1 — рекрутское деревце под коньком, с. Георгиевское (Меж.),
2023 г. (фото О. Д. Суриковой)
В ходе работ Топонимической экспедиции Уральского университета 2023 г. в Межевском и Макарьевском районах Костромской области мы обратили внимание на сохранение до недавнего времени у местного русского населения обычая проводов в армию: на фасаде дома, из которого ушел призывник, под коньком вешают украшенное лентами деревце (елочку или березку), которое остается там до его возвращения (см. рис. 1).
Этот обряд под названием «девишник» был описан на Унже (Кологривский уезд) и Ветлуге (Варнавинский уезд) еще в начале XX в.: при проводах в армию на некотором расстоянии от деревни рекрут ломал или выдергивал с корнем елочку (иногда влезал на большое дерево и обламывал верхушку) и передавал е
... Читать дальше »
В середине 90-х годов прошлого века рядом с Преображенской церковью деревни Ногинская Кинешемского района Ивановской области в ходе благоустройства территории из земли были извлечены два камня с выбитыми на них рисунками. Ввиду своей примечательности камни не были впоследствии использованы в утилитарных целях, они были оставлены при церкви.
В начале 2016 г. кинешемский журналист Михаил Жаров прислал мне фотографии высеченных изображений с просьбой дать комментарии. Было записано интервью для газеты. Но историческая ценность данных артефактов выходит за пределы газетного формата. Они должны быть введены в научный оборот как важные источники по истории духовной культуры населения Верхневолжья.
Наибольший интерес представляет каменная плита формы, близкой к прямоугольной (рис. 1).... Читать дальше »
6.1 Индивидуальная природа краеведческой деятельности
Тематические категории "Представление места или региона" (104 ед.) и "Представление текущей проблемы" данных исследования предоставляют информацию о мерянской краеведческой деятельности. Подкатегории "Краеведческие экскурсии" (26 ед.) и "Автомобильные туры" (6 ед.) последней категории связаны с краеведением (см. Приложение 2). Данные исследования в целом содержат 136 статей по теме.
Большая часть (108) статей, посвящённых местам или регионам, основана на материале, собранном неомерянскими активистами, единолично или же в небольших группах краеведов-энтузиастов. Таким образом, речь идёт об индивидуальном волонтёрстве, совершаемом лицом без принимающе
... Читать дальше »
Создание и публикация материалов на мерянскую тему являются, возможно, самым важным видом волонтёрской деятельности неомерянского движения. Это движение как таковое отражает изменения, произошедшие в сфере краеведения за последние десятилетия. Вследствие развития инструментов web 2.0, библиотекари-краеведы осознали их потенциал и возможность создания заинтересованности даже мирового уровня в том, что длительное время "держали замкнутым в картотеках или витринах" (Мак Ритчи 2011, стр. 89). Неомерянское движение задействует несколько интернет-медиаканалов, включая порталы Merjamaa и "Меря Мир", а также аккаунты Vkontakte. Более того, многие неомерянские актив
... Читать дальше »
Некоторые считают, что увлечение отечественных историков, лингвистов, художников XIX века мерянской темой – это некая «кабинетная» фантазия, дань моде на родную старину. Но мы помним, что гуманитарные науки волей – неволей отражают общественный «заказ», т.е. потребность общества в освещении той или иной темы. Не будь такой потребности – записи диалектных слов так и остались бы в науке любопытным казусом, не более. Однако, в действительности, интерес к истории и наследию народа Меря на протяжении XIX века только рос. И это не случайно.
Катастрофические события Смуты начала XVII века размыли прежний русско-мерянский по виду культурный пейзаж Верхневолжья. Многие устремились прочь из старых разорённых городов и сёл – за Волгу: на Унжу, К
... Читать дальше »
Новый археологический памятник, относящийся к периоду X-XI веков, и более 60 уникальных артефактов обнаружили в окрестностях Ростова. Чем ценны находки и что с ними будет дальше, узнала Вероника Чигилейчик.
Уникальная находка археологов. Более 60 предметов, значительная часть из которых относится к X-XI векам. Об этом периоде истории известно совсем немного. Последний раз исследования ростовских могильниках проводились 170 лет назад (графом Уваровым). Оттого найденное считается особо ценным. Место раскопок не афишируют - опасаются черных копателей. Специали
... Читать дальше »
Вчера, в ходе длительной полемики в одном закрытом краеведческом чате, один из коллег написал мне:
«... каких-либо доказательств "мерянского" фактора в политогенезе (Северо-Восточной Руси) нет и не предвидится. ... Можете сколько угодно свои (мерянские) пророчества оглашать, но от этого они с реальностью соприкасаться не начнут.»
Решил вынести ответ в канал для широкой публики. Полагаю, будет полезно. Итак, политогенез на Руси в целом и в рамках отдельных её земель (племён) проходил в четыре этапа:
1) VII-VIII вв. — Появление первых прото/государственных образований, т.е. племенных княжеств. В нашем случае это п
... Читать дальше »
Продолжаем публиковать диссертацию финского социолога и магистра искусств Аапо Кихланки посвященную мерянскому этнофутуризму, защищённую им в Кентском университете, Великобритания, в 2019 году.
4. Современное мерянство в искусстве и культуре
4.1 Этнофутуристические художественные выставки
Данные исследования включают 11 статей о художественных выставках, организованных активистами неомерянского движения (см. Приложение 2). В качестве формы волонтёрской деятельности, мерянские арт-проекты объединяют различные секторы общества. Во-первых, художественные проекты могут осуществляться клубами, когда речь идёт о волонтёрст
... Читать дальше »
В статье продолжается рассмотрение реконструированного ранее автором и А. В. Савельевым этнонима *märə, отразившегося в самоназвании марийцев и в названиях летописных мери и муромы. В финно-угроведческой литературе его принято возводить к деривату арийского *márya- ‘юноша, воин’, однако в связи со сложившейся традицией конкретный арийский источник этого этнонима, время и обстоятельства заимствования не уточняются. Мар .-мер. *märə не может рассматриваться как этноним со значением ‘человек, мужчина’, поскольку подобная семантика выглядит анахронистично с точки зрения типологии этнической номинации. Это слово должно было быть заимствовано как соционим с дополнительной ко
... Читать дальше »
Начинаем публиковать диссертацию финского социолога и магистра искусств Аапо Кихланки защищённую им в Кентском университете, Великобритания, в 2019 году.
Аннотация
Данная магистерская диссертация рассматривает волонтёрскую деятельность как средство поддержки неомерянского движения в Центральной России. Это движение нацелено на ревитализацию древнего финно-угорского культурного наследия мери через практику культурной филантропии. Краеведение, публикации и арт-проекты - основные формы неомерянской активности, отражающей идеалы этнофутуристического культурного движения.