Пятница, 23.06.2017, 11:41 | Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость

Главная » 2010 » Сентябрь » 12 » Поездка на Кривандинский мегалитический комплекс
20:13
Поездка на Кривандинский мегалитический комплекс
http://www.merjamaa.ucoz.ru/kamni/krivandino/krivandino_10.jpg

В суботу 11 сентября, команда московских краеведов в составе [info]vepdui, [info]jahroma_man и
[info]merjanin посетила мегалитический комплекс в шатурском посёлке Кривандино.

http://www.merjamaa.ucoz.ru/kamni/krivandino/krivandino_1.jpg
Посёлок Кривандино

Существует распространенное мнение: название села Кривандино происходит от неканонического имени (прозвища) КРИ-ВАНДА - кривоногий, криворукий, криво­бокий, кривоглазый, может быть, криво­душный человек. Суффикс -да придает основе КРИВОЙ презрительное значение. Аналоги - балда, дурында, баланда.

http://www.merjamaa.ucoz.ru/kamni/krivandino/krivandino_2.jpg
Мировые Уточки на наличниках кривандинского дома.

Впер­вые "погост Кривандин" упоминается в Ус­тавной грамоте Ивана IV (1537). Однако сведений о носителе личного имени Кри-ванда у историков нет, он лишь предпо­лагается. Часто встречается и местное произ­ношение топонима: Кривалдино. Известно, что в средние века здешние леса заселяли представители финского народа Мещёра, по этому вполне можно допустить финнское происхождение интересующего нас топонима, от волжско-финнского валдо - светлый (прибалто-финнский - валькя). Название скорее всего связано с характеристикой водной среды(реки) у которой находилось поселение. В пользу этой версии говорит и название мещёрского озера Валдеево.

http://www.merjamaa.ucoz.ru/kamni/krivandino/krivandino_3.jpg

http://www.merjamaa.ucoz.ru/kamni/krivandino/krivandino_4.jpg
Светлые берега реки Поли на которых стоит посёлок

Не так давно на территории Кривандино учёными и краеведами был выявлен памятник культурного наследия, уникальный для Подмосковья. Он представляет собой сооружение их крупных валунов в виде круга диаметром 9,5 м с группами таких же валунов по периферии сооружения. В общей сложности выявлено не менее 80 валунов весом около тонны каждый. Естественное происхождение подобного объекта исключается. Не удается однозначно их связать его с поздними архитектурными объектом - деревянной однопрестольной церковью которая была построена в селе в конце XVIII века  на средства М. Григорьева. (Церковь была разрушена в 30-ых годах 20 го века.)

http://www.merjamaa.ucoz.ru/kamni/krivandino/krivandino_8.jpg

Камни покрыты мхом и частично дерном, что также говорит о большой древности. Один из камней смещен могилой 18 в., и, таким образом, предшествует кладбищу. Валуны выложены в определенном порядке.

Подобное сооружение относится к категории мегалитических. Наиболее вероятно оно относится к эпохе бронзы, когда мегалитические сооружения появляются в разных регионах Европы. Функционально оно могло представлять собой святилище культа, имеющего астрономический аспект. Подобное функционирование предполагается и для иных мегалитических объектов.

http://www.merjamaa.ucoz.ru/kamni/krivandino/krivandino_9.jpg

Кандидат исторических наук, археолог В. В. Сидоров предположил, что эти валуны – мегалитическое ритуальное сооружение, не имеющее аналогов в Московской области. Известные в России и встречающиеся на Кавказе в Краснодарском крае мегалиты типа «дольмены» представляли изначально родовые святилища, а позднее места погребения (по предположению археологов, относятся к 4-му тысячелетию до новой эры). Каков возраст Кривандинских мегалитов, можно установить лишь после археологических исследований. У археологов возникло и другое предположение. Поскольку камни лежат по радиусу, то это сооружение, возможно, представляет храм с календарным циклом, поэтому можно будет этот объект назвать «Древнейший храм Центральной России». Если в результате археологических исследований это предположение подтвердится, то можно будет считать, что этот храм единственный в Центральной России.

http://www.merjamaa.ucoz.ru/kamni/krivandino/krivandino_12.jpg

Полное представление о сооружении может быть получено после расчистки от дерна всего сооружения. Археологическое исследование его могло иметь целью получение средств датирования объекта и уточнения характера его функционирования.

http://www.merjamaa.ucoz.ru/kamni/krivandino/krivandino_11.jpg

Объектов, столь наглядно показывающих детали мировоззрения первобытного человека, его интерес к освоению Вселенной, не так уж много в мире. Так что памятник имеет исключительное значение.

В расчищенном виде, с поясняющими стендами, он станет уникальным экскурсионным объектом, имеющим высокую культурно-историческую ценность.

На последок пара этюдов камней и карта их расположения выполненные краеведом В. Д. Барсковым

Кривандинские мегалиты / В.П.Барсков

Кривандинские мегалиты / В.П.Барсков

схема святилища

http://www.shaturyane.ru/images/651a.jpg

PS: Пара снимков кривандинского леса

http://www.merjamaa.ucoz.ru/kamni/krivandino/krivandino_14.jpg

http://www.merjamaa.ucoz.ru/kamni/krivandino/krivandino_15.jpg

http://www.merjamaa.ucoz.ru/kamni/krivandino/krivandino_13.jpg

http://www.merjamaa.ucoz.ru/kamni/krivandino/krivandino_16.jpg

http://www.merjamaa.ucoz.ru/kamni/krivandino/krivandino_17.jpg
Категория: Новости Мерянии | Просмотров: 2207 | Добавил: merja | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 4
avatar
0
4
Поклонный крест - это интересно, там повязывают ленты? вешают предметы одежды?

Дьяковская культура - это всё же более поздний железный век, а не бронзовый...

avatar
0
3
Эколог, почитанием пользуется, в начале сентября там поставили поклонный крест. Финно-угры обитали в тех местах. Дьяковская культура.
avatar
0
2
Правда сомнительно, чтобы в эпоху бронзы в этих районах обитали финно-угры...
avatar
0
1
Очень интересно! Спасибо, всё хочу устроить экспедицию по вашим следам :)
А среди современных обитателей этих мест данный комплекс не пользуется никаким почитанием?
avatar
СТАНЬ МЕРЯ!
ИНТЕРЕСНОЕ
ТЭГИ
мерянский Павел Травкин чашечник меря финно-угры чудь весь Merjamaa финно-угорский субстрат Меряния вепсы История Руси суздаль владимир меряне история марийцы Ростов Великий ростов Русь новгород экология славяне топонимика кострома КРИВИЧИ русские Язычество камень следовик камень чашечник синий камень этнофутуризм археология мурома Владимиро-Суздальская земля мерянский язык ономастика Ростовская земля балты городище финны Векса краеведение православие священные камни этнография общество Плёс дьяковцы Ивановская область регионализм культура идентитет искусство мещёра народное православие антропология россия Чухлома москва ярославль мифология вологда лингвистика Кологрив Ефим Честняков будущее Унжа вятичи Залесье волга Идентичность футуризм Унорож деревня север мерянский этнофутуризм Древняя Русь латвия русский север сакрум Галич Мерьский Верхнее Поволжье иваново капище новгородцы Ярославская область Московия скандинавы Северо-Восточная Русь Белоозеро мордва Залесская земля мерянский мир Европа Андрей Боголюбский великороссы Вологодская область Костромская область христианство
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 2301
На основании какой письменности восстанавливать язык Муромы?
Всего ответов: 865
Статистика
Яндекс.Метрика