Суббота, 21.10.2017, 18:36 | Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость

Главная » 2017 » Июнь » 15 » Мир и меря: Ростовский край 11 веков назад.
10:15
Мир и меря: Ростовский край 11 веков назад.

В апреле в Борисоглебском филиале музея-заповедника "Ростовский кремль" - доме крестьянина Елкина прошла третья лекция по археологии заведующего археологической коллекцией музея Ивана Владимировича Купцова. В публикации И.В. Купцов представил краткий текст прошедшей лекции.

Первое упоминание мери в письменных источниках едва ли не более раннее, чем упоминание о славянах. В трудах европейского историка 6 века Иордана меря, наряду с мордвой, упоминается в числе народов, временно покоренных готским вождем Германарихом. В «Повести временных лет» отмечается, что меря играла активную роль в политической жизни Древней Руси уже во времена Олега, в 9 веке, участвуя в его военных экспедициях на Киев (882 г.) и Царьград (907 г.).


"Князь с Сарского городища". 2017 год.
Редизайн графики ростовского археолога Ивана Купцова созданной для статьи
Д.О. Митина "Вооружение летописной мери".

Кроме письменных источников, о народе меря осталась память в географических названиях. Многие из нас ловили себя на мысли, что с детства привычные названия родных речек и озер на самом деле звучат на непонятном языке: Пижерма. Туношна, Шопша, Пулохма, Сара, Неро. Мерянский язык исчез из употребления, и поскольку памятники мерянской письменности неизвестны, ученые с большим вниманием относятся к изучению сохранившегося мерянского языкового наследия.

На сегодняшний день доподлинно известно, что меря, по языку, относилась к народам финно-угорской группы. Из числа современных наиболее близким к мерянскому языком может считаться марийский. К числу других родственных мере народов относятся мордва, карелы, саамы, коми, ханты, манси, эстонцы, финны и венгры.

Расселение мери произошло на весьма значительной территории по всей Верхней Волге, на землях современных Ярославской, Костромской, частично Тверской, Ивановской и Владимирской областей. Ростовская земля исторически стала одним из центров хозяйственной, культурной и политической организации мерянских племен. Здесь расположено около двух десятков селищ, а центром мерянского этнического объединения стало Сарское городище, расположенное на высоком мысу над рекой Сарой в 12 км. от Ростова.


"Отец и сын". 2017 год.
Редизайн графики ростовского археолога Ивана Купцова созданной для статьи
Д.О. Митина "Вооружение летописной мери".

Хорошо укрепленное городище занимало высокий (до 20 м.) мысовидный выступ в излучине р. Сары (в те времена она носила название Гда) и включало в себя три отгороженные валами и рвами чести. Средняя, самая ранняя, датируется 7 веком. За пределами городских стен располагался неукрепленный посад. Жилые и хозяйственные постройки на городище, посаде и других мерянских поселениях были, как правило наземными, срубной конструкции. В центральной части городища их расположение носит следы регулярной планировки.


"Мать и дочь". 2017 год.
Редизайн графики ростовского археолога Ивана Купцова созданной для статьи
Д.О. Митина "Вооружение летописной мери".

Обилие предметов материальной культуры из слоя мерянских поселений говорит о значительном разнообразии хозяйственной деятельности и духовной жизни мерян. Наряду с земледелием и скотоводством, меря широко освоила различного рода ремесла, в том числе, металлообработку. Можно предположить, что производство ремесленных изделий было направлено не только для удовлетворения внутрихозяйственных нужд, но и на продажу. О торговых связях мери говорит наличие с 10 века рядом с Сарским городищем, на противоположном берегу реки, своеобразного поселения «заморских гостей», в культурном слое которого обнаружены многочисленные находки привозных предметов европейского и восточного происхождения: украшения, стандартные слитки бронзы, монеты, орудия труда и оружие.

Большого уровня мастерства мерянские умельцы достигли и ювелирном искусстве. На материалах из культурного слоя Сарского городища мы можем проследить процесс изготовления ювелирных украшений практически полностью, от обработки заготовок до готовых изделий. Если предметы вооружения известны нам, в основном, по мужским погребениям, то украшения – по женским. Основной элемент женского украшения мери – так называемые «шумящие подвески. Изначально всякие украшения имели не столько эстетическое, сколько сакральное значение, напрямую связанное с анимистическими представлениями наших предков, с их убеждением, что мир вокруг, все объекты окружающей действительности заселены духами, которые могут как помогать человеку, так и наносить ему вред. В качестве непреодолимой преграды от злых духов и применялся орнамент либо иные украшения: ворот, подол и рукава одежды защищались вышивкой; окна, двери и дымоходы жилища, края посуды – резьбой. Такую же защитную функцию призваны были выполнять и шумящие подвески, звук которых должен был отпугивать «нечисть». Выполнялись эти подвески в форме стилизованных священных животных и птиц – коней, уток и др., к которым на цепочках подвешивались металлические пластинки в форме утиных лапок или миниатюрные бубенчики. Такие украшения могли подвешиваться на одежду, пояс, вплетаться в прическу.


"Охотники и воины". 2017 год.
Редизайн графики ростовского археолога Ивана Купцова созданной для статьи
Д.О. Митина "Вооружение летописной мери".

Интенсивное развитие ремесленного производства на городище со временем приобретало все больше подражательных черт: местные мастера успешно пытались сначала копировать а позднее усовершенствовать привозные вещи. Мы видим ранее неизвестные мере предметы: ножницы, калачевидные кресала, замки и ключи к ним. Наличие последних говорит о значительном развитии прибыльной торговли: было что прятать и запирать на замок. Вместе с тем, освоение новых тенденций в материальной культуре свидетельствует о начале процессов аккультурации, то есть, изменения традиционной культуры. Начиная с 9 века этому способствовало быстрое развитие альтернативного торгово-ремесленного центра – города Ростова.

Иван Купцов. ГМЗ "Ростовский кремль"
Источник: http://rostland.blogspot.com.by/2017/04/blog-post_26.html

Категория: Новости Мерянии | Просмотров: 1096 | Добавил: merjanyn | Теги: Ростов Великий, вооружение мери, Сарского городище, Древняя Русь, финно-угры, археология, меря, мерянская земля, шумящая подвеска | Рейтинг: 4.8/4
Всего комментариев: 0
avatar
СТАНЬ МЕРЯ!
Логин:
Пароль:
ИНТЕРЕСНОЕ
ТЭГИ
мерянский Павел Травкин чашечник меря финно-угры чудь весь Merjamaa Меряния финно-угорский субстрат вепсы История Руси суздаль владимир меряне история марийцы Ростов Великий ростов Русь новгород экология славяне топонимика кострома КРИВИЧИ русские Язычество камень следовик камень чашечник синий камень этнофутуризм археология мурома Владимиро-Суздальская земля мерянский язык ономастика Ростовская земля балты городище финны Векса краеведение православие священные камни этнография общество Плёс дьяковцы Ивановская область регионализм культура идентитет искусство мещёра народное православие антропология Чухлома россия москва ярославль мифология вологда лингвистика Кологрив Ефим Честняков будущее Унжа вятичи Залесье волга Идентичность футуризм Унорож экономика деревня север мерянский этнофутуризм Древняя Русь шаманизм латвия русский север сакрум Галич Мерьский Верхнее Поволжье иваново древнерусская культура капище новгородцы Ярославская область Московия скандинавы Северо-Восточная Русь Белоозеро Залесская земля Европа великороссы Вологодская область Костромская область христианство
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 2332
На основании какой письменности восстанавливать язык Муромы?
Всего ответов: 895
Статистика
Яндекс.Метрика