Пятница, 27.12.2024, 02:38 | Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость

Главная » 2012 » Ноябрь » 2 » Новости из глубинки. Нея.
17:05
Новости из глубинки. Нея.

 
Один из исконных мерянских уголков. Старинное село Кужбал (т.е. "Длинное село", "протяжённое селение") в своём названии сохранило память о своём мерянском происхождении. Сёл с основой на "-бало-" (т.е. "село") немало в Суздальском ополье - сердце Мерянии. Появление селения со схожей основой на Нее - след переселения сюда некоторых мерянских родов с древнейшей мерянской территории. Недалеко от Кужбала находится деревня Кокуево (Кокуй - "вершинка", "бугор", "гребень", "холм"; "затылок, темя"; праздник Ивана Купалы, т.е. "вершина лета"; поле среди леса либо лесок среди поля, т.е. чем-то выделяющееся место, примерно тоже, что "пятачок" в современном жаргоне). В соседнем Кологривском районе есть ещё несколько деревнь и сёл с названиями, напоминающими названия Ростово-Кинешемского "мерянского клина": Колохта, Чежма, Шилекша...

Именно в Нею в своём романе "Овсянки" поселил последних чудом доживших до наших дней мерян небезизвестный этно-литератор Денис Осокин...

Но нам интереснее реальные люди, живущие в этом удивительном уголке!

Пирожки «От Марины»*
 

Разговор мы ведем в стороне от «горячего цеха», где командует утренняя смена поваров. Моя собеседница, разговаривая, «держит нос по запаху».
– Извините, перевернуть пироги надо, — убегает. И продолжает разговор минуты через три.
– Выпечка хорошая, потому что печь старая. Новые – с наворотами. Старая-то попроще, — объясняет свой успех Марина Ремизова.

- Сейчас я в день пеку штук 250 – это два замеса. Пеку пироги по заказам – на праздники, торжества,..

- В Ваших пирогах, я заметила, много начинки. Что вы в нее кладете?
- Яйцо, капусту, повидло, курагу, творог, сосиски, котлеты,… – много разной начинки.
- Когда пробуешь одну и ту же продукцию разных изготовителей, она не совсем одинакова, есть в каждой такое, что выдает мастера. Марина, какой секрет запекаете вы в ваши пироги?
- Душу, — улыбается собеседница.

- Дома печете вкуснятину?
- Пеку. Но не пироги. Я балую мужа и сына блинами, оладьями. Обоим нравятся, потому что я предпочитаю опару на молоке.
- «Пирожник» — ваша профессия?
- Я – кондитер, после школы училась в Полдневице по специальности «Повар-кондитер».
- Помните тот первый день, когда сюда пришли? Боязно было?

- Печки боялась. Привыкнуть к ней надо!

Награду заслужила
 

Галину Александровну Лебедеву ни дома, ни на ферме застать не удалось, потому что в этот день доярки помогали пастухам выгонять скот и вместе с ними отправились на пастбище. Пришлось ждать, пока они вернутся.

Погода стояла самая что ни на есть осенняя. С утра моросил дождь, и все небо заволокло тяжелыми свинцовыми тучами. В такую погоду только дома и сидеть, а не гонять коров на луг. Но дело есть дело, и животноводу, независимо от каприза природы, приходится заботиться о коровах, чтобы они были сыты, обихожены и давали как можно больше молока. Когда, наконец, встретились с Галиной Александровной, она, словно оправдываясь за то, что заставила себя ждать, сказала: «Коровы в такую погоду не хотят идти в поле, вот и пришлось помогать пастухам».

Галина Александровна родилась и провела детство в деревне Пустынь Кужбальского сельсовета. Так что деревенскую, полную забот о домашних животных жизнь познала с малых лет. Часто бывала на ферме, помогала матери ухаживать за коровами. Отец был конюхом. С того времени прошло 23 года. Многое с тех лет изменилось. Не стало колхоза. Исчезла ферма в Думалове, да и самой деревни, можно сказать, уже нет. Галина Александровна перешла работать на дьяконовскую ферму и по-прежнему трудится дояркой. За годы работы стала настоящим профессионалом в своем деле, добивается хороших показателей и значится в числе лучших животноводов района. За добросовестный и многолетний труд накануне Дня работников сельского хозяйства постановлением Костромской областной Думы Галина Александровна Лебедева награждена Благодарственным письмом.

Вся жизнь – бесконечный труд
 

На стук никто не отозвался. Постучал еще. Не дожидаясь приглашения, вошел в дом. Хозяйка встретила с веником в руках. Она подметала пол в прихожей. Заметив нас, пригласила пройти в дом и предложила присесть за стол у окна. Разговор поддерживала охотно. Правда, по ходу беседы не раз замечала, что в ее жизни ничего интересного не было, что она никуда дальше здешних мест не выезжала и, кроме бесконечного труда в колхозе, по хозяйству, ничего другого в жизни не знала.


Клавдия Михайловна, в девичестве носившая фамилию Казунина, не местная. Она родилась в деревне Фетишино Бабушкинского района Вологодской области в 1924 году в большой крестьянской семье. Мать родила восьмерых детей, но выжили только четверо. Остальные поумирали еще в малолетстве. Жили бедно, а тут еще и коллективизация нагрянула. Жизнь в деревне вышла из привычной колеи, потому многие стали уезжать. Казунины тоже покинули родные места. По приглашению двоюродного брата матери приехали в деревню Карпово Коткишевского сельсовета. Так семья оказалась в здешних краях.

- Родители работали в колхозе, который назывался «Крестьянин». Отец был конюхом, а мать – разнорабочей. Уехали из колхоза и опять же в колхоз угодили, — засмеялась Клавдия Михайловна.
Конечно же, и на новом месте Казунины богатства не нажили. Когда переехали сюда, Клавдия в школу не пошла. Мать всячески уговаривала ее, чтобы дочь училась, в люди, так сказать, вышла. Но она наотрез отказалась учиться дальше. Как окончила два класса еще в родном Фетишине, так на этом и поставила точку на своем образовании.

- Но читать я очень люблю, — заметила Клавдия Михайловна.

Поскольку учиться она не захотела дальше, так пошла работать. Была и разнорабочей, и свинаркой, и телятницей. Работала усердно, имела немало наград за доблестный труд. С шестнадцати лет трудилась зимой на заготовке леса, а весной – на сплаве. После войны вышла замуж и сменила фамилию. Приобрела необычную для тутошних мест фамилию – Балызда.

- А получилось как, — стала рассказывать Клавдия Михайловна, когда поинтересовался о ее фамилии. – Мой муж был украинец. Он прибыл в наши края после войны. Его немцы, как и многих парней с Украины, погнали в Германию на работу, где трудились на заводах, в сельском хозяйстве. А когда война завершилась, их, в том числе и моего будущего мужа, отправили сюда на лесозаготовки, отбывать трудовую повинность, то есть на исправление. Мы с ним познакомились, поженились. Прожили три года, у нас родились две дочери. А потом он уехал на родину в город Донецк. Он писал письма, уговаривал приехать, но я так и не решилась покинуть родной дом. Так и осталась с дочерями здесь. Они тут по соседству живут. У меня четверо внуков, четверо правнуков и двое праправнуков.
Арбуз из Кокуева
 

В начале июля в районной газете была опубликована статья об О.П. Головиной, которая, выйдя на пенсию, увлеклась выращиванием арбузов в своем огороде.
На днях Ольга Павловна позвонила и предупредила, что она оказией отправила полосатую ягоду в районный центр.

Получив арбуз, всей редакцией пробовали кокуевский плод и в самом деле убедились, что при усердии и в северном краю можно вырастить сладкую южную ягоду. Конечно, по сладости он уступает астраханскому или другому какому, выращенному на юге, но сотрудники редакции были единодушны: арбуз хорош, в меру сладок, и огородникам есть смысл заниматься выращиванием полосатой ягоды и на нейской земле.

Ольга Павловна в прошлую осень собрала штук семь арбузов, а нынче – около сорока плодов. Головины плодами своего труда угощали родных и знакомых, и многие из них загорелись желанием в будущую весну попробовать свои силы на выращивании южного плода. Желаем им всем успеха в этом увлекательном деле.

Все к лучшему
 

Николай Егорович Смирнов, со стихами которого знакомы многие жители нашего города и района, не специально сочиняет их, а, наверно, уже и думает, и размышляет в рифму.

Некоторое время назад Николай Егорович сочинил гимн городу Долгопрудный (это близ Москвы), в котором живут его дети, внуки. Гимном заинтересовался глава Долгопрудного, попросил сделать для него фонограмму.

Истинна народная мудрость: «Что ни делается – все к лучшему». Николай Егорович не тратит на хандру драгоценное время своей жизни. Заныла душа, заволновалась от радости или боли, садится он к компьютеру, и запрыгали на экране буквы, будто небесный владыка диктует Николаю Егоровичу успокоительный рецепт…

Звучала русская песня

4 августа в городском парке состоялся районный фольклорный фестиваль памяти заслуженного работника культуры А.П. Шатровой. В этот день Антонине Павловне исполнилось бы 75 лет.

Она народ наш сердцем грела,
Стараясь всю себя отдать.
Родному краю песни пела,
Ведь с песней легче счастье ждать.
Поющими детей взрастила:
И дочь, и славных сыновей.
Ведь знала – песня это сила.

Порою все спасенье в ней.

Такие стихи посвятил Антонине Павловне Шатровой наш земляк Николай Егорович Смирнов.

Многочисленные выставки-продажи продукции нейских умельцев, яркие народные костюмы – все это подчеркивало тематику фольклорного праздника. На главной аллее парка можно было посмотреть и приобрести товары, привезенные жителями сельских поселений: сельхозпродукция, дары леса, выпечка, рукоделие, продукция пчеловодства – все, что душе угодно.

На фольклорный фестиваль приехали не только многочисленные исполнители со всего района, но и самые близкие для нее люди – это дети, внуки, сестра и родственники А.П. Шатровой.

Фестиваль открылся песней «Мама, мамочка» в исполнении Ольги Вяземской. Далее своим выступлением порадовали бывшие участники мужского вокального ансамбля Кужбальского СДК: Сергей Ольнев, Александр Шабаров и Алексей Шатров. Узнав о фестивале, они приехали отдать дань памяти своему наставнику.

В исполнении мужского ансамбля прозвучала песня «Пчелушка».
После окончания концертной программы для зрителей были предложены старинные народные игры, так как расходиться никто не торопился.
 
На защите зеленого золота
 

Государственную службу по охране зеленого золота, так называют лес, в нашем районе несет ОГКУ «Нейское лесничество».

В канун профессионального праздника веду разговор с заместителем директора ОГКУ «Нейское лесничество» Игорем Юрьевичем Соловьевым.

- В чем состоит хозяйственная деятельность вашего коллектива, Игорь Юрьевич?

- Наша задача — организация использования лесов, обеспечение воспроизводства, охраны и защиты лесов на территории 225551 гектар. У нас управленческая функция. Например, лесничие, их 10, по одному в каждом лесничестве и у них есть по помощнику, контролируют, помогают, направляют арендаторов, на которых возложены обязанности по восстановлению леса, уходу за ним.

- Это по принципу «Любишь кататься — люби и саночки возить»,- предполагаю,- т. е. если заготавливают арендаторы лес для своих целей на отведенных им территориях, значит, должны его восстанавливать. Выполняют?

- У арендаторов есть перечень работ по уходу за лесными площадями. Справляются.

- В жизни бывает так: проще самому чего-то сделать, чем просить другого, а потом за ним переделывать. В отношениях с арендаторами не возникают такие ситуации?
- Арендаторы все разные, но у нас одно государство, один лес, поэтому если возникают какие-то вопросы, разногласия, то решаем их в рабочем порядке.
 
Как нас кусали

С укусами клещей ныне обратились в нашу СЭС (филиал ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии») 187 человек, из них 40 – дети.Всем детям и десяти взрослым проведена профилактика: противоклещевой иммуноглобулин, детям – бесплатно (за счет больницы), взрослым – за свои денежки.

В действительности было, наверно, больше нейчан, укушенных клещами, но не все обратились в больницу. Заболевших нет среди нашего населения. Зафиксировано два змеиных укуса и 35 собачьих (это значительно больше прошлогоднего), все без осложнений.

Береженого Бог бережет, говорят. Или легко отделались.

*Обзор материалов газеты "Нейские вести"
My WebPage даётся с небольшими сокращениями.
 
И на последок - пара фоток чудесных нейских девчат:
 

 

 

 

Категория: Новости Мерянии | Просмотров: 4333 | Добавил: Шом-толгай | Рейтинг: 5.0/3
СТАНЬ МЕРЯ!

ИНТЕРЕСНОЕ
ТЭГИ
мерянский Павел Травкин чашечник меря финно-угры чудь весь Merjamaa Меряния финно-угорский субстрат вепсы История Руси меряне суздаль владимир история марийцы мари Ветлуга Ростов Великий ростов новгород Русь экология славяне топонимика кострома КРИВИЧИ русские Язычество камень следовик синий камень камень чашечник сакральные камни этнофутуризм археология мурома Владимиро-Суздальская земля мерянский язык ономастика Ростовская земля балты финны городище Векса озеро Неро краеведение православие священные камни этнография Плёс общество дьяковцы Ивановская область регионализм культура идентитет искусство плес ингрия антропология россия москва ярославль мифология вологда лингвистика Марий Эл будущее Унжа вятичи Залесье волга поэзия нея галич деревня туризм север мерянский этнофутуризм Древняя Русь шаманизм латвия русский север иваново буй капище Ярославская область Языкознание реконструкция скандинавы средневековье Европа магия Этногенез коми старообрядцы Костромская область христианство Социология
Статистика
Яндекс.Метрика