Вторник, 30.05.2017, 13:57 | Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость

Главная » 2013 » Февраль » 25 » Мерянский святой умел предсказывать будущее
14:26
Мерянский святой умел предсказывать будущее
Святой поток

Я заглянул в окно и отшатнулся. В углу заброшенной избы лежал крест, очень похожий на могильный. Вообще то я и не собирался нарушать покой покинутого дома, но словно что-то притянуло именно к этому строению. Мы шли по вымершей до абсолютной тишины деревне Павлово к "моленному месту", которое много лет назад показал людям местный святой, а по совместительству философ, известный художник и поэт, сказочник и даже колдун Ефим Честняков.

Помните, была такая газетная формула "письмо позвало в дорогу"? Сегодня в дорогу зовет Интернет. Там я впервые прочитал о Ефиме Васильевиче Честнякове, человеке, который не подпадает ни под одно определение. Чем он только ни занимался – обучал крестьянских детей в детском саду в 20-е годы, лечил, сочинял и рисовал удивительные картины, лепил из глины и даже предсказывал будущее. Всего и не перечислишь. Оказавшись этим летом неподалеку от честняковских мест, мы сразу же решили отправится на родину Ефима, в деревню Шаблово. Думали найти разгадку чудной натуры, а открыли поистине народного святого.

Городок с забавным названием Кологрив спрятался между лесами на севере Костромской области. Поросшие соснами и елями холмы (гривы) не зря дали имя городу "около грив". Они, эти "кологривы", здесь повсюду. Куда ни кинь взгляд, любое место получается около холма, около гривы.

Весь город – архитектурный памятник. Вдали от разрушительных волн перемен сохранилась нетронутой застройка конца XIX – начала XX века. Двухэтажные деревянные домики эпохи расцвета речной торговли. Осмотреть город никакого времени не хватит, потому что или все, или ничего. Неужели можно спокойно пройти мимо настоящего каретного сарая или станка для подковки лошадей столетней давности?

Переезжаешь по мосту через реку Унжу, и асфальт тут же кончается. Десяток километров по пыльной щебенке увозит прочь от цивилизации. Полузаброшенные деревни по реке да поселки лесопунктов чернеют на фоне лесного буйства.

На очередном подъеме справа от дороги вырастает деревянная скульптура – дедок в широкополой шляпе. То ли это сам Ефим, то ли просто какой-то местный мерянский леший указывает поворот на Шаблово. Еще раз подтверждая, что все связанное с Честняковым таинственно и весьма неоднозначно.

За дедком грунтовая дорога падает в лужу посреди поля так, что мы не решаемся посадить машину на брюхо в такой глухомани. Едем по щебню дальше в надежде на следующий поворот. А топографическая карта области все врет и врет. Наконец, на месте обозначенной узкоколейной дороги, начинается насыпь с пригодной колеей. Еще километр дороги – и ты у отворотки, как здесь говорят, на Шаблово. Дальше только трактором, поэтому мы выгружаемся и продолжаем наш путь пешком. Только потом узнаем, что "Ефим часто не пускает на машине к себе в деревню", заставляя идти на своих двоих.

С шабловского холма открывается величественный вид на Унжу. Да, немудрено стать сказочником в таком-то месте. А вот и первая неожиданность – посреди деревни в три дома стоит целый музей! Наверное, самый труднодоступный музей Мерьямаа. Посвящен, конечно же, Ефиму Васильевичу. Высокий деревянный дом копирует родовую избу Честнякова, которую тот в шутку звал шалашиком. В музее играет музыка и весело галдят дети. Две девочки совсем не удивляются нашему приходу. Приезжие туристы и паломники из местных "идут к Ефиму" каждый день.

Старшая из девочек проводит самую необычную в нашей жизни экскурсию. Мы смотрим неземные честняковские картины, полные крестьянского быта вперемешку со сказкой; сборник стихов и воспоминаний, травники и Библию с многочисленными пометами. На первом этаже восстановлена обстановка маленького театра с глиняными фигурками людей и животных на сцене. Ефим умел предсказывать будущее, рассказывает наш маленький экскурсовод. Один раз три деревенские девушки спросили у него, какие у них будут мужья. Двум он описал их, а третьей сказал только, что муж будет большой, темный да мохнатый. И вправду, скоро после этого шла она оврагом, а сосна вырвалась из земли на берегу, перевернулась корнем вверх и убила ее...

Сразу после страшного рассказа появляется смотрительница чудо-музея Марина Матюхина. Кто такой Честняков? – переспрашивает Марина. Он был человеком будущего. Всех талантов его не перечислишь. Главной задачей жизни считал просвещение местных крестьян. Выучился в Петербурге и осознанно приехал обратно в Шаблово. Местные люди относились к Ефиму как к праведнику еще при жизни. Но одновременно, считали и знахарем, колдуном.

Они не знали, как он предугадывает, лечит болезни. Был ли он набожным? Скорее, он был глубоко верующим. Размышлял о вере, всю жизнь постился и не знал женщин. Вот пример такой. Сидят мужики, уху приготовили. Мимо проходит Ефим – они его спрашивают, будет ли он уху? А он отвечает, разве что есть в ухе рыбы не-хищники.

А еще говорил Ефим, что начнется от Шаблова город чудесный. Еще недавно думали, ошибся провидец. Вымерло Шаблово к началу 90-х бесповоротно. А сегодня что-то подсказывает – прав был все-таки Ефим. Семья Матюхиных, первой поселившаяся здесь пару лет назад, непростая. Костромичи Александр и Марина взяли на воспитание 8 детей из детских домов. Взяли бы и больше, но по закону нельзя. Марина нам потом призналась, что семейный детский дом организовывали не для себя – свои дети уже выросли, есть и внуки; хотели помочь обездоленным ребятишкам. В это лето началось в деревне строительство четвертого дома – еще одна семья с приемными детьми последует примеру Матюхиных. Будет город чудесный?

Музей же появился только прошлым летом и ждет гостей. А за деревней для туристов обустроен "Ефимов ключик", родничок Ефима. Туда приходят и местные жители, завязывают по старинной мерянской традиции на беседке над ключом белые платки, тесемочки. В каждом узелке просьба к Ефиму. Приносят подношения – монеты и конфеты на могилу Ефима в поселке Илешево, что выше по Унже. Могила Честнякова, в самом центре заросшего высоченными соснами погоста, величественна в своей простоте. Еще до смерти в 1961 г. Ефим Васильевич завещал всем ходить на его могилу в трудную минуту.

На обратном пути заглянули мы в деревню Павлово, у которой тайно молился в лесу Честняков в "моленном месте" в советское время. Там раскрылась тайна креста в заброшенном доме. Вовсе не могильный крест был перенесен в дом знакомой Честнякова как раз с "моленного места". Кто-то заботливо оставил тут заправленные в рамки местные газеты с публикациями о Ефиме. Ну, а кроме газет, стоит новый крест посреди леса.

За прошедшие со смерти Ефима годы он стал настоящим народным святым, по праву заслужив добрую людскую память. Признает ли Ефима Церковь, не признает – это дело будущего. А пока ясно, что на таких людях, что жили и сейчас живут в Шаблово, земля наша и держится.

Александр ТРИФОНОВ, 02 августа 2005. http://www.utro.ru Фото автора


Категория: Новости Мерянии | Просмотров: 2227 | Добавил: merja | Теги: меря, Кологрив, Ефим Честняков | Рейтинг: 5.0/6
Всего комментариев: 12
avatar
0
12
Хочу добавить, что в 2011 году вышла книга «Русь, уходящая в небо», где восстановлены многие рукописные книги Е. Честнякова, в конце книги приведён словарь (около 250 слов, вероятнее всего, мерянского происхождения). ISBN 978-5-98295-057-4. Составитель - Сухарева Татьяна Павловна. Тираж всего 1000 экз. - и большая часть уже ушла не по назначению, в качестве подарков «почётным гостям».

Единственный способ достать книгу - обратиться к директору Костромского музея-заповедника Павличковой Натальи Викторовне по адресу 196961, г. Кострома, проспект Мира, 7, тел. (4942)51-43-90

Некоторые сказки Е. Честнякова пересказаны в повести «Костромские каникулы» (http://www.erzan.ru/news/kostromskie-kanikuly-avarden-sandra)
avatar
1
11
Очень здорово, что возрождаются наконец народные традиции. Наверное только русские так пострадали в исторических испытаниях, что стали чтить традиции всех народов, живущих у нас, но только не свои. Раньше они объявлялись мракобесием, но память народа все же живет.И это здорово. Народное православие всегда было смешано с легендами, сказками и реальными событиями. Так и живем.
avatar
1
10
а в Ростове на Нёро в 19 веке сельские священники крестики нательные заговаривали. От чертей)
avatar
1
9
классно!!!!!!!!
avatar
1
8
До революции у нас в Костромской губернии весной по пашне священника катали, что бы земля лучше родила. Чем не язычество)
avatar
2
7
Конечно , нормально, иначе христианство и победить бы не смогло ни в одной стране, если б не шло на компромисс с традиционными верованиями. Просто тошнит, когда они за голову хватаются ханжески при слове - "язычество".
avatar
0
6
Общие архетипы)
avatar
1
5
да это нормально. Это народное православие, в котором язычества больше чем христианства)
avatar
2
4
забавная картинка )) крест и вокруг языческие подвязки ))
avatar
1
3
Спасибо, друзья. Всё как у нас на Алтае. Но только у нас в обычае повязывать jалама у родников всегда главенствует белый чистый цвет. Туристы портят, конечно, общую картину, но понемногу все приобщаются к народным традициям.
avatar
0
2
приятного чтения) и съездийте туда летом, мозговыносящие места над Унжей-рекой...
avatar
2
1
ой спасибо. к удовольствию.
avatar
СТАНЬ МЕРЯ!
ИНТЕРЕСНОЕ
ТЭГИ
мерянский Павел Травкин чашечник меря финно-угры чудь весь Merjamaa финно-угорский субстрат Меряния вепсы История Руси суздаль меряне владимир история марийцы Ростов Великий ростов Русь новгород экология славяне топонимика кострома КРИВИЧИ русские Язычество камень следовик камень чашечник синий камень сакральные камни этнофутуризм археология мурома Владимиро-Суздальская земля мерянский язык ономастика Ростовская земля балты городище финны Векса краеведение православие священные камни этнография святой источник общество Плёс дьяковцы Ивановская область регионализм культура идентитет искусство Дьяковская культура Арья Альквист мещёра священный камень народное православие антропология россия Чухлома москва Солнцеворот ярославль мифология вологда лингвистика Кологрив Ефим Честняков будущее Унжа Денис Осокин вятичи Залесье волга Идентичность футуризм макарьев галич экономика деревня север мерянский этнофутуризм Древняя Русь латвия шаманизм русский север Галич Мерьский иваново капище Ярославская область Московия скандинавы Европа коми Костромская область христианство
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 2281
На основании какой письменности восстанавливать язык Муромы?
Всего ответов: 850
Статистика
Яндекс.Метрика