Святой Леонтий, епископ Ростовский проповедует язычникам Худ. Е.О. Моргун
Жителей языческого Мурома у нас принято называть "святогонами" за их упорное сопротивление христианскому крещению - но если нашу историю копнуть поглубже, понимаешь, что не мурома, а ростовские меря были наиболее упорны в вере своих предков.
Первых епископов, Федора и Илариона, меря встретили так "ласково", что преосвященные отцы попросту сбежали из негостеприимного города. Об этом пишет житие их преемника Леонтия, а Киево-Печерский Патерик называет Леонтия "первопрестольником" - то есть, видимо, первые епископы толком и не вступали в руководство новой Ростовской епархией. За Федором и Иларионом последовали другие.
О них мы расскажем по порядку...
Первых епископов, Федора и Илариона, меря встретили так "ласково", что преосвященные отцы попросту сбежали из негостеприимного города. Об этом пишет житие их преемника Леонтия, а Киево-Печерский Патерик называет Леонтия "первопрестольником" - то есть, видимо, первые епископы толком и не вступали в руководство новой Ростовской епархией. За Федором и Иларионом последовали другие.
О них мы расскажем по порядку...
Епископ Ростовский Леонтий
Леонтий (умер не позже 1077) — епископ Ростовский и Суздальский (не позже 1051 — не позже 1077). В Ростове святитель Леонтий оказался одиноким борцом за христианскую веру, так как Ростов, по смерти святого Бориса Владимировича, долго не имел собственных князей, и хотя в 1054 году, по смерти Ярослава Мудрого, через три года по прибытии св. Леонтия в Ростов, последний достался в удел сыну Ярослава Всеволоду, но Всеволод жил во всё время княжения в Переяславле Киевском или в самом Киеве.
В «Летописи ростовских архиереев» сказано, что святитель Леонтий Ростовский, бывший одним из первых ростовских епископов, прибыл в Ростов около 1051 года. В Ростовской земле, населенной в то время не познавшими еще русского крещения чудскими племенами - мерей и вепсами, святитель Леонтий встретил жестокое сопротивление язычников, изгнавших двух его предшественников — епископов Феодора и Илариона. Князь Борис Владимирович, много помогавший святителям в распространении христианства в среде финнов, был убит еще в 1015 г., и, приехав на свою Ростовскую кафедру, святитель Леонтий оказался одиноким борцом. Он поселился при соборном храме и прежде всего занялся просвещением клириков. Сохранились послания его к ним.
Невзирая на постоянную опасность, свт. Леонтий ревностно обращал ко Христу мерянское население.
Однажды он был избит язычниками и изгнан из города, однако не оставил вверенной ему духовной паствы и поселился недалеко от Ростова, у ручья Брутовщины, где построил небольшой храм Архистратига Михаила. К святителю стали приходить дети местных жителей, привлеченные его духовной добротой. Он привлекал их к себе, угощая кутьей, то есть вареной пшеницей с медом, и в то же время обучал их началам Христовой веры и потом крестил. Вскоре и взрослое население потянулось к благодатному архипастырю и также принимало святое Крещение.
По некоторым сведениям Леонтий кроме греческого языка хорошо знал мерянский язык и переводил на него христианские тексты.
Но неприязнь местного населения к просветителю росла. В 1073 г. он был убит язычниками по указанию арбуев (волхвов).
В «Летописи ростовских архиереев» сказано, что святитель Леонтий Ростовский, бывший одним из первых ростовских епископов, прибыл в Ростов около 1051 года. В Ростовской земле, населенной в то время не познавшими еще русского крещения чудскими племенами - мерей и вепсами, святитель Леонтий встретил жестокое сопротивление язычников, изгнавших двух его предшественников — епископов Феодора и Илариона. Князь Борис Владимирович, много помогавший святителям в распространении христианства в среде финнов, был убит еще в 1015 г., и, приехав на свою Ростовскую кафедру, святитель Леонтий оказался одиноким борцом. Он поселился при соборном храме и прежде всего занялся просвещением клириков. Сохранились послания его к ним.
Невзирая на постоянную опасность, свт. Леонтий ревностно обращал ко Христу мерянское население.
Однажды он был избит язычниками и изгнан из города, однако не оставил вверенной ему духовной паствы и поселился недалеко от Ростова, у ручья Брутовщины, где построил небольшой храм Архистратига Михаила. К святителю стали приходить дети местных жителей, привлеченные его духовной добротой. Он привлекал их к себе, угощая кутьей, то есть вареной пшеницей с медом, и в то же время обучал их началам Христовой веры и потом крестил. Вскоре и взрослое население потянулось к благодатному архипастырю и также принимало святое Крещение.
По некоторым сведениям Леонтий кроме греческого языка хорошо знал мерянский язык и переводил на него христианские тексты.
Но неприязнь местного населения к просветителю росла. В 1073 г. он был убит язычниками по указанию арбуев (волхвов).
Язычники-ростовчане идут убивать св. Леонтия
клеймо иконы «Леонтий Ростовский с житием в 24 клеймах», 1677
клеймо иконы «Леонтий Ростовский с житием в 24 клеймах», 1677
Епископ Ростовский Исайя
(умер 15 мая 1090), преподобный, причислен к лику святых, ученик Феодосия Печерского, епископ Ростовский и Суздальский, не позднее 1077 года занял епископскую кафедру, после убийства народом епископа Леонтия. Прославился насаждением христианства в Ростовско-Суздальской земле, населенной в основном неславянскими племенами, которая во времена Исайи еще только начала подвергаться христианизации, проходившей с немалыми трудностями: предшественник Исайи епископ Леонтий был убит.
Киево-Печерский патерик, сборник рассказов об основании Киево-Печерского монастыря и житий его первых насельников, повествует о деяниях Исайи чудотворца:
«Когда отошел к Богу блаженный Леонтий чудотворец, епископ Ростовский, преподобный игумен Исаия судом Божиим и общим избранием поставлен был во епископа Ростовского. Приняв такой великий сан, он перешел на свой престол в богохранимый город Ростов, и видя там своих свирепеющих овец, то есть новокрещенных людей, не утвержденных еще твердо в вере, содрогался сердцем, помышляя, что должен дать за них ответ в день суда Начальнику пастырей Иисусу. Итак, с опасением приступил он к пастырским трудам, уча и моля Христоименитое стадо быть «утвержденным в вере и подражать жизнью Христу».
Обходил он и другие города и селения в Ростовской и Суздальской областях, распаляемый рвением к благочестию. И где находил идолов и капище, разорял их и предавал огню, а людей учил и наставлял веровать православно...
Само собой епископ Исайя предавал "бесовские мольбища" огню и топору не в одиночку, епископская власть в то время подразумевала наличие вооруженной силы - дружины. Но труды Исайи пропали втуне - после его смерти, происшедшей около 1090 г., ростовскую епископскую кафедру закрыли вплоть до середины XII века - слишком велико было сопротивление и недовольство меря.
Свидетельство патерика ценно еще и другим - известием о наличии и открытом функционировании в Ростовско-Суздальской земле языческих требищ в конце ХI века, спустя столетие после того, как Владимир в славянской части Киевской державы повелѣ кумиры испроврещи, овы исѣщи, а другыя огньви предати.
Преподобный Авраамий Ростовский
(в миру — Аверкий; ум. 29 октября между 1173 и 1177 гг.) — святой Русской Церкви, подвизавшийся в Ростове, в середине XII века. Его Житие, среди прочего, описывает сокрушение им идола "Велеса" в "Чудском" конце Ростова и основание на том месте Богоявленского монастыря. Сведения о жизни Авраамия до его появления в Ростове содержатся лишь в поздних редакциях его Жития и носят, по-видимому, чисто легендарный характер. Так, рассказывается, будто святой родился в "пределах Галицких", в чудском городе Чухломе; в течение восемнадцати лет не мог ходить, будучи прикован к постели. Случилось в его доме быть неким благочестивым новгородцам; они рассказали ему о вере Христовой и о чудесах, творимых именем Господа, и он уверовал.
Итак, Житие преподобного Авраамия Ростовского, памятник средневековой агиографичекой литературы:
Видев же преподобный ту близ прелесть идольскую сущу, в нечестивых душах единаче растущу, не убо бе еще прияли святое крещение, но Чюцкий (Чудской) конец бяше, и покланяхуся идолу Велесу каменну, омрачени бо сердца их деянием бесовским. Бе же во идоле бесу злу живущу и страшилища злы и мечты творяща своим омрачением, яко близ его никтоже возможе путем тем ходити, аще пад не поклонится ему. Преподобный же Авраамий, видев сицевую злую прелесть в несмысленных человецех. И огорчися духом зело, и возревновав по Господе Бозе Вседержители, якоже древле пророк Илия.
Как видно, не взирая на наличие предыдущих епископов, Ростов, в начале ХI века совсем не был средоточием христиан и подавляющее большинство людей (если не все) оставались язычниками. Например весь "Чудской" конец города (часть города по левую сторону дороги из Ярославля) открыто поклонялся каменному кумиру "Велеса". Примечательно, что христиане не отваживались проходить вблизи мольбища - видимо их оттуда прогоняли.
Преподобный пастырь Авраамий, живя на лоне мерянской природы, так молился своему богу:
...даждь ми силу и благодать Святаго Твоего Духа, еже разорити многокозненнаго и страстнаго сего идола Велеса, и настави сия прельщенныя человеки, еже творити волю Твою святую. И ста рек, и по молитве тщашеся жилище бесовское разорити, и не можаше. Не дадяше бо ему окаянный ни близ себе приступити пособием сатаниным с велиаром и с тлею своею. Преподобный же Авраамий недоумеваяся о сем и седяше, скорбя зело и помышляя в себе, како бы ему одолети злаго сего окаяннаго идола Велеса силою Христа Бога моего.
Молился и постился Авраамий, и видимо впав в провидческий сон узрел в нем образ старца посоветовавшего ему для утоления печали прогуляться ни много ни мало... до Царьграда, и преподобный отважно пустился в путь...Пройдя три поприща и перейдя реку Ишню, Авраамий якобы встретил страшного мужа (в реале преподобный конечно спал), плешивого и бородатого, который выдал Авраамию посох увенчанный крестом.
Глагола ему той страшный муж: Возвратися, старче, и возми мою трость, и иди, отнеле же грядеши, и приступи ко идолу Велесу без возбранения, и избоди его сею тростию во имя Иоанна Богослова, и будет ти в прах окаянный. Преподобный же Авраамий приим трость у благообразна мужа. Той же муж невидим бысть. Преподобный же, страхом и радостию одержим, возвратися вспять, и прииде ко идолу Велесу без возбранения. И во имя Иоанна Богослова избоде его тростию. И бысть в прах окаянный, исчезе в пропасть, яко в бездну, и с каменем. Сие же место и доднесь ни древесы, ни камением, ничим же не наполнится. ...
И потом во второе время взем благословение у епископа и возгради церковь малу на том месте, идеже идола Велеса сокруши силою крестною, во имя святаго Богоявления Господня, и келлии поставив, и монахи призвав, печашеся ими, яко чадолюбивый отец чад своих, и сотвори обитель свою общину.
Житие свидетельствует о том, что новообращенные христиане разоряя мерянские мольбища и свергая кумиры, ставили на их местах церкви, что совсем не вызывало энтузиазм у мерянского населения города.
Федор, Леонтий, Исайя, Авраамий, полтора столетия они крестили меря в христианскую веру.
Против первого епископа грека Федора меря подняли вооруженное восстание - в итоге смиренный раб божий Феодо избеже из града. Следующий епископ Леонтий сначала был избит язычниками и изгнан из города, потом убит язычниками по указанию арбуев (волхвов). Исайя скончался в 1090-м году, ровно через сто лет после первых попыток Феодора войти в мерянский Ростов. Сразу же после его смерти - В се же лѣто волхвъ ӕвисѧ Ростовѣ. Иже вскорѣ погъıбе. Но и после него было не всё ладно. Во-первых, заступивший после него Ефрем управлял епархией только до 1119 года, а следующий епископ Аврамий Ростовский пришёл в Ростов только после смерти Ефрема в 1147. Сколько пребывало "стадо христово без пастыря", считайте сами.
Более того, за полвека жители Ростова исхитрились... забыть, где лежит гроб предыдущего епископа (а что случилось с теми, кто хоронили теми, кто был на похоронах?), и только в 1160 (!) году "мощи" Исайи были "обретены" при строительстве нового собора. Старый, где и был похоронен епископ, почему-то сгорел...
Вот такие были упрямые ростовские меря. Полтора столетия отлынивали от новой веры.
Итак, Житие преподобного Авраамия Ростовского, памятник средневековой агиографичекой литературы:
Видев же преподобный ту близ прелесть идольскую сущу, в нечестивых душах единаче растущу, не убо бе еще прияли святое крещение, но Чюцкий (Чудской) конец бяше, и покланяхуся идолу Велесу каменну, омрачени бо сердца их деянием бесовским. Бе же во идоле бесу злу живущу и страшилища злы и мечты творяща своим омрачением, яко близ его никтоже возможе путем тем ходити, аще пад не поклонится ему. Преподобный же Авраамий, видев сицевую злую прелесть в несмысленных человецех. И огорчися духом зело, и возревновав по Господе Бозе Вседержители, якоже древле пророк Илия.
Как видно, не взирая на наличие предыдущих епископов, Ростов, в начале ХI века совсем не был средоточием христиан и подавляющее большинство людей (если не все) оставались язычниками. Например весь "Чудской" конец города (часть города по левую сторону дороги из Ярославля) открыто поклонялся каменному кумиру "Велеса". Примечательно, что христиане не отваживались проходить вблизи мольбища - видимо их оттуда прогоняли.
Преподобный пастырь Авраамий, живя на лоне мерянской природы, так молился своему богу:
...даждь ми силу и благодать Святаго Твоего Духа, еже разорити многокозненнаго и страстнаго сего идола Велеса, и настави сия прельщенныя человеки, еже творити волю Твою святую. И ста рек, и по молитве тщашеся жилище бесовское разорити, и не можаше. Не дадяше бо ему окаянный ни близ себе приступити пособием сатаниным с велиаром и с тлею своею. Преподобный же Авраамий недоумеваяся о сем и седяше, скорбя зело и помышляя в себе, како бы ему одолети злаго сего окаяннаго идола Велеса силою Христа Бога моего.
Молился и постился Авраамий, и видимо впав в провидческий сон узрел в нем образ старца посоветовавшего ему для утоления печали прогуляться ни много ни мало... до Царьграда, и преподобный отважно пустился в путь...Пройдя три поприща и перейдя реку Ишню, Авраамий якобы встретил страшного мужа (в реале преподобный конечно спал), плешивого и бородатого, который выдал Авраамию посох увенчанный крестом.
Глагола ему той страшный муж: Возвратися, старче, и возми мою трость, и иди, отнеле же грядеши, и приступи ко идолу Велесу без возбранения, и избоди его сею тростию во имя Иоанна Богослова, и будет ти в прах окаянный. Преподобный же Авраамий приим трость у благообразна мужа. Той же муж невидим бысть. Преподобный же, страхом и радостию одержим, возвратися вспять, и прииде ко идолу Велесу без возбранения. И во имя Иоанна Богослова избоде его тростию. И бысть в прах окаянный, исчезе в пропасть, яко в бездну, и с каменем. Сие же место и доднесь ни древесы, ни камением, ничим же не наполнится. ...
И потом во второе время взем благословение у епископа и возгради церковь малу на том месте, идеже идола Велеса сокруши силою крестною, во имя святаго Богоявления Господня, и келлии поставив, и монахи призвав, печашеся ими, яко чадолюбивый отец чад своих, и сотвори обитель свою общину.
Житие свидетельствует о том, что новообращенные христиане разоряя мерянские мольбища и свергая кумиры, ставили на их местах церкви, что совсем не вызывало энтузиазм у мерянского населения города.
Федор, Леонтий, Исайя, Авраамий, полтора столетия они крестили меря в христианскую веру.
Против первого епископа грека Федора меря подняли вооруженное восстание - в итоге смиренный раб божий Феодо избеже из града. Следующий епископ Леонтий сначала был избит язычниками и изгнан из города, потом убит язычниками по указанию арбуев (волхвов). Исайя скончался в 1090-м году, ровно через сто лет после первых попыток Феодора войти в мерянский Ростов. Сразу же после его смерти - В се же лѣто волхвъ ӕвисѧ Ростовѣ. Иже вскорѣ погъıбе. Но и после него было не всё ладно. Во-первых, заступивший после него Ефрем управлял епархией только до 1119 года, а следующий епископ Аврамий Ростовский пришёл в Ростов только после смерти Ефрема в 1147. Сколько пребывало "стадо христово без пастыря", считайте сами.
Более того, за полвека жители Ростова исхитрились... забыть, где лежит гроб предыдущего епископа (а что случилось с теми, кто хоронили теми, кто был на похоронах?), и только в 1160 (!) году "мощи" Исайи были "обретены" при строительстве нового собора. Старый, где и был похоронен епископ, почему-то сгорел...
Вот такие были упрямые ростовские меря. Полтора столетия отлынивали от новой веры.