Суббота, 21.10.2017, 18:51 | Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость

Главная » 2012 » Январь » 23 » Народ Чудь возрождается в глухом районе Архангельской области
10:16
Народ Чудь возрождается в глухом районе Архангельской области


Возвращение с рыбалки. Обычно забираются высоко вверх по реке Выя: там есть ямы, где зимует рыбы

Фоторепортаж Алексея Голубцова о том, как в глухом районе Архангельской области возрождается народ чудь. Народ чудь, существование которого зафиксировала 10 лет назад перепись населения 2002 года, возрождается медленно. Но верно: во время последней переписи 2010-го еще несколько десятков жителей глухого Верхнетоемского района Архангельской области записались в эту национальность


В здешних краях в ходу все виды санного транспорта

Говорят, чудеса случаются там, где в них верят. В этом смысле возрождение древней чуди — дославянского населения русского Севера, от которого пошли многие первопоселенцы, чародеи и богатыри — чудо. Тем более что по одной из северных русских легенд "чудь белоглазая" и "дивьи люди", не желая креститься, в стародавние времена ушли под землю, да так и остались там жить.

Новая чудь вышла, однако, не из-под земли, а из Всероссийской переписи 2002 года: в Перечне языков и национальностей РФ ее записали под номером 351. Чего в этом больше — возрождения национального самосознания или игры с историей, вопрос открытый. Но нежелание кануть в века и бесследно исчезнуть у здешних жителей было самое искреннее...

Нельзя сказать, что от принятия судьбоносного решения повседневная жизнь обитателей деревень по реке Пинеге в ее верхнем течении и ее притоке реке Вые как-то круто переменилась. Она проходит все в тех же заботах, а районы, которые заселяет "чудной" народ, все так же труднодоступны. Например, в деревеньку Окуловская Верхнетоемского района, когда разливаются реки, попасть можно только бродом по старинным тропам через Пинегу.

Еще одно отличие этих мест — язык: он исстари был непонятным, "чудным", чем объясняет название древней национальности еще одна народная легенда. Сейчас говорят вроде по-русски, но тоже — поди пойми:

— О, жонки, ишко-ты, ну и игрок, все игрокам игрок. Коль баско да дельно играт, хоть пляши. Помоложе была бы, сплясала, да частушку спела. Не играт, а пальчиками выщипыват.

...Совсем недавно вышла книжка уроженца деревни Окуловская Сергея Засухина "Самородное слово". В ней собраны комментарии более 1700 слов "чудинского" диалекта. Своими "чудскими" истоками он так гордится, что, кажется, ощущает больше связь с историей, чем с Большой Землей.

— А в общем брошены мы,— рассказывает Сергей Засухин.— Хотя связь-то есть со всем миром — телефон, электричество без перебоев и интернет.

Для детей, как положено, работают школы, а в день выборов в Госдуму привозили в деревню Окуловская "мобильный" избирательный участок .

Больше всего волнует Сергея проблема прироста населения. Слышал, что "чуди" в Пинежском районе около двухсот человек, но в их глухих краях молодежь рвется в город.

— Жизнь в наших краях, конечно, тяжелая,— признает Сергей,— но если это твоя Родина, то можно привыкнуть. А вот большой город полюбить нельзя: им можно разве что восхищаться...

Текст: Дарья Юршина. Фото: Алексей Голубцов, Коммерсантъ http://www.kommersant.ru/doc/1847502


Интерьеры домов и отношения супругов говорят о жизни в выйских и пинежских деревнях больше долгих рассказов. Две семьи в деревне Никитинская в домашних интерьерах


Интерьеры домов и отношения супругов говорят о жизни в выйских и пинежских деревнях больше долгих рассказов. Две семьи в деревне Никитинская в домашних интерьерах


Часовня в лесу на дороге между деревнями Демьяново и Окуловская. Чтобы в трехдюймовых половых плахах протереть коленями такое, нужна не одна сотня лет


В деревне Хорнема постоянно живут три человека. Одна из них — Роза Багинская, в гости к которой пришел ее зять


Интерьер Дом в деревне Зайцево. Это тоже очень типичный для здешних мест способ украсить свое жилище — фантики от конфет


А это деревня Новинки. Иван, только что вернувшийся с неудачной охоты, показывает картину, которая невесть сколько лет висит в доме, и очень оживляется, узнав, что она представляет коммерческий интерес. До этого он собирался ехать на заработки на стройки в Сочи. На кровати спит его отец


Деревня Окуловская и баба Ида, ее обитательница


Михаил, в отличие от большинства мужчин в деревне Гаврилово, имеет постоянную работу — он дизелист. Дежурство — посменно


"Я человек лесной",— говорит Валентина. При первой возможности она уходит в лес на охоту, рыбачит


В здешних краях в ходу все виды санного транспорта


В здешних краях в ходу все виды санного транспорта


Деревня Окуловская и баба Ида, ее обитательница
Категория: Новости Мерянии | Просмотров: 8442 | Добавил: merja | Рейтинг: 4.6/10
Всего комментариев: 13
avatar
2
13
истинно чудская тетя Роза Багинская таки повеселила)))Наши люди есть везде,ой вей)
avatar
0
12
Херубино, тоже самое наблюдал на Селигере, а точнее около Полново. Примерно такая же сцена.
avatar
0
11
herubino, отличная история smile
avatar
0
10
Есть такое дело...
Я раз наблюдал "смычку города и деревни".
Приехали в рыбхоз на Рыбинское за налимом и судаком. Экскурсия в лЕдник(там тока щуки), рюмочка с ключницей-завхозом и ожидание рыбного обоза с водохранилища.
Приехали санки с прицепом. Расслабленный рюмочкой купец лезет в ящик с уловом и начинает там рыться - "Вот эту возьму, вот эту,.." ...
Мужичок-рыбачок без никакой недоуменной паузы подходит, закидывает выбранного судака обратно в ящик...
Тётка-завхоз раскраснелась от водки, тоже потеряв связь с реальностью: "Вась, ты чо?"
Василий (негромко, с небрежным достоинством, надо было присутствовать там, чтобы полностью прочувствовать как это выглядело) :
"Кошке обещал"
...
Пауза была недолгой. Вменяемые купцы извинились за товарища, рыбу всю купили, водку вместе распили, задружились по-полной.
Но "деревня" в тот раз умыла "город", крыша которого, бывает, что летает со своим снобизмом отдельно от реалий...
avatar
1
9
Влад Цезарь, ясно, этноним - так этноним) Как раз именно в этой местности встречались четыре основные финские группы: прибалтийская, волжская, пермская и саамская, по этому конечно могли быть народы, занимающее промежуточное положение в определении точной этнической принадлежности и те были Чудь :)
avatar
2
8
Вполне чудские типажи)
avatar
1
7
Фёдор, не совсем "не совсем этноним"))
Я же вам привел конкретный пример использования этого названия не только как обобщающего, но и конкретного микроэтнонима.
По Арх. обл. я не говорил о народе, а говорил о локальном этнониме, названии и самоназвании конкретных групп населения. (Вепсы тут не причем, хотя и к ним "чудь" использовалась как полноценный этноним).

Кстати, в 2002 году чудь была внесена как самостоятельная национальность в перечень национальностей и языков РФ :)

Помимо вепсов(хотя скорее родственных им прибалтофиннов), лопарей и зырян, по данным топонимики на данных территориях проживал другой народ, условно называемый(по Матвееву) севернофиннами, и связываемый с летописной чудью заволочской.
avatar
1
6
Влад Цезарь, ну и что тут несовсем так?)) Чудь - это собирательное название, причём русское, для разных финских народов, имеющих свои этнонимы, отдельного такого народа "Чудь" - нет.
Потомки какого конкретно народа, именно эти жители - им не известно, они помнят только, данное когда-то русскими имя - Чудь, а этнически они могут быть потомками и Веси (вепсов) и Перми (Коми зыряне и пермяки), так как небыло чётких границ.
avatar
0
5
Кстати, жители Устьянского района (Арх.) которых в соседних регионах называют чудью белоглазой, не только принимают это прозвище, но и гордятся им.
Жаль, что от языка этого народа почти ничего не осталось, пожалуй только топонимия, приведенный же в заметке говор просто севернорусский, распространенный по всему РС.
avatar
1
4
"Чудь - это как-бы не совсем этноним, скорее обобщающее, собирательное название для финских народов.."
Не совсем так, помимо исторической чуди(эстонцев), чуди заволочской(реликтовое население РС) и мифологической чуди(встречающейся в фольклоре от Скандинавии до Урала и Алтая) существует и "чудь" (чудь белоглазая, чухари) как экзоним и даже самоназвание локальных групп населения РС. К примеру, до революции так назывались вепсы, а в Архангельской области (Пинежский, Устьянский, Каргопольский р-ы) данное "прозвище" бытует до сих пор, что безусловно, связано с реликтовым финно-угорским населением этих земель.
т.е. хоть и локальный, но вполне себе этноним)
avatar
1
3
Мне интонация автора не понравилась - Написал так, как будто на зверьков съездил посмотреть.

Столичные журналисты, такие журналисты.... angry
avatar
1
2
Чудь - это как-бы не совсем этноним, скорее обобщающее, собирательное название для финских народов, чаще для прибалтийско-финской ветви, но не всегда. Видимо по каким-то местным преданиям или ещё по каким-то признакам, жители знают о финском происхождении деревни, может быть даже и в недалёком прошлом.
Андю? А статья на сайте ваша? Я просто не согласен с одним моментом: "Возрождение древней чуди — дославянского населения русского Севера". Не дославянского, а дорусского. Славянские племена туда не переселялись, а переселялся туда Русский НАРОД и и происходило "обрусение" чуди, а не "ославянение". Обрусение - есть приобщение к русскому языку, русской культуре, русскому миру, а "ославянение" - этот термин мог бы иметь место, если бы мы хотябы звались словенами или словаками)), а мы даже не "словене Новгородские" :)
avatar
2
1
Вот она, НАСТОЯЩАЯ Россия! Исконная, родная. Спасибо!
avatar
СТАНЬ МЕРЯ!
Логин:
Пароль:
ИНТЕРЕСНОЕ
ТЭГИ
мерянский Павел Травкин чашечник меря финно-угры чудь весь Merjamaa Меряния финно-угорский субстрат вепсы История Руси суздаль владимир меряне история марийцы Ростов Великий ростов Русь новгород экология славяне топонимика кострома КРИВИЧИ русские Язычество камень следовик камень чашечник синий камень этнофутуризм археология мурома Владимиро-Суздальская земля мерянский язык ономастика Ростовская земля балты городище финны Векса краеведение православие священные камни этнография общество Плёс дьяковцы Ивановская область регионализм культура идентитет искусство мещёра народное православие антропология Чухлома россия москва ярославль мифология вологда лингвистика Кологрив Ефим Честняков будущее Унжа вятичи Залесье волга Идентичность футуризм Унорож экономика деревня север мерянский этнофутуризм Древняя Русь шаманизм латвия русский север сакрум Галич Мерьский Верхнее Поволжье иваново древнерусская культура капище новгородцы Ярославская область Московия скандинавы Северо-Восточная Русь Белоозеро Залесская земля Европа великороссы Вологодская область Костромская область христианство
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 2332
На основании какой письменности восстанавливать язык Муромы?
Всего ответов: 895
Статистика
Яндекс.Метрика