Воскресенье, 17.02.2019, 22:45 | Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость

Главная » 2012 » Январь » 23 » Народ Чудь возрождается в глухом районе Архангельской области
10:16
Народ Чудь возрождается в глухом районе Архангельской области


Возвращение с рыбалки. Обычно забираются высоко вверх по реке Выя: там есть ямы, где зимует рыбы

Фоторепортаж Алексея Голубцова о том, как в глухом районе Архангельской области возрождается народ чудь. Народ чудь, существование которого зафиксировала 10 лет назад перепись населения 2002 года, возрождается медленно. Но верно: во время последней переписи 2010-го еще несколько десятков жителей глухого Верхнетоемского района Архангельской области записались в эту национальность


В здешних краях в ходу все виды санного транспорта

Говорят, чудеса случаются там, где в них верят. В этом смысле возрождение древней чуди — дославянского населения русского Севера, от которого пошли многие первопоселенцы, чародеи и богатыри — чудо. Тем более что по одной из северных русских легенд "чудь белоглазая" и "дивьи люди", не желая креститься, в стародавние времена ушли под землю, да так и остались там жить.

Новая чудь вышла, однако, не из-под земли, а из Всероссийской переписи 2002 года: в Перечне языков и национальностей РФ ее записали под номером 351. Чего в этом больше — возрождения национального самосознания или игры с историей, вопрос открытый. Но нежелание кануть в века и бесследно исчезнуть у здешних жителей было самое искреннее...

Нельзя сказать, что от принятия судьбоносного решения повседневная жизнь обитателей деревень по реке Пинеге в ее верхнем течении и ее притоке реке Вые как-то круто переменилась. Она проходит все в тех же заботах, а районы, которые заселяет "чудной" народ, все так же труднодоступны. Например, в деревеньку Окуловская Верхнетоемского района, когда разливаются реки, попасть можно только бродом по старинным тропам через Пинегу.

Еще одно отличие этих мест — язык: он исстари был непонятным, "чудным", чем объясняет название древней национальности еще одна народная легенда. Сейчас говорят вроде по-русски, но тоже — поди пойми:

— О, жонки, ишко-ты, ну и игрок, все игрокам игрок. Коль баско да дельно играт, хоть пляши. Помоложе была бы, сплясала, да частушку спела. Не играт, а пальчиками выщипыват.

...Совсем недавно вышла книжка уроженца деревни Окуловская Сергея Засухина "Самородное слово". В ней собраны комментарии более 1700 слов "чудинского" диалекта. Своими "чудскими" истоками он так гордится, что, кажется, ощущает больше связь с историей, чем с Большой Землей.

— А в общем брошены мы,— рассказывает Сергей Засухин.— Хотя связь-то есть со всем миром — телефон, электричество без перебоев и интернет.

Для детей, как положено, работают школы, а в день выборов в Госдуму привозили в деревню Окуловская "мобильный" избирательный участок .

Больше всего волнует Сергея проблема прироста населения. Слышал, что "чуди" в Пинежском районе около двухсот человек, но в их глухих краях молодежь рвется в город.

— Жизнь в наших краях, конечно, тяжелая,— признает Сергей,— но если это твоя Родина, то можно привыкнуть. А вот большой город полюбить нельзя: им можно разве что восхищаться...

Текст: Дарья Юршина. Фото: Алексей Голубцов, Коммерсантъ http://www.kommersant.ru/doc/1847502


Интерьеры домов и отношения супругов говорят о жизни в выйских и пинежских деревнях больше долгих рассказов. Две семьи в деревне Никитинская в домашних интерьерах


Интерьеры домов и отношения супругов говорят о жизни в выйских и пинежских деревнях больше долгих рассказов. Две семьи в деревне Никитинская в домашних интерьерах


Часовня в лесу на дороге между деревнями Демьяново и Окуловская. Чтобы в трехдюймовых половых плахах протереть коленями такое, нужна не одна сотня лет


В деревне Хорнема постоянно живут три человека. Одна из них — Роза Багинская, в гости к которой пришел ее зять


Интерьер Дом в деревне Зайцево. Это тоже очень типичный для здешних мест способ украсить свое жилище — фантики от конфет


А это деревня Новинки. Иван, только что вернувшийся с неудачной охоты, показывает картину, которая невесть сколько лет висит в доме, и очень оживляется, узнав, что она представляет коммерческий интерес. До этого он собирался ехать на заработки на стройки в Сочи. На кровати спит его отец


Деревня Окуловская и баба Ида, ее обитательница


Михаил, в отличие от большинства мужчин в деревне Гаврилово, имеет постоянную работу — он дизелист. Дежурство — посменно


"Я человек лесной",— говорит Валентина. При первой возможности она уходит в лес на охоту, рыбачит


В здешних краях в ходу все виды санного транспорта


В здешних краях в ходу все виды санного транспорта


Деревня Окуловская и баба Ида, ее обитательница
Категория: Новости Мерянии | Просмотров: 10129 | Добавил: merja | Рейтинг: 4.7/12
СТАНЬ МЕРЯ!

ИНТЕРЕСНОЕ
ТЭГИ
мерянский Павел Травкин чашечник меря финно-угры чудь весь Merjamaa Меряния финно-угорский субстрат вепсы История Руси меряне суздаль владимир история марийцы мари Ростов Великий ростов Русь новгород экология славяне топонимика кострома КРИВИЧИ русские Язычество камень следовик камень чашечник синий камень этнофутуризм археология мурома Владимиро-Суздальская земля мерянский язык ономастика Ростовская земля балты городище финны Векса озеро Неро краеведение православие священные камни этнография общество Плёс дьяковцы Ивановская область регионализм культура идентитет искусство плес Дьяковская культура мещёра народное православие антропология Чухлома россия москва ярославль мифология вологда лингвистика Кологрив Ефим Честняков будущее Унжа вятичи Залесье волга нея Идентичность футуризм деревня туризм север мерянский этнофутуризм Древняя Русь шаманизм латвия русский север Галич Мерьский иваново капище Ярославская область Московия Языкознание скандинавы Европа магия Этногенез коми Кром Костромская область христианство
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 2518
На основании какой письменности восстанавливать язык Муромы?
Всего ответов: 1050
Статистика
Яндекс.Метрика