Эта заметка - продолжение темы «Трёхлетней войны» 1467 - 1469 гг. Как уже было сказано, в ходе этой кампании восточные костромские меря были потеснены. Вновь, ещё более, в 1530-х - 1540-х годах. И окончательно взяты под контроль - только после падения Казани в 1552 году и учреждения в 1565 году на финно-угорских землях Северо-Востока Московского царства Опричнины, закрепившей полное покорение исторических мерянских земель.
Для того чтобы правильно понять действительную сущность Опричнины, необходимо отметить традиционное представление о ней. Прежде всего, это касается представления о том, что опричнина разделила («рассекла») Московское государство на две части («на полы»).
Суть Опричнины.
Впечатлению о разделении государства на две части — опричную и земскую — способствовало то, что Иван IV действительно выделил себе «особный» двор, отдельно «испоместил» поначалу своих опричников на земле, создал отдельные опричные полки, устроил у себя в Слободе опричные приказы.
Выглядит все так, что Грозный в Опричнину выделил себе «домен». Нормальная феодальная практика в Средневековье, когда опасаешься за свой престол. Рюриковичей среди бояр и разнообразных князей удельных было великое множество. Иван был тоже Рюрикович, а точнее - Калитич (родоначальник этой ветви - князь московский Иван Калита), представитель одной из ветвей Рюриковичей. Он выделил себе отдельный домен, чтоб там быть единовластным правителем. Все то же самое как у императора Максимилиана Габсбурга имевшего в своем домене Тироль. Случись, что императора переизбрали бы и сместили, курфюрстом Тирольским он бы остался.
Но это была только внешняя сторона опричного царского «обихода», прикрывавшая и затемнявшая его настоящий смысл.
Подлинная суть Опричнины отнюдь не соответствовала ее внешней форме. Все перечисленные «разделения» и прежде всего разделение государства на Земщину и Опричнину, были по существу не чем иным, как созданием «верхнего этажа» власти.
Прежние, исторически сложившиеся ее институты, сохранявшиеся в Земщине, включая Боярскую думу, были тем самым все разом подчинены власти Ивана IV.
Опричнина XVI века и Мерянская земля. Для увеличения кликнуть.
Земли мерянского Северо-Востока.
Теперь вопрос, почему Иван IV выбрал своим «доменом» этнически мерянско-чудской Северо-Восток, в том числе Северо-Восток исторической Ростовской земли, но не взял сам Великий Новгород, бывшие В.К.Тверское, В.К. Рязанское, В.К. Московское, Верховские княжества, Муром, Смоленск? В чем причина опоры на служилых людей, новых дворян и местных боевых холопов? В желании кардинально закабалить постмерянское, постчудское население, как проводников «воровства против царя»?
Связь не прямая, но она определенно есть. Пишем на пределе известного. Много лакун. Больше смотрим по косвенным признакам либо от противного.
Север не был под боярами. Это бывшие северные владения Новгорода. Плюс земли в Верхневолжье - Кострома, Галич, Соль-Вычегодская, зачищенные в XV веке от шемячичей (сторонников Дмитрия Шемяки). И конфискат последующих кампаний – мерянский Юрьевец, меряно-марийское Поунжье. Интересно не столько что взял себе царь, а как опричники из этих земель повлияли на царя и на всю обстановку. Рождённые нищими, ведь почитай весь XV век Северо-восток «воровал» против Москвы.
Земли по Унже и Ветлуге до начала XVII века были черносошенными, т.е. государевыми. А можно сказать, что и ясачными. Это косвенное подтверждение их недавнего присоединения. Та же картина была у вятских мари и мордвы правобережья Волги. Только во второй половине XVIII века их начали раздавать барам.
Таким образом, черносошенность/ясачность можно рассматривать как естественный фактор вхождения в опричнину – служилость.
В Костромской стороне земли за царём. Ярославль - стратегический пункт. Вологда, Ладога, Каргополь, Холмогоры - царские трофеи от Новгорода. Земли по Югу, Западу и в Центре Московии были давно розданы землевладельцам, а Север ещё не охватили. Видимо с этим было связано возвышение местных костромских (и не только) поместных дворян вроде Шестовых, и потеря позиций старыми княжескими родами вроде Писемских, служивших еще Галич-Мерьским князьям.
Плюс, еще один краеугольный момент, Опричнина на Севере и Северо-Востоке это контроль за пушным промыслом (московской нефтью средневековья), северной торговлей – Холмогоры (позднее Архангельск), над соляными производствами – Нерехта, Соль Галицкая, Сольвычегодск, Унежма, Кемская волость, торговыми путями на Камень (Урал) – Великий Устюг. Т.е. над денежными потоками, импортом/экспортом, экономикой.
"Великий стяг" Ивана Грозного 1560 года.
Итог.
Борьба XV-XVI вв., Опричнина, закрепощение, пообтрепали и отчасти распылили этническое ядро поздних заволжских, костромских меря. Одни общины вспоминали набеги татар/марийцев как нашествие чужаков. Другие гордились своей сопричастностью былой фронде. Многие ушли к марийцам на Ветлугу и Вятку. Другие стали боевыми холопам, государственными, затем владельческими крестьянами. В Заволжье подселялись другие пост-меряне от Кинешмы, Нерехты, Ярославля и других мест... Но многое всё же осталось, сохранилось, только рассыпанное как в калейдоскопе.
Собрать и понять эти отблески – наша, неординарная, задача.
Залесец.
|