Воскресенье, 30.04.2017, 00:34 | Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость

Главная » 2011 » Апрель » 4 » Мерянско-балтское пограничье на "земле вятичей"
13:21
Мерянско-балтское пограничье на "земле вятичей"
р.Вохна


Речь пойдет о небольшой 50-километровой полосе земли между юго-восточными московскими окраинами (Кузьмнки и Кусково) и Павловским Посадом на реке Клязьме. Окрестность Павловского Посада ранее называлась Вохонской волостью, а поселение, соответственно, Вохной (по имени реки Вохна, Вохонка). Первое упоминание об этой местности относится ко времени Ивана Калиты, когда эти земли числились великокняжеской вотчиной. В шести километрах восточнее расположены два крупных села: Казанское и Грибаново. 


Село Казанское называлось «Мерей» до середины XIX века


Первое называлось «Мерей» до середины XIX века, а до начала XX – Казанской Мерей, второе еще в XVI веке было известно под именем «Старая Меря». Неподалеку течет река Нерская (Мерская). В Коломенской писцовой книге 1577 г. встречаются другие формы названия реки: Мерка и Мерска. А название «Мерская» сохранялось в документах до конца XVIII века, когда наряду с ним стало употребляться и слово «Нерская» (Материалы генерального межевания 1784 г.).


Собственно, нет ничего удивительного в мерянских корнях этого края близ Владимирской области и Мещерской низменности. Интересно другое. 

   

Близ села Казанское (Меря) в 1880-х гг. А.П. Богдановым была обнаружена одна из самых крупных групп в 100 могильных курганов XI–XIII вв. В 1915 году работу по их изучению вел московский археолог В.Д.Калитин. Очень странно, но эти артефакты сейчас находятся в Пенсильванском музее в Филадельфии (США), куда археологические находки попали в 1930-х гг. в порядке научного обмена. Раскопки близ села Казанское возобновили в 1925 г. Е.Н. Липеровская и В.П. Левина. Известно, что в одном из курганов был извлечен костяк мужчины с бронзовой привеской в виде конька, две грибовидные бронзовые пуговицы для одежды. В женских захоронениях найдены височные кольца, бронзовый браслет и гривна. В этой связи показательно, что буквально вплотную к Старой Мере примыкает деревня Криулино (такое название встречается, естественно, в Смоленской и Могилевской областях). 


Курганы категорически отнесены к славянским-вятичским, а между тем в 25-километровой близости следы балтов присутствуют уже в изобилии: при раскопках Вишняковского курганного могильника недалеко от платформы 33-й км, который насчитывал 36 курганов, найдены серебряные браслетообразные височные кольца, серебряная витая шейная гривна, перстни разных типов, янтарные бусы и т.д. Коллекция хранится в Государственном Историческом и Ногинском краеведческом музеях.


Хочется обратить внимание на продолжение смешения балто-мерянской топонимики уже в черте Москвы. На территории современного Выхино в XVI веке появилась деревня Стафурино, переименованная позже в Выхонь, вероятнее всего по названию речки (Неподалеку есть еще один ф-у топоним Панки). Близ Выхино известные Кузьминские пруды образованы рекой Голедянка (Гляденка, Гольдянка, Голяденка, Голодянка, Голедянка). 


Один из немногих открытых на сегодняшний день отрезков реки Голедянка. Кузьминки


Слишком большое разнообразие смысловых форм говорит в пользу происхождения ее названия от голяди - балтского племени. Есть у реки и другое название - Чуриха - что может иметь значение "пограничная". Интересно, что за следами мери далеко ходить не надо. В пяти километрах к северу от Голедянки есть платформа с названием Чухлинка, что сразу вызывает ассоциацию с мерянской Чухломой. 


Платформа Чухлинка. Фото 1910 года


В "Кратком топонимическом словаре" В.А.Никонова название Чухломы выводится из финноязычной основы "нырять" (эст. sukellduma, фин. sukeltaa, вепс. чуклэстадас). Ранее в окрестностях Чухлинки был известен Чухлинский лес, а из местной реки были образованы Кусковские пруды. Слегка отступая от темы, надо заметить, что для Москвы название «Чухлинка» отнюдь не уникально. По сей день существует Чухлинский тупик близ м. Дмитровская, были также Чухлинские переулки.


Но вернемся к завершению параллели с Вохонской волостью, для чего осталось рассмотреть курганы. В пойме Голедянки обнаружено около 30 курганов, но большей частью они были уничтожены, и информация о них практически отсутствует. Можно, конечно, сослаться на знаменитое Дьяковское городище в Коломенском в семи км, но, чтобы не быть тривиальными, обратимся к Царицынской группе курганов (12 км), которые опять же категорически относят к славянам-вятичам. 


Курганы в Царицыно


Передаем слово их исследователю А.В. Арциховскому, известному и категорическому противнику наличия финно-угров в Москве и Подмосковье: «…при моих раскопках 1944 г. в Царицыне, в черте Большой Москвы, найдены любопытные варианты. Там тоже преобладает обычный узор, типичные русские "городки", но он разнообразно дополнен. В двух случаях такими дополнениями являются узоры среднеазиатского характера, а в третьем случае плетеный книжный инициал, имеющий точные аналогии в ростовских рукописях владимиро-суздальского времени». 


Библиография:

А.В. Арциховский. Курганы Подмосковья

А.В. Арциховский. Основные вопросы археологии Москвы

А.С. Маркин. Очерки истории Вохны

А также материалы сайтов:


http://www.rusarch.ru/
http://www.bogorodsk-noginsk.ru
http://ppvohna.narod.ru


Автор Илья Ильм [info]ILYA_ILM

Категория: Новости Мерянии | Просмотров: 3815 | Добавил: merja | Рейтинг: 4.0/3
Всего комментариев: 9
avatar
0
9
Articles like this are an eaxmple of quick, helpful answers.
avatar
0
8
marierge, на то мы и есть, что бы постараться дополнить и по возможности исправить поступающие материалы
avatar
0
7
Меня иногда удивляет - как некоторые исследователи произвольно оперируют материалом. К примеру, то же слово "чухлома". Какое отношение может иметь слово "нырять" к названию местности. Недостаточно только того, что это слово выводится их финских языков. Во-первых, если это топонимический объект, значит он как-то характеризует данную местность. Во-вторых в слове "чухлома" мы видим явно выделяющуюся вторую часть слова - "ма" ("maa" - земля). Ну а первая часть - слово, возможно забытое и исчезнувшее вместе с с ассимилировавшимися финно-угорскими племенами Центральной части России.
avatar
0
6
Живу в Павлово-Посадском районе. Мой род по мужской линии происходит из крестьян деревни Щекутово. Если у кого есть информация по истории деревни прошу поделиться. Так же интересует откуда возникло данное название...
avatar
0
5
"Голат". Похожие слова есть в эрзянском или мокшанском?
avatar
0
4
........Я родился в Бугурусланском районе, в Мордовском селе Нуштайкино. Рядом село Кирюшкино тоже Мордовское. Эти села образовались в 1760 году, переселенцами из Симбирского уезда( в последствии Буинский уезд), Нуштайкинцы из Атяшкино а Кирюшкинцы из Аркаево.. В Симбирский уезд они пришли в 1600-х годах, до постройки Симбирска. Нуштайкинцы и кирюшкинцы резко отличаются друг от друга. Нуштайкинцы в основном имеют Светлые волосы и глаза и бледные лица. А Кирюшкинцы темные лица ( копченые) и темный волос. (у висков пегие). Кирюшкинцы знают Нуштайкинцев с 1600 года а может и раньше. И они нас называли "Голат". И наши сельчане очень похожи на жителей Галича из вашей статьи. И хотя рядом с нашими селами и селениями наших предков с 1600 года не жили русские наш язык( Нуштайкинцев) сильно обрусевший и всегда одевали женщины кофты и юбки. В соседнем Кирюшкино и язык и одежда была национальная. Прошу прокомментировать.
avatar
1
3
Балтских названий много и в Новгородских землях (сейчас относится к Тверской области) от Бежецка до Бологое практически одни балтийские гидронимы: оз.Верестово, реки Мелеча, Могоча, р. Тушемля, оз. Удомля, Шлино и т.д.
avatar
1
2
Владимир вы правы. Следующий балтский материал будет по голяди. Если у вас есть собственные наработки по этой теме с удовольствием опубликуем их
avatar
2
1
Очень похоже на правду. В 30-40 гг голядь и мерю изучали мало, а встреченные памятники относили к славянам. Особенно не повезло голяди. Аналогичная картина наблюдается и у нас на Протве, традиционно голядской реке.
avatar
СТАНЬ МЕРЯ!
ИНТЕРЕСНОЕ
ТЭГИ
мерянский Павел Травкин чашечник меря финно-угры чудь весь финно-угорский субстрат Merjamaa Меряния вепсы История Руси суздаль меряне владимир история марийцы Ростов Великий ростов Русь новгород экология славяне топонимика кострома КРИВИЧИ русские Язычество камень следовик камень чашечник синий камень сакральные камни этнофутуризм археология мурома Владимиро-Суздальская земля мерянский язык ономастика Ростовская земля балты городище финны краеведение православие священные камни этнография святой источник общество Плёс дьяковцы Ивановская область регионализм культура идентитет искусство мещёра священный камень народное православие антропология россия Чухлома москва ярославль мифология вологда лингвистика Кологрив Ефим Честняков будущее Унжа вятичи Залесье волга Идентичность футуризм деревня север мерянский этнофутуризм Древняя Русь латвия русский север сакрум Галич Мерьский Верхнее Поволжье иваново реэтнизация капище новгородцы Ярославская область Московия скандинавы Северо-Восточная Русь Белоозеро мордва Залесская земля мерянский мир великороссы Вологодская область Костромская область христианство
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 2270
На основании какой письменности восстанавливать язык Муромы?
Всего ответов: 837
Статистика
Яндекс.Метрика