Пятница, 19.10.2018, 09:55 | Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость

Главная » 2018 » Сентябрь » 17 » Мерянский "перт" или одноэтажное Залесье
11:13
Мерянский "перт" или одноэтажное Залесье

Перед вами мерянская, словенская, весьская или так называемая древнерусская деревня 10-го века, которая, впрочем, мало чем отличается как от деревни финно-угорских автохтонов "Русской равнины" века так 5-го, так и русской деревни века 15-го...

Жизнь простого сельского жителя была совсем не мёдом. Обычно человек доживал до 40-45 лет и умирал уже стариком. Взрослым мужчиной с семьей и детьми он считался лет в 14-15, а она и того раньше. Замуж выходили отнюдь не по любви, сватать невесту сыну ходил отец.

Времени на праздный отдых у людей не было вовсе. Летом абсолютно все время занимала работа в поле, зимой заготовка дров и домашняя работа по изготовлению инструмента и домашней утвари, охота.

Начнем мы с обыкновенного жилого сруба-избы которая у мерян называлась "перт". Перт рублен из бревен и покрыт берестой и дерном. В некоторых регионах крыши таких же изб крыли соломой, в северорусской этнографии 19 века такая крыша называлась "чухонной" (из этнографических записей в Костромской области: "Чухонная крыша" - крыша покрытая соломой. "У нас в деревнях еще чухонные крыши-то есть, да солома на них уже старая."), а где-то щепой. Удивительно, но срок службы такой крыши лишь немногим меньше срока службы всего дома, 25-30 лет, а сам сруб служил лет 40. Учитывая время жизни в то время, дома как раз на жизнь человека и хватало.

Кстати, перед входом в дом крытая площадка - это те самые сени из песни про "сени новые, кленовые".

Топилась перт-изба по черному, то есть дымовой трубы печь не имела, дым выходил через маленькое оконце под крышей и через дверь. Окон в нашем понимании тоже нет, а дверь высотой всего лишь около метра. Это сделано для того, чтобы не выпускать тепло из избы зимой.

При топке печи сажа оседает на стенах и крыше. В топке "по черному" есть один большой плюс - в таком доме нет грызунов и насекомых.

Разумеется, дом стоял на земле без всякого фундамента, нижние венцы просто опираются на несколько крупных камней. Пол был глинобитным или с деревянным настилом из рубленных досок. Такой пол нашли костромские археологи этим летом на мерянском городище Унорож.


Постройка к.9-нач.10 вв. Мерянское городище Унорож.
Фото Костромская археологическая экспедиция. 2018.

Вот так сделана кровля

А вот и печь. Установленный на постаменте из обмазанных глиной бревен каменный очаг. Топили очаг с раннего утра. Когда печь топится, находиться в доме невозможно, там оставалась только хозяйка, готовившая пищу, все остальные шли на улицу заниматься делами, в любую погоду. После того, как печь протапливалась, камни отдавали тепло до следующего утра. В печи и готовили пищу.

Вот так выглядит изба изнутри. Спали на лавках, расставленных вдоль стен, на них же сидели во время еды. Дети спали на полатях, на этой фотографии их не видно, они сверху, над головой. В зимнее время в избу брали молодняк домашнего скота, чтобы он не погиб от мороза. В избе также и мылись. Можете представить, какой воздух был там, насколько там было тепло и комфортно. Сразу становится ясно, отчего продолжительность жизни была такой небольшой.

Чтобы не топить избу летом, когда в этом нет необходимости, в деревне было отдельное небольшое здание которое поволжские финны называли "кудо", там находилась хлебная печь.

Зерно хранили в амбаре - постройке, поднятой на столбах от поверхности земли, чтобы оградить продукты от грызунов.

В амбаре были устроены сусеки, помните - "по сусекам поскребла..."? Это специальные дощатые ящики, в которые зерно засыпали сверху, а брали его снизу. Так зерно не залеживалось.

Также в деревне был утроен ледник - погреб, в который весной укладывался лед, пересыпался сеном и лежал там почти до следующей зимы.

Одежду, шкуры, не нужную в данный момент утварь и оружие хранили в клети. Также клеть использовалась, когда мужу и жене надо было уединиться.

Овин - эта постройка служила для сушки снопов, и обмолота зерна. Нагретые камни складывались в очаг, на жерди укладывались снопы, и крестьянин сушил их, постоянно переворачивая. Потом зерна обмолачивались и веялись.

Приготовление пищи в печи предполагает особый температурный режим - томление. Так, например, готовятся серые щи. Серыми они зовутся из-за своего серого цвета. Как их готовить?

Для начала берутся зеленые капустные листья, те, что не вошли в кочан, мелко секутся, подсаливаются и укладываются под гнет на неделю, для заквашивания. Еще для щей нужна перловая крупа, мясо, лук, морковка. Ингридиенты укладываются в горшок, и он ставится в печь, где проведет несколько часов. К вечеру очень сытное и густое блюдо будет готово.

Вот так жили наши предки. Жизнь была нелегкой. Жители Залесья занимались ремеслами, хлебопашеством и огородничеством, но периодически случались неурожаи и хлеб приходилось покупать в Булгаре. Основным видом экспорта/обмена были меха, мед, воск, соль. По мимо сельского хозяйства жители сельской местности занимались животноводством и собирали грибы, ягоды, всевозможные травы, рыболовством.

Фото: Владимир Мальцев
На фото: Этно-деревня Любытино. Адрес: Новгородская область, п. Любытино, ул. Пионерская, 1.

Категория: Новости Мерянии | Просмотров: 1783 | Добавил: merjanyn | Теги: словене, реконструкция, перт, Северо-Восточная Русь, археология, меря, финно-угры, чудь, Залесье, средневековье | Рейтинг: 5.0/6
СТАНЬ МЕРЯ!

ИНТЕРЕСНОЕ
ТЭГИ
мерянский Павел Травкин чашечник меря финно-угры чудь весь Merjamaa Меряния финно-угорский субстрат вепсы История Руси меряне суздаль владимир история марийцы мари Ростов Великий ростов Русь новгород экология славяне топонимика кострома КРИВИЧИ русские Язычество камень следовик камень чашечник синий камень этнофутуризм археология мурома Владимиро-Суздальская земля мерянский язык ономастика Ростовская земля балты городище финны Векса озеро Неро краеведение православие священные камни этнография общество Плёс дьяковцы Ивановская область регионализм культура идентитет искусство плес Дьяковская культура мещёра народное православие антропология Чухлома россия москва ярославль мифология вологда лингвистика Кологрив Ефим Честняков будущее Унжа вятичи Залесье волга нея Идентичность футуризм деревня туризм север мерянский этнофутуризм Древняя Русь шаманизм латвия русский север Галич Мерьский иваново капище Ярославская область Московия Языкознание скандинавы Европа магия Этногенез коми Кром Костромская область христианство
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 2466
На основании какой письменности восстанавливать язык Муромы?
Всего ответов: 1009
Статистика
Яндекс.Метрика