Среда, 24.05.2017, 14:38 | Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость

Главная » 2013 » Июнь » 7 » Наследие мери в топонимах: Сара или Гда?
10:58
Наследие мери в топонимах: Сара или Гда?
Слияние Сары и Печегды - исток Гды. Удивительно, но почему-то меря считали это тремя разными реками. Хотя на фото видно, что Печегда не сравнима с Сарой по ширине русла.

По данным современной карты, река Сара вытекает из Сарского болота и впадает в озеро Неро. Протяженность Сары – около 80 километров. Однако в речи местного населения нижнее течение реки до сих пор называется Гда. Примечательно то, что один из правых притоков реки Сары носит сходное название Печегда. Длина Печегды – 16 километров.

Все три названия нельзя понять, исходя из славянских языков. Не вызывает сомнений, что они заимствованы от дославянского населения – мери. Соотношение названий «Сара» и «Гда» можно установить, обратившись к средневековым документам.



Маршрут от г. Петровска до д. Теханово довольно скучный. Единственное развлечение - осмотр обрывов, где иногда торчат стволы - остатки древних деревьев

В писцовой книге Ростовского уезда 1629-1631 гг. после названий населенных пунктов перечислены реки, на которых они находились, либо к которым выходили их сельскохозяйственные угодья. Из существующих ныне населенных пунктов «на реке на Саре» упоминаются следующие: д. Тарасово, д. Лазарево (Лазорево), д. Федорково, с. Филимоново (д. Филимонова), с. Спас-Смердино (Спасское Смертино тож), д. Чепорово (Чопурово), с. Новотроицкое (Новое), д. Рухлево, д. Никитино-Троицкое (Микитино). «На реке на Где» находились д. Зиновьево (пустошь Зиновьево), д. Теханово (Техново), д. Подлесново (Подлесное), д. Левина Гора, с. Деболовское (Дебалы), с. Скнятиново (Скнетиново), д. Ново (сельцо Новое).


устье реки Кось (Кость)


Сосновый бор у д. Теханово


Нанесение этих данных на карту показывает, что концом реки Сары и началом реки Гды было место слияния Сары и Печегды. То есть меря по каким-то причинам считала, что две реки, сливаясь, образовывали новую реку – Гду. Её длина – 26 километров.


у "Лагеря гостей" напротив Сарского городища, племенного центра мери

Почему же тогда племенной центр мери – Сарское городище (уничтожено карьерными разработками в 1930 г.) – располагалось в нижнем течении современной Сары, на реке Где? Ответ на этот вопрос даёт первое упоминание городища, сделанное составителем ростовского летописного свода 1534 г. В летописи указано, что ростовский богатырь Александр Попович «съзываетъ ихь къ собе въ городъ, обрытъ подъ Гремячимъ колодяземъ на реце Где, иже и ныне той сопъ стоитъ пустъ».


У Гремячего потока.

Анализ упоминаний более позднего времени показывает, что название «Городец на Саре» появилось только в 19 веке и окончательно закрепилось за ним в 20 веке (в форме «Сарское городище»).


Вид на Деболы

(впервые опубл.: "Ростовская старина, №156, 26.04.2011)

От себя добавим: формант -гда в мерянском языке обозначал, вероятнее всего, просто "река" (и не "речка", поскольку к небольшим гидронимам не прилагался, вроде как).
То, что такое "родовое" название носила река, на которой находилось Сарское городище, косвенно подтверждает его статус главного поселения в этом регионе расселения мери (а возможно - и наиболее раннее возникновение при заселении мерей долины озера Неро).

Фоторепортаж: Веры Каретниковой.
Комментарий: Аким Трефилов
Категория: Новости Мерянии | Просмотров: 1728 | Добавил: merja | Теги: Сарское городище, сара, ростов, Гда, меря | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 3
avatar
0
3
Этимология "ГДА". См. В.В. Седов "У истоков восточнославянской государственности" М.: УРСС, 1999. Стр. 139. "Гидроним, по-видимому, славянского происхождения. Географические названия Гданьск, Гдыня, Гдов (от р. Гда) обычно выводят из прусского gudde "куст(арник), "лес" (Топорв В.Н. Прусский язык. Словарь. E-H. М., 1979. С. 323-327). Однако подобные топообразования известны далеко от древнего балтского ареала - Gdow на на юго-востоке Польши, реки Gdyczyna, Gdola, Gdela Duzy, Gdela Maly в бассейне верхнего течения Вислы и др. С Роспонд полагает, что они восходят к праславянской лексеме gъd "влажный, мокрый" (Роспонд С. Структура и стратиграфия древнерусских топонимов // В
осточнославянская ономастика. М.. 1972. с. 42-43).
Также см.:
http://pl.wikipedia.org/wiki/Gd%C3%B3w
Etymologia"Podobnie jak Gdańsk i Gdynia od prasłowiańskiej podstawy *gъd (lit. gudē, chorw. gdinjica = mały las, żupa serbska Gacka, u Konstantyna Porfirogenetyw „De administrando imperio” Gutzeka, łac. Goduscani, żupa chorwacka Gacko zamieszkiwana przez plemię Gadczan, w kronikach frankijskich łac. natio Guduscanorum pod rządami księcia Borny dux Guduscanorum oraz kilka nazw miejscowych w Serbii Gacko [Gъd-ьsko], nazwa rzeki w Słowenii Gacka, chorwacki Gdinj na Hvarze, Dinjiška w Dalmacji, czeska Kdyně, po niem. Gedein) oznaczającej „mokry, wilgotny, bagienny” i równocześnie „zarośnięty”.
Jest to nazwa topograficzna o budowie Gd-ów*gъd + przyrostek pierwotnie topograficzny -ów jak w Krak-ów (wieloznaczne słowiańskie krk), Tarn-ów (psł.tьrnъ=cierń, stąd tarnina)[4]"
avatar
0
2
Если учесть, что эти места исконно финно-угорские логичнее предположить другие этимологии, коих куда больше.
avatar
0
1
"В  летописи под 1216 г., где сообщается, что «и быша на городищи на реце Сарре, у святей Марине, в великую субботу, месяца апреля в 9; приде князь Константин с ростовци, хрест целоваше» (Новгородская первая летопись старшего и младшего изводов. М.; Л., 1950, с. 55.)
А. Е. Леонтьев оспаривает общепринятое заключение А. Н. Насонова и других историков и идентифицирует сообщение летописи не с Сарским городищем, а с так называемой «горой Св. Марии», расположенной в 35 км от Сарского городища вверх по течению реки (Леонтьев А. Е. «Город Александра Поповича»... с. 93-95.). Делая такой вывод, он ссылается на наблюдения Д. Н. Эдинга, который хотя и привязывал монастырь св. Марии-Магдалины к одноименной горе, но отмечал, что его заключение «остается в области гипотез» (Эдинг Д. Н. Сарское городище... с. 11-12.). Рассмотрим теперь оба памятника. На Сарском городище в XII-XIII вв. существовало укрепленное поселение, рядом находилось синхронное ему кладбище, здесь же,была и своя церковь. На «горе св. Марии» известен только материал раннего железного века. Заключение о том, что здесь когда-то был монастырь, базируется лишь на местном предании и сведениях о находках, собранных в 20-х годах нашего столетия в результате опроса местных жителей. Вероятно, прав Д. Н. Эдинг, отметивший маловероятность расположения двух одноименных монастырей на расстоянии 20 верст один от другого (Там же, с. 12.). Археологические данные склоняют нас решить вопрос в пользу Сарского городища. Об этом говорит и А. Е. Леонтьев: «Казалось бы, что археологический материал свидетельствует о том, что искомый монастырь помещался, скорее, на месте Сарского городища, нежели на «горе св. Марии» (Леонтьев А. Е. «Город Александра Поповича»... с. 93.). Однако, по его мнению, анализ письменных источников не позволяет делать такого вывода. Полагаем, что все же место встречи союзных войск произошло на Сарском городище. К этому заключению приводят нас, как источники археологические, так и данные, почерпнутые из летописей, где говорится, что «князь Константин с ростовци хрест целоваше». Видимо, на городище шли какие-то переговоры, и удобнее всего их было проводить на хорошо укрепленном Сарском городище и неподалеку от Ростова, учитывая также неоднократные поражения Ростова в борьбе с Суздалем и большую опасность, исходившую от Суздаля. Все вышеизложенное подтверждает мысль о том, что Сарское городище издавна было центром местной округи и сохраняло это значение и в начале XIII в. в период феодальной раздробленности и усобиц". 
http://historic.ru/books/item/f00/s00/z0000173/st003.shtml
Так что река Сара упоминается в Новгородской летописи под 1216 г. именно в нижнем течении - там где было Сарское городище. 
"САРА" от индоевропейского SAR- "течь".
avatar
СТАНЬ МЕРЯ!
ИНТЕРЕСНОЕ
ТЭГИ
мерянский Павел Травкин чашечник меря финно-угры чудь весь Merjamaa финно-угорский субстрат Меряния вепсы История Руси суздаль меряне владимир история марийцы Ростов Великий ростов Русь новгород экология славяне топонимика кострома КРИВИЧИ русские Язычество камень следовик камень чашечник синий камень сакральные камни этнофутуризм археология мурома Владимиро-Суздальская земля мерянский язык ономастика Ростовская земля балты городище финны краеведение православие священные камни этнография святой источник общество Плёс дьяковцы Ивановская область регионализм культура идентитет искусство мещёра народное православие антропология россия Чухлома москва ярославль мифология вологда лингвистика Кологрив Ефим Честняков будущее Унжа вятичи Залесье волга Идентичность футуризм Унорож деревня север мерянский этнофутуризм Древняя Русь латвия русский север сакрум Галич Мерьский Верхнее Поволжье иваново реэтнизация капище новгородцы Ярославская область Московия скандинавы Северо-Восточная Русь Белоозеро мордва Залесская земля мерянский мир великороссы Вологодская область Костромская область христианство
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 2279
На основании какой письменности восстанавливать язык Муромы?
Всего ответов: 847
Статистика
Яндекс.Метрика