Среда, 24.04.2019, 02:59 | Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость

Главная » 2019 » Март » 19 » Пучкасы да Мучкасы
11:26
Пучкасы да Мучкасы

Сухона – одна из немногих рек в России, у которых есть два истока. Как известно, кроме основного русла, вытекающего из Кубенского озера близ Святой Луки, у Сухоны имеется и второй исток под названием Большой Пучкас, выходящий из озера недалеко от села Кубенского в Вологодском районе. Попетляв по заболоченной низине, Большой Пучкас как бы нехотя поворачивает в сторону Сухоны и соединяется с ней около деревни Шера. Происхождение последнего топонима связано с древним финно-угорским термином, известным как «сара» или «шера» в значении «развилина, разделение реки на два русла». Таким образом, даже в древности Большой Пучкас считался не самостоятельной рекой, а лишь одним из двух истоков Сухоны.

Если есть Большой Пучкас, то где-то должен быть и Малый? И в самом деле, речка Малый Пучкас вытекает из озера рядом с Большим Пучкасом, с которым она связана несколькими протоками, а потом и вовсе сливается с ним. А ведь ещё есть река Пучка, пересекающая дорогу на Кириллов посредине между сёлами Кубенским и Новленским. В старинных документах можно отыскать такие слова: «Сельцо Пучка на реке на Пучкасе», то есть, и современная Пучка прежде тоже была Пучкасом! На Присухонской низине мы найдёт уже целую россыпь других Пучкасов – Шуйский Пучкас, Ивановский Пучкас, а народный географический термин «пучкас» применяется для обозначения вообще всех проток и рукавов в верховьях Сухоны.

Ясно, что слово «пучкас» не русское, а было заимствовано когда-то у финно-угорских аборигенов нашего края. Мнения учёных о происхождении этого речного термина разделились. Одни сравнивали его с вепсским словом «питкач» – «долгий, продолговатый». Сами вепсы близ Вологды никогда не жили, но здесь обитал чудской народ, язык которого был родственным вепсскому. От чуди русские и могли перенять этот термин в значении «долгое, окружное русло реки». Однако, порядок согласных в «питкаче» отличается от «пучкаса».

Второе мнение связывало термин «пучкас» с саамским (лопарским) словом «пиецкас», что означает «крутой, обрывистый». Тогда, может быть, все Пучкасы названы так из-за природной особенности их берегов? Но, как раз наоборот, обрывистые берега на Пучкасах встречатся редко, ведь они протекают по заболоченным низинам. Поэтому лопарскую версию можно тоже отодвинуть в сторону.

В научной литературе была ещё попытка сравнить топоним Пучкас с древним финно-угорским термином «потша» в значении «залив, протока, старица, заболоченный берег реки». Все эти значения как нельзя лучше подходят к описанию географических характеристик «пучкасов», но из термина «потша» на Русском Севере возникли такие названия, как Поца, Поча, Почега, Пучега – все без сочетания согласных «чк»! Значит, и эта версия имеет свой изъян…

Интересно, что похожее название реки Пучкома обнаруживается очень далеко от верховьев Сухоны – в республике Коми. Местные лингвисты пытались толковать топоним Пучкома от коми слова «путшкыны» – «сучить, вить пряжу», посчитав название реки метафорой в значении «извилистая». Но народ коми (зыряне) появились на берегах Пучкомы довольно поздно, когда её название уже существовало, а на Присухонской низине предки коми вообще никогда не жили. Таким образом, и это предположение не выдерживает критики!

Но в Удорском районе Коми имеется ещё деревня с похожим названием Мучкас, а у нас Мучкасом называется одна из проток в дельте реки Кубены, ниже села Устье-Кубенское. Что это? Вариант топонима Пучкас или особое название, никак с «пучкасами» не связанное? Давайте разбираться. Мучкасом деревню называют русские жители, а коми именуют её Мутьдин, так как рядом с ней в Мезень впадает река Мудзью. «Ю» на языке коми – «река», а «дин» – «устье»; следовательно, Мутьдин – это «Устье реки Мудзь». Впрочем, что такое «мудзь» коми объяснить не могут. Более того, в грамоте от 1485 года река Мудьз была записана, как Муча! А это значит, что зыряне, как и русские лишь позаимствовали этот топоним у более раннего народа, проживавшего на таёжных просторах от Вологды до Печоры.

Учёный топонимист из Екатеринбурга А.К. Матвеев восстановил древнее уральское слово «мучка» в значении «извилина, излучина», которое как нельзя лучше объясняет происхождение названий рек Муча и Мучкас, характерной особенностью которых является сильное петляние их русел. Александр Константинович нашёл и другую древнюю праформу «пучке» – «полый стебель растения», которое в речном термине «пучкас» стало обозначать такие протоки от главного русла, куда уходила «лишняя» или «полая» вода во время весенних разливов.

Следовательно, Пучкасы и Мучкасы возникли очень давно, более тысячи лет назад, в железном веке, когда на Севере жил народ, говоривший на древнем уральском языке, из которого позже возникли все финно-угорские языки.

Александр Кузнецов. Вологда

PS. МЕРЯНСКИЙ ПУЧКАС И КУБЕНСКОЕ ОЗЕРО

Академик А. К. Матвеев в своей работе "К проблеме расселения летописной мери" писал:

"Значительный мерянский центр был, на восточном берегу Кубенского озера близ устья Кубены и истока Сухоны.

Кроме названий Синий камень, Вёкса, Вохтоболка, Нёнбал, здесь находим еще такие наименования, как:

= река Кубена и озеро Кубенское - (ср. марийск. куп "болото", купан "болотистый": берега Кубенского озера сильно заболочены),

= Туровские горы (марийск. тўр "край", ср. куп тўр "край болота": горы тянутся вдоль Кубенского озера, окаймляя с северо-востока его болотистые берега),

= проток Пельма (марийск. пел, пеле "половина": этот проток делит на две части дельту Кубены),

= наконец, многочисленные протоки с названием Пучкас, причем известен и географический термин пучкас "проток", "пролив" (марийск. пуч "ствол", "стебель", "труба", фин. putki "труба", "ствол", морд. почко "цевка", "стержень" [25]; ср. семантически точное соответствие в русском языке: труба "дудка", "кишка", "рукав", "проток", "ствол", речная труба "русло меженное" [26]; ср. также русское диалектное пучка "растение борщевник", которое возводится к финно-угорским источникам.

Хотя эти данные во многом предварительны, уже сейчас возникают новые вопросы.

Наиболее важный:

1 ) появилось ли северомерянское население между Кубенским озером и Устьей в результате поздней миграции или образует северную периферию собственно мерянской популяции?

Этот вопрос вряд ли относится, однако, к мерянскому населению в бассейне средней Устьи, по-видимому, связанному с довольно поздним переселением, а также к явно мерянским названиям крайнего юга Вологодской области, которые являются органичным продолжением собственно мерянской топонимии Ярославско-Костромского Поволжья: ср. название куста деревень Леждом (Грязовецкий район Вологодской области) в верховьях реки Лежа (из *Лежедом, т. е. "Лежская волость", или "Лежское село", если мерянский топоформант -едом, -одом действительно имеет это значение) и наименования ближайших населенных пунктов ИМЗ (Тюхтедомово, Шушкодом и др.)."

Автор: А. К. Матвеев. К проблеме расселения летописной мери.
Источник: (Известия Уральского государственного университета. - Екатеринбург, 1997. - № 7. - С. 5-17)

Категория: Новости Мерянии | Просмотров: 432 | Добавил: merjanyn | Теги: мерянский язык, меряне, меря, финно-угры, Вологодская область, Кубенское озеро | Рейтинг: 5.0/5
СТАНЬ МЕРЯ!

ИНТЕРЕСНОЕ
ТЭГИ
мерянский Павел Травкин чашечник меря финно-угры чудь весь Merjamaa Меряния финно-угорский субстрат вепсы История Руси меряне суздаль владимир история марийцы мари Ростов Великий ростов Русь новгород экология славяне топонимика кострома КРИВИЧИ русские Язычество камень следовик камень чашечник синий камень сакральные камни этнофутуризм археология мурома Владимиро-Суздальская земля мерянский язык ономастика Ростовская земля балты городище финны Векса озеро Неро краеведение православие священные камни этнография общество Плёс дьяковцы Ивановская область регионализм культура идентитет искусство плес Дьяковская культура мещёра народное православие антропология Чухлома россия москва ярославль мифология вологда лингвистика Кологрив Ефим Честняков будущее Унжа вятичи Залесье волга нея Идентичность деревня туризм север мерянский этнофутуризм Древняя Русь шаманизм латвия русский север Галич Мерьский иваново капище Ярославская область Московия Языкознание скандинавы Европа магия Этногенез коми Кром Костромская область христианство
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 2541
На основании какой письменности восстанавливать язык Муромы?
Всего ответов: 1068
Статистика
Яндекс.Метрика