Четверг, 28.03.2024, 18:09 | Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость

Главная » 2011 » Май » 2 » Потаённая меря. Судиславль. История и современная антропология.
00:43
Потаённая меря. Судиславль. История и современная антропология.

Город Судиславль находится в 57 километрах от Костромы почти строго на восток по дороге в Галич: от него до Галича еще около семидесяти километров. Судиславль стоит на реке Корба, впадающей в Андобу, которая в свою очередь течет в реку Кострому. Андоба впадает в Кострому в районе Красного Бора и села Пустынь чуть выше тех костромских разливов, в которых дед Мазай (Его имя от мерянского слова мазый - красивый) спасал когда-то зайцев. Окрест Судиславля раскидан целый куст селений с звучными финнскими именами: Колшево, Кокуево, Корба, Меза, Кусенево, Актанаево, Тагаево, Кулеберово, Халезово. Текут реки: Андоба, Пуга, Кохталга, Вандыш(ево), Тома, Мера, Сендега. Все эти финно-угорские названия напоминают нам о недалёких временах, когда здесь жили ещё не русифицированные предки современных судиславцев.

Сейчас Судиславль считается поселком городского типа. Его население не превышает шести тысяч человек. Тысячу лет назад сюда попадали, скорее всего, водным путем - реки в то время были полноводнее чем сейчас. Станция Судиславль железной дороги Кострома-Киров, вернее, отрезка Кострома-Киров Транссибирской магистрали, находится в пяти километрах к северу от города. В древности Судиславль был одним из исторических и географических центромв мери. По мимо мери в этих местах жила чудь. 

Средневековый Судиславль - это северная крепость на границах Московского государства. Первое письменное упоминание о Судиславле содержится в солигаличском Воскресенском летописце. В 1360 году при Судиславле отмечено крупное сражение дружин галичского и костромского князей. Близ Судиславля находилась вотчина одного из участников Куликовской битвы боярина Сабура. В 1550 году город назван в Судебнике Ивана Грозного, а позднее - в его завещании. Под Судиславлем получали поместья царские опричники. По всей вероятности, судиславский кремль той поры, как и многие другие московские северные крепости, возвел военный инженер Выротков: сразу за посадом на холме в селе Баран находилась его усадьба. Кремль с деревянными стенами, башнями и храмами стоял на высокой горе, окруженный валами и рвом. Со стен глядели пушки. Имелись подземные ходы. Вокруг простирались топкие болота. Административно к Судиславлю относились обширные территории - сотни сел и деревень. В Судиславскую осаду входили три вотчины бояр Романовых - Домнинская, Зогзинская, Плещеевская. 

Путешественники и писатели прошлого отмечали необычайное обилие дворянских усадеб под Судиславлем. До наших дней сохранились усадьбы Шишкино, Следово, Долматово, Жирославка, Бохино, Зиновьево, Поникарпово, Медведки, Савино. В Зиновьеве сохранились великолепный парк, пруды, каменный дом XVIII века. В усадьбе жили приятельница Пушкина поэтесса Анна Готовцева, поэтесса Юлия Жадовская, известный крепостной художник Поляков, комендант Москвы П.П.Корнилов. В Долматове отбывал ссылку генерал А.П.Ермолов. Бохино связано с именем сенатора и историка Куломзина. В наше время замечательно отреставрирована усадьба Следово. Некогда владелец Следова генерал Карцев прославился созданием в Костроме первого крепостного театра. В Медведках жили дворяне Бартеневы - фамилия, давшая России адмирала, известного издателя, архитектора Триумфальных ворот в Москве, лучшего историка Московского Кремля. Историю усадьбы Шишкино, принадлежавшую Павлу Воиновичу Нащокину, описал Пушкин ("Записки Нащокина"). Из нащокинского архива Пушкин взял материал и для "Арапа Петра Великого". Сосед Нащокиных Илья Аристов стал прототипом Гринева в "Капитанской дочке". Скандальное же венчание в судиславльском селе Ильинском родственницы Лермонтова с итальянцем легло в основу сюжета повести А.С.Пушкина "Метель". 

В XVIII-XIX веках Судиславль был одним из крупных центров старообрядчества. Одним из наиболее известных приверженцев старой веры того времени был купец Н.А. Папулин. Он слыл "едва ли не главным собирателем и торговцем древними иконами", всю свою жизнь прожил в родном Судиславле, много жертвовал на благотворительные дела, благодаря чему власти закрывали глаза на нарушение им закона, направленного против старообрядцев. Долгое время попытки привлечь Папулина к судебной ответственности оказывались безуспешными, но в 1846 г. состоялся арест, принадлежавшая ему богадельня, на деле оказавшаяся старообрядческим монастырем на окраине Судиславля, была опечатана, причем было найдено значительное количество старопечатных и рукописных книг, древние иконы и различные предметы, используемые при богослужении. Приказ общественного призрения, к которому переходило здание богадельни, положило передать такого рода имущество костромской духовной консистории, "которая может или раздать их по своему усмотрения для употребления при монастырях или церквах единоверческих, или уничтожить вовсе, как могущие быть употребляемы токмо по обрядам староверческим". 

Удалось найти список книг, старопечатных и рукописных, поступивших в консисторию "при указе от 30 сентября 1847 г. от сектанта Папулина", среди них упомянута и Библия острожской печати. На списке - пометка: "для хранения в ризнице Ипатьевского монастыря". Список изъятых икон не сохранился, но некоторые предметы мелкой пластики из фондов Костромского музея-заповедника в учетной документации обозначены как поступившие "от Папулина". В рукописной части фондов с такой же пометкой сохранилась "Опись различным Иконам и церковной утвари, пожертвованных баронами Александром Григоревичем с Братьями Строгановыми в разные храмы". Возможно, что список использовался Папулиным для целенаправленного поиска и приобретения икон строгановского письма, самой громкой из покупок стало приобретение в Сольвычегодском соборе около 1350 икон. Все это, конечно, следы той части собрания Н.А. Папулина, которую консистория решила сохранить. Куда делись остальные книги, иконы и т.п. установить не удалось. Сам он кончил жизнь в качестве заточника Соловецкой монастырской тюрьмы, так и не отказавшись от своей веры. 

В XVIII-XIX вв. также бурно развивалась промышленность: полотняные, кожевенные, табачные, деревообрабатывающие предприятия. Но наиболее популярным был грибной промысел. Судиславль - чрезвычайно грибное место. Продажа грибов приносила колоссальные доходы местным купцам, продукты сельского хозяйства вывозились в столицы. С начала июля, когда начинался обычно сбор грибов, в селах вокруг Судиславля нельзя было сыскать живой души, потому что местные жители, заколотив дома, уходили на грибные заработки в лес. К этому времени сюда из столичных городов являлись скупщики. На опушках лесов разбивались целые лагеря, устанавливались огромные котлы, в которых варили и мариновали грибы. Как отмечали современники, в грибных местах вряд ли можно найти более выгодный промысел. Ведь даже небольшая семья за две-три недели сбора зарабатывала не менее полтораста рублей - сумму, весьма немалую для крестьянского обихода. 

Мерянские наличники с фигурой Богини Матери и драконами

Промышленный и торговый подъем второй половины XIX века был связан с деятельностью купца Третьякова. От того времени до нас дошли кварталы купеческих особняков в стиле классицизма и модерна, торговые ряды. Более древние здания и сооружения - Владимирская церковь, каменный замок, подземные ходы утрачены. 

Сейчас Судиславль переживает период упадка и разрухи, как и все малые, да и многие большие города демократической России, кроме Москвы, да еще десятка-двух счастливцев, имеющих отношение к доходам от нефти и газа. Главная беда здесь - отопление. Промышленности в городе почти нет, а следовательно, нет и поступлений в городской бюджет. Ремонтировать сложное тепловое, водопроводное и канализационное хозяйство не на что: средств не хватает, чтобы платить зарплату учителям, врачам и другим бюджетникам. Кострома же может помочь своим малым городам может только из тех скудных средств, которые в виде дотаций, субсидий и субвенций поступают из Москвы, но путь этих средств как и везде в России сложен и извилист до чрезвычайности, а их усушка и утряска по пути значительна. В итоге мы имеем то что имеем... 

По материалам Чуксина Н.Я  

Категория: Новости Мерянии | Просмотров: 361 | Добавил: Yalo | Рейтинг: 0.0/0
СТАНЬ МЕРЯ!

ИНТЕРЕСНОЕ
ТЭГИ
мерянский Павел Травкин чашечник меря финно-угры чудь весь Merjamaa Меряния финно-угорский субстрат вепсы История Руси меряне суздаль владимир история марийцы мари Ветлуга Ростов Великий ростов новгород Русь экология славяне топонимика кострома КРИВИЧИ русские Язычество камень следовик синий камень камень чашечник сакральные камни этнофутуризм археология мурома Владимиро-Суздальская земля мерянский язык ономастика Ростовская земля балты финны городище Векса озеро Неро краеведение православие священные камни этнография святой источник общество Плёс дьяковцы Ивановская область регионализм культура идентитет искусство плес ингрия антропология россия москва ярославль мифология вологда лингвистика Марий Эл будущее Унжа вятичи Залесье волга поэзия нея галич деревня туризм север мерянский этнофутуризм Древняя Русь шаманизм латвия русский север иваново буй капище Ярославская область Языкознание реконструкция скандинавы средневековье Европа магия Этногенез коми старообрядцы Костромская область христианство
Статистика
Яндекс.Метрика