Древняя Русь шаманизм латвия русский север иваново буй капище Ярославская область Языкознание реконструкция скандинавы средневековье Европа магия Этногенез коми старообрядцы Костромская область христианство
Статистика
Яндекс.Метрика