«Прощное место», Тугова гора, Шулык-Корок. Камаян-кам находит этих людей по наитию в канун Нового Года и встречает с ними полночь. План пойти на Тугову гору звучит ещö тогда — наводку на место дал Анди.
Для камаян-кама эти люди — маленький спонтанный городской кунд. Для них камаян-кам — залётный чудной с сумками всячин. Кто они? Одна из них — сохранительница Тимер-маа, поэт местного космоса, она держит под кроватью связки слов-вещей: корни, лу, травы, ветви, толгак и многое иное. Из её запасов утром-волгаж формируются дары для Яран Бол-Ава — подношения на зеркале. Другая — совсем юная юдор, полная чистого ещё восторга; в новогоднюю ночь подарком ей достался горно-геологический компас. Третья — пытливая темноволосая юдор, в подарок получившая восьмигранный кубик из безвестных игр: она беспокойна, но пристально всматривается в карты, загадки, раскопки. В это утро к ним не присоединилась четвёртая, улыбчивая, за искру получившая полушутливый мерäн ним — Тол-Ава, «мать огня».
Подношения на арафатке на полу квартиры на юге Ярославля: зеркало-гладь, на нём — варакш толга, шордон лу, ванды, разные йемешак па кылгынак, перламутровая ракушка, солнцеподобная шляпка мухомора. Всё собрано руками на берегах Волги-йок. Прядки волос каждого из четырёх. Четыре монетки-изнанетки. Фигурка имле — четыре золотых копытца — вручную раскрашенная сохранительницей ещё давно. Чöрные ягодки бусин.
На Туговой горе стоит церковь Параскевы Пятницы и располагается кладбище. Кто-то отходит в сторону проведать: «я догоню». Сохранительница рассказывает камаян-каму про похороненных. Камаян-кам говорит, что нужно найти камень, который не был бы могильным. Собравшиеся проходят кладбище насквозь и выходят к заброшенному бетонному строению, упрятанному в снегу и поросли. Оно некрупное, в нём как раз помещается четыре-пять человек.
В строении камаян-кам располагает обломок каменной стены на снегу, возжигаются алтыш и лиственница. Когда все собираются, начинается обряд.
Камаян-кам заводит рассказ, он примерно таков: с начала времён нёс Шордо на своей спине Солнце, Звёзды и Знание, пересекал все миры. И так долго-долго было — но пришло время, и возвели к небу много металлических вышек и строений, и протянули провода по указу Метрополии — запутался в них Шордо и рухнул на землю где-то в лесах Поволжья. Одни косточки остались — вот, одна тут лежит. Заместо Шордо взялся Имле-скакун небо обскакивать, Солнце нести. Вот так оно, как этот мухомор-панга, на спине его и покоится. Вот перо — толга варакшеш — будет ястреб-Варакш рядом лететь, и строго следить, чтобы Имле никто не тронул. А если хотите, чтобы узнала о вас Мерäмаа, чтобы Конь-Имле донёс весть о вас сперва до Бол-Ава, а от неё затем — до всего курымыш конд Яр-Болеш и до всего мерäнского сонма — привяжите прядки своих волос к его копытцам. Ну и также по монетке-изнанетке, чтобы звенели они и слышно было издалека, как резвый Имле бежит с вашими прядками. Так он и ускачет за горизонт, и донесёт весть о вас.
Камаян-кам уточняет, все ли хотят познакомить себя с Бол-Ава, и с сонмами этой земли. Собравшиеся по очереди привязывают свои прядки и металлические шайбочки к ногам конной фигурки. Кто-то уходит на перекур. Конь-Имле звенит шайбочками в руках камаян-кама и встаёт на все четыре.
Дары располагаются на доске пониже. В ходе обряда они сплетаются в образ Волги-йок. Зеркало-сула — гладь воды или льда. Два берега — ребро Шордо, собранная на одном береге, па извилистая ветка, подобранная на другом. На дне покоится ракушка. Над рекой парит Варакш — вот его перо. Так говорит камаян-кам: если будете продолжать ваш разговор с Бол-Ава и другими, то, может, и получите своё мерäн ним — мерянское имя. Вот Тол-Ава уже получила — ей повезло, такой был подарок. А вы свои если хотите получить, возьмите сейчас по слову-вещи, и когда придёте с ним к Волге-Ава, сможете получить своё ним.
От Волги-Ава сам камаян-кам своё имя потом и получил, но это уже другого дня рассказ, и в тот день он известен не был.
Юная юдор берёт сула. Поэт-сохранительница — берёт тоя йокеш. Темноволосая пытливая — берёт толга варакшеш. Камаян-кам берёт лу шордеш. На том обряд завершается, кунд расходится, оставив Имле на каменной плите в своём спонтанном капище, что на Шулык-Корок, на Туговой горе, на «прощном месте».
Меж Кутӱк. Москва - Ярославль - Ветлуга. Январь 2023.
|