Среда, 24.10.2018, 05:45 | Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость

Главная » 2011 » Декабрь » 18 » Персоналии. Лев Иванович Ошанин.
22:25
Персоналии. Лев Иванович Ошанин.


Памятник Ошанину в Рыбинске

Однажды Георгия Константиновича Жукова спросили, какие из песен военных лет особенно пришлись ему по душе? Прославленный маршал не затруднился с ответом. В числе трех  любимых мелодий он назвал проникновенную балладу «Дороги»:

Эх, дороги…
Пыль да туман,
Холода, тревоги,
Да степной бурьян…

Автор этих строк, поэт Лев Иванович Ошанин, родился в 1912 году в г. Рыбинске в семье наследных дворян. Именитый род Ошаниных происходит из Ростова Великого. С 14 века предки поэта служили князьям независимой от Москвы «половины» Ростова, при Иване Грозном воевали в Ливонии, при Петре I сражались в рядах лейб-гвардии…

Особенно интересен финно-угорский корень «Ош», лежащий в основе фамилии. В переводе он означает «белый». Очевидно, у мерян этот цвет носил элитный оттенок. Так, по легенде, река Которосль (близ Ростова) названа в честь мерянского вождя Котор-Оша.

Действительно, суффикс «ль» указывает на явную принадлежность названия имени собственному! В этом смысле фамилия «Ошанины» напоминает русскую «Князевы», также подразумевая некую связь с кругом «белого» повелителя.



Не менее примечательно название села Белогостицы, расположенного возле Ростова. По преданию, загадочным Белым Гостем был ни кто иной, как Синеус, брат Рюрика. Действительно, из своего стольного града Белоозеро он мог приплыть сюда лишь по Шексне, Волге и Которосли. И выбор места для княжеской ставки - в 3-х верстах от города - выглядит вполне логично. В белом шатре, не поступаясь «княжьей честью», Синеус мог ожидать на берегу для «поклона» вольнолюбивых мерян. Нельзя исключить, что среди них были и предки Ошаниных. Так, в прозвище «Ошаня» можно усматривать намек на близость к окружению «белого» правителя.

Во всяком случае, многие исследователи резонно подвергают сомнению сведения о венецианских корнях рода. Скорее, Ошанины были вовлечены в русло какой-то древней моды, пагубного российского заблуждения. Вот что пишут об этом феномене историки: «Родоначальник-иноземец становится объектом вожделения каждой аристократической семьи, и для отыскания такового применялись невероятные измышления и натяжки, подделка документов и т.п.».

В результате, при царе Федоре Алексеевиче, издавшем указ о составлении первой в России родословной книги, оказалось, что из 933 дворянских фамилий 804 значатся в ней, как происходящие от иностранцев: "из немец", "из свеев", "из фрягов", "из грек". Что, конечно, является полным абсурдом.


Герб ярославских дворян Ошаниных

Думается, не случайно в конце XIX в. Ошанины проявляли особый интерес к истории родного края. Так, исследователь мерянских древностей А.А. Титов в книге «Ростовский уезд» (Москва, 1885 г.) упоминает о «землевладельце Ошанине», как о собирателе и большом знатоке местных легенд и преданий. Очевидно, речь идет об Александре Михайловиче Ошанине (1829 – 1901), владельце усадьбы Ново-Ошанская Щадневской волости Ростовского уезда, действительном статском советнике, предводителе ростовского дворянства.  


Иван Александрович, отец поэта. Иван Александрович, отец поэта.

Судьба Льва Ошанина складывалась трудно, а зачастую трагично. В 1930-х о дворянском происхождении молодого поэта стало известно «органам» НКВД. Страшное кольцо сжималось все теснее: на работе запрашивали справки, сведения о родственниках. К счастью, в его окружении не оказалось подлецов, согласных написать ложный донос. Однако друзья посоветовали Ошанину срочно покинуть Москву. Трудовую биографию поэт продолжил на строительстве комбината в заполярном Хибиногорске.  

С первых дней Великой Отечественной войны Ошанин стремился попасть на фронт. Но все его заявления презрительно отклонялись. Стать военным корреспондентом Льву Ивановичу удалось лишь в 1944 году после вступления в Союз советских писателей. Большую помощь поэту оказал Леонид Пастернак. Да и вехи к тому времени сменились. Ведь сам Сталин  вдруг «вспомнил» о доблести предков с наследными титулами.       

Научные исследования о роде Ошаниных сегодня невозможно читать без волнения. На старых фотографиях предстают увенчанные орденами статские советники, военные,  врачи, агрономы, ученые. Вместе они создавали державу, неподвластную зловещим устремлениям ни каких врагов - от конницы Радзивила до черных танков Клейста. Удивительно, но впечатлениям созвучны известные строки Льва Ошанина из «Тревожной молодости».

Вне жестких  идеологических рамок они обретают совсем иной смысл:      

Забота у нас простая,
Забота наша такая:
Жила бы страна родная,
И нету других забот!          

Заметьте, жила бы не партия, не идея Ильича, а родная страна! Это сказано в 1950-х.        

Песни на стихи Ошанина стали подлинным национальным достоянием. Они и сегодня звучат в эфире: «Ехал я из Берлина», «Пусть всегда будет солнце», «Бирюсинка»,  «А у нас во дворе»… Среди них песня великая, всенародная. С огромной силой и глубиной отразились в ней мысли, судьбы и чаяния многих поколений мерян:     

Издалека долго
Течет река Волга,
Течет река Волга –
Конца и края нет…


Автор: Yaroslavetz (Metsa Kunnta. Ярославль)
Категория: Новости Мерянии | Просмотров: 3124 | Добавил: merja | Рейтинг: 5.0/2
СТАНЬ МЕРЯ!

ИНТЕРЕСНОЕ
ТЭГИ
мерянский Павел Травкин чашечник меря финно-угры чудь весь Merjamaa Меряния финно-угорский субстрат вепсы История Руси меряне суздаль владимир история марийцы мари Ростов Великий ростов Русь новгород экология славяне топонимика кострома КРИВИЧИ русские Язычество камень следовик камень чашечник синий камень этнофутуризм археология мурома Владимиро-Суздальская земля мерянский язык ономастика Ростовская земля балты городище финны Векса озеро Неро краеведение православие священные камни этнография общество Плёс дьяковцы Ивановская область регионализм культура идентитет искусство плес Дьяковская культура мещёра народное православие антропология Чухлома россия москва ярославль мифология вологда лингвистика Кологрив Ефим Честняков будущее Унжа вятичи Залесье волга нея Идентичность футуризм деревня туризм север мерянский этнофутуризм Древняя Русь шаманизм латвия русский север Галич Мерьский иваново капище Ярославская область Московия Языкознание скандинавы Европа магия Этногенез коми Кром Костромская область христианство
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 2470
На основании какой письменности восстанавливать язык Муромы?
Всего ответов: 1013
Статистика
Яндекс.Метрика