Четверг, 28.03.2024, 21:30 | Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость

Главная » 2012 » Март » 18 » Меряно – славянское поселение и могильник Сунгирь. Т.О. Галкин
12:27
Меряно – славянское поселение и могильник Сунгирь. Т.О. Галкин


Сообщение посвящено введению в научный оборот ряда находок со средневекового селища Сунгирь, в данный момент находящегося в крайне плачевном состоянии и постоянно подвергающегося разорению со стороны т.н. «черных археологов».


Рис. 1. Расположение памятника «Сунгирь» на «Яндекс – картах» (2010 год) и в «Атласе Владимирской губернии» (1850 года).

Сунгирьский могильник, интерпретированный как мерянский, является единственным могильником этого племени на территории Владимирской области, где исследованы захоронения X-XII веков (АКР: Владимирская область, 1995. С. 41). На этой же территории зафиксированы Сунгирьское городище и Сунгирьское селище, расположенные в 1 км. к ЮЗ от юго-западной окраины поселка Боголюбово, и около 1,5 км. к ЮВ от южной окраины села Сукомна, и 1,8 км. к СВ от окраины Владимира. Размеры селища не определены, высота над уровнем Балтики – около 40 м.

 
В ходе разведывательных работ Н.Н. Воронина в 1954 году были заложены 6 небольших раскопов. Они дали крайне интересный материал: зонную бусину, амулет из медвежьего клыка, большое количество фрагментов лепной и круговой керамики, обломки ножей и шумящую мерянскую подвеску. Там же была обнаружена привеска, сделанная из саксонского денария герцога Ордульфа или Оддо (1059-1071), что дало возможность датировать памятник серединой – второй половиной XI века.

Керамический комплекс раскопок 1954 года на Сунгирьском селище и городище в целом идентичен находкам во Владимире. Он представлен  двумя типами – лепной керамикой и керамикой, произведенной на гончарном круге. Гончарная керамика делится на два типа: X-XI веков – с резко отогнутым венчиком, и XII – XIII веков – с отогнутым и завернутым внутрь венчиком. Эти обстоятельства позволили Н.Н. Воронину сделать вывод о непрерывности существования поселения с X по XIII века. (Воронин, 1959. С. 80).


Рис. 2. Находки 1954 года  из раскопок Н.Н. Воронина.1 — часть коробки навесного замка; 2 — меря некая шумящая привеска; 3 —
 железная пряжка; 4 — синяя биконическая бусина; 5 — костяное пряслице;
 6, 7 — костяные иглы; 8 — костяная проколка; 9 — медный брусок — заго-
товка для литья украшений; 10 — подвеска-амулет из медвежьего зуба;
 11 — половинка шиферного пряслица с прочерченными знаками
 
Первый план поселения составил Н.Е. Макаренко, который описывал его как городище круглой формы, лежащее на покатой уже части плоскости, ее восточная часть сравнительно ниже южной. Городище было обнесено валом, насыпанным вне его. В валу находились два въезда, один из которых отлично сохранился. Уже в 1905 году Н.Е. Макаренко отмечал, что площадь городища в некоторых местах испорчена кладоискательскими ямами. (Макаренко,1908. С. 5).


Рис. 3. План Сунгирьского городища Н.Е. Макаренко.
 
Более подробный план городища был составлен Н.Н. Ворониным в 1954 году. Он определил высоту городища, которая составила 46 метров над уровнем Клязьмы. Городище имеет почти овальную форму 80х120 м.; оно окружено валом, а с напольной стороны – рвом. К моменту раскопок Н.Н. Воронина место въезда в городище было неизвестно. (Воронин, 1959.С.77).
 

Рис. 4. План Сунгиревского городища раскопок Н.Н. Воронина.
 
Данные о раскопках селища Сунгирь были обобщены Е.И. Горюновой в 1961 году. Автор считает, что на основании керамического комплекса можно несколько «удревнить» время существования памятника (Горюнова, 1961, С.61). Она предложила, на основании анализа керамики (сетчатой, лепной) новую нижнюю границу существования поселения – VII (?) – VIII века (Горюнова, 1961, С. 61). Находки в верхнем слое мерянской лепной и славянской гончарной керамики показывают, что в X-XI веке население Сунгирьского городища и селища было смешанным в этническом отношении – меряно-славянским.

П.А. Раппопорт в статье, посвященной анализу круговых укрепленных городищ Древней Руси, упоминает о городище Сунгирь. Он считает характерным для XII века появление такого типа городищ и прекращение времени их бытования в середине  XIII столетия в связи с монголо-татарским нашествием (Раппопорт, 1959).


Рис. 5. План Сунгирёвского городища П.А. Раппопорта, разрезы валов.
 
В ходе проводившихся археологических разведок в 1980-е годы городище было обследовано талантливым владимирским археологом-полевиком В.П. Глазовым (Глазов, 1984).
 

Рис. 6. План Сунгиревского городища и селища В.П. Глазова 1984 г.
 
В 2006-2010 годах в рамках геолого-археологических исследований палеолитической стоянки Сунгирь гео-радарному обследованию  так же была подвергнута территория поселения[*]. Результаты этих работ были использованы в работах А.Н. Федориной, посвященных изучению поселения Сунгирь современными археологическими приёмами с применением естественнонаучных методов (Федорина, 2011а). В ходе проведенных радиоуглеродных исследований из образца угля «из верхней части заполнения вскрытой частично неглубокой ямы с остатками очага и значительным количеством круговой керамики XII – XIII вв., расположенной в центральной части поселения» (Макаров и др., 2011, С. 50), была получена дата 990-1230 гг.[†] Керамический материал и индивидуальные находки согласуются с возрастом датированного образца.


Рис. 7. Находки с Сунгирьского селища (по Е.И. Горюновой)
 
Исследования[‡] несохранившегося грунтового могильника Сунгирьского городища (Мошенина, 1973) подтверждают эту версию. Были обнаружены как ингумации (преобладающие), так и кремации, совершенные на стороне. Ориентировка погребенных – с-з. и з. Последняя характерна для наиболее поздних захоронений. Могильник бытовал в X - XII вв. и отнесен исследователями к смешанному, славяно-мерянскому населению. П.Н. Третьяков совершенно справедливо отмечает, что кремации, не свойственные финно-угорскому населению Волго-Окского междуречья, занесены сюда славянами с Поднепровья. Появлению обряда кремации сопутствовало и появление славянских импортов с Днепра. Следовательно, мы можем отметить, что на материалах могильника прослеживается этническая картина населения городища. Нельзя сказать, что для финно-угорской культуры совсем не характерны сожжения. На памятниках ананьинской культуры (традиционно считающейся предками финно-угров) сожжения зафиксированы, однако они не стали преобладающими. Также необходимо отметить, что на памятниках финно-угров, позднее познакомившихся со славянской культурой, кремации отсутствуют. Напротив, на материалах Малышевского, Подболотьевского и Сунгирьского могильника видно, что кремации занимают 1/3 часть всех погребений. В период же смены обряда кремации обрядом ингумации на этих могильниках переходят к безынвентарному трупоположению, что, в свою очередь, позволяет проследить смену религиозных воззрений населения Сунгиря (Третьяков,1957).

Происходившая христианизация местного населения оказала влияние и на погребальный обряд. На смену мерянским погребения с традиционной обрядностью пришли безынвентарные погребения в гробах с западной ориентировкой (Леонтьев, Рябинин, 1980). Среди вещевого инвентаря могильника встречаются как типично мерянские вещи: коньковидные и треугольные шумящие подвески, проволочные височные кольца, ножи с прямой спинкой, узколезвийные проушные топоры; так и славянские: лировидные пряжки, широколезвенные топоры, типичные для древнерусских некрополей пластинчатые браслеты (Леонтьев, 1996). Коллекция данного, в настоящий момент не существующего некрополя, находится в фондах «Владимиро-Суздальского музея заповедника».

О весьма обширных торговых связях поселения свидетельствуют находки дирхемов, железных весовых гирек, стеклянных бус, стандартных бронзовых слитков (Леонтьев, 1996, С. 285), крестика скандинавского типа, фрагмента амфоры и фрагментов (3) поливных сосудов (Федорина, 2011б, С. 113). Всё это говорит о том, что население данного поселения вело активную торговлю как со странами Востока, так и с Северной Европой.


Рис. 8.План могильника Сунгирь составленный Н.Н. Мошениной.1 – мерянские погребения с инвентарём.2 – христианские безынвентарные погребения3 – ритуальные кострища.
 
Среди конфискованных в последнее время у «кладоискателей» вещей присутствуют следующие находки: ножи металлические (4 штуки, 1 целый и 3 фрагмента), гвозди металлические кованые (5 штук), проколка металлическая (?), фрагмент иглы металлической, фрагмент подвески «утиная лапка» цветного металла, фрагмент серпа (?).
 

Рис.9. Железо, бронза.
Целый нож принадлежат к отделу I, тип 1, вид 2 по А.Е. Леонтьеву, черешок у них продолжает линию спинки. (Леонтьев, 1976, С.34)
 
Целый экземпляр представляет собой нож с прямой спинкой, чуть приспущенной к острию, относительно большой длинной черешка, длина ножа – 11 см. Это типичный мерянский нож.

Керамический комплекс представлен большим количеством стенок и  венчиков раннегончарной древнерусской керамики с грубым тестом, с большим количеством примесей песка и более поздними, аккуратно выполненными фрагментами керамики XII-XIII веков. Также в коллекции, собранной во время разведок экспедиции ИА РАН, представлены 329 фрагментов лепной мерянской керамики.
Все это в целом подтверждает точку зрения Воронина Н.Н. и Горюновой Е.А. о существовании совместного, славяно-мерянского поселения. Однако выводы данных ученых о том что, рисуется картина несколько архаической жизни поселка, чье население еще использует лепную посуду и занимается по большей части охотой, в настоящее время должны быть подвержены существенной корректировке.

Во-первых, данное поселение активно участвовало в торговых контактах на территории Волжского пути (Дубов, 1988), о чем свидетельствуют находки предметов импорта.Во-вторых, территория поселения, возможно, использовалась в качестве места «гостевания» княжеских тиунов для контроля за нерлинским участком торговых путей. Об этом свидетельствуют находки статусных предметов – книжной застежки, христианских крестиков-тельников (в т.ч. скандинавского типа), фрагментов амфорной тары (элитного керамического материала) (Федорина, 2011б, С. 113).

Подводя итоги, можно отметить следующие факты: Сунгирьское поселение под Владимиром играет роль, схожую с Сарским городищем под Ростовом. Это крупный укрепленный населенный пункт, ведущий активную торговлю и являющийся оплотом княжеской администрации в мерянских землях Северо – Восточной Руси. Хронологически поселение существует с VII по XII век, хотя не исключено (по керамическому материалу – наличие фрагментов краснолощенной керамики (18) (Федорина, 2011б, С. 112) его существование в XIII – XV вв.  На первоначальном этапе поселение было типично мерянским, позднее население подвергается сильной аккультурации, что нашло свое отражение как в материальной культуре, так и в погребальном обряде синхронного некрополя. В дальнейшем городище, возможно, становится боярской усадьбой и малодворным поселением, просуществовавшим до XIV века (это подтверждает находка монеты - подражания золотоордынским деньгам, датированным 1350-ми годами (Федорина, 2011б, С. 112). Однако пролить свет на развитие сунгирьского поселения, его топографию и структуру могут только дальнейшие исследования.

Список литературы:

АКР: Владимирская область. / Сост. М.П. Зимина, Ю.А. Краснов, А.Е. Леонтьев, Л.А. Михайлова, А.Г. Самойлович, М.В. Седова М., 1995 – 384 с.

Воронин Н.Н. Из ранней истории Владимира и его округи // СА №4, 1959, С. 74-81

Глазов В.П. Зоны охраны культурного слоя памятников археологии Суздальского р-на Владимирской обл. // Архив ВСНРПМ дд. № 16791-16792.

Горюнова Е.И. Этническая история Волго-Окского междуречья // МИА №94, М., 1961.

Дубов И.В. Северо – Восточная Русь в эпоху раннего средневековья (историко-археологические очерки). Л., Из-во ЛГУ, 1988 –248 с.

Леонтьев А.Е. Археология Мери. К предыстории Северо – Восточной Руси. М.: Геоэко, 1996 – 339 с.

Леонтьев А.Е. Классификация ножей Сарского городища // СА №2, 1976, С. 33-44.

Леонтьев А.Е., Рябинин Е.А.  Этапы и формы ассимиляции летописной мери. Постановка вопроса. СА № 2  , 1980, С. 67-76.

Макаренко Н.А. Новленский и Заколпский могильники Владимирской губернии и археологическая поездка по Владимирскому, Суздальскому, Меленковскому и Судогодскому уездам // ТВУАК, Кн. X. Владимир, С. 1 - 63.

Макаров Н.А., Федорина А.Н., Зайцева Г.И., Гроотс, П.М. Радиоуглеродные даты памятников раннего железного века - средневековья в Сузальском Ополье // РА №4, 2011, С.35-51.

Мошенина Н.Н. Отчет о раскопках могильника Сунгирь, 1973, Архив ИА РАН № 5392.

Раппопорт П.А. Круглые и полукруглые городища Северо – Восточной Руси. СА №1, 1959, С. 115-123.

Третьяков П.Н. Об этническом составе населения Волжско-Окского междуречья в I тыс. н.э.  СА №2, 1957. С. 64-77.

Федорина А.Н. (а) Средневековое поселение Сунгирь // Материалы конференции «Археология древнерусского города XI-XV вв. Проблемы источниковедения, становления государственности и культурогенеза». Рязань, 2011. С. 73 – 75.

Федорина А.Н. (б) Средневековое поселение Сунгирь // Труды II (XVIII) Всероссийского археологического съезда в Суздале 2008 г. Том IV (дополнительный) / Отв. ред. А.П. Деревянко, Н.А. Макаров. М.: ИА РАН, 2011. С.112 – 113.

 
[†] Образец датировался в лаборатории ИИМК (Ле – 8381).
[‡] Впрочем, из личной беседы с Н.Н. Мошеной выяснилось, что в основном «обследование» заключалось в попытках выбрать из под ковша экскаватора и бульдозера вещи и фрагменты костей, т.к. строительство завода велось крайне спешными темпами и ни о какой приостановке его не могло быть и речи. Тем более приятен тот факт, что удалось зафиксировать хотя бы часть могильника и погребального инвентаря.
Категория: Новости Мерянии | Просмотров: 8332 | Добавил: merja | Теги: грабительские раскопки, меря, славяне, Сунгирь | Рейтинг: 5.0/5
СТАНЬ МЕРЯ!

ИНТЕРЕСНОЕ
ТЭГИ
мерянский Павел Травкин чашечник меря финно-угры чудь весь Merjamaa Меряния финно-угорский субстрат вепсы История Руси меряне суздаль владимир история марийцы мари Ветлуга Ростов Великий ростов новгород Русь экология славяне топонимика кострома КРИВИЧИ русские Язычество камень следовик синий камень камень чашечник сакральные камни этнофутуризм археология мурома Владимиро-Суздальская земля мерянский язык ономастика Ростовская земля балты финны городище Векса озеро Неро краеведение православие священные камни этнография святой источник общество Плёс дьяковцы Ивановская область регионализм культура идентитет искусство плес ингрия антропология россия москва ярославль мифология вологда лингвистика Марий Эл будущее Унжа вятичи Залесье волга поэзия нея галич деревня туризм север мерянский этнофутуризм Древняя Русь шаманизм латвия русский север иваново буй капище Ярославская область Языкознание реконструкция скандинавы средневековье Европа магия Этногенез коми старообрядцы Костромская область христианство
Статистика
Яндекс.Метрика